Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Андрей Бунин
История градостроительного искусства

Градостроительство XX века в странах капиталистического мира

Том второй

Примечания:

1. В межвоенный период строительство выставок сильно возросло во всех странах, особенно во Франции и США. Выставки способствовали обмену творческим опытом между архитекторами и в сильнейшей степени стимулировали их изобретательность в области архитектурных форм и конструкций. Такой, например, была Парижская всемирная выставка 1925 г., повлиявшая на развитие нового функционального стиля. О масштабах всемирных выставок тех лет можно судить по Парижской колониальной выставке 1929 г., где демонстрировалась смонтированная в Венсепском лесу точная копия камбоджийского храма Лнгкор-Ват. Вернуться в текст
2. Данные о числе зрелищных и культурно-бытовых учреждений Лондона относятся к концу 1929 г. (см. статистический справочник "London County Council. London Statistics". London, 1931). В последующие годы в результате конкуренции с общедоступными кинотеатрами (а также по причине увеличения емкости театральных зданий. Вернуться в текст
3. Упомянутое здание было построено на улице газетных редакций Флит-стрит. Небезынтересно отметить, что концентрация банков на территории лондонского сити новее не остановилась, а продолжалась вплоть до второй мировой войны. В 1925-1930 гг. здесь были построены здания Мидлендского, Ллойдского и Вестминстерского банков и, кроме того, расширен Английский банк. Присоединившись к банкам, давно осевшим на Ломбард-стрит, они образовали территориально целостный валютный центр Великобритании. Вернуться в текст
4. Небоскреб Эмпайр Стэйтс в свое время являлся непревзойденным по высоте. Это объясняется тем обстоятельством, что крупнейшие небоскребы, построенные на рубеже 20-х и 30-х годов, оказались экономически нерентабельными, так как превышение уровня 63 этажа заставляло дублировать дорогостоящий инженерный узел небоскреба. Поэтому высота сооружений небоскребного типа после этих экспериментов значительно снизилась. Вернуться в текст
5. Большой интерес представляет техническое оборудование небоскребов и процесс их возведения. Благодаря применению конвейерного метода в сборке стальных каркасных конструкций и заполнения из естественного камня и новых материалов небоскребы вырастали с поразительной быстротой. Так, небоскреб Крейслера строился с 15 октября 1928 г. до 1 апреля 1930 г., т. е. 17,5 мес, тогда как Эмпайр Стэйтс - всего лишь 14 мес. (с февраля 1930 г. по апрель 1931 г.). При общей кубатуре последнего небоскреба 990 тыс. м3 и весе стальных конструкций 59 тыс. т. строительство (точнее монтаж заранее подготовленных элементов небоскреба) было неслыханным событием. О небоскребах и их инженерно-техническом оборудовании помимо иностранных публикаций см. статьи: Венедиктов А. Рокфеллеровский центр в цифрах. - Архитектура за рубежом, 1935, № 2, с. 31-36; Чаплыгин А. Строительные конструкции американских небоскребов. - Архитектура за рубежом, 1935, № 3, с. 27-30; Олтаржевский В. Американские небоскребы. - Архитектура за рубежом, 1935, № 5, с. 11-20. Вернуться в текст

 


Часть вторая. Основные направления в теории и практике градостроительства 20-х и 30-х годов
2. Городские общественные центры

После длительного перерыва, вызванного войной и послевоенным жилищным кризисом, с середины 20-х годов возобновилось строительство общественных зданий. Но, нагоняя упущенное, эта область архитектуры сразу же сделала гигантский скачок вперед как в количественном, так и в качественном отношении. Кинотеатры с одним, двумя и тремя залами, рестораны и кафе, выставочные сооружения, входившие в грандиозные ансамбли всемирных выставок [1], деловые здания, принимавшие в Соединенных Штатах Америки формы небоскребов, и, наконец, огромные железобетонные стадионы, бассейны для плавания, крытые рынки, универмаги, многоэтажные гаражи, авто- и аэровокзалы, школы, университеты и разнообразные лечебные учреждения составляли в это время далеко не полный перечень общественных зданий.

Следует отметить, что при всей значимости проблемы строительства дешевых жилищ она не могла так привлечь к себе внимания архитекторов, как проблема общественных зданий. Стандартный дешевый дом, сводившийся к простейшей коробке, все еще считали "архитектурой второго сорта", тогда как индивидуально спроектированные общественные здания открывали неизмеримо больший простор для поисков оригинальных функциональных схем, смелых конструкций и новых художественных образов, не говоря уже о том, что архитектор, занимавшийся общественными зданиями, быстрее выдвигался и вместе с именем наживал состояние. Вот почему все лучшие силы архитектурного мира 20-х и 30-х годов, начиная с Ле Корбюзье и кончая Пьетро-Луиджи Нерви, уделяли внимание преимущественно общественным зданиям, с которыми могли конкурировать только фешенебельные буржуазные виллы.

Стихийная концентрация однородных общественных здании в Лондоне и Нью-Йорке

Но где и как размещали вновь возводимые общественные здания? На с. 84 помещена картограмма Лондона (в черте Лондонского графства), на которой показана территориальная дислокация разнообразных предприятий культурно-бытового обслуживания населения. Изучая картограмму, убеждаешься в том, какое огромное число общественных зданий возникло в больших городах в период стабилизации капитализма. Действительно, к началу 30-х годов Лондон уже насчитывал 262 кинотеатра, в большинстве своем построенных именно в этот период. К кинотеатрам следует добавить драматические и музыкальные театры, число которых в то время достигло рекордной цифры, а именно 86 [2] число театров стало сокращаться. В настоящее время Лондон имеет 57 крупных театров и 19 концертных залов). Но если к ним присоединить концертные и танцевальные залы, а также клубы, читальни, выставки, музеи и тому подобные заведения, то общее число культурно-зрелищных учреждений Лондона поднимется почти до 500. В послевоенные годы сильно увеличилось число благоустроенных отелей, которые, как правило, совмещались с кафе, ресторанами, эстрадами и мюзик-холлами.

Стихийная концентрация зрелищных предприятий и мест развлечений на территории Лондона к 1930 г.
Черными кружками показаны театры; квадратами с точкой - кинотеатры; белыми кружками - концертные залы; клеткой - рестораны с эстрадами.
Схема наглядно показывает чрезмерную концентрацию театров и кино в буржуазных кварталах Вест-Энда

Однако расположение этих общественных зданий па территории Лондона было далеко не равномерным. В то время как окраинные рабочие районы города, такие, как Поплер, Степней или Паддингтон, имели лишь по одному театру на район, в Вестминстере сосредоточилось 37 театров, т. е. почти половина всех театральных предприятий столицы. Концентрация театров на территории Вестминстера, начавшаяся еще в XIX столетии, объяснялась близостью делового центра Лондона - сити, как и буржуазных кварталов, которые они обслуживали. Но к концу 20-х годов процесс централизации зрелищных предприятий еще более усилился, на что указывает размещение здесь двух новых театров и 23 кино. А в результате близ Ковент-Гардена и Пикадилли Серкес образовался целый зрелищный городок.

Столь же неравномерно размещались в Лондоне отели, рестораны и кафе. Из 186 предприятий подобного рода 67 сосредоточилось опять-таки в Вестминстере. Стремясь располагать свои магазины в наиболее оживленных местах, владельцы торговых фирм в свою очередь предприняли решительный натиск на те же кварталы. И если до начала текущего века северная половина Вестминстера была сплошным жилым районом, то теперь застройка вестминстерских кварталов существенно изменилась: жилище отступило и предоставило место общественным зданиям. В результате стихийного процесса, стремительно протекавшего у всех на глазах, здесь повторилась история освобождения лондонского сити от жилой застройки с той только разницей, что вместо делового района Вестминстер приобрел черты весьма специфического культурно-просветительного и торгового центра. Так произошло расширение общегородского центра Лондона в западном направлении, где он вплотную сомкнулся с Уайтхоллом - этим политическим центром Британской империи.

Несмотря на всю очевидность различий между Лондоном и Нью-Йорком, в развитии их общественных центров имелось немало общего. Действительно, и в Лондоне, и в Нью-Йорке деловые центры (сити) давно сформировались в качестве районов монопольного средоточия банкон и контор. Эти учреждения настолько завладели территорией сити, что не допускали проникновения в него какой бы то пи было инородной застройки. Так, например, в Лондоне на рубеже 20-30-х годов удалось вклинить в монолитную каменную застройку сити только одно значительное здание некоммерческого назначения - редакцию газеты "Дейли Экспресс" [3]. Столь же неподатливой оказалась и стрелка Манхэттена в Нью-Йорке. Огромные небоскребы Уолл-стрита и Бродвея вместе с окружающей их многоэтажной застройкой, занятой банками и конторами трестов, почти полностью исчерпали земельные фонды оконечности прославленного острова. А между тем нормальная жизнь гигантского города требовала, как и в Лондоне, создания широкой сети розничной торговли и предприятий общественного питания, а также зрелищных учреждений, гостиниц, клубов, музеев, библиотек и других общественных зданий, предназначенных для обслуживания не только жилых районов, но и в первую очередь сити.

В истории Нью-Йорка был такой период, когда обслуживающие предприятия возникали в непосредственном соседстве с сити - среди кварталов, примыкающих к ратуше. Однако автомобильный транспорт, и в первую очередь метрополитен, сделали легко достижимым срединный пояс Манхэттена, который имел к тому же ряд топографических преимуществ. Здесь, т. е. в интервале между 22-й и 59-й улицами, застройка была менее плотной и менее высокой, чем на юге Манхэттена; кроме того, наличие обширного Центрального парка и двух больших железнодорожных вокзалов делало этот район оживленным и привлекательным. Здесь на расстоянии 3-6 км от сложившегося старого сити стал формироваться новый, неизмеримо более крупный центр города, совместивший в себе деловые, торговые и культурно-просветительные функции. Процесс образования нового центра Нью-Йорка начался еще в довоенное время, по особенно интенсивно протекал он в 20-х и 30-х годах.

Нью-Йорк. План острова Манхэттен с показом районов средоточия деловых и общественных зданий (обведены кругами):
1-3 - мосты: Бруклинский, Манхэттенский, Уильямбургский;
4-6 - общественные парки: Баттери, Риверсайд и Центральный

Наибольшее количество нью-йоркских отелей расположилось в узкой меридиональной полосе между 5-м и 8-м проспектами, поблизости от Бродвея, который соединяет по диагонали Медисон-сквер с юго-западным углом Центрального парка. На этой территории сосредоточилось около 100 отелей (тогда как на стрелке Манхэттена не осталось ни одного). Аналогичным образом сконцентрировались здесь рестораны, клубы, библиотеки и зрелищные предприятия всех родов. И если на территории старого сити находились только один крупный театр и один клуб, то в срединном районе Нью-Йорка функционировало 26 клубов и 88 театров и кинотеатров. Быстрое превращение срединного пояса Манхэттена в центр разнообразной деловой и общественной жизни не могло обойтись без строительства небоскребов. В 1928 г. по соседству с Большим центральным вокзалом автомобильная компания Крейслера основала свой фирменный небоскреб в 77 этажей. В том же году под эгидой Джона Рокфеллера младшего возникла идея строительства 70-этажпого небоскреба близ Центрального парка. И, наконец, в 1930 г. началось строительство величайшего небоскреба Нью-Йорка и Америки Эмпайр Стэйтс. Поставленный на перекрестке 34-й улицы и 5-го проспекта, этот небоскреб занял центральное местоположение в городе, а его вершина стала популярной обсервационной точкой, откуда наблюдают панораму Нью-Йорка с высоты 102-го этажа [4]. Эти небоскребы (как и построенные в те же годы стальные вантовые мосты) явились крупнейшим достижением инженерно-строительной техники XX в. [5]. В силуэт Нью-Йорка они внесли вертикальные контрасты и послужили прототипами многочисленных башенных сооружений подобного рода. Однако создать из небоскребов полноценный архитектурный ансамбль не удалось, поскольку размещали их без ясно выраженного композиционного замысла.

Бродвей - популярное место вечерних развлечений жителей Нью-Йорка.
Сверкающие рекламы различных фирм не исправляют дефектов городской застройки
Нью-Йорк. Хаотическое скопление небоскребов на южной оконечности острова Манхэттен

Углубляясь в изучение топографии общественных зданий, необходимо отметить еще одну существенную и очень характерную черту, а именно кустование однородных по назначению предприятий на очень небольших участках земли. Это явление ярко проявилось во всех больших городах Европы и Америки. Так, например, в Лондоне между площадью Пикадилли и улицей Чаринг-Кросс, т. е. на протяжении 350 м, было построено шесть кинотеатров. Они расположились настолько близко один к другому, что их сверкающие транспаранты и афиши слились в сплошную пеструю ленту. На соседней улице (Шефтсбери-стрит) также тесно прижались один к другому пять театров. В переулках, выходящих к площади Пикадилли, удобно разместились 16 ресторанов, тогда как на коротком участке Оксфорд-стрит вытянулись в непрерывную шеренгу 11 больших фирменных магазинов, не считая множества мелких, занявших первые этажи рядовых домов. Аналогичным образом происходило кустование предприятий и в Нью-Йорке. Кварталы у перекрестка Бродвея и 7-го проспекта включили в себя по шесть - восемь кинотеатров и большие группы отелей. Эта сверхконцентрация однородных по назначению предприятий давала очевидные бытовые преимущества, ибо потребитель, попавший в район расположения магазинов, ресторанов или театров, получал возможность широкого выбора товаров, фильмов и спектаклей, не расходуя энергию и время на поездку по городу.

Эволюция небоскребов Нью-Йорка.
Слева направо: Банк Труст, муниципалитет, небоскреб Зингера, небоскреб Общества страхования жизни, небоскреб Вулворта, дом Крейслера, Эмпайр. Стэйтс-Билдинг, Радио-сити, здание Секретариата ООН

В результате самопроизвольно протекавшего процесса концентрации в 20-30-х годах подготавливалась почва для возникновения новых специализированных общественных центров: торговых, театрально-зрелищных, научных, спортивных, гостинично-туристских и т. д. Но градостроительно осмыслить и создать такие центры в виде хорошо скомпонованных и удобных комплексов было делом нелегким.

 

К началу страницы
Содержание
Жилищно-строительная практика на примере Парижа...  Попытки проектирования и строительства общественных центров в межвоенный период