Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Андрей Бунин
История градостроительного искусства

Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма

Том первый

Примечания:

313. Характеристику авантюристической и реакционной политики Луи Бонапарта, возглавлявшего так называемую "Вторую империю", дал Маркс в своей работе "18-е брюмера Луи Бонапарта". Вернуться в текст
314. Реконструкция Парижа, проведенная в середине XIX в., получила широчайшее освещение со стороны представителей самых разнообразных наук. Об ошибках Оссмана с точки зрения циркуляции городского движения в центральном районе писал Эжен Энар в своей монографии (Henard Е. Etudes sur les transformations de Paris. Paris, 1903-1909); уделяли ему внимание Толвинский, Корбюзье, Лаве дан и многие другие историки и теоретики города. Однако для получения полного представления о реконструкции Парижа необходимо привлечь "Мемуары" самого Оссмана (Haussmann George Eugene. Memoires du baron Haussmann. Paris, 1890-1893), а также книгу Альфана (Alphand A. Les promenades de Paris, Paris, 1867-1873). Вернуться в текст
315. Энгельс Ф. К жилищному вопросу. - В кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2-е, т. 18, с. 203-284. Вернуться в текст

 


Часть третья. Градостроительство эпохи становления капиталистического способа производства
2. Реконструкция трех европейских столиц в XIX веке

Париж

Реконструкция Парижа, проводившаяся в начале XIX столетия, тесно связана с планом Комиссии художников, разработанным при Конвенте, в эпоху завоевания буржуазией государственной власти. Деловой характер этого плана, составленного в интересах широких слоев городского населения, уже отмечался. В период Консульства началось осуществление плана Комиссии художников, согласно которому была проложена улица Кастильоне и часть улицы Риволи (между Морским министерством и павильоном Марсана). Однако стремление Наполеона I к прославлению военного могущества империи выдвинуло на первое место строительство дворцов, монументов и военных зданий, в силу чего план Комиссии художников с его демократической строительной программой был надолго забыт. Строительство в период Первой империи сосредоточилось опять-таки среди аристократических западных кварталов Парижа. Триумфальная арка во дворе Тюильрийского дворца, Вандомская колонна, церковь св. Магдалины, Палата депутатов и, наконец, грандиозная Триумфальная арка у заставы Звезды - вот те главнейшие сооружения, которые были построены или заложены при Наполеоне I. Желая закончить Тюильрийский дворец и связать воедино ансамбли, лежавшие к западу от него, Наполеон поручил Персье и Фонтэну составление нового генерального плана Парижа накануне рокового для наполеоновской Франции похода в Россию. Генеральный план Персье и Фонтэна, как произведение картографического искусства, был выполнен с большим художественным мастерством. Награвированный в сочной бархатной манере, он не уступал в исполнении плану Делагрива, а может быть, и знаменитым римским планам Нолли и даже самого Пиранези. Поражает смелость и острота сочетания огромной осевой композиции, проходящей через Марсово поле, с прямолинейным проспектом Елисейских полей. И вместе с тем, несмотря на графический артистизм, план Персье и Фонтэна имел весьма существенные архитектурные недостатки. Действительно, гигантское Марсово поле, еще сохранявшее тогда закругленные трибуны, устроенные в 1790 г., не допускало дополнительного расширения, а между тем авторы не только расширили его, но и поставили четыре квадратных казарменных корпуса по углам. Тем самым этот комплекс (вместе с выросшим зданием Военной школы) заглушил даже такой огромный ансамбль, как Тюильри с Лувром и партерами Тюильрийского сада. Умалилось значение и спроектированного ими заречного императорского дворца. В целом же этот безмерный планировочный комплекс, посвященный открытому культу войны, превратился в градостроительный парадокс, раскрывающий с необыкновенной ясностью захватническую тенденцию буржуазного общества Франции эпохи Первой империи. В 40-х годах XIX в. в Париже появились железные дороги, превратившие столицу Франции в крупнейший транспортный узел континентальной Европы. К появлению железных дорог Париж, как и большинство других городов, оказался совершенно не подготовленным, и если еще 100 лет назад ощущалась необходимость в транзитных магистралях, то теперь они приобрели значение неотложной градостроительной проблемы.

Париж. Схема магистральных улиц, проложенных в результате планировочных работ XVII-XIX вв.
1-2 - городской диаметр Запад - Восток;
3-4 - диаметр Север - Юг;
5 - площадь генерала де Голля;
6 - площадь Согласия;
7 - площадь Бастилии;
8 - площадь Наций

Планировочной реконструкцией Парижа занялась большая группа специалистов-планировщиков, которую возглавляли главный городской архитектор А. Альфан и префект департамента Сены барон Оссман.

Деятельность Оссмана продолжалась 18 лет (с 1852 по 1870 г.) и совпала с одним из самых тяжелых и бесславных периодов в истории Франции, который был связан с правлением Луи Бонапарта [313]. Опасаясь нараставшего революционного движения и вместе с тем стремясь к популярности среди парижской буржуазии, Луи Бонапарт решил предпринять коренную реконструкцию Парижа. Этим громадным градостроительным мероприятием он рассчитывал достигнуть нескольких политических и хозяйственных целей: 1) вытеснить пролетариат из центральных кварталов Парижа и уничтожить в процессе реконструкции наиболее узкие улицы, удобные для баррикадных боев; 2) облегчить при помощи прямолинейных проспек-тов действие конницы и артиллерии на случай восстания; 3) занять свободные рабочие руки и тем самым снизить безработицу в столице и 4) добиться некоторых гигиенических и транспортных улучшений, столь необходимых в условиях быстро растущего города [314].

Париж. Триумфальная арка на площади Звезды (теперь переименованной в площадь генерала де Голля).
Арка построена в 1806-1936 гг. по проекту Шальгрена;
ее высота, считая с подъемом почвы в центре круга, достигает 48 м

Как видно из этого краткого перечня, цели реконструкции Парижа в середине XIX в. по сравнению с эпохой Конвента чрезвычайно сильно изменились. Будучи молодым, прогрессивным классом, буржуазия блокировалась с низами "третьего сословия" и даже могла выдвигать демократические идеи, но в середине XIX в. она превратилась в реакционную силу, готовую защищать свое политическое господство любыми средствами. В такого ревностного защитника существующего режима и превратился барон Оссман.

Состояние самодеятельной трущобной застройки пролетариата на окраинах Парижа.
Вывоз заболевших во время холерной эпидемии 1884 г.
(по рисунку с натуры Е. Гренье)

Опираясь на план Комиссии художников, но более всего стремясь к решению назревших транспортных задач, Оссман продолжает улицу Риволи до Сент-Антуанского предместья и перпендикулярно к ней прокладывает новую магистраль, состоящую из трех бульваров: Севастопольского, Страсбургского и Сен-Мишель. В результате этого мероприятия в Париже появляется так называемый Большой перекресток, т. е. система двух взаимно перпендикулярных диаметров, соединяющих вокзалы и противолежащие загородные шоссе. Однако доступность центра, обеспеченная наличием диаметров, могла привести к перегрузке этих диаметров, несмотря даже на их большую абсолютную ширину (26-30 м). Поэтому наряду с диаметрами была применена вспомогательная система кольцевых разгружающих улиц. С юга, в обход центрального района Парижа, было пробито широкое полукольцо Сен-Жерменского бульвара, которое сомкнулось в двух пунктах (на площади Согласия и площади Бастилии) с системой северных кольцевых магистралей, сложившихся к концу XVIII в. Далее, рассматривая старые заставы в качестве опорных пунктов городского плана на окраинах города, Оссман осуществил второе, внешнее кольцо, соединенное как с внутренним кольцом, так и с главнейшими вокзалами столицы. Таким образом, в Париже образовалось сочетание двух прямолинейных диаметров с обходными кольцевыми магистралями.

План площади генерала де Голля.
Внизу - конец проспекта Елисейских полей;
вверху - начало проспекта Великой армии

В процессе реконструкции Парижа было сделано много практических наблюдений и выводов. Так, например, оказалось, что пробивка улиц выгоднее расширения их за счет одной стороны, так как при периметральной застройке кварталов, характерной почти для всех крупных городов, пробивка влечет за собой меньший снос, чем расширение, а кроме того, пробивка дает возможность оформить улицу с обеих сторон однородными зданиями, избегая неблагоприятных разнохарактерных сочетаний. Далее было доказано, что гигиенический эффект приносят только крупные зеленые массивы, в то время как бульвары и небольшие скверы имеют лишь декоративное значение.

Париж. Проект планировки западных (аристократических) предместий, составленный Персье и Фонтеном при Наполеоне I.
У левого берега Сены - Марсово поле с казармами и госпиталями по четырем углам;
на противоположном берегу - императорский дворец;
за ним - Булонский лес
Генеральный план, положенный в основу реконструкции города 1852-1870 гг.
Цветом показаны предложения Комиссии художников 1793 г.
А - площадь де Голля; Б - площадь Наций; В - дворец Тюильри; Г - площадь Бастилии; Д - собор Парижской Богоматери; Е - Пантеон; Ж - Люксембургский дворец; 3 - Паль-Рояль; И - Гранд-Опера; К - церковь св. Магдалины; Л - дворец и церковь Инвалидов; М - военная школа.
Вокзалы: 1 - Восточуьый; 2 - Северный; 3 - Сен-Лазар; 4 - Монпарнас; 5 - Данфер; 6 - Орлеанский; 7 - Лионский; 8 - Венсенский. Деление масштаба - 100 м

В связи с благоустройством больших городских и загородных парков, а именно Булонского, Венсенского и Люксембургского, были устроены первые "зеленые вводы": проспект Императрицы (ныне авеню Фоша) и проспект Обсерватории, ведущий на юг от большого Люксембургского парка. Новые площади, как правило, превратились в крупные транспортные узлы. Однако в этом заключались не столько достижения, сколько недостатки примененных планировочных приемов, ибо многие площади общественного назначения (как, например, площадь Большой оперы) стали исключительным достоянием городского движения. Особенно ярко выступает это обстоятельство на примерах площади Звезды и площади Наций, где чрезмерно большое число впадающих улиц раздробляет периметральную застройку и, кроме того, осложняет развязку движения. Реконструкция Парижа производилась еще до появления механического транспорта при слабой теоретической разработке транспортных проблем. Поэтому вскоре после окончания планировочных работ закупорка движения в центре и особенно на территории транспортных узлов стала ощущаться с большой остротой.

"Зеленые вводы" в Париж, осуществленные Альфаном и Оссманом в середине XIX в.
Слева - проспект Императрицы (теперь авеню Фош);
рядом - проспект Обсерватории, направленный к Люксембургскому дворцу:
1 - Триумфальная арка;
2 - здание Парижской обсерватории

По сравнению с тем, что делалось в Европе в области реконструкции больших городов, парижские работы, исполненные под руководством Оссмана и Альфана, кажутся колоссальными по размаху. И в самом деле, одна только реконструкция уличной сети дала Парижу 165 км улиц, застроенных с обеих сторон по преимуществу шестиэтажными домами. А кроме того, тогда же было построено 48 км городских бульваров и приведены в порядок два крупных парка - Булонский и Венсенский, общая площадь которых достигает 1750 га.

Вандомская колонна в Париже. Архитекторы - Лепер и Гондуэн; скульпторы - Бержере и Шодэ (1805-1810 гг.);
в отличие от беломраморных римских колонн покрыта массивным чехлом из позеленевшей орудийной бронзы.
Показанную здесь венчающую статую Наполеона перенесли во Дворец инвалидов, тогда как колонне вернули ее первоначальные классические формы

Однако, несмотря на огромность физических и денежных затрат, Луи Бонапарту так и не удалось решить основную социальную проблему-проблему ликвидации трущоб, ибо при реконструкции капиталистических городов, что справедливо отмечает Фридрих Энгельс, "...безобразнейшие переулки и закоулки исчезают при величайшем самохвальстве буржуазии по поводу этого огромного успеха, но... они тотчас же возникают где-либо в другом месте, часто даже в непосредственной близости" [315].

Эффекты освещенных фонтанов на площади Согласия

Реконструкция Парижа, предпринятая Оссманом, носила ярко выраженный классовый характер. Она послужила питательной почвой для самых дерзких спекулятивных афер, тогда как условия жизни широких трудящихся масс все более ухудшались. Убожество жизненных условий пролетариата наглядно показывает приведенный нами рисунок художника Е. Гренье, изобразившего эвакуацию больных из рабочих кварталов, возникших после реконструкции парижских трущоб во время холерной эпидемии 1884 г.

 

К началу страницы
Содержание
Реконструкция трех европейских столиц в XIX веке  Реконструкция трех европейских столиц в XIX веке. Лондон