Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Андрей Бунин
История градостроительного искусства

Градостроительство XX века в странах капиталистического мира

Том второй

Примечания:

1. Тяжелые экономические условия, в которых находились все страны, принимавшие участие в войне, заставили ввести нормирование продуктов потребления, как и всемерно развивать производство суррогатов. Особенно тяжелым было положение в Германии, где сельское хозяйство не могло прокормить население в 70 млн. В период войны сильно сократились все виды невоенного строительства, включая и массовую жилую застройку городов. Так, например, в 1914 г. капиталовложения в 83 крупнейших городах Англии составляли 5648 тыс. ф. ст., тогда как к 1917 г. они снизились до 410 тыс. ф. ст. В годы войны во многих странах недостаток в жилищах компенсировался принудительным уплотнением населения квартир. Тогда же в целях борьбы с нараставшей дороговизной были установлены максимальные цены квартирной платы. Вернуться в текст
2. Мирный бельгийский город Лувен (по-фламандски Левен) был уничтожен немцами в результате карательного акта в августе 1914 г. В огне грандиозного пожара, вызванного поджогами и артиллерийским обстрелом, погиб прекрасный готический собор XV в., старейшее в Северо-Западной Европе книгохранилище Лувенского университета и свыше 1400 жилых домов. О разрушении Лувена и варварских бомбардировках Реймского собора, Ипра и Арраса см. статьи Рериха H. К. и других авторов, помещенные в издании "Великая война в образах и картинах". M., 1915, 1916, вып. II и IX. Вернуться в текст
3. Заслуживает быть отмеченным то обстоятельство, что в битве на Марне впервые в истории войн была произведена массовая перевозка войск при помощи городского транспорта. Использовав автомобильный парк Парижа (около 25 тыс. легковых и грузовых машин), главнокомандующий французской армией Жоффр перебросил из Лотарингии в Париж целую армию, которая и нанесла сокрушающий удар по правому флангу немецких войск. Вернуться в текст
4. Разрушения немцами населенных пунктов, промышленных предприятий, железных и шоссейных дорог были приостановлены нотой президента США Вильсона от 23 октября 1918 г., ставившего непременным условием для перемирия (в числе ряда других требований) немедленное прекращение варварских разрушений. Вернуться в текст
5. Урланис Б. Ц. Войны и народонаселение Европы. М., 1960, с. 383, 384. Однако общую цифру потерь, понесенных человечеством, следует увеличить с учетом тыловых потерь и, в частности, преждевременно умерших из числа гражданского населения, а также с учетом сокращения рождаемости, что составило в совокупности несколько десятков миллионов человек. Вернуться в текст
6. По данным американского экономиста Фиска (Flsk. The Inter-Allv Debts. New-York, 1924). Вернуться в текст
7. Национальное богатство той или иной страны означает совокупность всех материальных ценностей, находящихся в ее распоряжении (включая орудия труда, промышленные предприятия и их продукцию, запасы продовольствия, транспорт, весь строительный фонд городов и сел, а также стоимость земель, водных ресурсов, лесов, полезных ископаемых и т. д.). Вернуться в текст

 


Часть первая.
2. Первая мировая война и послевоенное восстановительное строительство

В результате экономической экспансии и сопровождавших ее колониальных захватов территория земного шара оказалась разделенной между промышленно развитыми странами еще задолго до начала первой мировой войны. Однако раздел мира не соответствовал империалистическим устремлениям некоторых так называемых великих держав. В то время как колониальные владения Англии и Франции находились па пяти континентах и в совокупности занимали 1/3 всей суши, бурно развивавшаяся в промышленном отношении капиталистическая Германия, а вслед за ней и Австро-Венгрия считали себя обделенными как в рынках сырья, так и в рынках сбыта готовой продукции. Габсбурги старались установить свое господство на Балканах и строили планы захвата Правобережной Украины с выходом к Черному морю; Гогенцоллерны видели в Прибалтийских странах освященные давностью германские земли, поскольку ливонские рыцари насильственно насаждали немецкую культуру в Эстонии и Латвии еще в средние века. Не менее экспансионистскими были притязания к германским государствам со стороны Антанты. В этой напряженной, грозовой атмосфере Европа на глазах превращалась в гигантский вооруженный лагерь, и стоило раздаться роковому сараевскому выстрелу, как накопленный порох взорвался.

Силы столкнувшихся коалиций не были равными. Германия еще со времени Бисмарка и Мольтке планомерно и втайне готовилась к войне, вследствие чего к началу военных действий располагала тщательно составленными стратегическими планами, наличием хорошо подготовленных войск и беспримерным запасом оружия. Англия, Франция и Россия при явном превосходстве в численности населения и в экономическом потенциале все же далеко отставали от Германии в подготовленности к войне. Поэтому шансы на выигрыш войны не только выравнивались, но и давали надежду на успех центральным державам при том, однако, условии, что война не будет затяжной. Такую имеипо молниеносную войну и планировал германский генеральный штаб.

Однако операции 1914 г. на Западном и Восточном фронтах в корне изменили самый характер войны. Молниеносная война провалилась, а австро-германцы, как и их противники, оказались втянутыми в многолетнюю войну. Военный успех предопределялся положением в тылу - комплексным регулированием производства, напряженной работой промышленности и сельского хозяйства, контролем за потреблением и жесточайшей экономией материальных средств [1]. Естественно, что руководящую роль в хозяйственной жизни воевавших держав приняли на себя государственные органы в виде специальных парламентских комитетов и комиссий по топливу, продовольствию и т. д. Именно в это время полностью установилась государственно-монополистическая форма капитализма, а самый период войны вошел в мировую историю как весьма специфический по организации капиталистического хозяйства.

В исследовании, посвящепном городскому строительству, нет необходимости излагать историю первой мировой войны. Однако нельзя пройти мимо человеческих жертв и разрушений, причиненных этой войной. Также необходимо учитывать миграцию населения, вызванную военными действиями и перекройкой государственных границ.

Когда выполнявшие стратегический план Шлиффена германские войска попирали цветущие поля Бельгии и северной Франции, весь культурный мир затаил дыхание. Казалось, что нет сил остановить наступающую железную лавину, что неотвратимая угроза нависла над ведущей страной романского мира - над Францией. Льеж и Намюр - эти первоклассные бельгийские крепости - не смогли оказать продолжительного сопротивления ударным армиям генералов Клука и Бюлова, и в начале сентября 1914 г. германские войска подступили к предместьям Парижа. В те страшные для Франции дни казалось, что Париж разделит участь сгоревших Лувена, Арраса и Реймса [2]. Однако этого не произошло. Занявшая невыгодные позиции и ослабленная переброской войсковых частей на русский фронт, ударная группа немецких армий была разгромлена французскими войсками в генеральной битве на Марне [3]. После этого германцы отступили на 100-120 км от Парижа, а самая война из маневренной, угрожавшей многим городам тяжелыми разрушениями, превратилась в почти неподвижную, позиционную. Примененные впоследствии немцами для обстрела Парижа дальнобойные крупповские пушки нанесли столице Франции лишь очень незначительный, скорее моральный, чем физический, ущерб. В еще меньшей степени оказались разрушительными налеты германских "цеппелинов" на Лондон.

На итальянском театре войны сражения длились в течение 21/2 лет вдоль редкозаселенных высокогорных альпийских рубежей, и даже после поражения итальянцев у Капоретто наступление австро-венгерских войск удалось остановить в предгорьях Альп, не допустив их к Венеции, Падуе и Виченце. На более подвижном русском фронте, как и в Румынии, Сербии и Черногории, лишь в редких случаях города становились объектами долговременных артиллерийских обстрелов, вследствие чего и здесь разрушения были относительно небольшими. Более всего пострадали города северной Франции и Бельгии во время боев в верховьях Уазы, Соммы, Мааса и на реке Эн. При отходе разгромленных немецких войск в октябре 1918 г. (перед капитуляцией Германии) немцы опустошили обширные пространства между линиями Вотана и Германна [3]. Что же касается отдаленных от фронтов территорий, а также почти всех городов Германии и Австро-Венгрии (к западу от Карпат), то они полностью сохранились. Слабость военной авиации, которая использовалась главным образом для разведывательных, а не для бомбардировочных целей, и, наконец, стабильность фронтов сохранили человечеству подавляющее большинство городов, а вместе с ними и одухотворенные гением зодчих исторические "камни Европы". По сравнению со второй мировой войной разрушения 1914-1918 гг. были менее значительными, вследствие чего крупная общегосударственная проблема восстановления городов возникла лишь в трех наиболее пострадавших европейских странах, а именно во Франции, Бельгии и Сербии. Гораздо более тяжелыми были человеческие жертвы: 9442 тыс. человек убитых и умерших от ран и болезней и около 18 млн. раненых и ставших нетрудоспособными калек [4] - таким был итог человеческих жертв, причиненных войной. Беспримерно большими были и экономические потери. Военные расходы боровшихся коалиций в совокупности составили к концу войны 83,8 млрд. амер. долларов по довоенному валютному курсу [5], что превзошло в десятки раз стоимость любой из наиболее крупных войн предыдущего столетия. Чтобы наглядно представить себе масштаб первой мировой войны, отметим, что общая сумма потерь превысила на 13 млрд. долларов все национальное богатство самой богатой страны Западной Европы - Великобритании [6]. Но, помимо этого, война нанесла огромный ущерб целому ряду отраслей индустрии и сельскому хозяйству воевавших стран. В ходе войны непроизводительно расходовались залежи каменноугольных и рудных богатств; на огромных пространствах обесплодились почвы, лишенные регулярного удобрения и закономерной смены полевых культур; резко сократилось поголовье скота; в зонах военных действий и даже далеко за пределами театров войны были уничтожены в военных целях драгоценные лесные массивы.

Однако ни военные события, ни тяжелые последствия всемирной войны не могли нанести мировой капиталистической системе столь разящего и рокового для нее удара, какой нанесла ей Великая Октябрьская социалистическая революция. 25 октября 1917 г. сбылся исторический прогноз В. И. Ленина. С провозглашением Советской власти на одной шестой части земного шара были уничтожены условия, вызывающие эксплуатацию человека человеком, и заложены основы новой, неизмеримо более совершенной социально-экономической формации. С этого момента началась эпоха существования па Земле двух систем - прогрессивной и развивающейся социалистической и все более деградирующей и отмирающей капиталистической.

Главные военно-промышленные центры и районы Западной Европы:
1 - Эссен и Рурская область; 2 - Гамбург; 3 - Берлин; 4 - Мерзебург - Хемниц; 5 - Прага; 6 - Пльзень (заводы 'Шкода'); 7 - Вена; 8 - Милан; 9 - Турин (завод "Фиат"); 10 - Тулуза; 11 - Сент-Этьенн; 12 - Ле-Крезо (завод Шнейдера); 13 - Нант; 14 - Лотарингский район; 15 - Нанси; 16 - Саарский район; 17 - Париж; 18 - Лилль-Губе; 19 - Лондон; 20 - Южный Уэльс; 21 - Бирмингем; 22 - Мидлендский район; 23 - Ньюкасл; 24 - Глазго; силуэтами кораблей обозначены стоянки военно-морского флота

В результате войны произошли существенные изменения в соотношениях сил и в сферах влияния империалистических государств. Согласно договорам Версальской системы, политическая карта мира была перекроена в интересах держав-победительниц. Исчезла раздиравшаяся национальными противоречиями "лоскутная империя" Габсбургов; распалась Османская империя, еще сохранявшая до самой войны значительные азиатские владения; сильно изменилась в своих географических границах Германия, которую лишили всех ее приобретенных незадолго до войны колоний в Африке, в Океании и па Дальнем Востоке. В центре Европы на развалинах трех монархий возродились ранее поглощенные ими государства - Чехословакия и Польша. На севере получила самостоятельность Финляндия. В Прибалтике после подавления народных восстаний образовались буржуазные государства "лимитрофы": Эстония, Латвия и Литва, а распад Османской империи привел к возникновению полуколониальных и зависимых стран в Передней Азии и на юго-востоке Аравийского полуострова. Однако война принесла с собой не только передел мира между главными империалистическими державами. Глубочайшие потрясения, вызванные войной и Великой Октябрьской социалистической революцией, привели мировую капиталистическую систему к состоянию общего и глубокого кризиса, который продолжается и в наши дни.

 

К началу страницы
Содержание
Города-сады и пригороды-сады  Война и миграция населения. Рост городов