Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Борис Ерофалов-Пилипчак
Архитектура советского Киева

ПРОЕКТЫ 20-го ВЕКА

Несостоявшийся форум 1930-х,
или Правительственная площадь в Киеве

1. Молокин А. Г. Проектирование Правительственного центра... 1935. С. 14-15. Вернуться в текст
2. Молокин А. Г. Проектирование Правительственного центра... 1935. С. 15. Вернуться в текст
3. Там же. С. 25. Вернуться в текст


II ТУР. УТРЯСКА. Результатом первого тура конкурса стала уточненная программа-задание на проектирование Площади и зданий ЦК и СНК, утвержденная 19 ноября 1934 года. Десять заказных проектов распределили между десятью бригадами и мастерскими Москвы (К. С. Алабян, братья В. А. и А. А. Веснины, И. А. Фомин, Д. Н. Чечулин и Г. М. Орлов), Ленинграда (И. Г. Лангбард, Ф. Ф. Олейник) и Киева (П. Ф. Алёшин, В. И. Заболотный, В. Н. Рыков, Я. А. Штейнберг). Ни один из поданных проектов не был признан всецело отвечающим поставленной задаче. В более детальном изложении композиционные требования к проекту сформулировал проф. А. Г. Молокин, выделив пять принципов, два из которых непосредственно касались расположения и характера монумента Ленину:

  • 1) тщательная планировка зданий с "увязкой секторов и отделов";
  • 2) правильный "советский" образ архитектуры всего комплекса;
  • 3) увязка парадной лестницы-спуска с речным вокзалом;
  • 4) создание выразительного силуэта зданий и монумента со стороны Днепра;
  • 5) "значительная" и соразмерная трактовка монумента1.

Таким образом оформленные требования, равно как и "беспристрастные характеристики" проектов А. Г. Молокиным, предполагали своего рода реванш за результаты первого тура, в котором гипертрофированный памятник Ленину проф. Молокина не получил восторженных оценок.

Тем не менее, шесть из десяти проектов были одобрены для последующей доработки, а четыре проекта (Весниных, Олейника, Рыкова и Заболотного) окончательно забаллотировали. Начнем с выбывших.

Братья Веснины, победившие накануне, дали, можно сказать, "плоскостное" решение, отказавшись от гигантской арки. Ленин в соответствии с заданием стал главным. Однако архитекторы, нарисовав красивый план с дугами, ни на йоту не отошли от конструктивистской стилистики, за что и поплатились.

II тур.
Проект Виктора и Александра Весниных, 1935

Ф. Ф. Олейник, тоже из бывших победителей, перебравшись из Харькова в Ленинград, усугубил свою египетскую манеру, совершенно "вывалившись" из требований искусства соцреализма.

Супер-монументальный фасад, скорее, предшественник постмодернистских опытов 1970-х Рикардо Бофилла, никак не вписывался в кучерявый днепровский склон. Не помог и великолепно разработанный линейный партер с лестницей, расширявший длинноту главной площади. Да и фигурка вождя затерялась...

II тур.
Проект бригады Ф. Ф. Олейника, 1935

Киевская бригада архитектора В. Н. Рыкова выполнила большой объем работы (см. илл. XVIII-XIX). Из первого тура что-то взяла от Штейнберга - в планировке главных зданий, что-то от Молокина - в решении площади с сохранением цепочки скверов с внушительным монументом вождю. Тот же Молокин с удовольствием раскритиковал проект: "чисто реставраторское решение", "цокольный этаж мрачен, входы невыразительны", "памятник напоминает не то часовню, не то парковый павильон", лестница к Днепру - "эклектический набор разнохарактерных и слабо увязанных между собою мотивов".

II тур.
Проект архитектора В. Н. Рыкова, 1935

Проект Я. А. Штейнберга представляет собою сокрушительную попытку "поженить" коня и трепетную лань (см. илл. XII-XIII). Общая схема блестящего конструктивистского проекта для первого тура проституирована нарочито лапидарными "классицистическими" променадами, вялыми планировочными завитушками и вопиющей симметричной скульптурой. Вот уж воистину: нельзя дважды войти в одну и ту же реку. В результате - "рыхное" решение.

II тур.
Проект архитектора Я. Л. Штейнберга, 1935

В. И. Заболотный, предложив красивую общую схему, явно не справился с масштабом и с привязкой к телу города в южной оконечности площади (см. илл. XIV-XV). Аккуратные и "культурно проработанные" павильоны "не плохих, скорее учрежденческих, зданий" больше подошли бы уездному городу N. Но, думаю, Владимир Игнатьевич не очень расстраивался: уж больно эти "павильоны" похожи на его здание Верховного Совета УССР по ул. Кирова, начавшееся строительством в том же 1934 году.

Здание Совнаркома УССР

Здание ЦК КП(6)У II тур.
Проект архитектора В. И. Заболотного, 1935

Теперь речь о проектах, получивших право доработки.

Проект Ивана Фомина - несомненный успех и, по-видимому, лучшее решение второго тура, наследующее и развивающее лучшие решения тура первого, проект Якова Штейнберга. Особенно изящно составлена планировка площади. Главная ее ось смещена к югу и проходит через Софийскую колокольню. Сама площадь разделена на три самодостаточные части: разгрузочную (для транспорта) аван-площадь, замкнутую основную площадь и арьер-площадь с уместным монументом и сходами, наподобие Потёмкинской лестницы, к речному вокзалу. Башни создают динамичный продольный профиль площади наподобие иофановского павильона с "Рабочим и Колхозницей" в Париже. Ордерная композиция решена безукоризненно и по-фомински монументально. Только завистливый дух Сальери мог пролепетать: "Тем не менее, проект нуждается в существенной и принципиальной переработке, так как со вкусом проработанный образ здания - это образ старой Италии, а не советской Украины"2.

Проекты-прообразы Правительственного центра И. А. Фомина в Москве: Наркомтяжпром на Красной площади Проекты-прообразы Правительственного центра И. А. Фомина в Москве: жилой дом НКПСу Северного вокзала

II тур. Правительственный центр в Киеве, вид со стороны Днепра.
Архитектор И. А. Фомин, 1935
II тур. Проект Правительственного центра.
Архитектор И. А. Фомин, 1935

II тур. Правительственный центр в Киеве, вид с площади.
Архитектор И. А. Фомин, 1935

II тур. Правительственный центр в Киеве, вид с площади.
Архитектор И. А. Фомин, 1935

Проект К. С. Алабяна - самая оригинальная попытка второго тура: римский цирк, разрезанный гигантским ножом, как по маслу, пополам. В разрезе с видом на заднепровские дали двадцатиметровый Ильич с поднятой, как у полярника, рукою, да еще и на пьедестале в три этажа.

II тур. Проект "с правом доработки".
Архитектор К. С. Алабян, 1935

II тур.
Проект архитектора К. С. Алабяна, 1935

II тур.
Проект архитектора К. С. Алабяна, 1935

Проект Д. Н. Чечулина - самое триумфально-помпезное произведение из всех попыток всех туров (см. илл. XVI-XVII). Совершенно очевидно, оно импонировало властям предержащим и попало в ряд "подлежащих доработке". Здесь всё: и египетская гробница - и вавилонский зиккурат, и Мавзолей Ленина - и Дворец Советов в Москве, и плац-парад с танками и самолетами со стороны города - и сюжет на тему "темницы Пиранези" со стороны реки. Но, говорят, кубатура здания превышена на 140%.

II тур.
Проект архитектора Д. Н. Чечулина, соавтор К. К. Орлов, 1935

II тур. Генплан и вид со стороны Днепра.
Архитектор Д. Н. Чечулин, 1935

Проект бригады П. Ф. Алёшина - абсолютно "киевское" решение, не лучшая работа зодчего (см. илл. XX-XXI). Здание ЦК и СНК комодообразны. Монумент между ними напоминает Эйфелеву башню, лестница - променады Трокадеро. В общем, весьма "реставраторский, компилятивный" проектик. Но сегодня он составил бы славу многим киевским зодчим.

II тур.
Проект архитектора П. Ф. Алёшина, 1935

Проект И. Г. Лангбарда - предельно строгое решение с довольно плоским силуэтом и нордическими, прямо-таки скажем, "фашистскими" фасадами, довольно качественно сработанными: "Здания кажутся мрачными, замкнутыми, полу крепостными по своему характеру. Фасады с площади в общих массах, членениях и характере тесно поставленной колоннады повторяют композиционный прием здания германского посольства в Ленинграде (П. Беренс) со слегка измененными деталями"3. Рисунок плана, взамен, разукрашен кругляками, лестница и склоны разделаны наподобие Версальского парка. Северянину Лангбарду тоже досталось право доработать проект зданий ЦК и СНК в заключительном третьем туре. Власть любила нордическую строгость.

II тур. Вид комплекса с площади и генеральный план.
Архитектор И. Г. Лангбард, 1935

II тур. Виды со стороны Днепра.
Архитектор И. Г. Лангбард, 1935

К началу страницы
Содержание    Время разбрасывать камни  III тур. Коммунистический апофеоз и киевское борокко