Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Борис Ерофалов-Пилипчак
Архитектура советского Киева

ПРОЕКТЫ 20-го ВЕКА

Послевоенная реконструкция Крещатика. 1944-1953

1. Вернуться в текст
2. Вернуться в текст
3. Вернуться в текст
4. Вернуться в текст
5. Вернуться в текст

ЗА РАБОТУ, ТОВАРИЩИ! В феврале 1945 года жюри закончило свою работу, и Совет министров издал постановление, в котором утвердил решение жюри и отдельным пунктом записал: "Поручить архитекторам: А. В. Власову, В. И. Заболотному и А. А. Тацию разработать три проекта второго тура". Заболотный отказался. Два проекта были разработаны.

Комментирует свидетель и участник конкурсных баталий сын А. А. Тация - Евгений Алексеевич: "Психологически это понятно. Заболотный был уже президентом Академии Архитектуры, но подвергся резкой критике после первого тура конкурса и не хотел рисковать. А Таций и Власов сделали свои проекты. Второй тур, как и третий, нужны были не для того, чтобы получить какое-то новое решение, а только чтобы взять идеи Тация и делать проект уже без него. Для этого первый секретарь украинского ЦК Хрущёв пригласил из Москвы на должность главного архитектора Киева А. В. Власова, бывшего главного архитектора столицы. И, конечно, Власов должен был разрабатывать Крещатик, а не смотреть, как это будет делать Таций".

Второй тур закончился в начале 1946 года. Основные элементы проектов второго тура и Власова, и Тация - в переносе здания горсовета. Почти во всех предыдущих проектах горсовет размещали на площади Калинина. По решению жюри место было признано неудобным - и выделен фронт Крещатика между улицами Свердлова и Ленина. Площадь Калинина переставала быть торжественно-центральной. Трибуны во время движения демонстраций должны быть по правую руку (как в Москве на Красной площади).

Размещение горсовета на пл. Калинина не позволяло организовать потоки демонстрантов со всех районов города. Новое его расположение повлекло 1 и 2 III тур, перспектива и макет (вид с северо-востока). Архитектор А. В. Власов, 1947

1 III тур, Крещатик, вид с юго-запада, макет. Бригада архитектора А. В. Власова, 1947 за собой изменения планировки Крещатика. Перед горсоветом должна быть площадь, и таким образом Крещатик приобретал пятую - центральную - площадь (кроме Европейской, Калинина, Бессарабки и Толстого). Новую площадь нужно было решать. Ставить жилые дома здесь уже было нельзя, поэтому и появился Дом народных собраний. В этом же варианте возник пешеходный виадук через Крещатик от ул. Ирининской в сторону ул. К. Маркса.

Поскольку второй тур не дал оснований для итогового решения, постановили организовать "короткий" третий тур, только с макетами и генпланом. В 1947 году были подготовлены два макета. И если конкурсные работы второго тура выставлялись на Крещатике № 48, в старом здании театрального института, то макеты третьего тура - в Украинском музее. Еще одно живое воспоминание Е. А. Тация: "По результатам рассмотрения макетов третьего тура ГлавАПУ дало указание объединить две бригады и Горсовет и Пантеон Славы (слева), виадук (сверху). Макет А. В. Власова, 1947 Крещатик, "птичка" с запада. Проект бригады А. В. Власова, 1950 322 - - 323 ПРОЕКТЫ 2 D- Г П ВЕКИ РЕКОНСТРУКЦИЯ КРЕЩИТИКЙ Реконструкция Крещатика, итоговый генплан, 1956 Крещатик, макет. Архитектор Л. В, Власов, 1950 - 324 325 - ПРОЕКТЫ 2 D - Г D ВЕКА РЕКОНСТРУКЦИИ КРЕЩЯТИКИ Проект Дома Народных собраний по ул. Октябрьской Революции № 7 (Октябрьский дворец) Перспектива, план. Архитекторы А. В. Власов, А. И. Заваров, 1948-1949 сделать совместный проект, который будет реализован. Так и было сделано. В Управлении городского архитектора на Крещатике в 1947 году, где и сейчас Главархитектура, были собраны все участники. Совместный проект был готов. Но Таций им был недоволен, он всегда был недоволен любым этапом. Ему казалось, что он чего-то не доделал, не успел. Последние три дня перед сдачей многое переделывалось. После выставки макет был доставлен к нам домой, и отец стал его переделывать снова. Демонтировал всю центральную часть, мы изготовили профиль: он хотел сделать ярусную улицу, а не раскрывать глубокую панораму, как было в первом туре. Пустить низкую, с разрывами, застройку. В замечаниях по первому туру указывалось, что при такой свободной застройке теряется красная линия и улица, лишаясь своей конфигурации, превращается в парк. Невысокими элементами он намеревался поддержать красную линию, а за ней постепенно развивать этажность. Мы наново протянули по оси Крещатика профиль и создали такой рельеф. И вдруг стало известно, что к нам придет комиссия с проверкой состояния макета. За полдня и одну ночь мы восстановили первоначальный вид макета. 32В ? 327 ? ПРОЕКТЫ Z D - Г О ВЕКИ Проект Дома связи на пл. Калинина/Крещатик № 22 Архитекторы Б. И. Приймак, В. Е. Ладный, 3. Г. Хлебникова и др., 1952-1956 Пришел А. Добровольский с группой, они составили акт о состоянии макета. Сделали замечание о том, что деревьев стало меньше, а так - все здания на своем месте". О посещении выставки с конкурсными макетами как о части архитектурно-воспитательного процесса в КИСИ сохранились достаточно образные воспоминания архитектора-градостроителя Игоря Фомина: "Конкурс на проект застройки разрушенного Крещатика был объявлен в 1944 году, как раз в год моего поступления в институт. В результате дальнейшего, почти трехлетнего конкурсного отбора продолжали соревноваться лишь две творческие группы. Одну возглавлял А. Таций, а другую - А. Власов. Имена этих мастеров архитектуры нам, студентам, были уже известны из подшивок журналов "Архитектура СССР", имевшихся в библиотеке. А. Таций был - 328 - Проект Оперной студии консерватории им. П. И. Чайковского на пл. Калинина/ул. К. Маркса № I Архитекторы Л. Б. Каток, Я. Красный, М. Р. Либерберг, 1955-1959 329 РЕКОНСТРУКЦИЯ КРЕЩЙТИКЯ Проект Киевсовета на Крещатике № 36. Архитекторы А. В. Власов, А. И. Заваров, 1955 Окончательное решение площади Калинина. Макет, 1958 автором Украинского павильона на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, а А. Власов, наряду с Г. Гольцем, А. Буровым и другими, был автором красиво нарисованных проектов в духе модной тогда архитектурной школы В. Жолтовского. Так вот эти два имени, известные нам по литературе, теперь соединились в окончательном третьем туре на застройку Крещатика. В печати широко освещались и обсуждались их творческие предложения. На завершающем этапе рассматривались только два больших макета. Они были выставлены в Музее украинского изобразительного искусства. На эту выставку и повел нас Александр Матвеевич Вербицкий в 1947 году. <...> Мне тогда нравились крупные пластичные формы зданий и сооружений, которые фигурировали в проектах Тация, - не такие откровенно барочные, как на перспективах группы В. Заболотного, и ренессансные, как в проектах группы А. Власова. Но когда я высказал это свое предпочтение одному из тогдашних молодых архитектурных авторитетов, то - 331 ? ПРОЕКТЫ ZD-ГП ВЕКИ Левая сторона Крещатика, проект благоустройства. Графика А. И. Малиновского, 1952 332 333 ПРОЕКТЫ 2П-ГП ВЕКИ РЕКОНСТРУКЦИИ КРЕЩЙТИКЙ он сказал про предложения А. Тация: так ведь это картонная архитектура. Результаты конкурса на застройку Крещатика и их бурное обсуждение были полезной архитектурной школой для многих киевских архитекторов и тем более для нас - студентов, которые стали свидетелями этой конкурсной баталии..."* Так закончилась конкурсная эпопея Крещатика. С этого момента А. Таций переключился на проектирование другого своего любимого детища, украинского павильона в Москве. А работа по Крещатику сосредоточилась в руках бригады А. Власова. Конечно, градостроительные проекты имеют длинный лаг, но Крещатику повезло. По сути, единый впечатляющий ансамбль длиною в 1200 м был реализован всего за десять лет, сохранив базовые пространственные идеи конкурса. А миру была явлена неповторимая керамическая стилистика - украинско-андалузский праздник победившего послевоенного Киева. * Фомин И. И. Об учителях архитектуры // Арх1тектурна школа КІБІ-КНУБА: До 70-річчя діяльность К., 2000. С. 66-67. Арка в Пассаж на Крещатике. Архитекторы А. В. Добровольский, А. И. Малиновский, 1950

К началу страницы
Содержание