Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Андрей Бунин
История градостроительного искусства

Градостроительство XX века в странах капиталистического мира

Том второй

Примечания:

1. Теория организации торговой сети в виде трех ступеней ясно сформулирована в книге Барнса В. Британские торговые центры. Пер. с англ. М., 1966, с. 30-37. (Burns Wilfred. British Shopping Centers. London, 1959). Вернуться в текст
2. Ярмарки и еженедельные большие базары настолько вошли в традицию, что устраиваются и в настоящее время в самых больших городах. Так, воскресная ярмарка в Лондоне привлекает к себе десятки тысяч покупателей и занимает все улицы прибрежной части Сити между Тауэром и собором св. Павла. Вернуться в текст
3. В 60-е годы в США считались образцовыми магазины "Маршал Филд" в Чикаго и "Мейси" в Нью-Йорке. Годовые торговые обороты компании универсальных магазинов Вулворта, распространивших свое влияние на Европу, исчислялись в 700 с лишним млн. долларов. Вернуться в текст
4. Gibberd Frederik. Town Design. London, 1953-1955; в русском переводе: Гибберд Фредерик. Градостроительство. Пер. с англ. М., 1959. Вернуться в текст
5. Данные о составе бирмингемского торгового центра помещены в журнале Official Architecture and Planning, 1964, № 7, vol. 27. Вернуться в текст
6. Так, например, строительство торгового центра Норсленда близ Детройта обошлось предпринимателям в 25 млн. долларов. (Auzelle Robert. Documents d'urbanisme. Paris, s. a.). Вернуться в текст
7. Первый такой магазин ("супермаркет") был открыт в 1932 г. К 1950 г. в Америке их насчитывалось уже свыше 30 тыс., из которых около 6 тыс. находились в крупных загородных торговых центрах. Вернуться в текст
8. Грюн В., Смит Л. Торговые центры США. Сокр. пер. с англ. М., 1966. (Gruen Victor, Smith Lary. Shopping Towns USA. The Planning of shopping Centers. New York, 1961). Вернуться в текст
9. Норслэнд - не единственный торговый центр, построенный фирмой Гудзона за городской чертой. Создатели генерального плана Детройта наметили несколько участков в радиусе 15-19 км от центра, на которых Гудзон и К0 могли бы развернуть строительство филиалов центрального универсального магазина. Такой тесный контакт между планировщиками и бизнесменами весьма характерен для американского градостроительства. Вернуться в текст
10. Проектирование этого центра началось в 1948 г.; в 1950-1952 гг. были построены все основные павильоны, но первые три года Фреммингхем был бездоходным предприятием как в силу отдаленности от Бостона, так и по причине неустановившейся привычки покупателей. В проектировании Фреммингхемского торгового центра приняли участие Г. Роулс, Д. Т. Говард и С. H. Шерклиф. Вернуться в текст
11. Ширина центрального фойе между стенами противостоящих магазинов - 43 м, что составляет с длиной (215 м) соотношение 1:5. Вернуться в текст

 


Часть шестая. Дальнейший рост крупных капиталистических городов

В послевоенные годы градостроительная политика капиталистических государств заключалась в решении трех наиболее актуальных проблем: восстановлении разрушенных городов, реконструкции старых городов, не соответствовавших современным потребностям, и децентрализации промышленности и населения в тех или иных градостроительных вариантах. Однако санкционированная парламентами генеральная перестройка старых городом свелась лишь к частичному улучшению их структуры, тогда как оттянуть население и промышленность из городов-гигантов оказалось практически невозможным. Крупные города продолжали неудержимо расти по преимуществу за счет развития своих предместий.

Между тем в недрах существующих городов происходила дальнейшая концентрация всех видов производственной, административной, торговой и культурно-просветительной деятельности, в результате чего образовались специализированные центры в виде хорошо оборудованных крупных торговых центров, университетских и научных городков, спортивных комплексов и т. д. Но на определенном этапе развития крупного города созревшие в нем общественные центры стали покидать свою метрополию. Этот процесс можно рассматривать как начало распада компактной структуры города, существовавшей в течение многих веков.

В Соединенных Штатах Америки в первую очередь стали выходить за пределы больших городов торговые центры. Вслед за ними на периферию устремились научные и учебные городки, часто совмещавшиеся с крупными спортивными комплексами и, наконец, в результате чрезмерного разбухания административного аппарата (что характерно для эпохи государственно-монополистического капитализма) проявили центробежные тенденции и органы государственного управления. Однако взаимосвязи всех этих специализированных центров с городом-метрополией были далеко не равноценными. Если торговые и учебные комплексы превращались в территориально обособленные придатки крупного города, то административно-политические центры сами становились основой для образования независимых городов. Трудно установить исходную дату этого недавно начавшегося процесса, но в настоящее время он существует и активно воздействует на градостроительную мысль. Государственно-монополистический капитализм, заинтересованный в концентрации капиталов и средств управления хозяйством, оказался противником децентрализованных форм расселения. Поэтому в последнее время теоретические поиски направились по пути сохранения компактности крупного города. Первой и непосредственной реакцией на распад компактной структуры большого города явилась полуфантастическая идея так называемого "пространственного города". Второе направление пассивно восприняло безудержный рост городов и даже пытается оправдать его в теоретической концепции "динамического города". Что же касается сильно нашумевших в последнее время "параллельных городов", то они занимают некое промежуточное положение. С одной стороны параллельные города" как будто могут превратиться в средство децентрализации чрезмерно выросших городов, с другой - они сами являются монолитными крупными городами. Осознание всех этих только что начавшихся процессов и явлений представляет собой отнюдь не легкую задачу. Ему и посвящаются последние главы "Истории градостроительного искусства".

1. Строительство крупных специализированных центров в городах и за их пределами

Торговые центры

Торговое обслуживание населения в современных капиталистических городах осуществляется посредством многочисленных предприятий, которые образуют на территории города весьма разветвленную и в то же время централизованную систему. Нижней ступенью этой системы является сеть обособленных магазинов, глубоко проникающих в жилые районы. Англичане называют их "магазинами на углу"; их назначение заключается в приближении предметов первой необходимости к жилищу. Вторая (или промежуточная) ступень торгового обслуживания состоит уже из комплекса магазинов, распространяющих свое влияние на целый район. Помимо продуктов первой необходимости здесь концентрируются товары широкого потребления, приобретаемые на длительный срок, а также некоторые разновидности предметов роскоши. Что же касается третьей, или верхней, ступени торгового обслуживания, то она включает в себя все виды товаров в самом широком ассортименте и образует полностью развитый общегородской торговый центр [1].

Центры подобного рода получили новые организационные и архитектурно-планировочные формы лишь в послевоенный период и тем не менее в настоящее время нет почти ни одного как нового, так и старого города, который не имел бы вполне определенного главного центра торговли. Не умаляя значения нижних ступеней торгового обслуживания городов, мы сосредоточим внимание на общегородских торговых центрах, ибо, формируясь как крупные и компактные комплексы зданий, снабженных пассажами и площадями, они нередко приобретают решающее значение во всей архитектурно-планировочной композиции города.

Элементы, из которых слагаются современные торговые центры, зародились еще в недрах старого города и вместе с ним проделали длительный путь исторической эволюции. Действительно, будучи одним из главных градообразующих факторов, торговля сопровождала города на всех этапах их экономического и культурного развития.

Париж. Один из магазинов на улице Риволи

В небольших средневековых городах, возникавших по воле королей на основе предварительно составленных планов, считалось нормальным иметь одну общегородскую торговую площадь. Располагаясь обычно в середине города, она с успехом выполняла все торговые функции, являясь и продовольственным рынком, и местом сбыта продукции городского ремесла. Во время ярмарок и базаров ее дополнял общинный выгон, где под открытым небом производилась оптовая и розничная торговля [2].

С ростом городов началась дифференциация торговли. Единственная рыночная площадь уже перестала удовлетворять возросшим потребностям города, в силу чего в непосредственной близости от нее стали устраивать специальные рынки (например, мясной, рыбный, овощной, для продажи дров, сена, гончарных изделий и т. д.). Вместе с учреждениями, обслуживавшими торговлю, такая центральная группа площадей составила развитый, хотя еще и компактный торговый центр всего города. Закрепленные сохранившейся средневековой застройкой центры подобного рода можно и теперь наблюдать в Баутцене, Нюрнберге и многих других городах Центральной и Западной Европы.

В качестве их разновидности назовем венецианский рынок Риальто, где группу площадей заменили торговые кварталы, возникшие на общинной земле.

Дальнейшее территориальное развитие торговых центров пошло по двум направлениям: по пути создания второстепенных рыночных площадей на значительном расстоянии от центра города и по пути формирования весьма специфических торговых улиц. В XV-XVII вв. изменились самые формы торговли. Если в раннефеодальном городе торговля производилась с повозок и наскоро сколоченных открытых прилавков, то теперь все большую роль начало играть закрытое торговое помещение. В период процветания средневекового домашнего ремесла мастерская - лавка ремесленника (этот зародыш современного нам магазина) органически входила в состав бюргерского дома в качестве одной из его нежилых комнат. Но с вытеснением индивидуального ручного труда мануфактурным, а затем и заводским производством связь между местом торговли и жилыми помещениями городского дома фактически порвалась. Отныне нижний этаж сделался монопольной принадлежностью магазинов, сдаваемых внаем, что придало улице, оформленной витринами, весьма специфические архитектурные черты. Апофеозом торговых улиц периода становления капиталистического уклада стала парижская улица Риволи, получившая на всем протяжении своих бесконечных аркад превосходно оборудованные двухсветные магазины.

Рыночная площадь в Ленсбери (округ Поплер):
1-1 - специальные магазины;
2 - универмаг;
3-3 - пивные бары;
4 - крытый рыночный пассаж;
5 - декоративная башня с часами;
6 - общественные уборные;
7-7 - открытый рынок с лотков;
8-8 - паркинги

Вместе с тем индустриальное производство товаров повлекло за собой специализацию магазинов. Уже в XVIII в. в европейских столицах существовали специальные магазины готового платья, ювелирных изделий, печатных изданий и т. д. и, наконец, в результате поисков оптимальных форм торгового обслуживания в 1725 г. в Париже был открыт первый в мире универсальный магазин. Универмаги оказались настолько прибыльными предприятиями, что заняли в торговой сети ведущее место. Развиваясь вширь и ввысь, они первыми вышли из габаритов жилого дома и, превратившись в отдельно стоящие крупные здания, образовали особую отрасль в архитектуре XIX в. Развитие архитектуры торговых зданий происходило исключительно быстрыми темпами: если парижские "магазины новинок" еще сравнительно недавно казались предельным достижением на этом новом поприще зодчих и художников-декораторов, то современные большие магазины Франции, Англии и особенно США далеко превзошли их и в общем объеме торговли, и в совершенстве бытового и технического оборудования [3].

Лондон. Новая рыночная площадь, построенная Фредериком Гиббердом в восточной части Лондона (Ленсбери)

Но что происходило с рыночными площадями, доставшимися по наследству капиталистическим городам? Чем больше строилось в городах магазинов, тем менее необходимыми становились торговые площади. Но прямыми конкурентами их оказались крытые продовольственные рынки. Еще теоретики идеальных городов эпохи Возрождения в лице Бартоломео Амманати и Вазари рекомендовали размещать на рыночных площадях большие торговые пассажи; позднее же крытый рынок решительно возобладал над открытыми площадями. В XIX в. рыночные площади стали повсеместно застраивать, а в тех случаях, когда город предпринимал строительство большого центрального рынка, для него отводили обширную территорию, нередко вызывавшую реконструкцию целого городского района. Так, например, парижский Центральный рынок, построенный в 1857-1868 гг., занял 10 нормальных кварталов при общей протяженности 300 м. Подобно тому как универсальный магазин концентрировал в себе весьма разнообразные промышленные товары, так и крытый рынок предлагал покупателям широкий ассортимент продовольствия. И, следовательно, для того чтобы достичь оптимального обслуживания населения (как это было и в средние века в смысле концентрации всех видов торговли в одном общем месте), оставалось объединить и то и другое. Этот последний шаг и сделали в наше время при помощи хорошо оборудованных торговых центров.

Строительство крупного многоярусного торгового центра в трудных условиях сложившейся городской застройки. Так называемый "Бал Ринг" в Бирмингеме:
А - продольный разрез;
Б - план на уровне кольцевой магистрали;
В - план следующего (надземного) этажа;
1 - универсальные магазины;
2 - магазин компании Вулворта;
3 - большой продовольственный магазин;
4 - центральный световой дворик;
5 - учреждения;
6 - рынок розничной торговли;
7 - автобусная станция;
8 - крытый переход над кольцевой дорогой;
9 - отдельные магазины;
10 - паркинги;
11 - ресторан

Современные торговые центры четко разделяются на городские и загородные. Первые из них называют центрами английского типа, вторые же - центрами американского типа. Обращаясь к английскому градостроительному опыту послевоенных лет, необходимо отметить, что новые торговые центры далеко не исключили веками создававшиеся формы торгового обслуживания. В своей широко известной книге "Town Design" [4] Фредерик Гибберд начинает изложение этой проблемы с правил планировки и застройки рыночных площадей, а также универмагов и торговых улиц и лишь затем переходит к организации больших специальных центров торговли. Английская практика показала, что в небольших населенных пунктах и микрорайонах оптимальной формой торгового обслуживания остается улица, застроенная магазинами; в городах, окруженных сельскохозяйственными угодьями, наряду с торговыми улицами имеет смысл устраивать новые рынки исходя из средневековых прототипов, и лишь в центральных районах городов целесообразно создавать крупные торговые комплексы с тенденцией универсального обслуживания. Не явился исключением из этого правила и сам Гибберд как архитектор-практик, построивший близ восточной окраины Лондона (Поплер) очаровательную рыночную площадь с оригинальной башней и в то же время создавший в Харлоу ультрасовременный и столь же удачный общегородской торговый центр.

Строительство крупного многоярусного торгового центра в трудных условиях сложившейся городской застройки. Так называемый "Бал Ринг" в Бирмингеме:
А - продольный разрез;
Б - план на уровне - кольцевой магистрали;
В - план следующего (надземного) этажа;
1 - универсальные магазины;
2 - магазин компании Вулворта;
3 - большой продовольственный магазин;
4 - центральный световой дворик;
5 - учреждения;
6 - рынок розничной торговли;
7 - автобусная станция;
8 - крытый переход над кольцевой дорогой;
9 - отдельные магазины;
10 - паркинги;
11 - ресторан

Любой английский торговый центр имеет в своем составе универмаг и ряд магазинов специального назначения, торгующих продовольствием и промышленными товарами. Если этот центр располагали в сложившемся старом городе (как, например, в Ковентри), то не было необходимости включать в него ресторан, кинотеатр и многие другие учреждения бытового и развлекательного характера, но сделать его территорию недоступной для транспорта и в то же время предусмотреть стоянки для легковых машин и автобусов было непременной задачей. Поэтому торговый центр превращался в непроницаемую для транспорта пешеходную зону. В своем идеальном выражении городской торговый центр уподоблялся открытому пассажу с магазинами, обращенными своими витринами и входами к широкому пешеходному коридору (пассажу), а тыльными сторонами наружу, к окружающей городской застройке. Естественно, что лучшей формой транспортного обслуживания покупателей (как и снабжения магазинов товарами) становилась кольцевая улица, обходящая торговый центр со всех сторон и, кроме того, дающая возможность периодически устраивать на ней автомобильные стоянки. Торговый центр подобного рода получил возрожденный после войны Ковентри и вместе с ним все новые города Англии. Учитывая традиции английских покупателей, архитекторы и среди них в первую очередь Гибберд включали в состав городского торгового центра небольшую рыночную площадь. Во время торговли (т. е. в первую половину дня) она целиком принадлежит пешеходам - покупателям и продавцам, но позже ее используют для стоянки машин. Так, это, казалось бы, полностью отмершее городское пространство нашло удачное применение в составе ультрасовременных торговых комплексов.

В английских городах-спутниках, которые создавали после войны на необжитых местах, торговые центры получали оптимальные условия для планировки и застройки. Прежде всего им отводили здесь обширные участки. Так, например, центр Стивенеджа, растянутый на 300 м в длину, не уступает в размерах величайшему в Европе Центральному рынку Парижа, а между тем расчетная цифра населения Стивенеджа всего 60 тыс. человек. Обширная территория торгового центра обеспечивала свободу планировочному маневрированию, давая возможность строить широкие пешеходные пассажи между магазинами, как и просторные рынки, автомобильные стоянки и хозяйственные дворы. При сравнительно невысокой этажности (два - четыре этажа) и громадных горизонтальных размерах торговые комплексы английских городов-спутников как бы распластывались по земле. Столь же невыразительную застройку получили торговые центры во всех небольших городах континентальной Европы. И даже некоторые крупные города (как, например, Роттердам и Кассель) не оказались исключением из этого общего правила.

Мостовой переход Бирмингемского торгового центра Вид общегородского торгового центра в Бирмингеме.
Сооружен архитекторами Гринвудом и Хирстом в 1961-1964 гг.
На первом плане - центральный дворик; вдали - многоэтажное деловое здание

Однако горизонтальный торговый центр не остался единственным вариантом в европейской градостроительной практике. В городах столичного масштаба с их высокоэтажной и плотной застройкой классическая схема торгового центра должна была превратиться в сложнейшее многоярусное сооружение. Ярким примером такого торгового центра служит Балл-Ринг-Центр, построенный в Бирмингеме в 1964 г. Следует отметить, что для постройки бирмингемского торгового центра была выделена крайне неудобная и очень небольшая территория (размером 1,6 га), находящаяся в самом центре города, на перекрестке нескольких оживленных улиц. Одна из них - новая и очень широкая кольцевая магистраль - невыгодно разрезает участок на две неравные части. И вот, находясь в крайне тяжелых условиях, архитекторам пришлось обратиться к многоэтажному варианту, виртуозно используя при этом каждый квадратный метр.

В программу строительства были включены: большой продовольственный магазин самообслуживания, универмаг, рынок розничной торговли, один из крупнейших в Европе фирменных магазинов американской компании Вулворта и свыше 100 специализированных частных торговых предприятий [5]. Помимо этого на территории торгового центра расположили девятиэтажное деловое здание, банкетный зал, а также конечную автобусную станцию с годовой пропускной способностью 20 млн. пассажиров. Но поскольку ни один из торговых центров не может обойтись без автомобильного транспорта, постольку строителям бирмингемского комплекса пришлось изыскивать место для автомобильной стоянки на том же изрезанном клочке земли. На четырехъярусной этажерке, окружающей внутренний световой дворик, им удалось разместить 500 машин, что стало, однако, возможным лишь при помощи лифтов, поднимающих автомобили с мостовой. Торговый центр Бирмингема функционирует в семи уровнях, из которых нижний (где находятся склады) располагается под землей. Следует указать еще на одну особенность этого многоэтажного сооружения, а именно: на висячие переходы через улицы, благодаря которым торговые помещения и наземные рынки, разбросанные в разных местах, соединились между собой и образовали единое целое. Главный торговый центр Бирмингема обошелся городу в 8 млн. фунтов стерлингов, что сильно превысило обычную стоимость такого рода сооружений, размещаемых на окраинах городов и тем более на неосвоенных землях.

Та же проблема выбора места для строительства больших торговых центров занимала и американских архитекторов. В книге Вилфрида Барнса, еще недавно отражавшей единодушное мнение английских архитектурных кругов, загородные торговые центры Америки подверглись жесточайшим нападкам. Заявляя себя сторонником "уютного города", способного удовлетворять всем материальным и духовным потребностям современного общества, Барнс обвинял американцев в "разрушении городской культуры", поскольку загородный торговый центр не способен принять на себя все культурно-просветительные функции большого города и по сути дела является только коммерческим предприятием. Постараемся выяснить, насколько основательны эти нападки.

Торговый центр Норсленд близ Детройта. Построен архитекторами Грюном, Ван Левеном и Смитом в начале 1950-х годов (обслуживает полумиллионное население северозападных предместий Детройта).
Общий вид. Создание центров подобного рода объясняется невозможностью размещения их внутри больших городов США
Торговый центр Норсленд близ Детройта.
Построен архитекторами Грюном, Ван Левеном и Смитом в начале 1950-х годов (обслуживает полумиллионное население северозападных предместий Детройта).
Главный подъезд. Создание центров подобного рода объясняется невозможностью размещения их внутри больших городов США

Торговый центр Норсленд близ Детройта.
Построен архитекторами Грюном, Ван Левеном и Смитом в начале 1950-х годов (обслуживает полумиллионное население северозападных предместий Детройта).
Зеленое фойе. Создание центров подобного рода объясняется невозможностью размещения их внутри больших городов США
Торговый центр Норсленд близ Детройта.
Построен архитекторами Грюном, Ван Левеном и Смитом в начале 1950-х годов (обслуживает полумиллионное население северозападных предместий Детройта).
Восточное фойе. Создание центров подобного рода объясняется невозможностью размещения их внутри больших городов США

В результате естественной миграции населения в городах США огромные массы людей перемещались из центральных районов к окраинам в течение многих лет. Вместе с тем расширялась и селитебная территория города, что в свою очередь отдаляло покупателей от крупнейших торговых предприятий, сосредоточенных в сити. Не спасало положения и непрерывно нараставшее количество частных автомобилей, ибо транспортная перегрузка центральных районов, как и острый недостаток стоянок, делали автомобиль ненужной "обузой" для покупателей. И в то же время строительство торговых центров в пригородах, вблизи скоростных автострад и шоссе, создавало владельцам машин целый ряд преимуществ. За 10-20 мин они получали возможность достичь загородного торгового центра, оставить машину на специальной площадке и, сделав необходимые покупки, вернуться домой. Однако, несмотря на столь очевидные преимущества, строительство загородных торговых центров в Америке не приобрело бы такого широкого размаха, если бы в этом не были заинтересованы сами владельцы крупнейших торговых фирм. Дело в том, что стабилизация и даже снижение численности населения в центральных районах больших американских городов влекли за собой сокращение количества постоянных покупателей, тогда как конкуренция между фирмами требовала дальнейшего расширения торговли и соответственного увеличения клиентуры. Именно этим и объяснялись те колоссальные капиталовложения, которые делались владельцами крупных универсальных магазинов в строительство загородных центров [6].

Коммерческий подход обнаруживался и при выборе того или иного участка для строительства будущего торгового центра. При прочих равных условиях предприниматели останавливали свой выбор на таких пригородных жилых районах, население которых обладало достаточной покупательной способностью.

Американские торговые центры чрезвычайно разнообразны как по своим размерам и принципам планировки, так и по организации торгового обслуживания. Наиболее интересны с градостроительной точки зрения - так называемые районные (или "региональные") торговые центры, рассчитанные на обслуживание 150-400 тыс. человек и более. Такие крупные центры требуют обширной территории, достигающей в некоторых случаях 100 га и главным образом используемой для паркирования автомашин. Главными сооружениями американских торговых центров являются универсальные магазины (обычно филиалы центральных), которые превосходят все прочие торговые предприятия как по площади, так и по этажности. Помимо универсальных и специальных магазинов большое распространение имеют также и крупные продовольственные магазины самообслуживания, торгующие расфасованными товарами [7].

Магазины размещаются на территории торгового центра с таким расчетом, чтобы ни один из них не остался в стороне от основного потока пешеходного движения. Другими словами, прежде чем покупатели попадут в универсальный магазин или продовольственный магазин самообслуживания, они непременно пройдут мимо второстепенных торговых предприятий, расположенных по пути.

Авторы книги "Торговые центры США" [8] называют крупные универсальные магазины магнитами, привлекающими к себе посетителей. Именно взаимное расположение этих "магнитов" и определяет, по их мнению, планировочную структуру торговых центров. Исходя из этого положения, Гргоп и Смит классифицируют разнообразную планировку торговых центров, сводя ее к шести основным вариантам. Мы же сосредоточим свое внимание на двух наиболее ярких и контрастных вариантах, а именно с центральным и эксцентрически расположенным универмагом. В качестве характерного представителя первой планировочной композиции рассмотрим торговый центр Норсленд, построенный еще в 50-х годах близ Детройта. Норслендский торговый центр расположен в 18 км от города, между северо-западной автострадой и автомобильной дорогой, ведущей в Гринфилд. Он занимает 99 га, из которых только 4 га находятся под застройкой, тогда как остальные 95 распределяются между дорогами, автостоянками и зеленой зоной. Главным застройщиком этого центра явилась акционерная компания Гудзона, владеющая крупнейшим в Детройте 25-этажным универмагом, в котором работают 12 тыс. служащих [9]. Норслендский торговый центр рассчитан на обслуживание почти полумиллионного населения северо-западных предместий Детройта, а его стоянка вмещает до 7,5 тыс. машин. Согласно проекту, составленному Грюном, Ван Левеном, Смитом и многими другими специалистами различных отраслей строительного дела, центром композиций торгового центра стал огромный квадратный универмаг, имеющий значительную высоту. С трех сторон его охватили площадки для отдыха, а еще дальше, повторяя очертания центрального квадрата, протянулись одноэтажные корпуса второстепенных магазинов. В целом получилась предельно сконцентрированная и ясная композиция объемов, способная подчинить себе огромное внешнее поле с бесконечными рядами стоящих машин.

Торговый центр Норсленд близ Детройта.
Построен архитекторами Грюном, Ван Левеном и Смитом в начале 1950-х годов (обслуживает полумиллионное население северозападных предместий Детройта).
Создание центров подобного рода объясняется невозможностью размещения их внутри больших городов США:
1 - главный универмаг, окруженный зелеными открытыми фойе;
2 - супермаркет;
3 - специализированные магазины;
4 - главные входы;
5 - обслуживающие здания;
6 - большой придорожный ресторан;
7 - заглубленные подъезды для грузовых машин.
Вокруг магазинов стоянка для 7,5 тыс. автомобилей

Все архитектурные сооружения Норслендского торгового центра отличаются художественной корректностью и совершенно безупречным уровнем отделочных работ. Придают черты интимности и уюта этому ансамблю зеленые внутренние площадки, украшенные фонтанами и скульптурой. На одной из них посажены березы, на другой - прозрачные и невысокие вишневые деревья; газоны из тюльпанов и природный дёрн с дикорастущими полевыми цветами дополняют картину своими яркими пятнами. Эти узкие площадки, сквозь которые проходят покупатели, являются своеобразными зелеными фойе, где можно отдохнуть, осмотреть витрины и двигаться дальше. В восточном углу обширного торгового центра расположены помещения местного инженерно-технического узла. В противоположном, юго-западном углу, у большой автомобильной дороги, находится ресторан со своей небольшой автомобильной стоянкой. Главный (западный) подъезд к торговому центру позволяет автобусам подвозить пассажиров к входу в универсальный магазин и так же легко эвакуировать их по главной автомобильной дороге. Грузовое движение пропущено по специальной подземной дороге, проходящей на уровне занятого складами подвального этажа. Так скомпоновано это огромное и удобное коммерческое предприятие.

Торговый центр Фреммингхем близ Бостона.
Построен в 1950-1952 гг. архитекторами Д. Говардом, Шерклифом и Роулсом.
Рассчитан на обслуживание 125 тыс. человек

Многим отличается от Норсленда большой Фреммингхемский торговый комплекс, находящийся в 30 км от Бостона и более известный под названием Торговый мир [10]. Фреммингхемский центр был построен в лесистой местности на участке 80 га в расчете на обслуживание 125 тыс. человек как минимум. Так же, как и Норсленд, он представляет собой классический пример компоновки загородного торгового центра, окруженного стоянками для автомашин. Но если в первом случае создавали центрическую схему с одним "магнитом" (т. е. универмагом), окруженным второстепенными магазинами, то во втором - линейную систему с двумя "магнитами". Правда, второй универмаг так и не был построен в Фреммингхеме, но идея создания двух противопоставленных центров и вызвала к жизни эту протяженную планировочную композицию. Владельцы боковых магазинов были заинтересованы в создании "антипода" круглому универмагу, и до тех пор, пока он не будет построен, посещаемость их предприятий не достигнет проектного уровня.

Торговый центр Фреммингхем близ Бостона.
Построен в 1950-1952 гг. архитекторами Д. Говардом, Шерклифом и Роулсом.
Рассчитан на обслуживание 125 тыс. человек:
1 - главный универмаг;
2 - место для второго большого универмага;
3 - магазины, выходящие во внутреннее зеленое фойе;
4 - ресторан;
5 - кинотеатр на 1 1/2 тыс. зрителей;
6 - подъезд для автобусов; вокруг торгового комплекса - стоянки для автомашин

Нет надобности перечислять торговые помещения, входящие в Фреммингхемский центр, выше имеется подробное описание его генерального плана. Но важно отметить, что это сооружение, отдаленно напоминающее гражданские форумы Рима и "длинные рынки" средних веков, имеет оригинальное зеленое фойе. Действительно, срединное пространство Фреммингхема, вдоль которого тянутся галереи, производит приятное впечатление [11]. Легкие, ярко-белые двухъярусные галереи хорошо контрастируют с зеленым партером, тогда как пешеходные мостики и дорожки партера удачно расчленяют пространство на отдельные звенья. И если днем витрины магазинов скрываются в тени галерей, то вечером, когда партер погружается в сумерки, они создают феерическое зрелище. Следует также отметить, что в отличие от большинства американских торговых центров, построенных среди полей, Фреммингхемский центр имеет привлекательный внешний лесистый пейзаж, хорошо видимый даже из окон магазинов. Однако в целом как трехмерная архитектурная композиция Фреммингхем оставляет желать много лучшего. Все здания (включая и купольный магазин) кажутся прижатыми к самой земле, и если бы на дорогах не возвышались рекламные транспаранты и мачты, то трудно было бы догадаться, что очень близко отсюда находится весьма значительный градостроительный комплекс, оторвавшийся от современного крупного города. Впрочем, это весьма характерно для всех загородных торговых центров Соединенных Штатов Америки. Итак, возвращаясь к поставленному Барнсом вопросу, следует решительно взять под защиту загородные торговые центры как сооружения, отнюдь не причиняющие городам архитектурно-планировочного и культурного ущерба. В условиях быстрорастущих больших городов возникновение торговых центров далеко за пределами города - результат естественного и неотвратимого общего процесса. Действию "центробежных сил" подчиняются и все прочие сформировавшиеся в городе комплексы, такие, как университеты, спортивные центры, крупные лечебные учреждения и т. д. И, следовательно, в период превращения компактного города в созвездие специализированных комплексов, нельзя вставать на позиции Барнса. Американские торговые центры действительно являются только коммерческими предприятиями. Ни один из них не включает в себя театров, музеев, отелей и других учреждений подобного рода, законное место которых находится на территории исторически сложившихся общественных центров. Но для достижения оптимального торгового обслуживания больших городов необходимо объединение двух концепций: американской и английской. Началом этого процесса можно считать строительство крупнейшего в мире торгового центра в окрестностях Франкфурта-на-Майне. Таким образом, путем проверки на практике и "диффузии" идей было рассеяно мнимое противоречие между двумя концепциями, и современный город приобретает теперь единую систему торгового обслуживания, в которой найдут достойное место и городские, и загородные торговые центры.

Фреммингхем. Внутренний партер

 

К началу страницы
Содержание
Постановка проблемы главного здания города на примере ратуши в Торонто  Строительство крупных специализированных центров в городах...