Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Андрей Бунин
История градостроительного искусства

Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма

Том первый

Примечания:

239. Болонским архитектором Марини в 1545 г. был построен первый французский город в духе композиций Возрождения - Витри-ле-Франсуа. Вернуться в текст
240. Трактат был опубликован в 1601 г. - Jack Perret. "Des fortifications et Artifices, Architecture et Perspective". Вернуться в текст

 


Часть вторая. Градостроительство феодального строя
6. Градостроительство во Франции при феодально-абсолютистском порядке

Общая характеристика градостроительства во Франции XVI-XVIII веков

Генеральные планы городов

Вплоть до начала XVI в. города Франции полностью сохраняли средневековый характер. Городская территория обычно состояла из ряда районов, заселенных согласно социальной принадлежности городского населения. Если город имел в своем составе старый замок, положивший ему начало в средние века, то феодальная аристократия занимала прилегающую к замку территорию. В крупных городах, служивших резиденцией епископов, вокруг кафедрального собора или монастыря группировался своеобразный клерикальный район. В университетских городах, в первую очередь в Париже, существовали специфические "кварталы ученых". Торговые центры в виде рыночных площадей либо располагались в середине городской территории - близ замков, соборов и пристаней, либо занимали оживленные места на окраинах города - у городских ворот и среди торгово-ремесленных предместий.

Большинство городов XVI в. еще сохраняло ту беспорядочную планировку, которая слагалась "сама собой" в ходе развития средневекового города, т. е. без всякого участия профессионала-планировщика. Однако с усилением королевской власти и расширением государственного строительства генеральные планы городов стали значительно меняться. В переходе от нерегулярной застройки городов к регулярному строительству большую роль сыграли влияния итальянского Возрождения.

Для украшения Парижа и строительства других городов французские короли неоднократно прибегали к услугам итальянских зодчих. Во Франции работали Леонардо да Винчи, Фра Джокондо, Марини [239], а позднее работал выдающийся мастер римского барокко Лоренцо Бернини.

Эти архитекторы, а также и французы, побывавшие в Италии, перенесли на французскую почву идеи итальянского градостроительства. Поскольку французские короли укрепляли государственные границы системой крепостей, постольку наибольший интерес был проявлен во Франции к итальянским идеальным городам-крепостям.

С течением времени во Франции появляются трактаты теоретиков-французов, среди которых градостроительное значение имеют работы Бернара Палисси и Жака Перре [240].

На с. 341 представлены в ряд три города, характеризующих первый этап развития французского планировочного искусства XVI и начала XVII в.: слева-идеальный город Перре, в центре - Саарлуи и справа - Анришмон. Даже при самом беглом рассмотрении бросается в глаза сходство этих городов с идеальными городами итальянского Возрождения. В самом деле, каждый из трех городов является прежде всего укрепленным пунктом, а города Перре и Саарлуи трактуются как мощные крепости. Стратегические соображения обусловили не только крупные фортификационные устройства, но и компактность плана с весьма экономным внешним периметром. Круг и квадрат были идеалом, к которому стремились архитекторы, строившие крепость. Желание обеспечить легкую переброску войск от центра города к бастионам и в то же время сделать главные здания неуязвимыми для вражеской артиллерии определило концентрацию всего городского плана. Здесь, так же как и в итальянских городах, главная площадь занимает середину города, а улицы веером разбегаются от нее. Таким образом, первый этап в развитии французского планировочного искусства эпохи Возрождения не принес с собой новаторских предложений и прошел под знаком школьного изучения, а порой и прямого копирования итальянских образцов.

Главные планировочные оси Рима (слева), Версаля (в середине) и Парижа (справа). Масштаб общий Берлин во второй половине XVIII в. Столица Пруссии подчинилась градостроительным влияниям, шедшим из Парижа.
Берлином был унаследован регулярный городской план с лучевыми улицами и грандиозной планировочной осью, проходящей с запада на восток

Однако французы на этом не остановились. В 1634 г. кардинал Ришелье основал новый город, названный его именем. Город Ришелье разместился по соседству с крупным регулярным парком и получил не квадратное, а несколько растянутое, прямоугольное очертание. В связи с этим план города Ришелье уже не имел такой композиции, которая приводилась бы к центру как к точке. Наоборот, по продольной оси симметрии прямоугольника тянулась транзитная прямолинейная улица, представлявшая собой планировочную ось города. Появление этой оси знаменует начало нового этапа в развитии планировочных идей, ибо в XVII столетии впервые после античной классики французы стали применять планировочные оси в качестве стержня композиции больших и малых городов.

Тем не менее планировочная ось как прием не сразу утвердилась в градостроительстве. Между датой основания города Ришелье и датой прокладки первой половины парижского диаметра - проспекта Елисейских полей - лежит сооружение Версаля, получившего планировку в 60-х годах XVII в. Именно Версаль, созданный Ленотром, и явился той лабораторией, где композиционная ось впервые приобрела важнейшее значение и была применена в сочетании с лучевым расположением улиц, созданном в Риме эпохи барокко.

Путь развития таких композиций наглядно показывает рисунок на с. 341. Слева направо помещены исполненные в одном масштабе виа Фламиниа в Риме, затем средняя часть Версальского парка и, наконец, проспект Елисейских полей в той стадии его планировки, когда конкурс на площадь Людовика XV еще не был объявлен. Сравнение планов дает возможность сделать следующие общие выводы: 1) что Ленотр хорошо знал и умело использовал размеры и композицию главной римской дороги и 2) что тот же Ленотр перенес из Версаля в Париж не только размеры главных членений композиционной оси, но и отдельные ее планировочные узлы, площади и другие детали.

Действительно, Ленотр положил в основу планировки Версальского комплекса идею трех лучевых улиц Рима, сходящихся к воротам дель Пополо и далее (уже за городской стеной) переходящих в одну загородную дорогу. Но в Версале он сообщил радиальным дорогам иную трактовку и значительно большую ширину, а на место относительно небольших городских ворот поставил грандиозный королевский дворец, приподнятый на террасе. Далее Ленотр сохранил двухчастность общей планировочной композиции, делящейся на городскую и загородную; в Версале так же, как и в Париже, загородная часть имеет протяженность 3 км. Равенство длин версальской и парижской планировочных осей не было случайным явлением, ибо Ленотр, стремившийся к эффекту беспредельности уходящих вдаль перспектив, все же был связан законами физиологической оптики: 3 км составляют максимальный предел четкой видимости при рассеянном освещении.

Париж. Сена и западная оконечность о-ва Ситэ с площадью Дофина и Новым мостом (фрагмент плана Тюрго, награвированного в 1734-1739 гг.) Результаты двухстепенного конкурса на выбор места и проектирование площади Людовика XV в Париже (по Пьеру Патту).
Первый тур конкурса относится к 1748 г., второй - 1753 г. э
Слева (на общем плане) - осуществленный проект Габриэля; справа (в углу) - проект Патта

В XVII и XVIII вв. установился как бы стандарт длины главных улиц и парковых проспектов. Он исчисляется 3 км. Длина версальской парковой оси, проспекта Елисейских полей, Невского проспекта (от Адмиралтейства до Московского вокзала) и, наконец, длина центрального парка в Вашингтоне составляют 3 км с небольшими отклонениями в ту и другую сторону.

Создавая столь грандиозные улицы и открытые парковые перспективы, Ленотр и его соратники большое внимание уделяли расчленению этих улиц, с тем чтобы избежать утомляющей монотонности. Интервалы между поперечными членениями версальской и парижской осей совпадают, но приемы и характер обработки членений во многом разнятся. Так, например, центральная парковая аллея Версаля (никогда не имевшая значения улицы) позволила сделать насыпку террас с монументальными лестницами, дала возможность устройства бассейнов, фонтанов и целых громадных каналов, на водах которых плавал увеселительный флот. Но в Париже проспект Елисейских полей имел первостепенное транзитное назначение. Именно поэтому он был трактован как загородный бульвар, украшенный скромными круглыми площадями в точках пересечения шоссейных дорог. С течением времени проспект Елисейских полей врос в город. За деревьями по обе стороны улицы поднялись сплошные каменные блоки домов со строго очертанным силуэтом, и загородный проспект превратился в главную, наиболее парадную магистраль французской столицы.

После осуществления Версальского парка и проспекта Елисейских полей композиционная ось и лучевые системы получают во Франции всеобщее признание. Но эти нововведения в силу их необычной смелости, новизны и архитектурной полноценности не могли остаться достоянием одной страны. За границами Франции - на Рейне, в Пруссии и в Англии - появляются многочисленные большие и малые "Версали", созданные самим Ленотром или его учениками и последователями разной национальной принадлежности. Наряду с осевым планировочным приемом широко применяются прямоугольные и лучевые композиции, представленные в проектах планировки Лондона, Карлсруэ и Вашингтона.

Карлсруэ - столица герцогства Баден; спланирована и застроена архитекторами итальянского, французского и немецкого происхождения в 1715-1719 гг.
1 - великогерцогский дворец;
2 - место, где в 1820-х годах была построена рыночная площадь с ратушей, приходской церковью и мавзолеем маркграфа Карла Вильгельма в виде миниатюрной египетской пирамиды
Лицевой фасад дворца в Карлсруэ

Генеральный план федеральной столицы США Вашингтона, составленный согласно замыслу участника освободительной войны французского архитектора Ланфана.
В центре города выделяются два выдающихся здания - Капитолий (1) и резиденция президента республики - Белый дом (2).
Оси симметрии этих зданий закреплены прямолинейными проспектами и партерами

Однако планировочное искусство французских мастеров XVII и XVIII вв. проявило себя лишь в показном строительстве и по преимуществу в аристократических районах городов. В отличие от средневековья аристократические районы периода абсолютизма слагались не в середине, а за пределами городов, где территория была еще не освоена и где любые планировочные мероприятия не вызывали дорогостоящего сноса старых кварталов. Французские короли отодвигали разрешение назревших вопросов реконструкции старых городов, заменяя действительно необходимое для широких народных масс строительством для прославления могущества монархии. Именно поэтому вплоть до буржуазной революции конца XVIII в. Париж, Наыси, Бордо и ряд других городов сохраняли узкие и грязные улицы в центральных, исторически слагавшихся районах, тогда как аристократические предместья блистали ненужными народу дворцами, парками и проспектами.

В свете этих явлений особую ценность приобрел "План комиссии художников", разработанный в 1793 г. Как мы увидим ниже, этот план в композиционном отношении основывался на планировочных приемах Ленотра. Но самое содержание его было принципиально иным. По предложению комиссии, центр тяжести градостроительных работ переносился с благоустроенных аристократических предместий в середину города, где обитали представители "третьего" сословия. В целях улучшения транзита через город центральные районы разрезались новой магистральной улицей, связанной с проспектом Елисейских полей. На месте ненавистной народу политической тюрьмы - Бастилии создавалась одноименная разгрузочная площадь; набережные Ситэ, как и мосты, освобождались от застройки; ряд внутренних кладбищ закрывался, увеличивалось число колодцев, предлагались мероприятия по вывозу нечистот, озеленению и освещению города. Однако столь широкие мероприятия по оздоровлению города были непосильны Конвенту, а наступившая реакция не только отодвинула осуществление "Плана комиссии художников" на много лет, но и в значительной степени изменила его содержание.

 

К началу страницы
Содержание
Градостроительство во Франции при феодально-абсолютистском порядке  Франция XVI-XVIII веков. Городские площади. Улицы и бульвары