Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Андрей Бунин
История градостроительного искусства

Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма

Том первый

Примечания:


245. Напомним, что первой улицей, оформленной в одном ордере (после античной эпохи), была улица Уффици во Флоренции. Однако она сооружалась одновременно с соединительной галереей Лувра и Тюильри. Вернуться в текст
246. Памятник Генриху IV был перелит на пушки в 1792 г., но в 1818 г. его восстановил скульптор Лемо в точном соответствии с оригиналом. Вернуться в текст
247. Затраты на сооружение Версаля составили более 1 млрд. лир, т. е. стоили почти столько же, сколько вся реконструкция Парижа, произведенная Оссмагюм в середине XIX в. Вернуться в текст
248. Об этом см. книги Патта и Ложье, упомянутые в сноске 243. Вернуться в текст
249. Эспланада - свободное от застройки пространство перед крепостями и фортами, оставлявшееся для удобства обстрела. Дворец Инвалидов имел земляные укрепления и являлся стратегическим пунктом, защищавшим город с юго-западной стороны. Вернуться в текст
250. Laugier, ibid. Вернуться в текст
251. Бастилия была взята штурмом восставшим населением Парижа 14 июля 1789 г. Через два года тюрьма была разобрана до основания, и на ее месте возникла нынешняя площадь Бастилии. Вернуться в текст

 


Часть вторая. Градостроительство феодального строя
6. Градостроительство во Франции при феодально-абсолютистском порядке

Выдающиеся города Франции XVI-XVIII веков

Париж и Версаль

В приведенной выше краткой характеристике раннефеодальных западно-европейских городов отмечались три этапа территориального развития Парижа, а именно: 1) Париж на территории Лютеции Паризиорум; 2) Париж в пределах стен Филиппа Августа (построены около 1190 г.) и 3) Париж в стенах Карла V (начаты постройкой в 1370 г.). Со времени Карла V столица Франции территориально значительно выросла; местами город вышел за пределы городских стен, но в планировочном отношении, так же как и во всем своем внешнем архитектурном облике Париж сохранял еще средневековый характер. Так же как и два века назад, территория к югу от Сены являлась по преимуществу жилым и "ученым" районом, а торговля, общественная жизнь и наиболее оживленное городское движение сосредоточивались на правом берегу реки - близ рынка, Ратуши и Луврского замка. Древнейшая часть Парижа - о-в Ситэ - по-прежнему был резиденцией епископов и судебной власти. Загроможденный ветхими средневековыми домами, стоявшими даже на мостах, о-в Ситэ издали походил на переполненный до отказа корабль, над которым подобно мачтам возвышались колокольни собора Парижской богоматери.

Направления старых улиц за прошедшие века тоже не подверглись существенным изменениям. Транзитной дорогой с севера на юг, как и прежде, служили улицы Сен-Мартен и Сен-Жак, а движение с запада на восток - от Лувра к Бастилии-происходило по извилистым улицам Сент-Оноре и Сент-Антуан. Эти улицы, а также и крупнейшие ансамбли средневекового Парижа отчетливо видны на плане Мериана.

Однако план Мериана показывает и те ощутительные изменения, которые произошли в отдельных районах Парижа во второй половине XVI и особенно в начале XVII в. Со времени Франциска I, когда искусство Возрождения утвердилось во Франции, в Париже начинается оживленная строительная деятельность. Строительству способствует укрепление политического и экономического могущества страны, которая после кровавой борьбы между гугенотами и католиками, наконец, обретает спокойствие в правление Генриха IV. За неполные 70 лет значительно расширяется Лувр, возникают Тюильрийский и Люксембургский дворцы, строятся площадь Дофина, площадь Вогезов, Новый мост, улица Дофина и ряд жилых домов в аристократических предместьях столицы.

Схема перспективного плана Парижа, составленного Мерианом в 1615 г.
В нем отчетливо видно начавшееся продвижение города на запад - в сторону неосвоенных территорий
Схематическая карта юго-западных окрестностей Парижа в начале XVIII в.
(рамкой ограничена территория 18 х 12 км)

С востока на запад (от Большого дворца к крестообразному каналу) парк пересекает главная планировочная ось, на которой лежит двухзеркальный Водный партер, фонтан Латоны и Зеленый ковер, ведущий к бассейну колесницы Аполлона.
Параллельно проложены аллеи Цереры и Флоры (с севера), Бахуса и Сатурна (с юга).
Северный партер цветов постепенно снижаясь ведет к бассейнам Дракона и Нептуна, тогда как Южный партер охватывает оранжерею и замыкается грандиозным водным пространством бассейна Швейцарцев, на берегах которого устраивали пикники

Крупнейший дворец Парижа - Лувр, из которого как бы вырос новый центр французской столицы, возник в средние века за городской стеной Филиппа Августа. Этот этап (как и другие последующие этапы развития Лувра) показан на с. 353. Еще в конце XIV в. Лувр включился в территорию, защищенную стеной Карла V, и в таком положении оставался вплоть до середины XVI столетия. Франциск I, побывавший в Италии во время своих походов, пожелал перестроить Лувр в соответствии с потребностями королевского двора. В 1546 г. архит. Леско сооружает первый корпус так называемого Нового Лувра, который размещается на месте сломанного западного корпуса старого Луврского замка. Несомненно, что Лувр после этой постройки, выдержанной в формах раннего французского Возрождения, потерял композиционную и стилистическую целостность. Но к сохранению архитектурного единства дворца в то время и не стремились, так как старый Лувр с его средневековыми башнями и рвами был обречен на полное уничтожение.

Париж. Общий вид Луврской колоннады (построена Клодом Перро в 1667-1678 гг.) Общий вид Павильона часов (Лемерсье, 1624 г.)

В 1564 г. королева Екатерина Медичи поручила Филиберу Делорму построить близ Лувра новый (загородный) королевский дворец. К востоку от Лувра находились плотно застроенные городские кварталы, вследствие чего единственный выход для постройки дворца давало западное направление, где за стеной Карла V еще простирались поля. И вот новый Тюильрийский дворец разместился за городской стеной на расстоянии почти 500 м от Лувра. Интервал, образовавшийся между Лувром и Тюильрийским дворцом, определил размах всего дворцового комплекса, ибо к новому дворцу, как к "конечной цели", еще при жизни Екатерины Медичи потянулся огромный соединительный корпус. При Генрихе IV на рубеже XVI и XVII вв. стена Карла V (у самой реки) была снесена, и оба дворца сомкнулись. Это соединение Лувра и Тюильри имело громадные архитектурные последствия для Парижа, так как колоссальный фасад дворца создал в Париже новый, значительно более крупный архитектурный масштаб. Понятно, что только после этого выдающегося события стали возможными предписания королей о застройке улиц и площадей Парижа в одном ордере [245].

Параллельно с работами в Лувре и Тюильри с 1578 по 1604 г. шло строительство так называемого Нового каменного моста. Мост был задуман необычно. Его построили в том месте, где два рукава Сены, омывающих о-в Ситэ, сливаются в одно широкое русло. Одновременно с мостом велось строительство набережных, и, чтобы выиграть место на острове, стрелку подтянули подсыпками к самому мосту и оформили ее оконечность четырехугольным каменным устоем, на котором впоследствии был поставлен конный памятник Генриху IV.

Париж. Основные этапы планировочного развития Луврско-Тюильрийского ансамбля. Сверху вниз - Лувр в 1365 г. (перед постройкой стены Карла V); Луврско-Тюильрийский ансамбль в 1600 г.; Лувр, Тюильри и Тюильрийский сад в первой половине XVIII в.; современное состояние

Треугольная площадь Дофина была построена по предписанию Генриха IV после 1608 г. Но эта площадь, обстроенная рядовыми жилыми домами, во многом уже измененными временем, не представляет художественной ценности. Несравненно интереснее ее мост и монумент короля, обогатившие градостроительство новым приемом размещения скульптуры. Идея монумента Генриху IV принадлежит Чиколи; конь был изваян итальянцами Джовапни да Болонья и Пьетро Такка, а всадник-Дюпре. Но можно удивляться тому искусству, с каким произведения разных мастеров были скомпонованы в единое художественное целое, и еще больше тому, как был поставлен монумент. После статуи Марка Аврелия, стоящий лицом к открытому пространству, но все же обрамленной с трех сторон дворцами, дальнейшим смелым новшеством явилось размещение монумента на совершенно открытой стрелке острова [246].

Площадь Дофина не являлась первой площадью французского Возрождения. За три года до ее возникновения среди восточных кварталов Парижа началось строительство большой Королевской площади (ныне площади Вогезов). Площадь Вогезов возникла почти случайно. В 1605 г. на месте уничтоженного Турнельского замка королевская парчевая мануфактура начала строительство трехэтажного корпуса под высокой черепичной крышей. По окончании постройки Генрих IV предложил соорудить три одинаковых корпуса с таким расчетом, чтобы получить однообразно оформленную площадь. Исполнителем этого замысла стал архит. Клод Шатийон, закончивший площадь к 1612 г. Площадь Вогезов получила правильный квадратный план со сторонами 139 м каждая. Позднее, в 1639 г., на ней был поставлен конный памятник Людовику XIII и разбит партерный ковер с дорожками по осям и диагоналям квадрата.

В период правления кардинала Ришелье подводятся итоги строительству, осуществлявшемуся в стиле Возрождения. В это время к северу от Лувра возникает новый дворец - Пале-Рояль, продолжается строительство Люксембургского дворца и парка и сооружается вторая половина западного корпуса Лувра. Строитель луврского корпуса Жак Лемерсье оставил в Париже прекрасное наследство в виде Павильона часов, покрытого ребристой купольной крышей. С постройками времени Генриха IV и Ришелье Париж перестает быть чисто готическим городом, но стиль Возрождения все же не становится преобладающим стилем Парижа. Вслед за Возрождением из Италии приходит барокко. Однако этот стиль коренным образом и очень быстро перерождается на французской почве и, проявляясь по преимуществу в планировке, сочетается с более строгими формами архитектурных сооружений. Ведущими мастерами нового стилистического направления, получившего впоследствии название классицизма, становятся Ленотр, Лево, Мансар и Клод Перро, а главным строительным объектом является Версаль.

Андрэ Ленотр (1613-1700). Крупнейший мастер регулярных садово-парковых ансамблей раннего классицизма во Франции; строитель парков Версаля, Сен-Клу, Сен-Жермен, Фонтенбло и ряда других загородных резиденций. В Париже построил Тюильрийский сад, проспект Елисейских полей и Большие бульвары (с портрета Д. Смита) Анж-Жак-Габриэль (1698-1782) - последний великий зодчий феодальной Франции. Соорудил ансамбли площади Людовика XV и грандиозной Военной школы на Марсовом поле; создал непревзойденный в изяществе миниатюрный парковый павильон Малого Трианона; производил работы по реконструкции Большого Версальского дворца (бюст работы Лемуана из Луврского собрания портретной скульптуры)

Местоположение Версаля показывает карта на с. 352. Версаль возник в качестве королевского охотничьего замка в 18 км от юго-западных предместий Парижа. В 1627 г. Лемерсье построил здесь для Людовика XIII небольшой охотничий замок, но развитие Версаля после этого не было интенсивным, так как плоская, почти безлесная местность и песчаная почва не были благоприятными для строительства парка. В 1650-х годах выдвигается Ленотр в качестве крупного мастера садово-паркового искусства. Людовик XIV, желавший построить блестящую резиденцию, достойную "короля-солнца", поручил Ленотру строительство Версальского парка. Сооружение колоссального парка с его искусственными насыпными террасами и водоемами стоило громадных денег [247]. Это отмечал в свое время Вольтер, говоря, что если бы Людовик XIV затратил на Париж одну пятую того, что ему стоила победа над природой в Версале, то Париж был бы на всем своем протяжении так же хорош, как хорош он возле Тюильри и Пале-Рояля.

Версаль. Перспектива Большого дворца и парка с восточной стороны.
Дворец построен Лево и Лебреном на месте охотничьего замка Людовика XIII в 1660-х годах; расширялся и перестраивался Мансаром и Габриэлем (по гравюре Перелля)

Версаль был построен во всех своих главнейших частях в течение нескольких лет, и поэтому есть полная возможность рассматривать его в целом, не разбивая на отдельные хронологические этапы. Композиция версальского комплекса начинается тремя лучевыми проспектами, из которых средний ведет в Париж, северо-восточный - в Сен-Клу, а юго-восточный - в местечко Со, лежащее близ Орлеанского шоссе. Регулярно спланированный город Версаль пересекается лучевыми проспектами, которые, подходя к королевскому дворцу, образуют громадную площадь Армии. Эта площадь, прообразом планировки которой послужила римская площадь дель Пополо, была построена Ленотром для военных парадов. К ней примыкает обнесенный решетками Почетный двор, напротив которого между лучевыми проспектами стоят королевские конюшни работы Мансара. Однако площадь Армии не производит столь хорошего впечатления, как значительно менее крупная площадь дель Пополо в Риме. На площади Армии зритель теряется и ощущает не только чрезмерность ее величины, но и отсутствие архитектурных вертикалей, особенно необходимых в ансамблях подобного рода. И, разумеется, этот версальский планировочный узел несравненно уступает в эффекте петербургскому планировочному узлу, где монументальная и празднично сверкающая Адмиралтейская башня прочно закрепляет радиальные проспекты.

Большой Версальский дворец был построен Лево в торжественных и несколько тяжеловесных формах, но после перестроек Мансара значительно выиграл в монументальности и строгости архитектуры. Непосредственно перед садовым фасадом дворца располагается "Водный партер" в виде двух восьмиугольных бассейнов, растянутых вдоль композиционной оси парка. По сторонам "Водного партера" на той же террасе находятся цветники; с севера террасу замыкает бассейн Нептуна, а с юга - оранжерея, по сторонам которой спускаются две грандиозные лестницы.

Версаль. Схематический план парка и дворцового ансамбля Версаль. План дворца и боскетной части парка по одному из проектных вариантов Ленотра

Дворцовая терраса составляет первую часть Версальского парка. За ней простираются стриженые сады с затейливой паутиной аллей, среди которых сочным пятном выделяется партер с фонтаном Латоны и "Зеленый ковер", лежащий на оси парка; "Зеленый ковер" - эта главная аллея с партером-имеет 300 м в длину и около 50 м в ширину. Теперь, когда деревья в Версальском парке разрослись, стриженые аллеи Ленотра слились в один сплошной массив зелени, но в XVII столетии контрасты узких поперечных аллей и тенистых дорожек с широким "Зеленым ковром" отчетливо ощущались и приводили в восхищение даже самых строгих ценителей планировочного искусства.

"Зеленый ковер" приводит к бассейну колесницы Аполлона. Здесь кончается вторая часть Версальского парка и начинается третья и последняя его часть - лесопарк. Среди лесопарка, подобно зеркалу в бархатной раме, покоится Большой крестообразный канал. Канал имеет 1,5 км в длину. К нему сбегаются прямолинейные аллеи, собранные в геометрически правильные лучевые пучки.

Строительство Версальского ансамбля было в основном закончено в 1670 г., а через два года он стал постоянной королевской резиденцией. При Людовике XIV и его преемниках в Версале проводились порой значительные планировочные и строительные работы (сооружение Большого и Малого Трианонов, оранжерей, конюшен и др.). Однако они не изменили общего архитектурного характера Версаля, остающегося даже и в наше время почти единоличным творением Ленотра.

По окончании строительства Версальского парка Ленотр возвращается в Париж и в короткий срок осуществляет новую планировку Тюильрийского парка. По сторонам парка он строит террасы с лестницами, пандусами и каменными подпорными стенами, а посередине (как и в Версале) прокладывает широкую аллею, служившую композиционной осью парка. Не довольствуясь этой осью и желая создать и в Париже эффект беспредельности, он продолжает ось парка в виде прямого проспекта в сторону местечка Нейи. Вдоль Сены он ведет прибрежный проспект Королевы и в 1670 г. проектирует Круглую площадь на проспекте Елисейских полей, которая становится промежуточным центром между Тюильрийским парком и заставой Звезды. Проспект Елисейских полей прошел параллельно узкой извилистой улице Сент-Онорэ, служившей, несмотря на свои неудобства, транзитной магистралью Парижа. Естественно, что движение переключилось на более широкую магистраль, продолжение которой - Тюильрийская набережная - вела вдоль Лувра к центральным кварталам Парижа. Так образовалась первая половина будущего парижского диаметра Запад - Восток.

Строительство Версаля, поглощавшее огромные средства и обрекавшее широкие народные массы на прозябание в старых, прогнивших домах, не приостановило работ над расширением и украшением Лувра. К 1660 г. Лево закончил северный, восточный и половину южного корпуса со стороны двора, в связи с чем Лувр полностью замкнулся и приобрел свой квадратный план. Однако оставалось создать внешние фасады дворца, выходившие на Луврскую площадь и к Сене. Для разработки проекта завершения Лувра из Рима приезжает Лоренцо Бернини, и в 1665 г. происходит закладка наружных галерей дворца по его проекту. Но через два года король отвергает проект Бернини и поручает постройку Клоду Перро. Крупный ученый и знаток искусства Перро как бы предчувствует грядущий классицизм и создает знаменитую Луврскую колоннаду в строгих и величественных формах, более свойственных следующему столетию. Конец XVII и начало XVIII в., отмеченные творчеством Мансара оставили Парижу ряд выдающихся ансамблей. К их числу относятся площадь Побед, Вандомская площадь и дворец Инвалидов с высокой купольной церковью.

Вандомская площадь, первоначально называвшаяся площадью Людовика Великого (т. е. Людовика XIV), была построена на участке, принадлежавшем Цезарю де Вандом, между улицей Сент-Онорэ и монастырем Капуцинок. Площадь получила по проекту Мансара несколько усложненный прямоугольный план (141X126 м). Но ее замкнутая композиция в то время, когда открытые площади уже появились в Риме, Версале и в том же Париже, почти единодушно осуждалась современниками. Площадь называли "двором" и даже "могилой" [248]. Тем не менее Вандомская площадь обладает несомненными художественными достоинствами. Высокие здания в три этажа имеют дворцовый характер и далеко превосходят в убранстве и чистоте архитектурных пропорций дома на площадях Дофина и Вогезов. Рустованные простенки нижнего этажа хорошо контрастируют с гладкими верхними этажами, которые объединяются пилястрами коринфского ордера.

Париж. Ансамбль дворца Инвалидов. Дворец построен в 1671-1675 гг. Ж. А. Мансаром и Л. Брюаном; купольная церковь возведена Мансаром в 1706 г. Париж. Аксонометрический план Вандомской площади (построена Ж. А. Мансаром в 1699-1701 гг.). В центре площади - конный монумент Людовика XIV, позднее замененный Вандомской колонной

Вандомская площадь была построена в течение двух лет (с 1699 по 1701 г.). Создание громадной площади в столь короткий строительный срок стало возможным вследствие того, что вокруг площади были построены только фасадные стены.

В центре Вандомской площади стоял памятник Людовику XIV, замененный в 1810 г. Вандомской колонной. Колонна, покрытая бронзовым витым барельефом, изображающим походы Наполеона I, удачна по формам, однако на этой площади она не достигает того глубокого архитектурного звучания, какое имеют ее римские прототипы-колонны Траяна и Антонина и тем более Александровская колонна в Ленинграде, свободная от прямых подражаний античным образцам.

Результаты строительных работ Ленотра, Мансара и их современников можно наблюдать на плане Делагрива 1728 г. К этому времени, помимо описанных проспектов, площадей и дворцов, Париж приобрел большое кольцо бульваров, охвативших всю правобережную часть города. Возникли бульвары и на юго-западе близ дворца Инвалидов, получившего, кроме того, колоссальную эспланаду [249]. Однако в планировке Парижа ощущались существенные пробелы. В частности, Париж не имел еще главной площади, связанной с новым планировочным центром. И поэтому, когда возник вопрос о сооружении нового королевского монумента, архитекторы стали проектировать в первую очередь главную площадь Парижа, которую надлежало украсить этим монументом. Таким образом, памятник Людовику XV явился поводом для крупных градостроительных работ. В 1748 г. французская Академия архитектуры объявила конкурс на проектирование площади Людовика XV. В конкурсе приняли участие "королевский архитектор" Габриэль, строитель Пантеона Суффло, Патт, Боффран, Блондель и ряд других крупнейших архитекторов Франции. Габриэль, завоевавший на конкурсе первое место, трактовал площадь Людовика XV как открытую композицию, связанную с внешним ландшафтом. Но колоссальные размеры площади и ее открытый характер по-новому ставили проблему ансамбля.

Действительно, если площадь имела застройку только с одной стороны, то нужно было найти иные, достаточно сильные средства для обрамления площади с трех остальных сторон и, кроме того, так укрепить ее центр, чтобы композиция не потеряла связующей силы и не растворилась в окружающем ландшафте. Средствами для этого стали у Габриэля рвы, балюстрады и монумент короля.

Рвы, обрамлявшие площадь Людовика XV, имели 4,5 м в глубину и до 24 м в ширину. Площадь можно было видеть несколько сверху - с высокой Тюильрийской террасы, а еще выше - с балконов правительственных зданий. Естественно, что при таком наблюдении отчетливо воспринималась вся площадь вместе с ее рамами-рвами. Но, чтобы усилить архитектурный эффект рвов и одновременно закрыть площадь с невыгодных для нее точек зрения, Габриэль придал балюстрадам необычную высоту: вместе с тротуарами их высота составляла 165 см. Однако решающее значение имел на площади монумент короля. Конь был обращен головой к Тюильрийскому саду, и, следовательно, с наиболее выгодной точки зрения, т. е. с юга, конный монумент воспринимался в просвете Королевской улицы в профиль. Размеры монумента (13 м в высоту) также были найдены чрезвычайно удачно, ибо даже с самых отдаленных точек зрения монумент не мог проектироваться на позади расположенные здания ниже их аттиков. Само собой разумеется, что, приближаясь к монументу, зритель почти всегда воспринимал его на фоне неба.

Площадь Людовика XV была обстроена с севера двумя симметричными зданиями. Между ними была проложена короткая Королевская улица, в конце которой проектировалась купольная церковь Мадлен. Таким образом, ансамбль площади далеко выходил за ее границы и простирался с севера на юг почти на 800 м.

Париж. Вид на здания, обрамляющие площадь Людовика XV, с террасы Тюильрийского сада (акварель Габриэля) Париж. Общий вид площади Людовика XV. Площадь построена по проекту Габриэля в 1755-1763 гг.
В центре - конный монумент Людовика XV работы Бушардона (по гравюре Патта)

Своей художественной выразительностью площадь Людовика XV обязана не только архитектурным сооружениям, но и артистически исполненной скульптуре. Монумент короля, изваянный Бушардоном, крылатые кони богини Победы по сторонам прохода из Тюильрийского сада и, наконец, прекрасные кони Кусту у проспекта Елисейских полей составляли исключительно удачное сочетание пластических и архитектурных форм.

Ансамбль площади Людовика V после снятия монумента (1792 г.) стал постепенно разрушаться. В 1836 г. на его месте был поставлен египетский обелиск на неудачном цоколе работы архит. Леба. С постройкой моста и прокладкой улицы Риволи площадь превратилась в напряженный узел городского движения, и это повлекло за собой засыпку рвов. И лишь наполеоновские постройки - церковь Мадлен и колоннада Палаты депутатов - на южном берегу Сены внесли ценный вклад в композицию площади. Отвечая друг другу колонными портиками, они укрепили поперечную ось площади. Площадь Людовика XV вместе с гигантским Марсовым полем была последним крупным сооружением, осуществленным незадолго до французской буржуазной революции 1789 г.

С какими же планировочными достижениями пришел Париж к революции и как надо оценивать строительство периода абсолютизма? Париж значительно вырос в XVII и XVIII вв. и приобрел ряд ценных ансамблей, начиная с Лувра и Тюильри, ставших основой нового центра столицы, и кончая множеством парков, бульваров и площадей. Но эти сооружения имели главным образом показное значение. Они создавали блестящую оправу наиболее пышному королевскому двору в Европе, но не решали больших социальных задач. Рядом с Лувром и Тюильри существовали грязные, неблагоустроенные кварталы, о которых Ложье говорил: "беспорядок нигде не ощущается более остро и нигде не является более шокирующим, чем в Париже. Центральный район этой столицы почти не изменялся в течение трехсот лет: мы все еще находим там то же количество узких извилистых улиц с мусором и запахом нечистот, в которых встречи с экипажами каждую минуту создают затруднения. Окраины, которые были заселены значительно позже, построены несколько лучше... Превосходя все другие города своими громадными размерами, числом и богатством своих жителей, Париж уступает некоторым из них в том именно, что делает город удобным, приятным и прекрасным" [250].

План площади Людовика XV.
Заштрихованы здания Королевского хранилища мебели (вверху) Морского министерства показано дно рвов, покрытор дерном
Париж, Западные (аристократические) окраины города по плану 1775 г.
На правом берегу Сены - Тюильрийский сад и набережная Королевы; у левого берега - эспланада Инвалидов и Марсово поле с Военной школой (внутренние размеры поля 800 х 300 м)

Такой была столица дореволюционной Франции по словам просвещенного очевидца, не верить которому нельзя.

Для устранения недостатков в планировке Парижа при Конвенте была образована планировочная комиссия, которая составила в 1794 г. вышеупомянутый "План комиссии художников". Если превосходно исполненные планы Мериана, Делагрива и Тюрго только фиксировали состояние планировки Парижа применительно к датам их составления, то "План комиссии художников" в полной мере был творческим планом. Он ревизовал планировку всей городской территории и давал проектные предложения на будущее исходя из архитектурных, гигиенических и транспортных интересов всего города.

Так, впервые за много лет было обращено внимание на центральные средневековые кварталы Парижа и в целях улучшения городского движения вдоль Лувра и Тюильрийского сада была намечена улица Риволи. Эта улица приводила к новой Луврской площади, от которой в восточном направлении вплоть до площади Бастилии [251] должна была пройти вторая крупная магистраль. Обе улицы были логическим развитием планировочной оси Ленотра и создавали в совокупности первый парижский диаметр, соединявший крайние пункты столицы: заставу Звезды на западе и Тронную заставу на востоке. Помимо этого, "План комиссии художников" предусматривал устройство большого проспекта от южной окраины Парижа к Люксембургскому дворцу. Затем намечалась (как это предлагал еще Ложье) пробивка будущих улиц Мира и Кастильоне у Вандомской площади; проектировались новые дуговые магистрали, набережные и множество прямолинейных улиц.

Выше уже говорилось, что напряженная политическая борьба и почти непрерывные войны в 90-х годах XVIII в. помешали быстрой реализации "Плана комиссии художников". Однако ряд предложений этого плана был использован при Наполеоне I, Луи Филиппе и даже при Второй империи в середине XIX в. Улица Мира, Кастильоне и Риволи, а такжа самая идея диаметра Запад - Восток получили осуществление. Таким образом, "План комиссии художников" явился весьма реальной градостроительной программой на много лет вперед.

При Наполеоне I были предприняты довольно значительные планировочные работы Персье и Фонтэном, но главное внимание, так же как и до революции, обращалось на декоративное убранство столицы. Наполеон-завоеватель мечтал о воссоздании в своей столице образов Рима, олицетворявших могущество всемирной империи. И вот в Париже по примеру античного Рима стали создаваться грандиозные монументы. У Тюильрийского дворца Персье и Фонтэн построили трехпролетную арку; на Вандомской площади в честь Наполеона была воздвигнута громадная бронзовая колонна, а в конце проспекта Елисейских полей на вершине пологого холма возникла величайшая в мире Триумфальная арка. Она была трактована как главный въезд в Париж со стороны Версаля и Сен-Жермен, а ее великолепный барельеф, изображающий "Марсельезу", явился лучшей аллегорией минувшей революции.

Париж. Барельеф "Марсельеза" украшающих Триумфальную арку на площади Звезды (скульптор Франсуа Рюд, 1833-1836 гг.)

 

К началу страницы
Содержание
Франция XVI-XVIII веков. Городские площади. Улицы и бульвары  Основные этапы развития русского города после образования империи