Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Борис Ерофалов-Пилипчак
Архитектура советского Киева

ПРОЕКТЫ 20-го ВЕКА

Несостоявшийся форум 1930-х,
или Правительственная площадь в Киеве

1. Смик О. М. Ансамбль Урядової площі в Києві: Архітектура будинку ЦК КП(б)У // АРУ, 1938, № 7. С. 4. Вернуться в текст
2. Там же. С. 5. Вернуться в текст
3. Там же. С. 7. Вернуться в текст
4. Там же. С. 7-8. Вернуться в текст
5. Там же. С. 8. Вернуться в текст
6. Там же. С. 9. Вернуться в текст
7. Там же. С. 10. Вернуться в текст
8. Там же. С. 12. Вернуться в текст
9. Там же. Вернуться в текст
10. Там же. С. 15. Вернуться в текст


ВРЕМЯ РЕПРЕССИЙ. По проекту И. Г. Лангбарда "самое большое в Советской Украине здание" построено ударными темпами за два года. По этому поводу в Киевском доме архитектора состоялся творческий вечер: "Вполне понятно, что архитектурная общественность в новом здании хотела бы увидеть сооружение, которое, так сказать, задавало бы тон архитектуре всего комплекса, было бы образцом социалистического реализма в архитектуре"1. Заслуженного деятеля искусств проф. И. Лангбарда пожурили. С удовольствием. Г. В. Головко "правильно сказал в своем выступлении, что архитектура здания ЦК КП(б)У не является архитектурой социалистического реализма"2.

Прежде, чем поругать, следовало похвалить: "Коридоры тоже темноваты. Приятное впечатление оставляют двери как своим рисунком, так и пропорциями. Штукатурные, малярные и столярные работы выполнены хорошо"3.

Правительственный центр, вид в сторону Св. Софии (вверху), 1938 Правительственный центр, вид в сторону Днепра, 1938 (вверху)

Мост через ул. Жертв Революции на ул. Челюскинцев (в перспективе - Площадь), 1938 Проект южных трибун, 1937

Вот он, апофеоз открытого публичного доноса в личине объективности: o Стены в зале покрашены сероватым неприятным цветом, а пол сделан самым простым - паркет в елочку. Рамы на боковых стенах для портретов Ленина и Сталина имеют неудачный рисунок и выполнены плохо. На стене обычные стандартные канцелярские часы. Вообще, видна безыдейность и аполитичность в оформлении зала заседаний"4.

Планировочный анализ площади, архитектор И. И. Довгалюк, 1938 Итоговое решение, фасад на Днепр. Архитектор И. Г. Лангбард, 1936

Ответная речь И. Г. Лангбарда предельно взвешена: "Отношение автора к своему творению меняется. Если в процессе работы автор может вносить в него поправки, обращаться с ним как с глиной, то этого он не может сделать, когда работа завершена. Тогда произведение начинает существовать отчужденно от автора. Я вижу недостатки осуществленного здания, и я имею право критиковать их точно так же, как каждый из вас. Однако, критикуя, нужно помнить, что мы имеем еще не целиком законченное сооружение. Для полного впечатления еще нужно осуществить точно такую же вторую часть и нужно возвести памятник. Те, кто забывает об этом, беря в своих выводах за сумму одно слагаемое, впадают в софизм"5.

Правительственный центр, вид со стороны Днепра. Архитектор И. Г. Лангбард, 1936 Виды со стороны площади. Архитектор И. Г. Лангбард, 1936

Но не разума ищет собравшаяся архитектурно-артистическая общественность. Ей самой страшно. Архитектор Н. В. Холостенко: "И вот эта точка показывает, что композиционно здание не решено; создается впечатление чего-то такого, что как бы срезает, а не венчает сооружение"6.

Кинорежиссер-орденоносец Александр Довженко: "Ошибка допущена в самом проекте. В нем чувствуется, прежде всего, неглубокое изучение местности. Эта ошибка вообще свойственна тем, кто привык думать на бумаге, думать отдельным заказом, без внимания ко всему окружению будущего строения. Многие архитекторы думают, что архитектура здания начинается с фундамента, с первого положенного в него кирпича. Но на самом деле она начинается намного дальше, во всем окружении, в котором будет стоять дом"7.

Архитектор С. В. Григорьев: "...образ этот не характерен для нашей эпохи, он не высказывает идею советского государства. Государственный герб Советской Украины, расположенный на антаблементе коринфской колоннады, органично не связан с архитектурными формами здания, которые позаимствованы из древних эпох и общественных формаций"8. Архитектор В. М. Онащенко: "Нужно откровенно сказать, что тов. Лангбард, силой каких-то причин, не проявляет себя в данном случае в наилучшем свете. А тов. Лангбард - это не молодой специалист, это человек с огромным опытом и эрудицией, участник как всесоюзных, так и международных конкурсов. А потому мы имеем право предъявить ему счет по-настоящему"9. Архитектор Г. В. Головко: "Мне кажется, что архитектура данного сооружения - здания ЦК КП(б)У - не пошла путем социалистического реализма. Проф. Лангбард исходил в своей работе не из нашей реальной действительности, а из великих классических произведений прошлого, что, в наших условиях, никогда не может служить отправной точкой в творческой работе"10. Больше Лангбард в Киеве не строил...

К началу страницы
Содержание    III тур. Коммунистический апофеоз и киевское борокко  Что делать?