/
Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Андрей Бунин
История градостроительного искусства

Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма

Том первый

Примечания:

181. Над осуществлением площади Капитолия после смерти Микеланджело работали его ученики Боккападули и Кавальери. Капитолийский музей был построен Джироламо Райнальди в половине XVII в., а главная лестница - Кордоната - получила полное оформление на рубеже XVII и XVIII вв. Вернуться в текст
182. Следует отметить, что ближайший ученик и последователь Микеланджело Джакомо делла Порта продолжал строительство купола в точном соответствии с проектом своего учителя. Отклонения же от первоначального проекта, вызвавшие неудачное приращение длины собора, относятся к XVII в., когда постройкой полностью руководил Мадерна. Вернуться в текст
183. Перестройка площади, после которой она приобрела овальный план, относится к 20-м годам XIX в. Вернуться в текст
184. Стоимость собора (не считая сломки старой базилики, сооружения площади, лесов и других косвенных расходов) превысила 250 млн. золотых рублей по курсу середины XIX в., т. е. обошлась римской курии почти во столько же, сколько стоило сооружение Версальского парка или вся реконструкция Парижа при Оссмане. Для покрытия расходов папы усиленно выпускали индульгенции, что подрывало авторитет католической церкви во время ее борьбы с Реформацией. Вернуться в текст
185. Общая глубина площади св. Петра составляет 255 м; большая ось овала имеет 200 м, малая ось - 130 м. Вернуться в текст
186. Fontana Carolus. Templum Vaticanum et ipsius origo. Romae, 1694. Вернуться в текст

 


Часть вторая. Градостроительство феодального строя
4. Градостроительство в Италии периода разложения феодализма и возникновения раннебуржуазного общества

Выдающиеся города Италии XVII века

Клерикальный Рим

Средневековый Рим сильно отличался от своего предшественника - античного Рима. Катастрофа, постигшая Римскую империю, оставила наиболее Италии XVII века губительные следы в самом Риме. На протяжении многих веков Рим был объектом опустошительных нашествий. Постепенно исчезли золотые и Клерикальный Рим бронзовые изваяния, украшавшие храмы и форумы. Однако эти разрушения все же не смогли нанести столь большого ущерба, какой причинили "Вечному городу" время и местное население в течение средних веков.

План Рима с выделением улиц, проложенных в XVI-XVII вв.
1 - площадь дель Пополо;
2 - Испанская лестница;
3 - мавзолей Августа;
4 - перекресток Четырех фонтанов;
5 - площадь Колонны;
6 - площадь Квиринала;
7 - ворота Пиа;
8 - площадь Санта Мариа-Маджоре;
9 - Латеранская площадь;
10 - Колизей;
11 - Капитолий;
12 - Пантеон;
13 - площадь Навона;
14 - площадь Фарнезе;
15 - замок св. Ангела;
16 - площадь св. Петра;
17 - Ватикан;
18, 19 - улица Рипетта;
18-20 - улица Корсо;
18-21 - улица Бабуино;
22-22 - улица Систина;
23-23 - улица Номентана;
24-24 - улица Карло Альберто;
25-25 - улица Мерулана;
26-26 - улица Сан-Джованни ин Латерано;
27 - улица Джулиа

В глазах средневекового христианского Рима античные памятники олицетворяли ненавистное язычество, в силу чего вплоть до эпохи Возрождения памятники Древнего Рима считались каменоломней, из которой извлекали камень, кирпич и целые колонны для украшения средневековых храмов. Однако Рим расплачивался слишком высокой ценой за каждое новое сооружение, ибо римская готика не обладала совершенством северного готического искусства. Прямоугольные колокольни и слепые массивы базилик вырастали среди тесных и грязных кварталов Рима. И, несомненно, что в этих постройках было несравненно меньше архитектурной поэзии, чем в примитивных башенных зданиях Сиены или Сан Джиминьяно. Средневековый Рим занимал лишь часть территории античного Рима. Наибольшее число жилых домов располагалось на Марсовом поле и по ту сторону Тибра, у подножий Ватиканского и Яникульского холмов. Помимо этого, беднейшая часть городского населения ютилась в руинах древних театров и терм, а вся юго-восточная и восточная части античного города представляли собой огромное пастбище, и даже форум Романум назывался "Сатро vaccino" (что означает "Коровье поле").

Религиозным центром средневекового Рима являлась базилика св. Петра, основанная на месте цирка Нерона, где, согласно христианской легенде, был умерщвлен апостол Петр. Для защиты базилики и прилегавших к ней кварталов Борго была построена новая (Ватиканская) стена, а мавзолей Адриана переоборудован в городскую цитадель, получившую название замка св. Ангела.

Таким образом, средневековый Рим был редким исключением среди современных ему городов, так как обитаемая часть города занимала не больше четверти всей территории, окруженной стенами.

В эпоху Возрождения под влиянием возросшего интереса к римской античности папы запрещают разрушение древних памятников и даже больше того-начинаются раскопки античного Рима, которым и руководят выдающиеся архитекторы. На рубеже XV и XVI вв. в Риме появляются Браманте, Антонио да Сангалло младший, Бальдассаро Перуцци, Рафаэль и другие крупнейшие мастера. В 1502 г. Барманте сооружает миниатюрный круглый храмик ("Темпиетто") во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио; затем он же строит двор при церкви Санта Мариа делла Паче, а в 1514 г. Антонио да Сагалло младший начинает работы по сооружению палаццо Фарнезе. Вместе с этими постройками (и ранее сооруженным дворцом Канчеллярии) архитектура Возрождения начинает ощущаться в Риме. Но особенно крупным вкладом в архитектурное убранство города явилось строительство Ватиканского комплекса с собором св. Петра.

К началу XVI в. старая базилика настолько обветшала, что восстановление ее оказалось невозможным. С другой стороны, и сами папы давно мечтали о грандиозном храме, который был бы достоин столицы еще нераспавшейся западной церкви. Поэтому, когда Микеланджело изваял "Моисея", предназначавшегося для гробницы папы Юлия II, то этот последний сказал: "Я покрою свою гробницу бессмертным храмом". Так был решен вопрос о сооружении собора св. Петра. Строительство собора папа Юлий II поручает Браманте. В короткий срок Браманте составляет проект, и 10 апреля 1506 г. происходит закладка здания. По проекту Браманте план собора св. Петра трактовался в виде равноконечного креста, вписанного в квадрат, а над серединой его предполагался громадный купол. Однако этому проекту не суждено было осуществиться, так как в 1514 г. Браманте умер и постройка перешла в руки Рафаэля. Преемники Браманте-Рафаэль, Перуцци и Антонио да Сангалло младший - за 30 с лишним лет своей работы почти не продвинули постройки, но зато каждый из них составил свой особый проект. Сравнивая проекты перечисленных мастеров, нельзя не отметить, что они значительно отличались один от другого. Для мастеров Возрождения, умевших продолжать ранее начатое сооружение даже в ущерб собственным авторским интересам, такая радикальная смена идей была необычной. Поэтому остается полагать, что никто из строителей собора (включая даже Браманте) не нашел совершенно бесспорного решения задачи. Чтобы создать композицию собора св. Петра, нужен был художник исполинской творческой силы, ибо это сооружение, превосходившее размерами Колизей, становилось новым архитектурным центром столицы. И вот среди мастеров римской архитектурной школы появляется Микеланджело. 1 января 1547 г. его назначают главным строителем собора, и тотчас же он приступает к разработке проекта и руководству строительными работами.

Проектные планы собора св. Петра в Риме:
1 - Браманте;
2 - Рафаэля;
3 - Перуцци;
4 - Антонио да Сангалло младшего (масштаб для всех планов общий)
Микеланджело Буонарроти (1475-1564 гг.).
Основоположник искусства барокко, гениальный скульптор, живописец и архитектор-градостроитель.
По проектам и при непосредственном участии Микеланджело построены площадь Капитолия, собор св. Петра в Риме и ряд других сооружений, оказавших большое влияние на ход развития архитектуры европейских городов (с портрета, гравированного Флейтпманом)

С 1536 г. Микеланджело занимался проектированием и строительством Капитолия, и именно на этом объекте определился архитектурный характер нового Рима.

Площадь Капитолия, занимающая седловину Капитолийского холма, и все примыкающие к ней сооружения были задуманы одним автором и построены мастерами одного и того же творческого направления [181]. Вот почему (за исключением сознательно поставленных античных изваяний) она представляет собой стилистически однородный ансамбль. При своих небольших размерах (глубина 79 м, ширина 40-60 м) площадь Капитолия производит впечатление крупного сооружения, что следует отнести к превосходному решению задачи масштабности. Главным зданием на площади Капитолия является Дворец сенатора, украшенный башней и и монументальной двухмаршевой лестницей, на фоне которой рисуются полулежащие аллегорические фигуры "Тибр" и "Нил". В середине площади, как уже говорилось выше, стоит монумент Марка Аврелия, а по сторонам центрального здания располагаются два симметричных дворца: с севера - Капитолийский музей, а с юга - дворец Консерватори. Четвертая сторона этой замечательной площади оставлена незастроенной. По бровке зеленого откоса тянется массивная мраморная балюстрада, разорванная на оси симметрии площади. Отсюда ниспадает широкое полотно лестницы-пандуса Кордонаты и раскрывается панорама города, особенно красивая при утреннем освещении.

Фасад собора св. Петра в Риме (гравюра XVII в.). Собор заложен Браманте в 1506 г.
С 1547 по 1564 г. здание строил Микеланджело, который возвел основной массив собора с барабаном большого купола.
Купол закончен (по проекту Микеланджело) Джакомо делла Порта, восточный фасад - Карло Мадерна.
Высота собора от паперти 143 м, внешний диаметр купола 51 м.
План собора св. Петра в Риме по проекту Микеланджело

Параллельно со строительством Капитолия Микеланджело вел работы по сооружению собора св. Петра. Возвратившись к идеям Браманте, Микеланджело трактовал собор как компактный массив с пятью куполами. Своими размерами собор почти в точности совпадал с фундаментами, заложенными Браманте, но богатая орнаментация плана - обилие ниш, пилястр и изломов - уже была характерной для композиций барокко. Работая с огромной энергией, Микеланджело за 17 лет (т. е. к 1564 г.) не только вывел под крышу главнейшую часть здания с алтарем, но и наполовину построил центральный купол. В таком виде изображает его гравюра, датированная 1586 г.

Перевозка и установка обелиска на площади св. Петра в Риме (с гравюры 1586 г.)

В архитектуре Рима Капитолий и собор св. Петра произвели решительный стилистический перелом, ибо вместе с ними в Риме утвердилось искусство барокко. Однако, будучи основоположником этого стиля, Микеланджело все же считался с архитектурным наследием старого города. Что же определяло архитектурный характер тогдашнего Рима? Романское искусство, готика и даже Возрождение, оставившее в Риме за полвека своего безусловного господства лишь несколько сооружений, ни в коей мере не определяли архитектурного характера города. И, следовательно, прочной базой могла служить только древнеримская классика, сохранявшая силу и глубокое обаяние в руинах Колизея, базилики Максенция и триумфальных арках.

В истории римской античной архитектуры была эпоха строгого стиля и эпоха декоративного стиля. Этот декоративный стиль античного Рима, оставивший форум Нервы, триумфальную арку Септимия Севера и ряд других сооружений эпохи расцвета империи, и подхватил Микеланджело. Действительно Капитолийский ансамбль органически включает в себя античные изваяния. Монументы Марка Аврелия, "Тибр" и "Нил", лежащие у палаццо Сенатора, "Диоскуры" и прочие статуи кажутся изваянными одновременно с возведением окружающих зданий - настолько барокко и классика проникнуты здесь единым, чисто римским художественным духом.

Рим. Фрагмент фасада Капитолийского музея с монументом Марка Аврелия Рим. Общий вид площади Капитолия

Античные статуи, венчающие парапеты площади Капитолия:
на первом плане - колонна тысячелетия Рима;
далее - статуя императора Константина;
за ней - так называемые "трофеи Августа";
по сторонам лестницы-пандуса Кордонаты - статуи Диоскуров.
Изваяния установлены в конце XVI в. Джакомо делла Порта.
Кордоната построена около 1700 г. (с гравюры Пиранези)
План площади Капитолия.
В середине - дворец Сенатора, служивший ратушей клерикального Рима.
Слева и справа от него - музеи древностей.
Замощение площади исполнено по проекту Микеланджело в 1930-х годах (на основании дошедшей до нас гравюры Дюперака)

Глубоко познав живописность римской классической архитектуры, усвоив ее монументальность и колоссальные масштабы, Микеланджело восстановил живую связь с этой античностью, несмотря на то что сам был представителем иного стилистического направления. Вот почему барокко и классика достигли в Риме необыкновенного единства, и Рим, переживший тысячелетний упадок, обрел в искусстве барокко достойное продолжение. Смерть Микеланджело (1564) явилась невозместимой потерей не только для Рима, но и для всего искусства Италии.

Особенно болезненно сказалась она на далеко еще не достроенном соборе, так как один из преемников Микеланджело Карло Мадерна произвольно отошел от его компактного плана, в силу чего композиция утратила убедительную простоту [182]. В 80-х годах того же XVI в. роль главного городского архитектора принял на себя Доменико Фонтана. В целях украшения Рима папа Сикст V поручил ему восстановление древних монументов - триумфальных колонн Траяна и Антонина, а также египетских обелисков, поверженных среди античных руин. Будучи не только архитектором, но и превосходным инженером, Доменико Фонтана быстро справился при помощи переносных машин с этой далеко не легкой задачей. Но главной заслугой Доменико Фонтана являлись планировочные работы. В Риме хорошо сохранилась древняя дорога Фламиния (ныне улица Карсо), которая соединяла по прямому направлению ворота Фламиния (теперь порта дель Пополо) с Капитолием. Помимо этого, на отдельных участках существовали боковые лучевые магистрали - страда ди Рипетта, касавшаяся реки, и страда дель Бабуино, проходящая симметрично ей у подножия холма Монте-Пинчо. Вопрос о времени сформирования трех этих улиц в одну лучевую систему остается еще не выясненным, но несомненно одно, что самая точка схода лучевых магистралей была обработана Доменико Фонтана: желая укрепить планировочный узел и одновременно сделать перспективы улиц целеустремленными, Доменико Фонтана ставит против порта дель Пополо большой обелиск.

Рим. Общий вид площади дель Пополо в конце XVII в. (по гравюре, изданной Пьером Мортье) План площади дель Пополо в Риме:
1 - ворота дель Пополо;
2 - обелиск, поставленный Доменико Фонтана при реконструкции Рима в 1585-1588 гг.;
3 - церковь Санта Мариа ди Монте Санто;
4 - церковь Санта Мариа деи Мираколи.
Пунктиром показаны очертания площади в XVII и XVIII вв.

В XVII столетии сооружаются симметричные ротонды церквей Санта Мариа ди Монте Санто и Санта Мариа деи Мира коли; площадь приобретает трапециевидный план [183] и становится одним из интереснейших ансамблей барочного Рима.

Задавшись целью соединить системой улиц крупные оживленные пункты, разбросанные на окраинах Рима, Доменико Фонтана прокладывает улицу Систина, заканчивает ранее начатую виа Мерулана, а между Латеранским дворцом и Колизеем сооружает виа Сан Джованни ин Латерана. Если учесть то обстоятельство, что от Колизея в сторону Капитолия тянулась прямая аллея, то станет понятным планировочный замысел Доменико Фонтана: он заключается в сооружении транспортной кольцевидной магистрали, отдельные отрезки которой были прямолинейными, а переломы превращались в собирательные центры для вспомогательных лучевых улиц. Улицы, проложенные Доменико Фонтана, не только улучшили городское движение, но и подготовили почву для создания новых ансамблей, к числу которых относится перекресток Кватро Фонтана, комплекс Испанской лестницы и ряд других. Однако главным сооружением XVII столетия явилась площадь св. Петра.

Рим. Общий вид Испанской лестницы и церкви Санта Тринита деи Монти.
Лестница построена А. Спекки и Фр. де Санктис в 1721-1725 гг.
План ансамбля Испанской лестницы:
1 - церковь Санта Тринита деи Монти (построена в 1495 г., фасад реконструировался по проекту Мацонса в 1816 г.);
2 - фонтан-ладья Баркаччиа;
3 - Испанская площадь; перед церковью - обелиск, поставленный в 1789 г. по оси ул. Кондотти

Собственно проектирование площади св. Петра началось еще в середине XVI в., когда Микеланджело был назначен главным строителем собора. В Ватиканской библиотеке сохранилось перспективное изображение этой площади. Упоминаемая перспектива при всех погрешностях рисунка все же дает возможность составить представление о композиционном замысле великого мастера. По проекту Микеланджело собор располагался в самом центре квадратной площади, замощенной в клетку и обнесенной с трех сторон двухэтажными галереями с аркадой по нижнему этажу. Лишь одна из сторон (обращенная к замку св. Ангела) оставалась незастроенной. Здесь располагалась широкая лестница для подъема к паперти храма.

Следует отметить, что такое центральное расположение собора себя оправдало, ибо собор в трактовке Микеланджело был не только культовым зданием, но и грандиозным мемориальным сооружением - пантеоном римских первосвященников. Сооружения подобного рода выигрывают при наличии компактной центрической композиции. Именно поэтому план собора был трактован Микеланджело в виде равноконечного греческого креста, а завершение состояло из пяти куполов с гигантским центральным куполом.

Однако со времени начала работ Микеланджело прошло около 60 лет, и при изменившихся исторических условиях изменилась и самая идея здания. Погоня за доходами церкви привела к увеличению вместимости храма. В 1607 г. архит. Карло Мадерна получает распоряжение папы о присоединении к новому храму передней части старой базилики и в процессе перестройки ее создает, наконец, ныне существующий грандиозный собор, план которого имеет форму удлиненного латинского креста. По окончании строительства длина собора составила 210 м, ширина в центральной части - 148 м, а полная высота, считая с крестом, - 143 м. Таким образом, собор св. Петра представил собой величайшее купольное сооружение, уступавшее в кубатуре только пирамиде Хеопса [184]. Как видно из приведенных цифр, собор имел большое горизонтальное протяжение; купол собора в связи с удлинением нефов неудачно отодвинулся в глубину, и, следовательно, чтобы восстановить видимость его, нужно было построить перед собором громадную площадь.

Решение площади, представлявшее собой большую проблему, осложнялось тем обстоятельством, что перед собором с 1586 г. стоял передвинутый обелиск, с которым нужно было считаться. И вот привлеченный к работе над площадью Лоренцо Бернини составляет ряд планировочных вариантов. В первых вариантах он трактует площадь в виде замкнутой композиции (прямоугольник и круг), но постепенно, как и его конкурент Джироламо Райнальди, он переходит к характерной для эпохи барокко открытой площади.

В осуществленном виде площадь св. Петра получила сложный план - в виде сочетания трапеции и большого овала. Трапециевидная часть площади примыкает к собору и обрамляет его высокую паперть, овальная же часть располагается дальше, и центром ее служит обелиск Доменико Фонтана.

Несмотря на то что площадь св. Петра сооружалась в период расцвета пышных композиций барокко, она обладает спокойствием и четкостью членений. Монументальные колоннады из гладкоствольных тосканских колонн создают тяжеловесную раму для площади, находящую себе оправдание в ее громадных размерах. Не менее удачно скомпоновано продолжение колоннад, переходящих в крытые коридоры, расположенные по сторонам трапециевидной части площади. Поверхность мостовой здесь поднимается в направлении собора. И чтобы избежать того неприятного впечатления, когда здание, стоящее на косогоре, как бы врезается в землю, Бернини применил оптические коррективы: цоколь и карнизы коридоров идут у него по наклону, поднимаясь вместе с поверхностью площади, а все капители пилястр и проемы окон имеют легкие перекосы. Наблюдатель не замечает этих перекосов и вместе с тем ощущает естественность в строении фасадов, легко преодолевающих подъем.

Рим. Вид на купол собора св. Петра и Ватиканский Рим в восточном направлении.
Вдали - мост и замок св. Ангела
Рим. Вид на площадь и собор св. Петра в западном направлении.
На первом плане - кварталы Борго

Площадь св. Петра, занимающая территорию более 3,5 га, принадлежит к числу крупнейших площадей мира и уступает в размерах только парижской площади Согласия, Красной площади в Москве и Дворцовой площади в Ленинграде. Однако ее глубина [185] все же не дает возможности видеть собор на том необходимом расстоянии, когда центральный купол рисовался бы на небосклоне вместе с боковыми куполами. Именно поэтому современники Бернини не считали площадь св. Петра вполне законченной и, безусловно, удачной площадью Рима. Один из крупнейших архитекторов конца XVII в. Карло Фонтана подверг эту площадь детальному разбору и критике в специальном трактате [186], предлагая ряд вариантов ее исправления. Согласно наиболее интересному варианту Карло Фонтана, площадь должна была получить трапециевидное дополнение с невысокой колокольней напротив собора. Далее в направлении замка св. Ангела предполагалось разбить длинную площадь, отвечавшую углу зрения, под которым был виден собор. Помимо этого, на зеленых склонах Ватиканского холма были предусмотрены пандусы и открывалась новая видовая точка на Рим. Если бы замысел Карло Фонтана получил осуществление, то барокко подарило бы Риму самую мощную осевую композицию, а площадь св. Петра, вероятно, нашла бы радикальное решение, в поисках которого и теперь еще безуспешно продолжаются планировочные работы.

Проект реконструкции площади св. Петра, предложенный Карло Фонтана в конце XVII в.
Разрез площади и собора.
Слева - фасад колокольни у входа на площадь
Проектные планы площади св. Петра, составленные Лореицо Бернини (масштаб чертежей общий)

Площадь св. Петра была последней грандиозной постройкой на территории Рима. В дальнейшем под влиянием упадка католической церкви масштабы строительства снизились, а новые постройки превратились в поверхностное "украшательство" города, лишенное и социальной значимости, и высокого профессионального художественного мастерства. Декоративные тенденции в процессе развития стиля барокко привели в конечном итоге к тому, что художественная форма стала отделяться от содержания, превращаясь в самоцель искусства. Таковы скульптурные группы, украшающие живописную Навонскую площадь и тем более колоссальный фонтан Треви. В этих сооружениях, несмотря на их еще высокие художественные достоинства, уже ощущаются признаки деградации искусства. Как мы увидим ниже, с наибольшей полнотой разрыв менаду содержанием и художественной формой, выражающей это содержание, проявит себя позднее, в период загнивания капитализма - в произведениях художников формалистического направления. Однако Рим XVII в. еще не дает оснований отмечать столь глубокий художественный кризис. И тем не менее на рубеже XVII и XVIII вв. Рим перестал быть жизнедеятельным художественным центром общеевропейского масштаба. На смену ему образовалась крупная школа градостроительного искусства во Франции, одновременно с которой, но со значительно более широким размахом и блеском развернулось строительство городов в послепетровской России.

Проект реконструкции площади св. Петра, предложенный Карло Фонтана в конце XVI в.
Генеральный план
Площадь св. Петра в Риме.
Слева - паперть собора; в середине - галерея - вход в Ватиканский дворец.
Площадь построена Лоренцо Бернини в 1656-1667 гг.

Фонтан Треви в Риме - одно из последних произведений отмиравшего стиля барокко (построен H. Сальви в 1735-1762 гг.)

 

К началу страницы
Содержание
Общая характеристика градостроительства в Италии XVII века  Градостроительство Москвы XV-XVII веков. Градоосновательная деятельность