Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Андрей Бунин
История градостроительного искусства

Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма

Том первый

Примечания:
237. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., изд. 2-е, т. 3, с. 24. Вернуться в текст
238. Энгельс Ф. О разложении феодализма и развитии буржуазии . - В кн., К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2-е, т. 21, с. 411. Вернуться в текст

 


Часть вторая. Градостроительство феодального строя
6. Градостроительство во Франции при феодально-абсолютистском порядке

Причиной образования крупных феодальных монархий в Западной Европе явилось, как указывали Маркс и Энгельс, экономическое развитие европейских стран и связанное с ним обострение классовых противоречий внутри феодального общества. Рост городского ремесленного производства и укрепление торговых связей разрушали замкнутое натуральное хозяйство феодализма. "Объединение более значительных областей в феодальные королевства являлось потребностью как для земельного дворянства, так и для городов" [237]. По сравнению с периодом феодальной раздробленности в Европе, что отмечает Энгельс, "королевская власть была прогрессивным элементом...", ибо "... она была представительницей порядка в беспорядке, представительницей образующейся нации в противовес раздроблению на мятежные вассальные государства" [238].

В XVI столетии среди западноевропейских стран крупную роль играла абсолютистская Франция, владения которой (за исключением Лотарингии и некоторых мелких феодальных владений на юге и севере страны) достигли ее современных государственных границ.

Именно в этот период города Франции начинают заметно развиваться. Государство становится главным строителем городов. Существенные изменения происходят в социальном составе городского населения так же, как и в архитектурно-планировочной структуре городов. Ряд старых средневековых французских городов и среди них Париям, Лион, Бордо, Руан и др. уже давно стали значительными центрами обрабатывающей промышленности и торговли. А с развитием рыночных отношений возросло влияние торговых посредников - купцов. Конечно, с утверждением королевской власти во Франции купечество (как и примыкавшая к нему верхушка ремесленного населения) не выиграло в политических правах. Даже наоборот, абсолютизм, политически ограничивший два "первых" сословия, т. е. духовенство и дворянство, ограничил также муниципальные вольности "третьего" сословия, верхушкой которого являлась торгово-ремесленная буржуазия. И тем не менее безопасность торговых путей, обеспеченная центральной властью, и политика меркантилизма настолько обогатили торговую и ремесленную буржуазию, что в степени влияния на строительство городов она сравнялась с дворянством, уступая в этом отношении только государству. Рыночные площади, ратуши, торговые кварталы и наиболее оживленные ремесленные предместья - все это явилось плодом торгово-ремесленного развития городов, происходившего под покровительством королевской власти.

Угасание североитальянских торговых городов, вызванное экономическим упадком Италии в конце XV в., повлекло за собой отлив художественных и строительных сил из Венеции, Флоренции, Генуи и Милана. Большая часть этих сил нашла себе применение в Риме, но многие художники были вынуждены эмигрировать в заальпийские страны. Походы Франциска I в Италию ознакомили французскую родовую аристократию с произведениями итальянского зодчества и в значительной степени способствовали проникновению итальянского искусства во Францию. Правление Франциска I (1515-1547) и вся вторая половина XVI в. прошли под знаком тесных связей между итальянскими и французскими архитекторами. Однако факты участия итальянцев в строительстве французских городов нельзя рассматривать как гегемонию итальянского градостроительного искусства на почве Франции. Такое заключение было бы далеко от истины, ибо искусство Возрождения возникло во Франции так же независимо от зарубежных влияний, как и в самой Италии. Французское искусство, унаследовавшее от прошлого ряд местных, проверенных веками градостроительных традиций и приемов, в XVI столетии отнюдь не утратило своих национальных черт, и, следовательно, итальянские влияния, принесенные в XVI в., лишь облегчили и ускорили развитие французского искусства, не изменив его самобытного основания.

В XVII и начале XVIII в. - в правление кардинала Ришелье (1624-1642) и Людовика XIV (1643-1715) - французское градостроительное искусство достигло своего зенита. Неограниченно пользуясь налоговым прессом, государство получило широкие строительные возможности. В Париже и других крупнейших городах Франции сооружаются королевские дворцы, здания правительственных учреждений, казармы, плацпарады и дома губернаторов провинций. На окраинах страны вырастают новые пограничные крепости, представленные Анришмоном, Рошфором, Саарлуи и др., и, наконец, в окрестностях столицы создаются пышные загородные королевские резиденции.

Планы французских укрепленных городов XVII в. Идеальный город-крепость Жака Перре Планы французских укрепленных городов XVII в. Саарлуи

Уже из этого краткого перечня строительных работ становится понятным, что главное внимание государства обращалось на административное, военное и показное строительство, тогда как жизненные нужды городов удовлетворялись лишь в крайне ограниченной степени, а городские кварталы, населенные ремесленной беднотой, вовсе оставались в забвении.

В то же время строительство дворцов и других монументальных зданий имело целью воздействовать на сознание масс и тем самым удерживать эти массы в повиновении государственной власти.

Такое положение городского строительства было характерным не только для абсолютистской Франции, но и для всех прочих государств феодальной Европы.

В середине XVII в. особенно высокого расцвета достигает садово-парковое искусство, возглавлявшееся гениальным художником парков Андрэ Ленотром. Ленотр сооружает парк Во-ле-Виконт для министра финансов Фуке и ряд других парков в окрестностях Парижа (Марли, Сен-Клу, Лианкур, Дампьер и др.). Но самой блестящей работой Ленотра становится новая королевская резиденция - Версаль, получившая наиболее грандиозный регулярный парк во всей Западной Европе. Нововведения Ленотра в Версале, как мы увидим ниже, получили отражение в Париже, Лондоне, Карлсруэ, Маннгейме и других городах далеко за пределами Франции. При этом следует отметить то весьма существенное обстоятельство, что планировка Версальского парка повлияла не только на аналогичные садово-парковые планировочные объекты, но и на самое городское планировочное искусство, вызвав к жизни ряд новых приемов в планировке и застройке городских общественных центров, улиц и площадей. Вот почему Версальский парк, осуществленный во второй половине XVII в. для прославления самого пышного королевского двора в Европе, можно рассматривать как лабораторию новых градостроительных приемов всемирного значения.

Показное великолепие в градостроительстве, к которому стремились французские короли в XVII столетии, сохранилось и в XVIII в. В 1748-1753 гг. большинство архитекторов было занято проектированием и строительством главных площадей в Париже, Реймсе, Ренне, Бордо, Нанси и других городах.

Планы французских укрепленных городов XVII в. Анришмон Город Ришелье. Построен по проекту Жака Лемерсье в начале 30-х годов XVII в. Слева - парк загородного замка кардинала Ришелье

Однако строительство подобного рода осуществлялось в XVIII в. с несравненно большим трудом, так как углублявшийся экономический и финансовый кризис в корне подрывал строительные возможности государственной власти. В XVIII в. усилился процесс капиталистического развития страны. Но феодальные производственные отношения тормозили развитие производительных сил. "Третье" сословие, возглавлявшееся буржуазией, превратилось теперь в могучую социальную силу, способную не только расшатать, но и ниспровергнуть существующий политический строй, а между тем буржуазия была еще политически бесправной.

Пережитки феодализма в городе и деревне ограничивали торговлю и промышленное производство. В городах недовольство народа обострялось вопиющими контрастами между благоустроенными аристократическими предместьями и трущобами средневековых кварталов. На этой почве, подготовленной длительным историческим процессом разложения феодализма и образования капиталистического уклада, и разразилась первая буржуазная революция во Франции 1789 г.

Французская буржуазная революция, уничтожившая феодально-абсолютистский порядок во Франции, явилась крупным рубежом и в истории французского градостроительного искусства, и с этим временем нужно связывать начало градостроительства капиталистического строя.

Уже в правление якобинского Конвента (1792-1794), несмотря на крайне тяжелое для республики экономическое и политическое положение, вызванное интервенцией и гражданской войной, были выдвинуты такие градостроительные мероприятия, о каких не могло быть и речи в условиях абсолютизма. Революционный подъем, захвативший передовую часть парижских художников разных профессий, вызвал к жизни первый творческий проект планировки Парижа, получивший название "Плана комиссии художников". В противоположность хорошо награвированным королевским планам Парижа этот скромно оформленный планировочный документ ставил во главу угла не показное дворцовое и парковое строительство, а ряд практических мероприятий, направленных на улучшение городского движения, повышение санитарно-гигиенического уровня города и т. д.

"План комиссии художников" предусматривал радикальную перестройку больших и самых отсталых центральных районов Парижа. Именно поэтому он не мог получить осуществления в короткие сроки и стал приводиться в исполнение в период первой империи и еще позже в середине XIX в. Однако при Наполеоне I, развернувшем широкую программу показного строительства "всесветной империи", передовые идеи планировочной миссии Конвента в значительной степени выдохлись. А в середине XIX в., когда французская буржуазия превратилась из революционной в реакционную силу, "План комиссии художников" подвергся пересмотру, и многие его прогрессивные идеи получили прямо противоположное, реакционное содержание.

 

К началу страницы
Содержание
Выдающиеся города Руси и Украины XV-XVII веков. Киев  Франция XVI-XVIII веков. Генеральные планы городов