Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Андрей Бунин
История градостроительного искусства

Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма

Том первый

Примечания:

272. Следует отметить, что закрытые театры стали появляться с конца XVI в., начиная с театра "Олимпико", построенного Палладио и Скамоцци в Виченце. В XVII и XVIII вв. театр превратился в широко доступные зрелищные предприятия, получавшие специальные здания. Вернуться в текст

 


Часть вторая. Градостроительство феодального строя
7. Русское градостроительство XVIII и начала XIX века

Городские площади

Переход к регулярным планировочным системам, совершившийся при Петре I, вызвал радикальные изменения в архитектуре городских площадей. Действительно, если в допетровское время площади нередко имели неправильные очертания и разнохарактерную застройку, формировавшуюся путем вековых наслоений, то в XVIII столетии площадь приобрела геометрически правильный план и столь же регулярную застройку. Живописная беспорядочность, характерная для средневековых площадей, уступила место четкости и строгости композиции; значительно выросли размеры площади, ослабилась замкнутость ее пространства, и впервые в истории русского градостроительства площадь составила с прямолинейной улицей единое планировочное целое.

Первые площади подобного рода появились на планах городов петровского времени. Так, например, разрабатывая генеральный план Петербурга, Леблон предусмотрел ряд площадей различного назначения и разнообразных форм и размеров. Приходские церкви он разместил на миниатюрных прямоугольных площадях среди жилых кварталов; соборные площади (разбитые на перекрестках главных городских магистралей) получили у него квадратные формы с кольцевыми каналами в середине, а. чтобы усилить контрастность планировочной композиции города и вместе с тем дать обширные территории для рынков и народных гуляний, Леблон применил очень крупные прямоугольные и многоугольные площади. Такие площади были намечены у Адмиралтейства и на территории Васильевского и Петербургского островов.

Не меньшее число регулярных площадей было предложено Комиссией строений при составлении плана Петербурга в 30-х годах XVIII в. Однако разработка проектов площадей, включая не только их планировку, но и застройку, началась значительно позже - в правление Елизаветы и Екатерины II.

В начале 50-х годов XVIII в. Растрелли поручили строительство нового (дошедшего до нас) Зимнего дворца, а так как перед дворцом простирался обширный Адмиралтейский луг, то явилась идея разбить на его территории специальную дворцовую площадь. Следует отметить, что дополнительным поводом для строительства площади было наличие конного монумента Петра I работы Растрелли-отца. Это превосходное изваяние, трактовавшее Петра в образе императора-полководца, было закончено еще в 1743 г. и теперь нужно было подобрать ему достойное место в городе. Естественно, что Елизавета пожелала разместить монумент перед Зимним дворцом, назначавшимся для ее резиденции.

Петербург. Фрагмент фасада Зимнего дворца по оригиналу В. В. Растрелли.
Дворец построен в 1754-1764 гг.

В 1753 г. Растрелли составил проект планировки и застройки Дворцовой площади. По этому проекту против Зимнего дворца предполагалась свободно стоящая циркульная колоннада. В центре площади, обращенный лицом к дворцу, должен стоять монумент на широком каменном основании. Можно представить себе, какое сильное впечатление производила бы эта площадь, ибо сквозь ряды ее колонн виднелись бы зелень адмиралтейских земляных бастионов, нарядный фасад Зимнего дворца и остроконечная золоченая вершина башни. Однако Дворцовая площадь по проекту Растрелли была типичной декоративной площадью. И, разумеется, она не смогла бы так органически войти в ансамбль петербургского центра, как вошла в него великолепная, ныне существующая Дворцовая площадь.

Весьма плодотворная планировочная деятельность комиссии Бецкого отразилась и на городских площадях. В Петербурге, Твери, Костроме, Богородицке, Одоеве и других городах вместе с составлением общегородских генеральных планов были намечены новые площади прямоугольных, многоугольных и круглых форм. Некоторые из них (как, например, Дворцовая площадь в Петербурге и Фонтанная площадь в Твери) стали застраиваться еще в XVIII столетии. И тем не менее осуществление большинства площадей в полной мере развернулось только через 20-30 лет после составления генеральных планов, а именно в начале XIX в.

Наследство, оставленное русским классицизмом в области проектирования и строительства городских площадей, чрезвычайно обширно, разнообразно и, кроме того, обладает исключительной художественной ценностью. К началу XIX в. значительно расширилась номенклатура городских площадей но их назначепию. Так, например, интенсивное развитие русской торговли привело к распространению торговых площадей. Почти во всех городах возникают торговые площади, начиная с центральных рыночных площадей, окруженных торговыми рядами, и кончая обширными дровяными и сенными площадями, лежавшими на окраинах городов. Чтобы составить представление о том огромном размахе, с каким проектировались торговые площади в этот период, достаточно привести проект Центрального рынка на Царскосельском проспекте в Петербурге, где разнообразные виды торговли обеспечивались специальными помещениями, а самое обслуживание покупателей предполагалось обставить с максимальным комфортом.

Планы площадей для военных парадов в общем масштабе.
Вверху - Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади в Петербурге в середине XIX в.
1 - Адмиралтейство;
2 - Зимний дворец;
3 - Александровская колонна;
4 - здание Главного штаба;
5 - дом Лобанова-Ростовского;
6 - Исаакиевский собор;
7 - Конногвардейский манеж;
8 - здание Сената и Синода
В середине - центральные площади в Ярославле в середине XIX в.
1 - церковь Ильи Пророка;
2 - Демидовская колонна;
3 - собор и за ним корпус лицея;
4 - Присутственные места;
5 - рынок.
Внизу - Марсово поле в Париже между 1775 и 1791 гг.
1 - Военная школа

Наряду с торговыми площадями во второй половине XVIII в. появляются специальные площади у городских застав и мостов; церкви допетровского времени, как правило, освобождаются от примыкавшей к ним застройки, и ряд городов получает много церковных и соборных площадей, окруженных бело-желтыми "ампирными" домами. Но, помимо этого, в период господства классицизма формируются совершенно новые типы площадей, а именно театральная площадь и площадь для военных парадов.

В архитектуре театров русские мастера в короткий срок далеко обогнали Западную Европу [272]. Театральные здания, лучшие из которых представлены Большим театром в Москве и Александринским театром в Петербурге, достигли не только громадных размеров, но и совершенно исключительной монументальности и торжественной простоты.

Не меньшую роль в архитектуре городов играли площади для военных парадов. Обширные площади, служившие для обучения войск, появились еще в XVIII в. Обычно они размещались у казарм на окраинах городов и представляли собой унылые "пустопорожние плацы". После победоносного 1812 г. возвысилось значение таких площадей, а вместе с ними и военных зданий. Громадные здания штабов, кадетских корпусов и даже казарм стали украшаться торжественными колоннадами, арками и скульптурой. В размахе и богатстве архитектурного убранства они сравнялись с дворцами, чему наглядные примеры дают Адмиралтейство Захарова, казармы Павловского полка, построенные Стасовым на Марсовом поле, и ряд других аналогичных зданий. Помимо этого, после Отечественной войны 1812 г. возросло значение военных парадов. Парад превратился в большое общественное зрелище - в демонстрацию мощи победившей России. Именно поэтому площадь для военых парадов, обрамленная военными зданиями, по праву заняла центральное местоположение в городе.

Петербург. Парад войск на Дворцовой площади по поводу открытия Александровской колонны Гравюра из монографии А. А. Монферрана, изданной в 1836 г.

Все площади периода классицизма имели не только правильный план, но и простейший план, что характерно для классического понимания архитектурных форм и прямо противоположно тенденциям барокко. Городские площади почти всегда имели большие размеры. Однако создавая громадные площади, мастера классицизма не нарушали предельных соотношений между высотой застройки и глубиной или шириной площади. Так, например, площадь Александринского театра в Петербурге и Театральная площадь в Москве построены на отношении 1:6 по продольному разрезу, благодаря чему оба театра не теряются даже при максимальном удалении зрителя. Разбивая площади у кремлевских или монастырских стен и древних церковных ансамблей, архитекторы включали в композицию площади их живописные башни и куполы. Эти вертикали очень часто определяли отношения между высотой застройки и горизонтальными размерами площади, делая ее пропорциональной и гармоничной. Но если решалась задача гигантского плацпарада протяжением 700-900 или 1000 м, то неизбежным следствием этого являлось расчленение пространства на ряд взаимно связанных площадей. Так образовалась система центральных площадей в Петербурге, состоящая из трех площадей, имеющих свои особые композиционные оси.

Громадные размеры площадей отвечали столь же грандиозным размерам окружающей застройки. В размахе ансамблей начала XIX в. выражалось требование той эпохи, видевшей в грандиозности композиций выражение силы и величия Российской империи. Застройка площадей, как правило, имела большое горизонтальное протяжение. Нередко аркады торговых рядов тянулись на 200 и даже на 300 м, обрамляя площадь на всем ее протяжении.

Петербург. Проектный план Рыночной площади на Царскосельском проспекте в сопоставлении с рынками в Приене
(проект относится к концу 1820-х или началу 1830-х годов)
Петербург: 1 - депо дилижансов и почта;
2 - аукционный зал;
3 - молочный и овощной рынок с водонапорной башней в центре Приена:
4 - мясной и рыбный рынок;
5 - общественная часть агоры;
6 - торговая часть агоры

Но в противоположность такой однородной застройке всегда выделялась одна из сторон площади то высоким зданием Присутственных мест, то громадной пожарной каланчой, то куполом церкви или богатым по замыслу монументом. Таким образом, всегда строгие и горизонтальные силуэты площади нарушались контрастными формами.

Архитектура площади периода классицизма никогда не была многословной. Наоборот, предельный лаконизм архитектурных форм сочетался с ясностью композиционного замысла и с жизнерадостным колоритом в окраске. Белоснежные колоннады на фоне желтой гладкой стены создавали ту насыщенную и мягкую гамму цветов, которая оживляла городские ансамбли даже под пасмурным петербургским небом.

 

К началу страницы
Содержание
Русские города после образования империи. Массовая типовая и повторная застройка городов  Улицы и набережные