Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Андрей Бунин
История градостроительного искусства

Градостроительство XX века в странах капиталистического мира

Том второй

Примечания:

1. Вслед за законом планировки городов и сельских местностей 1947 г. последовали законодательные акты, датированные 1952. 1953, 1954 гг. Вернуться в текст
2. Почти полный перечень и расшифровку французских законов в области архитектуры и градостроительства дает Гюттон (Gutton A. L'urbanisme au service d'homme. Conversation sur l'architecture, tome VI, p. 505-550). Вернуться в текст
3. Urbanisme, 1954, № 33, 34. Вернуться в текст
4. Следует отметить, что в ФРГ применялось широко вошедшее в обиход временное отчуждение земельной собственности. Оно давало возможность муниципалитетам свободно распоряжаться землей в период реконструкции. Однако по окончании планировочных работ землю снова делили в изменившихся границах и возвращали прежним владельцам (Современная архитектура в ФРГ. Б. м. Б. г., с. 20 и 21). Вернуться в текст

 


Часть пятая. Градостроительство в странах капиталистического мира после окончания второй мировой войны
1. Движущие силы и условия развития капиталистических городов в послевоенные годы

Развитие градостроительного законодательства

Многообразные инженерно-технические и архитектурные задачи, возникшие на почве города после мировой войны, заставили правительства многих стран пересмотреть градостроительные законы. Более всего к этому была подготовлена Англия, где работы над планировкой городов не прерывались даже во время военных действий. В 1943 г. было создано специальное министерство планировки городов и сельских местностей и вышел первый предназначенный для послевоенного времени градостроительный закон ("The Town and Country Planning Act". - Interim Development).

Чикаго. "Марина-Сити" - многоэтажные жилые дома-близнецы с паркингом на 450 автомобилей в нижних этажах.
Архитекторы Чарлз Суайбел, Бертран Гольдберг и др. Строительство зданий закончено в 1964 г.
Чикаго. "Марина-Сити" - многоэтажные жилые дома-близнецы с паркингом на 450 автомобилей в нижних этажах.
Архитекторы Чарлз Суайбел, Бертран Гольдберг и др.
Строительство зданий закончено в 1964 г.

Однако обширная программа восстановительных работ потребовала расширения и дальнейшего развития законодательства. Поэтому в 1947 г. был обнародован новый закон ("The Town and Country Planning Act"), распространивший планировочное проектирование на все без исключения населенные пункты Британских островов со сроком реализации составленных проектов в течение 20 лет (1950-1970 гг.).

Упомянутые законы, а также последующие законодательные акты помимо целого ряда организационных и строительных мероприятий предусматривали значительное расширение прав местных самоуправлений и, в частности, на приобретение ими земельных фондов. Однако наличие частной собственности на землю, все еще находившуюся в руках лендлордов, фермеров и городских землевладельцев, а также сложная система финансирования и утверждения проектов во многих инстанциях чрезвычайно тормозили градостроительную практику Англии [1].

Чтобы понять те реальные трудности, которые приходилось преодолевать архитекторам-градостроителям при ограниченности и несовершенстве послевоенных законов, обратимся к опыту Франции [2]. Еще в 1943 г. во Франции было создано министерство урбанизма и одновременно с этим вышел закон ("Zoi d'urbanisme" 15 juin 1943), подытоживший все существующие и предшествующие градостроительные постановления. Однако стихийная волна послевоенных восстановительных работ отбросила на несколько лет составление и тем более реализацию перспективных проектов планировки городов. Фактически во многих городах Франции восстановление зданий производилось на старых фундаментах без всякой планировочной ревизии проездов.

Большой гараж для автобусов в Лондоне (Стоквелл).
Архитекторы Эдай, Баттон и др. (слева)
Временный городок на 2100 "моторных" домов в штате Нью-Джерси. На фотографии показана стоянка членов клуба "Караван", приехавших на конференцию в Нью-Йорке.
Такого рода уродливая концентрация прогулочных машин - один из парадоксов автомобильной Америки

Наконец, к началу 50-х годов все земельные ресурсы города были исчерпаны, а при таком положении чрезвычайно обострился вопрос о необходимости расширения городских территорий для новых жилых и промышленных районов, возникавших за городской чертой. Именно в этот период французские общественные и планировочные организации столкнулись с дороговизной земельных участков, по-прежнему находившихся в частных руках.

Это обстоятельство принудило правительство издать в 1953 г. новый градостроительный закон, согласно которому государство, муниципальные органы и специальные общественные организации получали право приобретать у частных лиц земельные участки по твердым ценам, а при отказе владельцев от продажи земли - применять принудительное отчуждение [3]. Следует отметить, что и государство, и городские власти послевоенной Франции не были в состоянии финансировать все операции, связанные с реконструкцией и благоустройством городов. Поэтому большое распространение получили тогда так называемые общества со смешанными средствами, т. е. полукоммерческие предприятия, которые на определенных условиях охотно брались за реализацию того или иного проекта. Но не решившие!, повсеместно экспроприировать земельную собственность, французское правительство было вынуждено перейти к поощрению землевладельцев, шедших навстречу общественным интересам. Так, в 1958 г. специальным правительственным декретом (дополнение к закону от 11/Х 1946 г.) разрешалось объединение земельных владельцев в территориальные ассоциации (применительно к границам намеченной реконструкции), дабы каждый из них получал компенсацию в виде нового дома, денежного вознаграждения либо земельного участка в другом городском районе при условии, что этот участок он своевременно застроит в соответствии с утвержденным проектом планировки. Однако такие сложные комбинации требовали незаурядного дипломатического таланта от организаторов городского строительства, в силу чего и увенчивались успехом только в исключительных случаях. Самым ярким примером восстановления крупного города на таких эфемерных условиях служит Гавр, где благодаря авторитету и красноречию министра-коммуниста Франсуа Бийу владельцы участков согласились отдать их в общее пользование при условии получения компенсации в виде благоустроенных собственных домов [4].

И тем не менее в условиях буржуазных государств земельная собственность всегда находит защиту. Так, по мнению ряда французских планировщиков (и, в частности, Андре Гюттона), допущение частной инициативы будто бы способствует скорейшей реализации проектов городов. В действительности же во Франции, как и в любой другой капиталистической стране, частная собственность, несмотря на всю виртуозность градостроительного и законодательного маневрирования, продолжает оставаться большим препятствием в реализации градостроительных замыслов.

Итак, при сравнительно благоприятной послевоенной экономической конъюнктуре и наличии высокоразвитых инженерно-технических средств архитекторы-градостроители капиталистических стран оказались недостаточно вооруженными в правовом отношении. Градостроительное законодательство буржуазного мира стояло на страже института частной собственности, вследствие чего архитекторы не имели настоящей свободы действий. Этим и объясняется недостаточная эффективность огромного по объему послевоенного городского строительства.

 

К началу страницы
Содержание
Транспортный кризис и мероприятия по улучшению городского движения  Восстановление и реконструкция городов в Западной Европе