Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Библиотека (статьи и книги) об Павле Алешине
Борис Ерофалов-Пилипчак
Архитектура советского Киева

КАМЕНЩИКИ СССР
Архитектор Алёшин: Viva Academia! (1883-1961)

1. В итоге этих путешествий он издал учебник с увражами «Архитектурные ордера», СПб, 1901. Вернуться в текст


АРХИТЕКТУРНО. У Алёшина было свое понимание того, каким должен стать город. И понимание дистиллированно классицистическое. Редкие стилизации в византийско-романском и барочно-украинском духе лишь Академический квартал, развертка по улице Чудновского (Терещенковская), 1948 подчеркивают крепкую школу. Где и в чем ее истоки? — вопрос диалектический. Если коротко, список будет выглядеть так: киевское наследие Беретти (отца и сына), питерская выучка (учеба в ПИГИ) и особая привязанность к античным первоисточникам, к которым причастился в пансионерских командировках по Италии, Греции и Малой Азии1.

Профессиональная траектория Алёшина по тактико-техническим характеристикам подобна аэроплану, изображенному им на Доме Обороны: быстрый взлет и торжественное планирование. Лучшие его киевские работы сделаны в «первой жизни» — Педагогический музей, особняк Ковалевского и доходные дома на Большой и Малой Владимирской.

Академический квартал, развертка по улице Чудновского (Терещенковская), 1948

В межвоенный период безусловный фаворит среди построек мастера — конструктивистский Первый дом врача на Большой Житомирской и комплексное решение Академического квартала (Александровская и Ольгинская гимназии, Педагогический музей — все с новыми «академическими» функциями). В этой «второй жизни» он локоть к локтю работает с талантливыми учениками. Безусловный успех — строительство его ближайшим последователем, В. И. Заболотным, здания Верховного Совета УССР, явной реплики на Педмузей.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ КВАРТАЛ
Проект расширения Ольгинской гимназии в квартале Педагогического музея закончен архитектором в военном 1914 году и ввиду очевидных экономических причин не реализован. Черед его настал в 1920-е, когда здание передали Всеукраинской академии наук вкупе с расширением Педагогического музея под музей В. И. Ленина. После войны эти работы вылились в разработку комплексной реконструкции квартала. Пешеходные оси и парковые партеры предполагали лучшее внутриквартальное решение, которое и по сей день остается нереализованным. Внутри квартала традиционный бедлам, характерный как для советских времен, так и для нынешнего времени земельного передела. Из зданий Академии заслуживает внимания Конференц-зал ВУАН на углу ул. Владимирской и Б. Хмельницкого. Прочие же здания Академии наук не исполнены того совершенства, которого достиг архитектор в своих лучших постройках. Сбой масштаба и схематизм чувствуется практически во всех больших конкурсных проектах Алёшина, начиная с проекта Земства и заканчивая планом реконструкции Крещатика. Но генеральный план центра города вокруг Крещатика, включая Квартал,— исключительный успех зодчего.

«Третья жизнь» началась после войны, которую в преклонных годах он встретил и пережил в Киеве. Такая «дерзость», как пребывание под оккупацией, мало кому сходившая с рук, ему сошла. Архитектору поручили восстановление, а по сути, реконструкцию двух выдающихся киевских сооружений: Растреллиевого Мариинского дворца — под приемную Верховного Совета; и Береттиевого Университета — с повышением емкости последнего втрое. Алёшин с блеском справился с задачей, хотя ему было уже под семьдесят. За что еще было взяться мастеру в эпоху послевоенного мелкостилья! Большие «градостроительные» конкурсы в Киеве он традиционно проигрывал, начиная с конкурса на здание Земской управы (1911), до структурообразующих для города конкурсов — на Правительственную площадь (1934) и послевоенную реконструкцию Крещатика (1944).

Официальное открытие Педагогического музея им. Цесаревича Алексея 28 сентября 1911 года

«Третью жизнь» мастер почивал на академических лаврах. Наиболее ярко лавр сей живописал Сергей Килессо: на первомайские и октябрьские демонстрации студенты Худинститута, проходя мимо дома на Большой Житомирской 17, регулярно выдавали: «Да здравствует академик архитектуры Павел Федотович Алёшин!» Невозмутимый мастер, как член Политбюро, выходил на балкон и принимал почести.

В эти годы он ведет персональную мастерскую в Академии архитектуры УССР (с 1944), занимается с аспирантами, пишет и редактирует. Но не все складывалось безоблачно. Единственная его дочь Ольга, названная в честь обожаемой жены, после первого замужества с любимым учеником мастера А. А. Колесниченко, в 1945 году повторно вышла замуж за Эммануила Абрамовича Рымалиса. Почему-то Алёшин так и не смог примириться с этим браком. Дальше больше. Активной работе помешал частичный паралич. Но архитектор оправился. Глаз его по-прежнему был зорок, ус нафабрен и гордо указывал в небесную твердь.

К началу страницы
Содержание   От Булгакова  О лучшем здании