Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Андрей Бунин
История градостроительного искусства

Градостроительство XX века в странах капиталистического мира

Том второй

Примечания:

1. Следует указать на характерную для этого времени крайнюю неравномерность в степени урбанизации отдельных стран. Удельный вес городов во внеевропейских странах в начале текущего века был совершенно ничтожным. Даже в Соединенных Штатах Америки более половины населения (60%) проживало за пределами городов. Лишь в одной Англии, как наиболее развитой в промышленном отношении стране, городское население достигло 77%, что является почти предельной цифрой концентрации и для нашего времени. Вернуться в текст
2. Инициатива в улучшении рабочих жилищ принадлежала Англии. В 1851 г. на Всемирной выставке в Лондоне демонстрировались исполненные под покровительством принца Альберта модели дешевых рабочих жилищ. Позднее под нажимом общественного мнения Наполеон III построил в Париже 101 дом с дешевыми, но более благоустроенными, чем прежде, квартирами. После этого было застроено несколько рабочих кварталов в Страсбурге. Следуя таким примерам, в Германии при поощрении принца Вильгельма Прусского (конец XIX в.) также началось экспериментальное строительство рабочих квартир и домов. Мероприятия подобного рода получили наименование "жилищной реформы принцев". Вернуться в текст

 


Часть первая. Капиталистические города в начале XX века и возникновение новых тенденций в градостроительстве
1. Кризис капиталистических городов и градостроительная деятельность в начале века

В своем гениальном труде "Империализм, как высшая стадия капитализма" В. И. Ленин с поразительной прозорливостью и полнотой определил основные тенденции развития капитализма в его последней монополистической фазе. Действительно, вместе с XIX в. ушел в невозвратное прошлое "старый" капитализм с его лихорадочной, неограниченной государством "свободной" конкуренцией, широко развитой частной инициативой отдельных предпринимателей и сравнительно слабой концентрацией производства и капитала. На смену ему стала вырастать грозная твердыня государственно-монополистического капитализма, в руках которого сконцентрировались не только средства производства, но и самый аппарат государственного управления экономикой.

Однако это произошло не сразу. Начало текущего века было периодом становления государственно-монополистического капитализма, и лишь во время первой мировой империалистической войны он превратился в господствующую систему организации капиталистического хозяйства.

На рубеже XIX и XX вв. уровень мирового промышленного развития был по сравнению с уровнем настоящего времени еще далеко не высоким. Даже в самых развитых капиталистических странах сельское хозяйство имело преобладающее значение. В среднем (во всем мире) городское население составляло только 13,5%, тогда как 86,5% жителей Земли еще находились в сельских местностях [1]. Объем мирового промышленного производства в 1900 г. был в 2 раза меньше уровня 1925 г. и в 6 раз - по сравнению с уровнем 1957 г. Новые промышленные предприятия возникали, как и в XIX в., по преимуществу в районах добычи сырья и топлива либо вблизи давно сложившихся портовых и торговых городов. Этим и определялся рост старых промышленных центров. В Англии особенно быстро росли Лондон, Глазго, Шеффилд, Бирмингем и ряд других городов центрального района; во Франции преобладающее значение имели Париж, Лион и Лилль; в Германии по-прежнему возглавляли стремительный рост городов Берлин, Гамбург, Мюнхен и Кёльн, а в Соединенных Штатах рекордно быстрыми темпами росли города промышленного Севера, особенно такие, как Нью-Йорк и Чикаго.

Главные потоки миграции населения земного шара в 1904-1913 гг.
По приблизительным подсчетам Б. Ц. Урланиса только из Европы выезжало (в среднем) до 1400 тыс. человек в год.
Заливкой показаны территории с плотностью населения свыше 200 человек на 1 км2; плотной точкой - от 100 до 200; разрешенной - от 50 до 100 и редкой - от 1 до 10 человек на 1 км2

К началу XX в. полностью завершился длительный стихийный процесс образования сплошных индустриальных барьеров на окраинах больших городов. Вместе с ними также стихийно сложились районы трущоб, населенные рабочей и ремесленной беднотой. Как и в эпоху Маркса и Энгельса, жилищное строительство хронически отставало от роста городского населения. Государство и муниципалитеты еще не овладели жилищным строительством, в силу чего оно находилось в руках частных предпринимателей, которые использовали жилую застройку как средство дополнительной эксплуатации пролетариата. Несмотря на то что в Англии, Франции, как и в некоторых других европейских странах, делались попытки строительства образцовых домов для рабочих и даже создавались целые кварталы дешевых жилищ, практического эффекта это строительство не имело [2]. Трущобы продолжали стихийно расти, образуя безотрадные окраины больших городов. Переуплотнение жилищ, отсутствие светлых, вентилируемых помещений, а также водопровода, канализации способствовали распространению туберкулеза и губительных эпидемий, преждевременно уносивших в могилы огромные массы людей.

Жилищный кризис в больших городах сопровождался не менее острым транспортным кризисом. С ростом городов и удлинением коммуникаций увеличивалась потребность в повышении скорости перевозок. Однако в городах еще сохранял господствующее положение все тот же тихоходный конный транспорт. В 1900 г. метрополитен функционировал только в Лондоне, Париже, Будапеште и Нью-Йорке. Электрический трамвай еще едва входил в эксплуатацию, автомобильное же движение было абсолютно ничтожным как в силу малочисленности курсировавших машин, так и по причине ограниченной скорости движения. Если к этому добавить, что уличная сеть городов, сложившаяся задолго до появления механического транспорта, не отвечала потребностям скоростного движения и что транспортные потоки сильно возросли, но не регулировались, то станет понятной вся острота переживавшегося в тот период транспортного кризиса. Таким было состояние крупных городов передовых капиталистических стран на рубеже XIX и XX столетий.

 

К началу страницы
Содержание
Предисловие ко второму изданию и предисловие  Промышленность и рост городов в начале XX в.