Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Борис Ерофалов-Пилипчак
Архитектура советского Киева ПРОЕКТЫ 20-го ВЕКА

Несостоявшийся форум 1930-х,
или Правительственная площадь в Киеве

1. Наши задачи //Архитектура СССР. 1933, № 1. С. 7. Вернуться в текст
2. См.: ИвановС. Г. Реакционная культура: От авангарда к Большому стилю. СПб, 2010. Вернуться в текст
3. Холостенко М. Проти спрощеного схематизму... 1933. С. 13-14. Вернуться в текст
4. Холостенко И. Архитектурная реконструкция Киева//Архит. СССР. 1934, № 12. С. 25. Вернуться в текст
5. Там же. С. 22. Вернуться в текст


ВРЕМЯ РЕКОНСТРУКЦИИ. В условиях "индустриализации и коллективизации", за которыми скрывалось окончательное упразднение личных свобод и последовательная подготовка к войне "за освобождение мирового пролетариата", Кремль объявил т. наз. "социалистическую реконструкцию", фундаментально повлиявшую на работу архитектурного цеха. Революционно-ниспровергающий пафос архитектуры конструктивизма оказался не у дел, так как изначально предполагал заряд неуемного свободомыслия. Соперничающие творческие объединения и группировки упразднены, вольные профессиональные издания и издательства тоже: "Начало этой перестройки было положено историческими решениями партии - постановлениями прошлогоднего июньского пленума ЦК, принятыми по докладу Л. М. Кагановича, о социалистической реконструкции городов и решением ЦК от 23 апреля 1932 года о литературно-художественных организациях. Сущность этой перестройки, основное содержание сегодняшнего дня в жизни нашего архитектурного фронта - борьба за полноценную советскую архитектуру, способную ответить гигантским требованиям эпохи и создать произведения, достойные этой эпохи", - вещает в первой программной передовице новый орган нового единого Союза советских архитекторов СССР1. Не случайностью и не оговоркой звучит указание на "гигантские" требования новой "реакционной эпохи"2. Во многом они созвучны не менее масштабным архитектурным намерениям фашистской Германии. В связи с объявленной реконструкцией, которая затребовала новых профессионалов, остро встал вопрос переустройства проектного цеха: "особенно это касается наших проектных контор и трестов, где созданы совершенно невыносимые условия для архитектурной работы - и в отношении организационно-творческих условий работы, и в отношении тарифно-экономических моментов (уравниловка, обезличка и т. п.). Здесь часто условия коммерческой рентабельности предприятия, стремления к минимальным затратам и минимальным срокам выпуска рисунков расходятся с требованиями архитектурного качества, которые, в итоге, в самой конторе мало кого интересуют"3. Уже через год молодой и далеко глядящий Николай Холостенко рапортует в Москву: "...организация архитектурного проектирования в Киеве имела ряд дефектов. Случалось, что на одной площади проектировали отдельные здания 2-3 архитектора, каждый совершенно самостоятельно, без учета ансамбля всей площади. Качество проектирования по большей части оставалось на весьма низком уровне. Поэтому Горсовет сделал большое дело, организовав архитектурно-художественные проектные мастерские: первая - руководитель архитектор т. Холостенко; вторая - руководитель т. Алёшин; третья - руководитель т. Шехонин и четвертая (планировочная мастерская) - руководитель проф. Хаустов"4.

Архитектурным "бригадам" стали уделять все большее внимание, и они попали под пристальную опеку товарищей из партии, правительства и "органов". Удобным инструментом контроля архитекторов и управления творческим процессом служили общественные обсуждения проектов и творческие отчеты архитекторов наподобие "заключительного диспута", который устроили И. Г. Лангбарду в 1938 году (см. с. 228-237). Направляющая и ведущая роль партии всячески подчеркивалась: "Уже сейчас, всего лишь через несколько месяцев после переезда правительства, Киев преобразился. Проведено и проводится ряд работ, которые в корне меняют лицо старого Киева. Непосредственным руководителем и вдохновителем этих работ является т. Постышев. Вспомним, что Харьков уже сумел из грязного провинциального города превратиться в один из образцовых городов Союза. И теперь Киеву надо использовать опыт прежней столицы, дать высокие показатели работы. Руководство же т. Постышева является залогом успеха этого дела"5.

Тов. П. П. Постышев (1887-1939), в 1934 году первый секретарь киевского обкома КП(б)У

К началу страницы
Содержание    Переезд столицы  Генплан