Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Андрей Бунин
История градостроительного искусства

Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма

Том первый

Примечания:

162. Мерчериа - улица, ведущая от площади св. Марка к мосту Риальто. У этого моста, единственного в то время перехода через Большой канал, и образовался новый торговый квартал Венеции. Вернуться в текст
163. А. Е. Brinckmann. Platz und Monument, als kunstlerisches Formproblem:. Berlin. 1908. Русский перевод И. Хвойника: А. Э. Бринкман. Площадь и монумент как проблема художественной формы. M., 1935, с. 39. Вернуться в текст

 


Часть вторая. Градостроительство феодального строя
4. Градостроительство в Италии периода разложения феодализма и возникновения раннебуржуазного общества

Архитектура городских площадей

Главными площадями раннефеодальных городов являлись площади перед соборами и замками феодалов. Гигантский массив готического собора либо площадей заполнял середину площади, либо врезался в нее углом, оставляя от площади лишь небольшое свободное пространство. Однако по мере развития торговли значение рыночных площадей неуклонно возрастало. Нередко они возникали у ратуш и тех же соборов, но обязательно сохраняли свободную середину, так как свободное пространство было необходимо торговле, а кроме того, там собирались граждане города для обсуждения общинных и политических дел. Эта средневековая торговая площадь и явилась предшественницей всех площадей Возрождения, как правило, имевших свободную середину.

Поперечный разрез по площади Аннунциаты. В центре конная статуя Фердинанда I (Джованни да Болонья, 1608 г.);
по сторонам - два фонтана (Пьетро Такка, 1629 г.)

Рост городов, характерный для эпохи Возрождения, вызывал строительство новых площадей самого разнообразного назначения. В крупнейших торговых городах происходит специализация рынков и одновременно выделается особая площадь для народных собраний. Это явление можно проследить на ряде примеров. Так, в XVI столетии венецианская площадь св. Марка, служившая до этого времени местом торговли и местом народных собраний, была расширена и очищена от палаток и лавок. Рынок был переведен с этой площади на улицу Мерчериа и в специальный торговый квартал [162], а самая площадь получила исключительно общественное назначение и превратилась в "парадный зал" Венецианской республики.

Флоренция. Площадь Аннунциаты.
Вид из лоджии монастыря Серви ди Мариа

В XVI столетии под влиянием экономического кризиса общественная функция площади начинает отмирать, и перед фасадами церквей и соборов появляются новые площади, главное назначение которых заключается в том, чтобы быть украшением города. Естественно, что эти площади (к числу которых относится и первая декоративная площадь Рима - площадь Капитолия) получили пышное архитектурное убранство, нисколько не уступавшее убранству уже опустевших общественных площадей. Таким образом, среди площадей итальянского Возрождения, весьма разнородных по назначению и композиции, особенно выделялись площади общественного назначения и площади декоративного характера. Первые возникали почти на всем протяжении эпохи Возрождения, а вторые зародились в это время, но получили полное развитие в XVII в. - в период, когда феодально-церковная реакция свела общественную жизнь города к религиозным церемониям, а в искусстве утвердился пышный и декоративный стиль барокко.

Монумент Коллеони на площади Сан-Джованни-е-Паолс в Венеции.
Поставлен в 1493 г. (скульптура - Вероккио, пьедестал - Леопарди)
Статуя "Давид" на фоне стены палаццо Веккио

Поскольку мастера Возрождения были поборниками регулярных планировочных систем, постольку естественным было их стремление к геометрически правильным площадям. Все без исключения площади идеальных городов получили правильные очертания в виде прямоугольника, многоугольника или квадрата. Отправляясь от указаний Витрувия и еще более от наблюдений над древнеримскими и средневековыми регулярными площадями, архитекторы ищут оптимальных соотношений сторон площади. Прямоугольная площадь с соотношением сторон от 2:3 до 1:2 получает наибольшее распространение.

Позднее же в связи с развитием декоративных тенденций план площади начинает усложняться, в результате чего все чаще и чаще появляются площади в виде трапеции. Применение правильных планов уже в XV столетии поставило вопрос о симметрии, а в XVI в. и особенно в XVII в. симметрия, основанная на единой планировочной оси, становится руководящим принципом композиции.

Приемы размещения монументов на городских площадях в XIV-XVI вв.:
1 - площадь Главного рынка в Нюрнберге с фонтаном Шенебруннен
Приемы размещения монументов на городских площадях в XIV-XVI вв.:
2 - площадь Синьории во Флоренции со статуями Косимо I (слева), "Нептун", "Давид" и др.

Приемы размещения монументов на городских площадях в XIV-XVI вв.:
3 - площадь дель Санто в Падуе с памятником Гаттамелаты
Приемы размещения монументов на городских площадях в XIV-XVI вв.:
4 - площадь Сан-Джованни-е-Паоло в Венеции с монументом Коллеони

Приемы размещения монументов на городских площадях в XIV-XVI вв.:
5 - Соборная площадь в Пиенце с колодцем у палаццо Пикколомини (масштаб чертежей общий); слева - статуя "Давид" на фоне стены палаццо Веккио

Площади дель Кампо в Сиене, Аннунциаты во Флоренции и Капитолия в Риме иллюстрируют эту планировочную эволюцию за три столетия - от поздней готики и до начала барокко.

Параллельно с развитием плана площади видоизменялась ее застройка. Изучение античных памятников возродило однородное оформление сторон площади. И если нерегулярная средневековая площадь почти всегда имела столь же нерегулярный зубчатый силуэт, то площади раннего Возрождения получают спокойную застройку, нередко объединенную единым карнизом. Большую роль в архитектуре этих площадей играют аркады, которые объем лют площадь с двух, трех и даже с четырех сторон. Применение аркад в эпоху Возрождения не было новшеством, так как аркады часто встречались в Италии, по преимуществу в оформлении внут-ренних дворов средневековых монастырей. Однако, сооружая аркады, мастера Ренессанса поставили на место готических стрельчатых галерей воздушные галереи из полуциркульных арок, опертых на коринфские или тосканские колонны. В аркадах сочеталось, таким образом, наследие двух эпох - средневековья и римской античности.

Наиболее характерной площадью итальянского Возрождения является площадь Аннунциаты во Флоренции. По степени однородности архитектурного убранства эту площадь можно уподобить греческим агорам. Но в дальнейшем мастера этой эпохи вступают на тот же путь, на который вступили в свое время древние римляне, а именно: они развивают продольную ось площади и в конце ее, как правило, сооружают главное здание, активное по силуэту, деталировке и окраске, а галереи из ведущего мотива становятся аккомпопнрующим мотивом. Несмотря на свое богатое пластическое убранство, Библиотека на венецианской Пьяцетте и корпуса Прокураций, так же как и боковые палацпо римского Капитолия, являются второстепенными сооружениями. Да иначе и не могло быть, так как горизонтальное сооружение почти всегда подчиняется вертикальному, особенно если это последнее имеет выразительный силуэт.

Флоренция. План площади Аннунциаты.
Справа - галерея Воспитательного дома (Брунеллеско, 1419-1445 гг.);

слева - галерея монастыря Серви ди Мариа (Антонио да Сангалло и Баччьо д'Аньоло, около 1518 г.);
в глубине - церковь Сантиссима Аннунциата (XIII-XV вв. с галереей Дж. Качини 1601-1604 гг.)

Характеристика площадей итальянского Возрождения будет неполной, если оставить в стороне монументальную пластику. Средневековый город не знал отдельно стоящей скульптуры. Правда, за Альпами, как и в самой Италии, на средневековых рыночных площадях нередко появлялись фонтаны и колодцы, получавшие скульптурную обработку, но монумент как самостоятельная художественная тема еще не получил заметного развития. Постановка монумента на площади была подготовлена длительным процессом, главнейшими этапами которого явились обособление монументальной скульптуры от архитектурных сооружений и развитие портретной скульптуры.

Если отбросить средневековые надгробия Скалигери в Вероне, то первым городским монументом после античной эпохи был конный памятник венецианскому кондотьеру Гаттамелате, изваянный Донателло для города Падуи.

В этом выдающемся произведении пластического искусства Донателло еще идет по стопам античных мастеров, так как то спокойствие "философа войны", о котором метко говорит Бринкман [163], является спокойствием классической формы, а самый портрет полководца представляет собой почти идеальную римскую маску.

В трактовке конного монумента Коллеони, изваянного учеником Донателло Андреа Вероккио, ощущается полная независимость от античных традиций. И конь, и всадник слиты здесь в единое целое; в смелых и решительных раккурсах скульптуры уже сквозит грядущее искусство барокко, всегда искавшее могучего напряжения форм.

Поскольку первые площади итальянского Возрождения сформировались только в конце XV и в XVI в., постольку первые монументы размещались в обстановке готических площадей, а это повлекло за собой ощутительные последствия.

Действительно, решающей силой готического ансамбля являлся массив собора, дворца или ратуши, вследствие чего естественным стремлением художников Возрождения было желание связать свой монумент с этим архитектурным массивом. Все без исключения мастера XV в. приближают монументы к главному зданию и даже больше того - расположение монумента связывают с координатами здания.

Конь Гаттамелаты Донателло шагает вдоль лицевого фасада собора, Коллеони двигается параллельно боковому фасаду, а статуи на площади Синьории образуют целый фронт изваяний, стоящих на фоне дворца. Такое внецентренное размещение монумента вызывало однофасадную трактовку самой пластической формы, ибо та сторона монумента, перед которой лежало свободное пространство площади, требовала более выразительной обработки в расчете на удаленные точки зрения и на влияние фона. Вот почему монументы XV и XVI вв. никогда не имели совсем равноценных сторон.

 

К началу страницы
Содержание
Трактаты теоретиков и идеальные города  Выдающиеся города Италии XV-XVI веков. Флоренция