Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Борис Ерофалов-Пилипчак
Архитектура советского Киева

ПРОЕКТЫ 20-го ВЕКА

Послевоенная реконструкция Крещатика. 1944-1953

1. Архітертор Олекса Тацій (1903-1967): Бібл. покажчик. К., 2003. С. 1. Вернуться в текст
2. Былинкин Н. Главная магистраль Киева: К проектированию Крещатика // Архитектура СССР, 1945, № 11. С. 1. Вернуться в текст
3. Там же. С. 8. Вернуться в текст
4. Архитектор Олекса Тацій (1903-1967): Бібл. покажчик. К., 2003. С. 7. Вернуться в текст
5. Там же. С. 8. Вернуться в текст

Проект архитекторов Л. А. Тация и Н. Иванченко, 1945

 

Двадцать второго июня
Ровно в четыре часа
Киев бомбили,
Нам объявили...

Народная песня "Синий платочек",
музыка: Ежи Петерсбурскии, слова: Борис Ковынев

КИЕВ БОМБИЛИ. Во время войны и гораздо позже расхожей была фраза: "Фашистские бандиты причинили нам тяжелые разрушения"1. Да, Киев бомбили 22 июня 1941 года. По отношению к Крещатику это тоже верно, если не забывать, что взорвал его специалист по радиоуправляемым минам советский полковник Старинов (официально отличившийся в Испании и взорвавший дом немецкого генерал-губернатора в Харькове по радио из Воронежа). Однако ужасный своими последствиями подвиг полковника в Киеве не афишировался.

Но нет худа без добра. Уже 22 июня 1944 года был объявлен эпохальный конкурс по восстановлению Крещатика, который прошел в три тура, завершившись в 1947-м. А к 1960 году Крещатик был полностью восстановлен в новом обличье.

Итоги первого тура конкурса были подведены в феврале 1945 года и составили богатейший материал для размышлений о конструкции центральной улицы и пространственной сущности Киева. В конкурсе приняли участие: "действительные члены Академии Архитектуры СССР К. Алабян, Г. Гольц, действительные члены Академии Архитектуры УССР П. Алёшин, А. Власов, В. Заболотный, члены-корреспонденты Академии Архитектуры СССР В. Гельфрейх, Е. Левинсон, И. Фомин, М. Парусников, И. Соболев, киевские архитекторы А. Таций и А. Иванченко, проф. Я. Штейнберг во главе группы архитекторов Киева, харьковский архитектор А. Касьянов и другие"2. Всего двадцать два проекта. С января конкурсные планшеты были выставлены на всеобщее обозрение в Музее русского искусства на ул. Репина.

Развернутый анализ работ произвел московский архитектурный критик Н. П. Былинкин в "Архитектуре СССР". Многие оценки и суждения из его яркой, тенденциозной и весьма объемистой статьи, как часто бывает, приобрели самостоятельную жизнь и на долгие годы сохранились в лексиконе и рассуждениях киевских архитекторов. Вплоть до наших дней. В первую очередь, это тезис о значимости для Крещатика выхода "к бесконечности днепровских просторов левобережья"3. Тезис более чем сомнительный, ибо идея такого "выхода" живет исключительно в "птичьем" планировочном воображении и для ее реализации нужно было бы сместить гору, которая всегда замыкала (и до сих пор обрамляет) Европейскую площадь. Тогда эта площадь носила имя Сталина, и главный архитектор города А. В. Власов даже пытался сделать на ее имени далеко идущие планировочные выводы, превратив площадь в главную.

Всего Н. Былинкиным обозначено три принципиально различных подхода к освоению разрушенного пространства Крещатика. Первый - А. Власова, - репрезентативный, превращающий улицу в сплошную колоннаду. Аналог - улица Росси в Ленинграде и Колонная улица в Пальмире. Другой подход к организации Крещатика, ландшафтно-живописный, принципиально противоположный власовскому и отличный от всех остальных, был предложен в решении А. А. Тация и Н. К. Иванченко: "Вместо рядовой застройки, четко фиксирующей пространство городской улицы, они предложили застроить Крещатик отдельными самостоятельными ансамблями зданий, которые должны быть расположены по сторонам Крещатика на живописных склонах нагорных частей, - подобно генуэзским виллам, окруженным садами"4.

К третьему подходу чохом отнесены все прочие проекты, якобы рассматривающие Крещатик как своеобразный центр города, целиком "от площади Бессарабии (так у автора. - Б. Е.) до его окончания у выхода на Днепр"5. Как будто проекты А. Власова и А. Тация имели в виду что-то другое! Здесь я бы согласился лишь с трактовкой главного направления улицы: от Бессарабки в сторону Днепра, а не наоборот. Тогда левая сторона это Старый город, а правая - Печерск. Во всех прочих архитектуроведческих сочинениях авторы, не мудрствуя лукаво, исчисляют лево-право по существующей нумерации домов, что и с градостроительной, и с топографической точки зрения не совсем логично. Кстати, об изначальности и глубоком географическом корне Бессарабки свидетельствует "нулевой" почтовый столп, установленный здесь в XIX веке, и начало здесь западного планировочного луча "Бульвар" (бул. Т. Шевченко) - Брест-Литовское шоссе (просп. Победы).

К началу страницы
Содержание