Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Андрей Бунин
История градостроительного искусства

Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма

Том первый

Примечания:

164. Точное название римской Флоренции "Colokia Julia Florentia". Это название было присвоено городу после карательной экспедиции Суллы (82 г. до н. е во время которой этрусская Флоренция подверглась жесточайшему опустошению. Вернуться в текст
165. Цитируется по переводу А. К. Дживелегова. См.: Дживелегов А. К. Данте Алигиери. M., 1933, с. 66. Вернуться в текст
166. Следует отметить, что купол флорентинского собора принадлежит к числу крупнейших куполов мира. Его внешний диаметр имеет 53 м, а высота от основания здания до креста - 115 м. Башня палаццо Веккио уступает в высоте соборному куполу, что делает ее второстепенной вертикалью Флоренции. Общая высота дворца вместе с башней 95,6 м. Вернуться в текст
167. В 1873 г. статую Давида перенесли в галерею Уффици, так как под открытым небом мраморное изваяние разрушалось. Позднее была изготовлена копия Давида и установлена на новой площади за р. Арно. Однако неудача в размещении этой копии и ощущение зияющей пустоты на площади Синьории заставили вернуться к мысли о восстановлении "Давида" на прежнем месте. В 1909 г., по предложению скульптора Фанфани, была сделана новая (мраморная) копия, которая и украшает теперь площадь Синьории. Вернуться в текст
168. Улица Уффици имеет около 130 м в длину и 31 м в ширину (считая с крытыми тротуарами); таким образом, она превосходит своей шириной в 3-4 раза прочие улицы Флоренции. Вернуться в текст

 


Часть вторая. Градостроительство феодального строя
4. Градостроительство в Италии периода разложения феодализма и возникновения раннебуржуазного общества

Выдающиеся города Италии XV-XVI веков

Флоренция

У древних римлян слово "Флоренция" означало "Цветущая" [164]. Однако это название не отвечает характеру современной нам Флоренции, ибо она представляет собой почти монохромный каменный город суровой и мужественной архитектуры. Среди зеленой равнины Флоренция выделяется темным пятном, так как город, за исключением южных окраин, почти лишен зеленых массивов. Площади и улицы Флоренции тесны, а грандиозные дворцы-крепости делают незаметными те жизнерадостные и свежие формы, которые вложил в этот город гений Брунеллеско. И даже больше того, подчиняясь средневековому облику города, все мастера XV в. создавали дворцы в столь же монументальных и мощных формах. Таковы массивы палаццо Строцци, Питти и Медичи.

Флоренция расположена по обоим берегам р. Арно. Широкая долина, разрезанная лентой реки, окаймляется с севера и юга цепью высоких холмов, покрытых виноградниками и садами. Но особенно близко подходят к реке южные холмы (у монастыря Сан Миньято), откуда раскрывается панорама Флоренции с ее зубчатыми башнями и колоссальным граненым куполом Брунеллеско.

Этрусская и римская Флоренция, неоднократно подвергавшаяся разрушениям, лежала на территории современных центральных кварталов, на правом берегу реки. План этой части города еще сохраняет следы прямолинейных улиц, пересекавшихся под прямыми углами. Место Старого рынка (Меркато Веккио), вероятно, занимал гражданский форум, к которому вели две главные улицы: с юга на север (виа Романа - борго Сан Лoренцо) и с запада на восток (виа Строцци - виа дель Корсо). Таким образом, план древней Флоренции имел характерный для римских лагерей планировочный перекресток.

Генеральный план центральных площадей и примыкающих к ним улиц:
1 - баптистерий Сан-Джованни;
2 - собор Санта Мариа дель Фьоре и к югу от него - колокольня ( заштрихована);
3 - церковь Ор-Сан-Микеле;
4 - палаццо Веккио с Рингиера (площадка перед главным фасадом);
5 - лоджия деи Ланци;
6 - улица Уффици;
7 - понте Веккио и к северо-востоку от него - улица Пор-Санта Мариа, идущая по направлению старой римской дороги;
8 - площадь Синьории;

9 - Соборная площадь

Крушение Римской империи надолго приостановило развитие Флоренции. И только с VIII в. город начинает постепенно возрождаться, а интенсивная международная торговля, в которую Флоренция была втянута относительно рано, выводит ее в XIII столетии на широкую дорогу экономического процветания. XIII и XIV вв. были отмечены весьма интенсивной строительной деятельностью. К этому времени Флоренция уже значительно выросла, образовав вокруг античного ядра широкое кольцо средневековых кварталов. Уличная сеть, как и в большинстве исторически слагавшихся городов, приняла на этой территории (т. е. за пределами римского лагеря) неправильное веерообразное начертание. Однако XIII столетие знаменательно не столько планировочными работами, сколько строительством крупнейших дворцов и соборов, так как эти здания навсегда определили архитектурный облик города.

На северо-востоке от центральных кварталов среди замшелых плит древнего римского кладбища в течение двух веков стоял недостроенный баптистерий. В 1294 г. флорентийское бюргерство решило построить напротив него новый грандиозный собор.

О том, какое большое значение придавали собору хозяева Флоренции- гвельфы, одержавшие победу над сторонниками императора - гибеллинами, свидетельствует дошедший до нас фундаторский декрет, в котором сторонники римской курии (гвельфы) заявляли: "Принимая во внимание, что является признаком державного благоразумия со стороны великого народа действовать так, чтобы по его внешним делам познавались мудрость и благородство его поведения, - мы дали приказ Арнольфо, архитектору нашего города, изготовить чертежи и планы для обновления церкви Санта Репарата с величайшим и самым пышным великолепием; чтобы предприимчивость и мощь человеческая не могли никогда ни задумать, ни осуществить ничего более обширного и прекрасного" [165]. Как видно из этого документа, строительство собора Санта Мариа дель Фьоре было поручено современнику Данте - флорентийскому архитектору Арнольдо ди Камбио.

Собор был задуман им в виде трехнефной базилики с тремя абсидами, при-дававшими плану форму усложненного латинского креста. Объединив собор с баптистерием единой осыо симметрии, Арнольфо ди Камбио основал крупнейший церковный ансамбль Флоренции - ее религиозный центр. Однако строительство собора затянулось на сотни лет, и мастеру не удалось увидеть свое сооружение законченным.

Флоренция. Общий вид города с собором Санта Мариа дель Фьоре.
Собор заложен в 1294 г. Арнольфо ди Камбио, после 1357 г. перестраивался Франческо Таленти; купол Брунеллеско, 1420-1434 гг.
Колокольня собора начата Джотто в 1334-1336 гг.; завершена Франческо Таленти в 1358 г.

Почти одновременно со строительством собора было решено соорудить гражданский центр Флоренции - площадь для народных собраний с дворцом Синьории. Для строительства площади и дворца отчуждаются участки нескольких частных владельцев, и в 1298-1314 гг. тот же Арнольфо ди Камбио сооружает грандиозный кубообразный палаццо с высокой башней, увенчанной зубчатым карнизом. Деятельность Арнольфо ди Камбио не ограничивалась сооружением дворца и собора. Помимо этого, он продолжает постройку баптистерия, сооружает Аббатство с его остроконечной башней, а к юго-востоку от площади Синьории строит церковь монастыря Санта Кроче, служившую пантеоном Флоренции.

Преемники Арнольфо ди Камбио, сменившие его в XIV в., а именно Джотто, Орканья и Франческо Таленти, являлись мастерами той же архитектурной школы, в силу чего суровый архитектурный характер Флоренции продолжал укрепляться. В 1334 г. Джотто начинает строительство колокольни собора Санта Мариа дель Фьоре; в 1356 г. создается проект большой трехпролетной лоджии деи Ланци на площади Синьории, а в 1376-1382 гг. Франческо Таленти осуществляет это выдающееся сооружение поздней флоренцийской готики.

Победа новых, связанных с античностью художественных форм сплотила вокруг Брунеллеско группу первоклассных мастеров архитектуры, скульптуры и живописи. Среди них особенно выделялись Донато (более известный под именем Донателло), Лоренцо Гиберти, Лука делла Роббиа и первый теоретик Возрождения - Леон Баттиста Альберти. Увлеченные новыми художественными идеями, эти мастера развивают кипучую деятельность.

Первая половина XV в. могла бы стать переломным периодом для Флоренции, так как в это время при наличии нового стиля и при большом объеме строительных работ архитектурный характер города мог решительно измениться. В самом деле, капелла Пацци и галерея Воспитательного дома на площади Аннунциаты явились целым откровением в истории итальянского зодчества. Воздушность аркад, чистота и отточенность пропорций и, наконец, наличие светлого колорита были необычным явлением для Флоренции. И если бы современники и преемники Брунеллеско продолжали строить в том же творческом направлении, то с течением времени жизнерадостные и свежие формы раннего Возрождения возобладали бы над сумрачным колоритом средневековой Флоренции. Однако этого не произошло. Современники Брунеллеско хорошо понимали, что сочетание контрастных стилей в пределах одного и того же города не допускает стилистического равноправия и что один из этих стилей должен так или иначе преобладать. Поэтому, так же как и Брунеллеско (в строительстве купола флорентийского собора), эти мастера подчинились обаянию средневековой Флоренции и создали такой новый тип городского дворца, который развивал традиции Арнольфо ди Камбио. В результате появляются палаццо Риккарди (Медичи), построенный Микелоццо в 1435 г., и грандиозный палаццо Питти, строительство которого затянулось до XVIII в. Эти дворцы и определили характер флорентийского дворцового стиля эпохи Возрождения. Построенные впоследствии палаццо Строцци, Пандольфини и другие при всей их индивидуальности все же варьируют формы, завещанные первыми мастерами Возрождения. Вот почему Флоренция как целое не распалась, а, наоборот, достигла необыкновенного художественного единства.

Флоренция. Собор Санта Мариа дель Фьоре с востока Флоренция. Общий вид площади Синьории.
Справа - трехпролетная лоджия деи Ланци, построенная Франческо Таленти (по проекту Орканьи) в 1376-1382 гг.

Как уже говорилось выше, Флоренция - это город, обладающий двумя центрами-религиозным и гражданским. В истории политической борьбы, происходившей в средневековой Флоренции, оба центра нередко являлись ареной ожесточенных классовых боев, а помимо этого, площадь Синьории служила местом казней еретиков и мятежников, пытавшихся свергнуть существующий политический строй.

Центры Флоренции расположены почти рядом и связаны прямолинейной улицей Кальцайоли, служившей для торжественных шествий. Представляя собой единое планировочное целое, центры Флоренции хорошо дополняют друг друга и в силуэте города, ибо сочетание мощного пурпурно-красного купола [166] со строго очерченной желтоватой башней дворца само по себе превосходно. И тем не менее центры Флоренции по архитектурным достоинствам неравноценны, причем гражданский центр Флоренции - площадь Синьории - неизмеримо сильнее соборного комплекса. Действительно, Соборная площадь выделяется крупным пятном только на плане города, в натуре же, несмотря на свои большие размеры (длина 258 м), она чрезвычайно тесна. Ощущение тесноты и даже подавленности не покидает зрителя. С неудовлетворенным чувством обходит он со всех сторон баптистерий и грандиозный массив собора и не находит таких точек зрения, откуда здания воспринимались бы без неприятных ракурсных искажений. И зритель убеждается, насколько горизонтальные сооружения проигрывают в затесненном пространстве, тогда как вертикали в тех же условиях могут производить еще большее впечатление. Собор - это выдающееся произведение итальянской готики - хорошо известен своими интерьерами и деталями, но в целом он остается загадкой, так как ни глаз наблюдателя, ни фотографический аппарат не могут охватить его в виде спокойной, общей картины. И только тогда, когда зритель попадает за пределы Флоренции - на холмы, окружающие ее зеленым венком, лишь тогда архитектурные массы собора проявляют свою безупречность. Однако над крышами Флоренции возвышается только верх здания с колокольней и куполом.

В противоположность Соборной площади площадь Синьории, занимающая всего 0,8 га, не вызывает ощущения тесноты. Это объясняется тем обстоятельством, что середина площади Синьории остается свободной, а высота застройки (за исключением палаццо Веккио) не превосходит соотношения 1:3. Экономно найденное пространство площади достаточно для того, чтобы главное здание в полной мере проявляло свое художественное воздействие. Но ценность площади Синьории заключается не только в решении оптической задачи, которая не была решена в предыдущем случае: ее ценность - в необыкновенной слитности и напряженности ансамбля. Действительно, дворец определяет композицию всей площади. Но особое значение приобретают угол дворца и диагональная перспектива от улицы Кальцайоли. В связи с угловой перспективой фасады дворца получают несимметричную трактовку: вход во дворец прорезается справа, башня смещается в том же направлении, а чтобы усилить эффект башни, ее возводят на самом карнизе. Сооружая дворец, Арнольфо ди Камбио исходил из архитектурных форм ранее построенного палаццо Барджелло, но дворец Синьории благодаря своей огромной массе и четкому расположению по диагонали площади выглядит мужественнее и сильнее. Подобно несокрушимому каменному утесу возносится он над площадью, наполовину погруженной в его глубокую тень. Естественно, что расположением и формами палаццо Веккио была закреплена композиция площади, и архитекторы эпохи Возрождения лишь развивали концепции средневековых зодчих. В XV столетии на площади появляется скульптура. Площадка со ступенями перед палаццо Веккио (так называемая Рингиера) представляла весьма удачный фон для изваяний. И вот на этой площадке размещают льва с гербом Флоренции ("Марцокко") работы Донателло, а несколько правее его - скульптурную группу "Юдифь" того же автора. В 1501 г. Микеланджело начинает работу над статуей Давида, а в 1503 г. решается вопрос об ее установке. Собрание флорентийских художников, на котором присутствовали Джулиано да Сангало и Леонардо да Винчи, рекомендовало три места для новой статуи: 1) середину внутреннего двора палаццо Веккио; 2) площадку перед этим палаццо и 3) лоджию деи Ланци, тогда еще свободную от скульптуры. Следует отметить, что все предложения, особенно последнее, отражали стремление размещать монументы в непосредственном соседстве с архитектурными сооружениями и даже больше того - в их физическом обрамлении. Дело в том, что в XV столетии монументальная скульптура едва отделилась от стены и "искала поддержки" у окружающих зданий. Молодой Микеланджело разделял господствующее мнение, но, будучи смелым художником, принял наиболее решительный вариант: он перенес "Юдифь в лоджию деи Ланци, а на ее месте поставил своего беломраморного колосса [167].

По стопам Микелаиджело пошли все остальные художники. В 1534 г. правее главного входа в палаццо Веккио Баччьо Бандинелли ставит одинакового по размерам "Геркулеса", в 1571 г. близ угла того же палаццо Бартоломео Амманати сооружает фонтан Нептуна, а в 1594 г. на площади появляется конный памятник Козимо I Медичи работы Джованни да Болонья. Эти статуи образуют оригинальную шеренгу мраморных и бронзовых изваяний на контрастном каменном фоне дворца. Однако размещение скульптуры внутри лоджии нельзя считать безусловно удачным, так как именно к ним и применимы слова Альберти: "драгоценности, сбитые в кучу, не восхищают".

Последним вкладом в архитектуру площади Синьории явилась улица Уффици, построенная Вазари в 1560-1574 гг. Эта широкая и короткая улица [168], по сторонам которой стоят корпуса государственных канцелярий (так называемых Уффиций), впервые после античной эпохи получила единообразное ордерное оформление. Замкнутая портиком у р. Арно, улица Уффици раскрывается в сторону дворца и композиционно принадлежит ему; она дает интересную скользящую точку зрения на дворец, но все же точка зрения от улицы Кальцайоли остается решающей. В начале XVI в. Микеланджело предложил окружить площадь Синьории однородными галереями. Однако это предложение не вызывалось необходимостью, так как сила архитектурных форм палаццо Веккио такова, что зритель почти не замечает всех остальных беспорядочно застроенных сторон площади. И если бы предположить, что катастрофа оставила от Флоренции один только этот дворец и рядом стоящую лоджию, то можно было бы полностью воссоздать архитектурный образ Флоренции и многое попять из ее некогда славного исторического прошлого.

 

К началу страницы
Содержание
Архитектура городских площадей  Выдающиеся города Италии XV-XVI веков. Венеция