Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Библиотека (статьи и книги) об Павле Алешине
Борис Ерофалов-Пилипчак
Архитектура советского Киева

КАМЕНЩИКИ СССР
Архитектор Алёшин: Viva Academia! (1883-1961)

1. Л. Арманд. Кооперация и народные дома // Народные дома. Изд. 3.е. М., 1918. С. 3. Вернуться в текст


О ЛУЧШЕМ ЗДАНИИ. Двадцатый век исполнился. Все, что в нем могло произойти, уже случилось. Мы стоим на своей исторической кочке, с которой вправе судить о содеянном. И для Киева, обросшего архитектурной легендой, вполне правомочен вопрос: что лучшее за век? Чья работа? По-простому — какой дом? Мой ответ субъективен: безусловно, самый сокрушительный монумент эпохи — фоминский Совет Народных Комиссаров на ул. Кирова (Грушевского) № 7. Этот памятник ардеко превосходен выдающимся градостроительным качеством. Однако вторым номером выступает алёшинская Аудитория — Педагогический музей, по многим параметрам более «киевское» здание, чем шедевр Ивана Фомина.

Педагогический музей им. Цесаревича Алексея по ул. Б. Владимирской 57, фото 1912 года и план. Архитектор П. Ф. Алёшин, 1910–1911

Этот «музей» задумывался как народный дом — архитектурный жанр, сверхпопулярный в быстро развивающейся России начала ХХ века. В Киеве на переломе XIX и ХХ столетий таковых появилось несколько: Троицкий народный дом на Б. Васильковской (архитекторы В. А. Осьмак, Г. М. Антоновский, 1902; ныне Театр оперетты), Киевское общество содействия трезвости по ул. Б. Житомирской № 9 (1897, сейчас Министерство строительства и прочая), Лукьяновский народный дом на ул. Дегтярёвской № 5 (1902, так называемый Клуб трамвайщиков). Два последних в казенно-сказочном стиле «неорюс» с кокошниками, шпилями и башенками архитектора М. Г. Артынова.

Аудитория Педагогического музея им. Цесаревича Алексея. Архитектор П. Ф. Алёшин, 1911

Как правило, основным композиционным звеном народного дома была аудитория, большую часть времени исполнявшая театральную функцию — тогда кино еще не стало самым народным из искусств. Энтузиаст так пропагандировал здоровый образ жизни в здоровом народном доме: «Народные дома — это курганы над могилами прошлого. Это храмы, ибо в них очищается человеческая душа.1 Это дворцы для спаянного народа, родившегося из прежнего разрозненного “народонаселения”. Это крепости в борьбе с силами тьмы, твердыни от ядовитых их газов — пьянства, карточной игры и хулиганства»2.

К началу страницы
Содержание
Архитектурно  Аудитория