Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Андрей Бунин
История градостроительного искусства

Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма

Том первый

Примечания:

299. Под Немецкой слободой Соловьев понимал комплекс четырех слобод на р. Яузе, включавший в себя Лефортовскую, Преображенскую, Семеновскую и собственно Немецкую слободы. Соловьев С. М. История России с древнейших времен, т. XIII. СПб., 1894, с. 798. Вернуться в текст
300. Камер-Коллежские валы были насыпаны согласно Сенатскому указу в 1742 г. на месте частично сгоревших деревянных стен 1731 г. Вернуться в текст
301. Документы, относящиеся к закладке Кремлевского дворца, хранятся в ЦГАДА. Вернуться в текст
302. Начиная с 1775 г. имя Баженова как строителя Кремлевского дворца перестает упоминаться в документах. Таким образом, дата прекращения работ над дворцом совпадает с заключением почетного для России Кучук-Кайнарджийского мира (1774 г.) Разборка Тайницкой башни и части Кремлевских стен произошла между 1771 и 1774 гг. Тогда же Баженов снес старые невысокие "приказы", частично закрывавшие собой Кремлевский соборный ансамбль. Однако эту сломку можно только приветствовать, так как она обнажила высокий естественный откос, и все здания, придвинутые к бровке откоса, получили полную видимость с реки. Вернуться в текст
303. Следует отметить, что кольцевые эспланады вдоль стен Белого города существовали с конца XVI в. Однако сломка стен расчистила кольцевую магистраль и превратила ее в удобную для движения улицу с двумя проездами по сторонам бульвара. Вернуться в текст
304. По данным П. И. Гольденберга ("Старая Москва". M., 1947, с. 57. Вернуться в текст
305. В труде С. П. Бартенева "Московский Кремль в старину и теперь" (т. 1, M., 1912-1916, с. 83-87) говорится, что Наполеон поручил маршалу Мортье взорвать при отступлении все Кремлевские сооружения. Разрушение Кремля было назначено на И октября 1812 г., но проливной дождь загасил большинство фитилей, другие же были потушены подоспевшими русскими войсками. И тем не менее Мортье удалось взорвать Арсенал, звонницу, примыкавшую к колокольне Ивана Великого, вершины Боровицкой и Никольской башен и стены, обращенные к Москве-реке. В 1815 г. князь Юсупов, заведывавший Кремлевской экспедицией, начал ремонт стен и башен Кремля, но работы велись медленно, и в 1817 г. реставрацию передали Комиссии строений. Под руководством Бове и при непосредственном участии Жилярди Кремлевские здания, стены и башни были в основном восстановлены к 1827 г.; датой же окончания всей реставрации следует считать 1835 г. Вернуться в текст
306. Вплоть до самого последнего времени существовала уверенность в том, что Комиссия по восстановлению сгоревшей Москвы во избежание чрезмерного накопления проектов в собственном архиве будто бы возвратила их домовладельцам по окончании строительных работ. Этим и объясняли малочисленность дошедших до нас чертежей. Однако кафедре "История архитектуры и градостроительства" удалось найти в 1973-1974 гг. большое число планов, фасадов и разрезов уже отстроенных частных зданий. Часть из них (по застройке Бульварного кольца) мы публикуем в данном издании. В работе над изучением архива комиссии приняли участие студенты Московского архитектурного института Михайлов и Осятинский. Вернуться в текст
307. Вышеприведенные сведения о деятельности комиссии получены из ЦГАДА. См. также "Московские ведомости" за 1813-1923 гг. Вернуться в текст
308. Памятник Минину и Пожарскому был сооружен в связи с двухсотлетием освобождения России от польско-шведских интервентов. Работу над монументом Мартос начал еще в 1804 г., но победа над Наполеоном в Отечественной войне значительно усилила интерес к этому изваянию, в котором современники видели олицетворение героизма русского народа, всегда готового бороться за честь и независимость своей Родины. В 1818 г. в присутствии Александра I состоялось открытие монумента. На выбранном месте (т. е. против Сенатской башни) памятник стоял до 1931 г., когда в связи с возросшим транзитным движением через Красную площадь его передвинули к собору Василия Блаженного. О сооружении памятника см. "Историческое описание монумента, воздвигнутого гражданину Минину и князю Пожарскому в столичном городе Москве". СПб., 1818, а также работу Н. Н. Коваленской "Монументальная скульптура Мартоса" в кн.: Ежегодник Музея архитектуры. M., 1937, с. 102-138. Вернуться в текст
309. Строительство Большого театра велось с 1821 по 1824 г. В те же примерно годы были построены Малый театр и окружающие площадь жилые дома. К сожалению, ныне существующая Театральная площадь не производит былого прекрасного впечатления. В 1853 г. Большой театр сгорел, и архит. Кавос, руководивший восстановлением театра, уничтожил большое полуциркульное окно за квадригой, а также в худшую сторону изменил самый ордер колонн. На рубеже XIX и XX вв. началось внедрение чужеродных зданий в застройку площади. Появились гостиница "Метрополь", универсальный магазин Мюра и Мерилиза и ряд других зданий, и стилистическая общность ансамбля была нарушена. Вернуться в текст

 


Часть вторая. Градостроительство феодального строя
7. Русское градостроительство XVIII и начала XIX века

Выдающиеся русские города XVIII и начала XIX века

Москва

Вплоть до перенесения столицы в Петербург Москва являлась крупнейшим градостроительным объектом в России, но и после этого Москва продолжала непрестанно строиться, ибо быстрая естественная амортизация деревянной застройки и особенно частые пожары выводили из строя громадное число зданий.

Зеленые берега тогда еще свободной от застройки Яузы привлекали Петра своей живописностью, а кроме того, иметь резиденцию под защитой Семеновского и Преображенского полков было несравненно более безопасным, чем в самой Москве, еще недавно пережившей стрелецкий бунт. Этим и объясняется, почему для новой своей резиденции Петр I избрал столь отдаленный район. На месте старого Головинского дома в Лефортове Петр построил для себя относительно крупный дворец, и этой постройкой был дан сигнал к строительству других дворцов, а также государственных и общественных зданий. В 1702 г. в Немецкой слободе возводится здание Сената; в 1706 г. по соседству с царским дворцом строится громадный военный госпиталь; в том же году Меншиков начинает строительство еще более грандиозного дворца, а в совокупности эти перечисленные здания образуют весьма значительный комплекс построек. Собственно, здесь и зародились регулярная планировка и застройка русских городов XVIII в. И прав был историк С. М. Соловьев, говоря, что "Немецкая слобода - ступень к Петербургу, как Владимир был ступенью к Москве" [299]. Однако строительство петровского времени не могло изменить архитектурного и планировочного характера Москвы, так как с перенесением столицы в Петербург строительная деятельность в Москве затихла на долгие годы. Такой, почти полностью сохранившей черты допетровского времени, мы находим Москву на гравюре Пикара (фронтиспис). Сделавшись "второй", а по сути дела заштатной столицей, Москва оживала только во время коронационных торжеств и редких наездов царской фамилии. В один из таких периодов императрица Анна повелела "большим и малым улицам сделать аккуратно план", в результате чего к 1739 г. был закончен и опубликован первый инструментальный план Москвы, известный под названием "Мичуринского плана".

Москва. Генеральный план города, составленный "под смотрением" Ивана Мичурина в 1739 г.
На северо-востоке показано Лефортово, регулярный Анненгофский парк с примыкающими к нему новыми слободами;
к ним ведет плотно застроенное продолжение Покровки

План Мичурина не был проектным, творческим документом, как план Леблона. И тем не менее его значение весьма велико, так как Мичурин впервые и с достаточной точностью зафиксировал состояние уличной системы допетровской Москвы. Кроме того, Мичуринский план дает возможность увидеть новые планировочные комплексы, возникшие при Петре и Анне Иоанновне. Прежде всего бросаются в глаза петровские слободы на северо-востоке и рядом с ними Анненгоф - один из первых дворцов Растрелли, построенный для Анны в 1730-1736 гг.; далее на том же плане выделяются своей периметральной застройкой Старая Басманная, Новая Басманная, Покровская и Елоховская улицы, в районе которых сложились аристократические кварталы. И, наконец, на плане Мичурина впервые появляются новые границы Москвы в черте Камер-Коллежских валов [300].

Москва. Центральная часть города (фрагмент из плана Мичурина).
Вокруг Кремля и Китай-города - земляные укрепления, построенные Петром I в начале Северной войны

Правление Елизаветы, ознаменованное творчеством Растрелли и его соратников, оставило в Москве заметные следы в живописных дворцах, церквах и триумфальных арках. В 1740-1770 гг. на Пятницкой улице строится пятикупольная церковь Климента; несколько позже Карл Бланк сооружает церковь Бориса и Глеба у Арбатских ворот, и одновременно с этим во многих пунктах столицы вырастают постоянные или временные триумфальные арки. Лучшая из них была построена Ухтомским в 1753 г. и получила название Красных ворот.

Москва. Триумфальные арки середины XVIII столетия (серия гравюр, исполненных по рисункам М. И. Махаева):
а - Никольские ворота со стороны Кремля
Москва. Триумфальные арки середины XVIII столетия (серия гравюр, исполненных по рисункам М. И. Махаева):
б - Красные ворота
Крупнейшим из них был Воспитательный дом, построенный К. Бланком в 1764-1770 гг. по несколько измененному им проекту Фельтена.

Москва. Триумфальные арки середины XVIII столетия (серия гравюр, исполненных по рисункам М. И. Махаева):
в - Воскресенские ворота со стороны Красной площади
Москва. Триумфальные арки середины XVIII столетия (серия гравюр, исполненных по рисункам М. И. Махаева):
г - Воскресенские ворота со стороны реки Неглинной

Москва. Триумфальные арки середины XVIII столетия (серия гравюр, исполненных по рисункам М. И. Махаева):
д - Триумфальная арка у начала 1-й Тверской-Ямской улицы
Москва. Триумфальные арки середины XVIII столетия (серия гравюр, исполненных по рисункам М. И. Махаева):
е - арка у выезда из Москвы

В екатерининское время строительство в Москве значительно оживилось. Это объяснялось разными причинами и в первую очередь торгово-промышленным развитием города. В 60-х годах XVIII в. в Москве насчитывалось более сотни крупных мануфактур и, кроме того, множество мелких ремесленных предприятий, разбросанных почти повсеместно. Для производства, хранения и сбыта товаров были необходимы специальные промышленные здания, а также пристани, рынки и торговые ряды. С другой стороны, имелась потребность в строительстве жилых домов, дворцов и общественных зданий.

Вторая половина XVIII в. была эпохой расцвета поместного дворянства, которое регулярно на зимние месяцы съезжалось в Москву со своей многочисленной челядью. При натуральном крепостном хозяйстве городской дом помещика средней руки был значительным по размерам, а земельное владение с амбарами, поварнями и прочими служебными постройками занимало обширную территорию. Но еще больше были дворцовые усадьбы вельмож. Признаком хорошего тона у вельмож екатерининского времени считалось заводить дворцы не только в Петербурге, но и в "первопрестольной столице". К этому необходимо прибавить, что и Екатерина II, любившая путешествовать и часто наезжавшая в Москву, желала украсить ее своими дворцами и зданиями административного и общественного назначения. И вот в результате государственных, а также и частных заказов, исходивших от дворянства, купечества и прочих привилегированных классов, в Москве разворачивается весьма оживленное строительство. Во главе его становятся Баженов и Казаков.

Василий Иванович Баженов (1737-1799).
Основатель московской школы русского классицизма XVIII в.,
автор неосуществленного проекта реконструкции Московского Кремля,
выдающийся мастер дворцового зодчества. Построил дом Пашкова, дворец в Царицыне, Михайловский замок в Петербурге
(фрагмент семейного портрета Баженовых, написанного неизвестным художником)
Матвей Федорович Казаков (1738-1813).
Ученик Ухтомского и творческий соратник Баженова, выдающийся архитектор-градостроитель.
Украсил Москву множеством первоклассных дворцов и церквей;
построил здание Сената, университет, Голицынскую больницу и ряд усадеб вельмож
(с портрета, гравированного Г. Афанасьевым)

В 1762 г. Комиссия строений начала подготовку к составлению нового гене-рального плана Москвы, который должен был изжить существенные недостатки в ее планировке и застройке. Губительный пожар 1773 г. ускорил планировочные работы, но еще задолго до их окончания Екатерина II решила соорудить в Московском Кремле грандиозный дворец. Постройка дворца была поручена Баженову, как мастеру богатой творческой фантазии, ив 1773 г. в торжественной обстановке состоялась закладка здания [301]. Кремлевский дворец, задуманный Баженовым, представляет собой одно из самых загадочных явлений в истории дворцового зодчества всех времен и народов. В проекте Кремлевского дворца талант Баженова проявил себя, быть может, с наибольшей силой, и вместе с тем в основе проекта лежал нереальный замысел-непосильный для строительных возможностей страны. В самом деле, по занимаемой территории, периметру и кубатуре Кремлевский дворец должен был превзойти все наиболее грандиозные здания мира. Длина одних только внешних фасадов, обращенных к Кремлевским стенам, составляла 1200 м; площадь под корпусами дворца занимала 4,5 га, а кубатура при высоте корпусов 30 и 40 м значительно превышала 1,5 млн. м3. Чтобы представить себе грандиозность Кремлевского дворца, укажем, что он превосходил Адмиралтейство по площади в два раза, а по кубатуре в четыре раза. Эти грандиозные размеры дворца сделали постройку экономически нереальной.

Приступив к проектированию Кремлевского дворца и не имея для него достаточного места внутри Кремля, Баженов должен был максимально ис-пользовать внешние границы и в первую очередь бровку холма, особенно живописную со стороны реки. Здесь и размещал Баженов главные корпуса своего дворца, сохраняя в то же время Кремлевские соборы как драгоценные сокровища русской архитектуры. В случае осуществления проекта Баженова Кремль приобрел бы ряд интересных внутренних площадей, разнообразных по формам, размерам и архитектурному убранству.

Проект планировочной реконструкции Московского Кремля, составленный В. И. Баженовым в связи со строительством Кремлевского дворца (сохранившийся эскиз к проекту планировки датируется 1769 г.).
Слева (в линию с Арсеналом) - корпус для правительственных учреждений;
в центре (к югу от Архангельского собора) - парадная часть дворца с тронным залом;
справа - овальная площадь для народных собраний с четырьмя обелисками и колонной Екатерины II.
Отсюда должны были расходиться радиальные дороги империи.
Вверху - разрез по площади для народных собраний

Весьма вероятно, что поводом для проектирования столь грандиозного дворца послужила надвигавшаяся первая турецкая война, когда Екатерине II нужно было демонстрировать могущество российской экономики. Но как только война миновала, отпала и необходимость в громадном дворце. Строительство дворца, едва начавшись, было прекращено; разрушенные Кремлевские стены были восстановлены. Но к работам в Кремле Баженов уже не привлекался [302]. Перестройку обветшавшего старого дворца поручили Казакову, который, отвечая реальным заданиям, создал в проекте относительно скромный дворец и замечательное здание Сената. Вряд ли можно сожалеть о несостоявшейся постройке громадной подпорной стены Казакова, так как лучшим подножием белоснежных Кремлевских соборов служит естественный зеленый откос. Так закончились строительные мероприятия в Московском Кремле. Казаков оставил в нем ощутительный след, тогда как от проекта Баженова, удивляющего нас широтой архитектурного замысла, превосходными пропорциями фасадов и торжественной приподнятостью здания, сохранились только эскизные чертежи и колоссальная деревянная модель, представляющая собой историческую и художественную ценность.

Фрагмент модели Московского Кремлевского дворца по проекту В. И. Баженова (1767-1774 гг.).
Амфитеатр овальной площади
Центральная часть дворца В. И. Баженова со стороны Москвы-реки.
Фотография с модели

Перспективный анализ баженовского Кремлевского дворца, проведенный по дошедшей до нас модели и эскизному проекту перепланировки всего Кремлевского ансамбля
(анализ обнаружил несовместимость габаритных размеров и художественных форм древнего и баженовского Кремля)
Южный фасад Большого Кремлевского дворца по проекту M. Ф. Казакова
(фрагмент фасада Кремля, исполненного Казаковым в 1797 г.)

Москва. Проект планировки Кремля, составленный M. Ф. Казаковым в 1797 г.
На плане показаны законченное к 1789 г. здание Сената (у Никольских ворот) и Экзерциргауз, расположенный к востоку от Ивановской площади

В 1775 г. был утвержден первый проект планировки Москвы, составленный Комиссией строений. Согласно этому проекту намечались разбивка площадей вокруг Кремля и Китай-города, устройство бульваров на месте уничтоженных стен Белого города и прокопка большого водоотводного канала вдоль Москвы-реки с организацией порта и хлебного рынка в низовье канала. Из этих мероприятий, проводившихся постепенно в течение конца XVIII и начала XIX в., особо большое значение имело осуществление бульварного кольца, так как, будучи широкой магистралью, оно связало исторически сложившиеся радиальные улицы, в результате чего план города Москвы из радиального окончательно превратился в радиально-кольцевой [303].

Одновременно с работами над улучшением генерального плана Москвы государством и частными лицами производилась застройка города. В организации строительного дела Москва далеко уступала Петербургу, вследствие чего застройка в Москве в гораздо большей степени распылялась и производилась почти без всяких ограничений в высотах, размерах и самом характере зданий. Поместное дворянство, привыкшее к просторам загородных усадеб, стремилось занять как можно большие участки и по преимуществу у рек или в стороне от пыльных и шумных магистралей. Так одна за другой выросли дворцовые усадьбы у Москвы-реки, вдоль Яузы, Неглинной и других, теперь уже не существующих рек.

Своими прямоугольными или полукруглыми парадными дворами усадьбы разнообразили периметральную застройку улиц и в то же время играли громадную роль в силуэте Москвы, так как высокий усадебный дом с его колоннадами, павильонами и бельведером очень часто занимал возвышенное по рельефу место и отчетливо рисовался на фоне деревьев и неба. Таков дом Пашкова, возвышавшийся над Неглинной, дом Тутолмина на Швивой горке и Нескучный дворец, белевший в зелени живописных Воробьевых гор. Дворцовая усадьба как яркий и многообразный ансамбль везде была "желанным гостем", но, разумеется, при более обдуманном расположении усадеб можно было бы достигнуть лучшего эффекта, так как большинство усадеб возникло там, где имелись свободные (или легко продававшиеся) участки.

Вплоть до конца XVIII в. Зарядье и Китай-город в целом сохраняли значение центрального торгового района Москвы. И если планировочные и строительные мероприятия значительно изменили Москву за пределами Китай-города, то здесь, как и на окраинах столицы, по-прежнему царил хаос. Бесчисленные и крайне тесные лавки и старые, прогнившие лабазы загромождали Китай-город. И вот в целях расчистки Китай-города и укрупнения торговых помещений Кваренги строит в 1780-х годах многоколонный Гостиный двор, а вслед за тем в 1786 г. начинаются работы по сооружению новых Торговых рядов на Красной площади. Гравюра Делабарта воспроизводит Красную площадь в этот небезынтересный период ее развития. Вдоль Кремлевской стены и напротив нее (на месте позднее построенных торговых рядов Бове) тянулись многоарочные каменные галереи, имевшие на плане площади форму прямоугольных скобок. Характерная для Красной площади продольная ось сохранилась, но вместе с нею уже ощущалась вторая, поперечная ось, зародившаяся после завершения Сенатского купола. Чтобы укрепить эту ось, были разорваны галереи у Кремлевской стены и напротив разрыва построена колоннада. Однако главной осью Красной площади все же осталась ее продольная ось, направленная на собор Василия Блаженного. Да иначе и не могло быть, так как это уникальное здание обладало столь большой направляющей силой, что всякая попытка уйти от него как от цели композиции площади неизбежно потерпела бы неудачу. Галереи на Красной площади хорошо маскировали беспорядочную застройку Китай-города, но неудачно закрывали Кремлевскую стену и делали Красную площадь изолированной, почти камерной композицией.

Одновременно с Кремлевскими и китайгородскими постройками были обложены камнем берега Москвы-реки и Неглинной, и вдоль образовавшихся благоустроенных проездов один за другим выросли университет, Дворянское собрание, Петровский театр и ряд других общественных зданий.

За два столетия, отделяющих нас от екатерининской эпохи, масштаб Москвы значительно вырос, но даже теперь Воспитательный дом производит впечатление очень крупного здания. В 1780-х и 1790-х годах закончилось формирование Лефортовского ансамбля, где Казаковым и другими мастерами были построены Екатерининский дворец, Слободской дворец и перестроен Военный госпиталь. На противоположном конце Москвы, а именно между Калужским шоссе и Москвой-рекой, Казаков соорудил Голицынскую больницу, примкнувшую к системе дворцов, расположенных близ Нескучного сада. Таким образом, общественные здания екатерининского времени размещались по тому же принципу, что и дворцовые вельможные усадьбы, и к началу XIX в. составили вместе с ними почти непрерывные цепи торжественных ансамблей в самых живописных приречных районах Москвы.

Творчество Казакова было столь плодотворным, что в истории архитектуры Москвы это время можно назвать "казаковской эпохой". Однако в конце первого десятилетия XIX в. престарелый Казаков уже не работал, и это объяснялось не только его отставкой, но и сокращением строительства, вызванным континентальной блокадой.

Москва. Проектные предложения по планировке центрального района города (по плану 1775 г.):
1, 2 - гостиные дворы Хлебного рынка;
3 - амбары;
4 - юго-западный конец Бульварного кольца (на месте уничтожавшихся стен Белого города);
5 - Арбатская площадь;
6 - площадь у Никитских ворот;
7 - площадь у Страстного монастыря;
8 - площадь у Покровских ворот;
9 - площади у набережной Неглинной

После изгнания французов в Москве снова началось весьма интенсивное строительство. Грандиозный пожар, бушевавший в Москве в сентябрьские дни 1812 г., уничтожил более 80% жилых домов [304], во время пожара в Москве сгорело 7632 дома из общего числа 9151 домов), и, кроме того, уходя из Москвы, Наполеон взорвал ряд зданий и башен в Кремле. Таким образом, для московского населения, исчислявшегося в 250 тыс. жителей, с весны 1813 г. нужно было заново отстроить почти весь город и, кроме того, восстановить те поврежденные или уничтоженные сооружения, которые хотя и не имели утилитарного назначения, но являлись художественным достоянием России [305]. Чтобы справиться с такой грандиозной задачей в короткие сроки, были необходимы не только одаренные, но и чрезвычайно энергичные архитекторы, обладавшие большим строительным опытом.

Во главе специально учрежденной Комиссии строений в 1813 г. был поставлен московский генерал-губернатор граф Растопчин. Но, не будучи подготовленным к этой работе, Растопчин мог выполнять только функции посредника между императором и Комиссией строений, а фактическим руководителем комиссии и творческим участником всех ее работ стал Осип Иванович Бове, с которым работали Д. И. Жилярди, инженер А. А. Бетанкур, архитекторы А. Г. Григорьев, А. И. Старов и скульптор И. Витали. Опыт восстановления Москвы после пожара 1812 г. представляет исключительный интерес для массового строительства в СССР.

Застройка Москвы после пожара 1812 г. Дом на Садово-Кудринской улице (ныне больница им. Филатова) Москва. Характерные фасады жилых домов, построенных в период восстановления города после пожара 1812 г.
Вверху - дом кн. Горчакова (архит. Матвеев);
слева - дом Яковлевой (архит. Баженов-сын);
справа - дом псаломщика Петрова

На основании изученных документов можно составить представление о главных этапах и методах восстановления Москвы. Они заключались в следующем.

В 1813 г. Комиссия строений получила утвержденный Александром I план города работы Гесте. Однако этот план был настолько неудачным в практическом и художественном отношении, что Комиссия отклонила его и приступила к разработке нового генерального плана, который и был закончен к 1818 г. Само собой разумеется, что задерживать восстановительные работы в ожидании окончания плана было немыслимо, так как жизнь требовала немедленного расселения жителей, лишенных крова, и потому планировочное проектирование велось параллельно с застройкой Москвы. Имея ряд общих соображений о будущем плане Москвы, Комиссия строений на ходу составляла планы отдельных улиц, площадей и кварталов, из которых формировались планы городских районов и в конечном счете общий план Москвы. Таким образом, жизнь заставляла идти от частного к общему, но перед глазами комиссии всегда стояла Москва как целое со всеми ее художественными и практическими интересами, в силу чего проектирование под давлением текущих строительных событий не угрожало хаосом.

Предвидя образование системы площадей и проездов вокруг Кремля и Китай-города, а также считая необходимым расширить отдельные участки радиальных магистралей и заново соорудить кольцо Садовых улиц, Комиссия строений на короткое время воспретила строительство вдоль этих улиц и площадей. Так же было отложено строительство новых общественных зданий, но восстановление жилой застройки Москвы вне намечавшихся магистралей было поставлено в первую очередь.

Памятник Минину и Пожарскому, изваянный И. П. Мартосом в 1804-1818 гг.
На цоколе - рельеф, изображающий сбор пожертвований на второе нижегородское ополчение, спасшее Россию от польско-шведских захватчиков.
Освободительная война 1812 г. обновила и усилила избранную тему, дав возможность ввести в барельеф портретную фигуру самого Мартоса, отдающего на престол отечества двух своих сыновей

Комиссия старалась использовать инициативу отдельных застройщиков, а также наличные строительные кадры и наиболее распространенные материалы.

Уже в самом начале восстановительного строительства были созданы госу-дарственные кирпичные заводы, лесопильни и каменоломни для добычи строительного и облицовочного камня. Благодаря этим мероприятиям удалось расширить фронт строительных работ, а кроме того, и обуздать частных предпринимателей, старавшихся повысить цены на строительные материалы в целях наживы. Как показывают дошедшие до нас документальные данные, образцовая организация производства строительных материалов дала возможность уже в 1813 г. приступить к капитальному строительству. В силу этого население, возвращавшееся на свои пепелища, не испытало на себе длительного пребывания в землянках и наскоро сколоченных временных лачугах, как это бывало обычно после страшных пожаров, уничтожавших целые города.

Поскольку дерево всегда являлось главным строительным материалом в Москве, постольку комиссия ориентировалась в основном на деревянную рубленую конструкцию, тем более что архитектурные формы классицизма легко совмещались с ней. Простой бревенчатый сруб, покрытый штукатуркой, при наличии красивых дверей и окон и при минимальном количестве лепки уже производил удовлетворительное впечатление. Но если к этому добавлялось крыльцо с четырьмя деревянными колоннами и фронтоном благородных пропорций, то дом превращался в настоящее произведение искусства.

Схема плана Москвы в период восстановления города после пожара 1812 г.
Заштрихованы Кремль и монастыри; точками показаны сады, бульвары и парки; черта Камер-Коллежских валов обозначена двойной контурной линией.
На месте стен Скородома отчетливо выделяется кольцо Садовых улиц

Учитывая эти обстоятельства, комиссия не только способствовала доставке в Москву строительного леса наряду с камнем и кирпичом, но и наладила массовое изготовление оконных рам, дверей и лепнины. Оконные рамы и двери, изготовленные применительно к нескольким наиболее распространенным размерам жилых домов, продавались поштучно, а карнизные тяги - на погонные сажени. Вот почему при наличии столь большого числа застройщиков, обладавших разными вкусами и различными строительными возможностями, удалось добиться благоприятного единообразия и высокого художественного уровня работ, отвечающего запросам столичного городаим [306].

Работы по восстановлению Москвы были настолько хорошо организованы, что через четыре года после изгнания французов, а именно в 1817 г., в Москве было отремонтировано 2514 домов и, кроме того, построено заново 623 каменных и 5561 деревянных домов, что в совокупности не только покрыло, но и превысило нанесенный пожаром ущерб на целую тысячу зданий [307].

Удовлетворив насущные нужды городского населения в жилье и одновременно составив генеральный план города, Комиссия строений перешла к сооружению новых ансамблей. К началу XIX в. пруды на р. Неглинной засорились и загнили; обветшали и рвы Алевиза, ставшие в стратегическом отношении совершенно ненужными. Поэтому проект планировки Москвы 1818-1819 гг. предусматривал полное уничтожение рвов и прудов, а также заключение в трубу р. Неглинной. Эти работы, в основном законченные к 1820 г., освободили большие территории в самом центре Москвы и дали возможность для сооружения парков, магистральных улиц и новых площадей. В первую очередь была проведена реконструкция Красной площади.

В 1815 г. на месте екатерининских торговых рядов Бове соорудил новые Верхние торговые ряды - между Ильинкой и Никольской. Упразднение рва Алевиза дало ему возможность расширить площадь вплоть до самой Кремлевской стены. Галереи, стоявшие перед стеной, были сломаны, и эта сломка, безусловно, украсила Красную площадь, так как снова обнажилась древняя стена, контрастная собору Василия Блаженного и вертикалям Кремлевских башен. Как тонкий художник Бове понимал, что напротив Кремлевской стены и Сенатского купола нельзя без ущерба ансамблю построить высокое здание и тем более украшенное крупными башнями. Бове учитывал и то обстоятельство, что архитектура торговых рядов должна быть по-своему скромной и в то же время контрастной Кремлевской стене по цвету, материалам и пластической разработке фасадов. Поэтому он построил горизонтальное, растянутое здание с умеренно подчеркнутым центром и с насыщенной бело-желтой окраской. По сути дела, торговые ряды, даже при наличии купола и портика из дорических колоны, были решены как боковой фасад Красной площади, подчиненный Кремлю и собору Василия Блаженного. Этот замысел мастера проявился и в деталях, и в превосходном монументе Минина и Пожарского. Скульптурная группа, состоявшая из двух фигур, была скомпонована с таким расчетом, чтобы получить лишь один, безусловно главный, фасад монумента, обращенный к Кремлю, в сторону которого простирал свою руку вдохновитель борьбы за свободу России Козьма Минин [308].

Вслед за реконструкцией Красной площади началось строительство Театральной площади и примыкавших к ней ансамблей. В 1817-1818 гг. Жилярди восстанавливает сгоревшее здание университета, в свое время построенное Казаковым. В 1820 г. Бове реставрирует разрушенный верх Никольской башни, а в 1820-1821 гг. на месте уничтоженных прудов на Неглинной разбивает Александровский сад, обрамленный превосходной чугунной решеткой.

Но главным произведением Бове, так же как и лучшим ансамблем обновленной Москвы, становится Театральная площадь. По генеральному плану, составленному Бове, Театральная площадь намечалась в виде правильного прямоугольника. Расположение площади, ее величина, пропорции по плану и разрезу и, наконец, застройка главной и подчиненных сторон были найдены чрезвычайно удачно. Действительно, в отличие от плана Гесте Театральная площадь разместилась перпендикулярно дуговой магистрали, огибающей Кремль и Китай-город. Это придало ей значительность и выделило среди других площадей, растянутых вдоль этой магистрали. Далее, Театральная площадь получила ориентацию с севера на юг, благодаря чему главное здание площади - Большой театр - имеет выгодное солнечное освещение.

Подчиняясь радиальной планировочной структуре города, ось площади получила направление в сторону центра Москвы, и в этом заключается опять-таки положительный факт, ибо при всей своей грандиозности Театральная площадь все же не является главной площадью города. Она уступает в значении Красной площади и в конечном итоге подчиняется той же "собирающей силе" Кремля.

Москва. План центральной части города в 1880-х годах:
1 - храм Василия Блаженного;
2-2 - Красная площадь с Лобным местом и памятником Минину и Пожарскому;
4-4 - Александровский сад;
5 - Румянцевский музей (в помещении Пашкова дома);
6 - манеж;
7 - университет;
8 - Дом дворянского собрания;
9 - Большой театр;
10 - обнесенный цепями плацпарад на территории Театральной площади;
11 - Императорский московский воспитательный дом

В то время не было еще сквозного интенсивного движения между Охотным рядом и Театральным проездом, в силу чего середину площади Бове оградил невысокими тумбами. На территории этой спокойной от движения середины площади производилась торговля с возов; здесь же стоял превосходный фонтан работы Витали, снабжавший рынок водой, а в дни празднеств и военных событий на Театральной площади принимались парады. Отсюда следует, что Театральная площадь при всей специфичности ее назначения выполняла самые разнообразные общественные функции, разгружая тем самым Красную площадь.

По своим абсолютным размерам Театральная площадь является одной из крупнейших в мире. Ее длина составляет 265 м, ширина - 177 м, а территория - 4,69 га; следовательно, она превосходит и площадь св. Петра в Риме, и даже площадь Согласия в Париже. Однако следует подчеркнуть то обстоятельство, что эти размеры не были неоправданно большими, ибо Театральная площадь получила пропорциональную ее размерам застройку, обладавшую столь крупными и мощными членениями, которые не терялись, а выигрывали на большом расстоянии.

Общий вид Театральной площади с птичьего полета до пожара, уничтожившего Петровский театр Первоначальный план Театральной площади в Москве

Ансамбль Театральной площади был создан в короткие сроки и на совершенно свободном участке. Именно поэтому Бове удалось осуществить всю застройку в одном стиле без каких бы то ни было исторических вкраплений [309]. Чтобы организовать и удержать столь грандиозное пространство периметральной застройкой, необходимо было громадное монументальное здание во главе площади. Таким зданием и явился Большой театр, построенный Бове и Михайловым на месте старого Петровского театра. Высота Большого театра (43 м) была связана с глубиной площади соотношением 1:6, что отвечает максимальному пределу в соотношениях высоты застройки к общей протяженности площади (при том условии, когда площадь имеет свободную середину и более или менее равномерную в этажности застройку по сторонам). Помимо этого, Бове использовал контрасты в решении фасадов, чтобы ярче выделить Большой театр. Все боковые корпуса (включая и Малый театр) он умышленно снизил и объединил одним высотным уровнем и многоарочной галереей. В результате боковые фасады площади получили горизонтальную трактовку, контрастную вертикалям колонн Большого театра.

Москва. Проект главного фасада Петровского (Большого) театра (построен О. И. Бове и А. А. Михайловым в 1821-1824 гг.) Москва. Главный фасад Большого театра после перестройки, произведенной А. К. Кавосом в 1856 г.

Фонтан на Театральной площади в Москве (скульптор И. П. Витали, 1835 г.)

Между 1820 и 1835 гг. в различных районах Москвы было построено много других, уже второстепенных площадей. Среди них выделялись: Тверская площадь, расположенная перед домом генерал-губернатора, Тверская застава с Триумфальной аркой работы Бове, Хамовнический плац-парад и цепь площадей на только что разбитом кольце Садовых улиц. В процессе сооружения этих площадей, так же как и улиц, набережных и бульваров, строителям Москвы удалось достигнуть той художественной общности, без которой не может сложиться архитектурный характер города. Таким объединяющим средством явилась жилая застройка, которая проводилась в стилистически однородных формах при соблюдении примерно равноценных размеров домов, окрашенных в жизнерадостный желтый цвет. Жилая застройка объединила сохранившиеся здания XV- XVIII вв. и превратила Москву на многие годы в художественно целостный и вместе с тем неисчерпаемо разнообразный город.

Москва в третьих черверти XIX в.
Панорама города, видимая с колокольни Ивана Великого.
Вид в сторону Большого Кремлевского дверца и храма Хреста Спасителя
Москва в третьих черверти XIX в.
Панорада города, видимая с колокольни Ивана Великого.
Вид в сторону Теремов и Пашкова дома

Москва в третьих черверти XIX в.
Панорама города, видимая с колокольни Ивана Великого.
Вид на Болотный рынок и Замоскворечье
Москва в третьих черверти XIX в.
Панорама города, видимая с колокольни Ивана Великого.
Вид на Чудов монастырь, здания Сената и Верхние торговые ряды

В 30-х и 40-х годах XIX в. сошли со сцены крупнейшие архитектурные силы московского классицизма. В условиях развивавшегося капиталистического уклада уже не было почвы для осуществления больших градостроительных замыслов, порождающих большие ансамбли. Поэтому и для Москвы начался период все более нараставшей художественной деградации, продолжавшейся вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.

 

К началу страницы
Содержание
Русские города XVIII и начала XIX века. Петербург  Характерные особенности городов доимпериалистического периода