Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Борис Ерофалов-Пилипчак
Архитектура советского Киева ПРОЕКТЫ 20-го ВЕКА

Несостоявшийся форум 1930-х,
или Правительственная площадь в Киеве

1. Хаустов П. Генеральный план реконструкции Киева // Архитектура СССР. 1938, № 5. С. 4. Вернуться в текст 2. Там же. С. 6. Вернуться в текст
3. Там же. С. 7. Вернуться в текст
4. Гречина М. Реконструкція центрального району столиці // Соц. Київ. 1936, № 1. С. 14. Вернуться в текст
5. Хаустов П. Генеральный план реконструкции Киева ... 1938. С. 7-8. Вернуться в текст
6. Там же. С. 8.Вернуться в текст
7. Юрченко П. Урядова площа в столичному Києві // Соц. Київ. 1934, № 5-6. С. 14. Вернуться в текст


ГЕНПЛАН. Другим важнейшим инструментом социалистической реконструкции города стал документ с почти привычным для нас названием "Генеральный план реконструкции Киева", разработанный в 1934-1935 гг. под руководством архитектора-градопланировщика "старой школы" Павла Хаустова. Наряду с "исключительным культурно-политическим значением", богатой природой и замечательным историческим прошлым проф. Хаустов называет важнейший момент, определивший план нового Киева - промышленность: "унаследовав от дореволюционного времени лишь мелкие, технически отсталые промышленные предприятия, Киев уже в наши дни превращается в индустриальный город с предприятиями машиностроительной, текстильной, трикотажной, швейной и прочей промышленности. Но степень индустриализации Киева все еще не отвечает его новому назначению. Поэтому Генеральный план предусматривает значительную программу нового промышленного строительства. С этой особенностью развития Киева связан и запроектированный рост его населения. Население Киева, в настоящее время превышающее 700 000 человек, должно возрасти к концу проектного периода (через 10-15 лет) до 1 200 000-1 500 000 человек"1.

Правительственная площадь в структуре городского центра, 1938

В генплан заложена радиально-кольцевая схема, к которой неизбежно тяготеет всякий город, приближающийся к миллионной отметке. Специальной стратегией стал выход города на левый берег с особым транспортным и композиционным отношением к Днепру. Хаустов возмущается: "...существеннейшим недостатком старой планировки Киева является поразительное невнимание к Днепру. Киевский порт был совершенно мал для такого значительного города. В общем ансамбле Киева река играла незначительную роль. Застройка города, если не считать отдельных архитектурных памятников, в буквальном смысле слова поворачивалась спиной к Днепру; отсутствовала благоустроенная набережная, береговые склоны страдали от оползней, а русла рек - от постоянных изменений... судового фарватера"2. Соответственно, самым интересным местом первого советского Генерального плана Киева стало повышенное внимание к реконструкции центральных магистралей, особенно выходящих на кромку киевского плато с разгрузкой городского центра. Это реконструкция ул. Б. Житомирской и ул. Артёма с организацией дублирующей магистрали и открытием панорам на Днепр. Устройство внутригородских мостов, дублеров старых улиц, и реконструкция площадей задуманы с таким масштабом и виртуозностью, о которых не смеют помыслить нынешние "проектанты".

Новая магистраль - дублер улицы Артёма, 1938

П. П. Хаустов и команда работали с Киевом смело, как барон Осман с Парижем, но почтительно, как Франц-Иосиф с Веной: "...сложившаяся система улиц используется в ее существенных элементах. Старые улицы расширяются, спрямляются и получают дальнейшее развитие, вместе с тем создаются и новые магистрали. Таким образом, городская уличная сеть в основной правобережной части города приближается к радиально-кольцевой системе. Основным диаметром города будет служить магистраль Брест-Литовское шоссе - бульвар Шевченко. Эта магистраль пересечет весь город. Реконструкции подлежат также ряд радиальных направлений: улицы Фрунзе и Шолом-Алейхема на Петровке, Большая Васильковская на Сталинке, улица Урицкого на Январке, Борщаговская улица в районе Караваеве ких дач. Важной радиальной магистралью явится 14-километровая магистраль, соединяющая центр города (Советскую и Правительственную площади) с северными районами. Для создания этой магистрали расширяются улицы Артёма и Мельник[ов]а и параллельно улицам Горовица и Артёма создаются новые магистрали, доминирующие над Днепром"3.

Этот фрагмент Генплана живописует тридцатичетырехлетний архитектор-художник Михаил Гречина: "Реконструкция этой магистрали предусматривает дублирование ул. Горовица путем прокладки новой магистрали типа авто-аллеи, которая прошла бы по тылам усадеб улицы Горовица над кручей. Эту авто-аллею технически можно осуществить путем подсыпок и укрепления откосов, и с этой аллеи откроются прекрасные виды на нижнюю террасу города и заднепровскую даль. Как продолжение этой аллеи вдоль улицы Горовица, чтобы создать единую прямую магистраль, спрямляется и улица Артёма на отрезке от ул. Кудрявской до ул. Мельник[ов]а, пересекая территорию быв. Покровского монастыря с пересечением Глубочицы на двух уровнях. Здесь будет создан красивый архитектурный мост в 24 м шириной и 262 м длиною. Эта магистраль будет иметь 40 м в ширину. Также расширяются и улица Мельник[ов]а, а также ул. Артёма на участке от Сенной (Львовской) площади до Кудрявской улицы. Поскольку эта магистраль в основном также проходит по возвышенностям города, ее застройка предусматривается только с одной стороны; с нее также откроются прекрасные виды на холмы, овраги и заднепровскую даль"4.

Форпроект речного вокзала в Киеве. Архитт. И. М. Холостенко, И. Ю. Каракие, 1936

Кольцевая планировочная структура первого Генплана поддержана не менее впечатляющей системой кольцевых зеленых поясов: "Внутреннее зеленое кольцо садов и парков, охватывающее все районы вокруг центрального ядра города, создается на основе озеленения откосов правого берега Днепра, оврагов, а также реконструкции существующих рощ и закрытых кладбищ. Одним из крупнейших городских парков, входящих в систему внутреннего кольца, станет парк культуры и отдыха, который объединит систему расположенных здесь старых садов. Новые парки будут созданы на Флоровской и Щекавицкой горах, на склонах Кирилловской возвышенности, на территории Бабьего Яра, Лукьяновского и еврейского кладбищ, в долине ручья Мокрого на Январке, на Зверинце и в других местах. Внутри и вне этого зеленого кольца также создаются сады и парки, из которых особое значение приобретут - парк на Черепановой горе, связанный с строящимся колоссальным центральным украинским стадионом, и центральный гидропарк на Трухановом острове"5. Именно в 1930-е в рамках обширной городской реконструкции были построены и налажены вещи, кажущиеся сегодня более чем привычными: троллейбус и Центральный стадион, ЦУМ и памятник Шевченко перед Университетом, начато строительство метро и т. д., и т. п. "Реконструктивные работы идут полным ходом, - пишет в 1938 году Павел Хаустов. - Уже сейчас с каждым месяцем меняется облик Киева. Заканчивается строительство ряда крупных промышленных предприятий. На левом берегу реки (в Дарнице) создается новый обширный городской промышленный и жилой район"6. Но одним из главных пунктов плана реконструкции была поставлена задача устройства "центральной правительственной площади в советской столице - задание не просто технического, но и глубоко политического уровня, ибо будущий ее архитектурный комплекс должен стать живым примером тех громадных творческих достижений, которыми характеризуется наш непрерывный рост во всех отраслях социалистического строительства"7.

К началу страницы
Содержание    Время реконструкции  Выбор места