Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Зигфрид Гидион
Пространство, время, архитектура


ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Труд Зигфрида Гидиона (1897-1964) посвящен почти исключительно истории архитектуры и градостроительства Западной Европы и США - ее истокам, становлению, отдельным мастерам и школам, периодам расцвета и упадка вплоть до анализа современного состояния и прогнозов на будущее.

Считая себя, по-видимому, профессионально некомпетентным в истории русской архитектуры, автор не затрагивает проблем ее развития. Крайне скупы по другим причинам, о чем мы скажем ниже, его комментарии, относящиеся к советской архитектуре и градостроительству.

В чем же главная отличительная черта книги "Пространство, время, архитектура", конечно, не случайно выдержавшей несколько дополненных переизданий на многих языках мира?

Думается, что значительность книги Зигфрида Гидиона заключается прежде всего в сознательном стремлении глубоко эрудированного автора путем творческого анализа богатейшего архитектурного наследия, опыта развития конструктивного и художественного мышления обнаружить те принципы и тенденции, которым суждено, по мысли исследователя, вдохнуть новую жизнь в архитектуру Запада и способствовать ее развитию в условиях современного научно-технического прогресса.

Именно этот творческий, во многом, несомненно, субъективный и спорный диалог прошлого и настоящего, сопровождаемый подбором иллюстраций, библиографических справок, комментариев современников, превращает чтение книги в подлинно захватывающее путешествие по стране архитектуры.

Путешествие по страницам книги, критическое освоение представленного в ней материала, разумеется, далеко не простое занятие и требует серьезной профессиональной и общетеоретической подготовки.

Лучшие разделы книги (к ним, на наш взгляд, следует в первую очередь отнести часть V - "Развитие американской архитектуры") отличаются чрезвычайно высокой для буржуазной историографии степенью комплексности научного анализа, учитывающего многообразие взаимосвязей, вытекающих из специфики экономики США на разных ступенях ее развития, проблемы технического прогресса, особенно в области строительства и инженерного оборудования зданий, влияние европейских и чисто американских архитектурных и художественных школ на выработку основных направлений в архитектуре и градостроительстве. Не без основания такой известный специалист в области архитектуры США, как Луис Мамфорд, сравнивает Гидиона с крупнейшим буржуазным историком нашего времени А. Тойнби.

Значительный отпечаток на содержание книги и ее несомненную познавательную ценность наложила длительная - почти 20-летняя - деятельность Зигфрида Гидиона в качестве генерального секретаря CIAM (Congres Internationaux d'Architekture Moderne). Именно поэтому разделы, посвященные деятелям CIAM - Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, Гропиусу, Аалто вплоть до представителя "третьего поколения" Йорна Утцона - наполнены неповторимостью личных контактов, творческих дискуссий, глубоким знанием построенных сооружений и неосуществленных проектов.

Анализируя индивидуальный творческий вклад этих столь разных мастеров, Гидион солидаризируется с ними в некоторых общих концепциях и прежде всего - в идеологических. Так же, как его современники и соратники - Гропиус и Ле Корбюзье, Гидион не выходит за пределы социального реформаторства и не в состоянии оценить ни значение революционных, социалистических преобразований в СССР для развития архитектуры и градостроительства, ни понять классовую природу современной архитектуры и искусства Запада.

Вместе с тем разве не является объективным свидетельством классовой ограниченности капитализма трагическая судьба многих великолепно задуманных творческих проектов крупнейших мастеров современной архитектуры, о чем с горечью повествует Гидион? Разве не обличительным актом против декадентских тенденций в архитектуре капитализма являются ярко написанные страницы, где автор полемизирует с коммерческо-рекламными сооружениями так называемой Playboy architecture?

Книга "Пространство, время, архитектура" содержит много полезных рекомендаций в области общих композиционных и архитектурно-строительных решений современных крупных жилых массивов и общественно-административных центров, их связей с ландшафтом, с существующим культурно-историческим окружением. Блестяще изложен художественно-образный потенциал современных инженерных сооружений - мостов, путепроводов, промышленных зданий, который может быть раскрыт в полной мере только в результате теснейшего творческого содружества архитектора, инженера, технолога, представителей многих других специальностей.

Вместе с тем классовая позиция Гидиона определяет ряд чуждых нам выводов, построенных на зыбких песках известных идеалистических школ - от Бергсона до Хейденрейха, абсолютирующих, якобы, "благотворное" влияние модернистских течений западной живописи (от кубизма до абстракционизма) на закономерности развития современной архитектуры.

Влияние школ Запада в области живописи на архитектурное творчество отдельных мастеров, конечно, имеется, однако прогрессивные тенденции современной архитектуры Запада определяются объективным ходом научно-технического прогресса, а не "заумью" и распадом художественных образов, характерных для абстракционистских течений.

Необходимые ссылки на основополагающие труды классиков марксизма-ленинизма и современные исследования видных советских специалистов, которые приведены в соответствующих разделах, помогут читателю правильно ориентироваться в построении и в "подспудных" течениях книги.

Знакомство с книгой 3. Гидиона, несомненно, вызовет у читателя естественное желание основательно поспорить с автором. Но этот спор, несмотря на указанные идеологические расхождения, будет, нам представляется, диалогом с гуманистом, непререкаемо верящим в творческие силы человечества и в великую преобразующую силу архитектуры.

Архитектор Д. КОПЕЛЯНСКИЙ

 

К началу страницы
Содержание
Введение. Архитектура к началу 1960-х годов