Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Андрей Бунин
История градостроительного искусства

Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма

Том первый

Примечания:

159. Здесь имеется в виду крупнейшее сочинение Альберти "De re aedificatoria libri X", написанное в 1451-1452 гг. и переведенное почти на все евоопейские языки. См.: Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве. Русский перевод В. П. Зубова. М., 1937. Вернуться в текст
160. Трактат Скамоцци "L'idea della architettura universale" был издан в Венеции в 1615 г. Вместе с трактатом Альберти он является ценнейшим трудом по теории градостроительства итальянского Возрождения. Вернуться в текст
161. За последнее время научная литература об идеальных городах обогатилась рядом исследований. Отметим очень сжатое, но всеобъемлющее в масштабах Европы, историческое освещение этой проблемы д-ром Мюнтером (Munter Georg. Idealstadte. Ihre Gesehichte om 15-17 Ihrhundert Berlin, 1957, а также капитальную монографию по итальянским городам Терезы Заребской Zarеbska Teresa. Teoria urbanlstyki wloskiej XV i XVI wieku. Warszawa, 1971). Вернуться в текст

 


Часть вторая. Градостроительство феодального строя
4. Градостроительство в Италии периода разложения феодализма и возникновения раннебуржуазного общества

Трактаты теоретиков и идеальные города

Статистика показывает, что 64% всех церквей и палаццо Венеции, Флоренции и Сиены было построено в эпоху Возрождения, 25% - в средние и идеальные города века и лишь 11 % - во все последующие столетия вплоть до нашего времени. Эти цифры дают достаточное основание для того, чтобы считать эпоху Возрождения периодом весьма интенсивной строительной деятельности. Однако новые города в XV и XVI вв. сооружались лишь в редких случаях. Пиенца, Гаттинара, Ла-Валетта и Пальма-Нуова полностью исчерпывают список новых городов эпохи Возрождения. Строительство сосредоточивалось по преимуществу в старых городах, и таким образом город Ренессанса вырастал из средневекового города, постепенно изживая его грязь, планировочный беспорядок и тесноту. Ценой немалых усилий удавалось пробить новую улицу или радикально перестроить площадь у ратуши, дворца или собора, а реконструкция крупного городского центра (как это было в Венеции) тянулась в течение целых столетий и превращалась в событие исключительного значения. Естественно, что в подобных условиях было трудно осуществлять широкие градостроительные идеи. Именно поэтому, давая общую характеристику градостроительства итальянского Возрождения, мы начнем с рассмотрения идеальных городов и главнейших положений, выдвинутых архитекторами в их теоретических сочинениях.

Вопросам градостроительства отведено значительное место в трактате первого теоретика Возрождения - Альберти [159]. Позднее о городе писали Антонио Аверлино, Леонардо да Винчи и Палладио. Проекты идеальных городов оставили Амманати (1560), Лорини (1592), Вазари (1598) и Скамоцци (1615) [160]. Если учесть, что большинство идеальных городов и трактатов относится не к XV, а только к XVI столетию, то станет понятным их относительно небольшое влияние на градостроительную практику эпохи Возрождения. И только в XVII и XVIII вв. далеко за пределами Италии полностью сказалось их архитектурное и планировочное влияние. Все без исключения теоретики XV-XVI вв. понимали город как организованное социально-экономическое и архитектурное целое. От города требовали, чтобы он располагался в здоровой местности, был обороноспособным, просторным и архитектурно выразительным. Говоря о выборе места для города, мастера Возрождения рекомендовали избегать заболоченных мест и территорий, подверженных нездоровым ветрам. Особенно благоприятным для расположения города считали они побережье моря или большую судоходную реку с чистой водой и высокими, плотными берегами. Вспоминая о древних римских дорогах, они считали необходимым прокладывать благоустроенные шоссе, которые вместе с рекой могли бы составить систему междугородных транспортных связей. Альберти же в своем знаменитом трактате предлагал еще более широкие мероприятия. Он полагал, что деятельность архитектора не может замыкаться в рамках самого города и что следует добиваться благоустройства и архитектурной организованности окружающей город территории в целях улучшения местного климата и создания красивого ландшафта. Альберти советовал сохранять близ города обширные луга и леса, а если город располагался в степной местности, то насаждать загородные рощи и проводить к ним дороги по наиболее красивым местам. Таким образом, Альберти теоретически касался тех мероприятий по планировке пригородных территорий и улучшению природы, которые были поставлены и получили широкое применение только теперь в индустриально развитых странах Европы и Америки. В трактатах теоретиков Возрождения мы встречаем наиболее ранние попытки ввести экономическое и строительное зонирование городской территории. Весьма показателен в этом отношении идеальный город Скамоцци. Действительно, пять площадей этого города имеют строго определенное функциональное назначение. Центральная площадь, лежащая между дворцом и кафедральным собором, назначается для народных собраний; две площади, расположенные на главной (торговой) улице, служат для оптовой и розничной торговли продовольствием; площадь, размещенная за дворцом, используется в качестве биржевой и, наконец, последняя площадь, разбитая за рекой, является местом торговли громоздкими товарами (дровами и сеном). Столь же последовательно проводится зонирование городской застройки. Центральные кварталы, окружающие главную площадь, заполняются крупнейшими общественными зданиями; вокруг центральных кварталов располагаются жилые кварталы, а у городских валов и на самой окраине города - казармы для расквартировки войск.

Из этого беглого рассмотрения видно, что город Скамоцци, как и большинство городов эпохи Возроя?дения, имел торговый характер и что именно в интересах крупной и разветвленной торговли производилось зонирование городской территории. Однако решающим градостроительным фактором того времени была проблема обороны, так как с применением артиллерии городские стены перестали быть надежной защитой, и их место заняли менее уязвимые земляные укрепления с рвами, валами и бастионами. Пояс внешних городских укреплений стал настолько широким и мощным, что превратился в фактор, определявший всю внутреннюю планировочную композицию города [161].

Решая проблему обороны города, мастера Возрождения искали наиболее экономную форму городского плана, а так как наименьшим периметром обладают правильный многоугольник, круг и квадрат, то большинство городов получило подобные очертания. Желание удалить центр города от действия артиллерии вызвало центрированные планы с главной площадью, расположенной в самой середине городской территории. Но при наличии централизованной планировочной композиции планы городов все же получали различные варианты. Так, немецкий идеальный город Альбрехта Дюрера, повторенный в натуре много раз, демонстрирует прямоугольную планировочную систему, вписанную в квадрат; грандиозная польская крепость Замощь имела прямоугольную форму с растянутой осью симметрии и т. д.

Замощь - первая в Польше земляная крепость, вооруженная семью бастионами; построена под влиянием итальянских фортификационных устройств во второй половине XVII в. (Люблинское воеводство).
Цветом показаны стены и церковные постройки
Любельские (северные) ворота крепости Замощь

Идеальные города сыграли положительную роль в истории развития градостроительных приемов, однако в архитектурном отношении они не поднимались выше уровня элементарных планировочных схем. Так, например, венецианская крепость Пальма Нуова, построенная Скамоцци на плоской равнине, представляет собой однообразный градостроительный примитив. Зритель, попавший в этот укрепленный город, полностью узнает его в кратчайшее время и вскоре теряет всякий к нему интерес, и в то же время такие исторически слагавшиеся города, как Венеция, Флоренция или Сиена, являются неиссякаемым источником для наблюдений. Архитекторы Возрождения были мастерами реконструкции городов. Береяшо относясь к архитектурным памятникам прошлых эпох, считаясь с идеями своих предшественников, они умели "войти в город" каждой новой постройкой, не разрушая существующей художественной гармонии, а, наоборот, укрепляя и развивая ее. Только благодаря этому такту и высокому мастерству стало возможным осуществление крупных ансамблей, сочетавших сооружения разных эпох.

В противоположность средним векам эпоха Возрождения характеризуется волевым вмешательством архитектора-планировщика в строительство городов. Созданные в это время городские архитектурно-планировочные управления (так называемые Уффичиале дель Орнато) получили возможность отчуждать строительные участки у частных владельцев и руководить планировкой и застройкой городов. С помощью этих органов были проведены значительные работы по улучшению городских планов. Однако максимальные усилия были приложены к реконструкции центров городов.

Центр города эпохи Возрождения имел по преимуществу не культовое, а гражданское значение, в силу чего главным составляющим элементом городского центра являлась площадь, предназначенная для народных собраний.

Обычно площадь располагалась у ратуши или у резиденций дожей, герцогов, и их наместников, а так как руководящим принципом в размещении общественных зданий был принцип концентрации этих зданий, то рядом с ратушей строились государственные канцелярии, лоджии для заседаний патрициата, библиотеки, торговые помещения и прочие здания административного и общественного назначения. Нередко в ансамбле городского центра фигурировал старый собор, а в совокупности центр города образовывал большой архитектурный комплекс, четко выделявшийся среди городской застройки. Таковы городские центры Венеции, Вероны, Виченцы и других городов.

Характерной чертой средневековых городских центров являлась их обособленность, замкнутость в пределах небольшой территории. В эпоху Возрождения замкнутость центров начинает постепенно нарушаться. Архитекторы улучшают связь центра с рядовыми городскими кварталами и вместе с тем стремятся расширить архитектурное влияние центра. В идеализированном виде эту тенденцию демонстрирует тот же город Скамоцци, где центр соединяется прямолинейной главной магистралью с двумя городскими воротами. Но аналогичные приемы можно проследить и в натуре.

Так, например, улица Уффици во Флоренции удачно соединяет гражданский центр этого города - площадь Синьории - ср. Арно. Направление улицы было выбрано с таким расчетом, чтобы в просвете ее показать не только зубчатую башню дворца, но и отдаленно стоящий купол собора, т. е. обе вертикали двух главных центров Флоренции. Еще более решительно раскрываются центры нового Рима - Капитолий и комплекс собора св. Петра. Однако эти ансамбли, начатые мастерами Возрождения, были закончены только в период барокко, когда раскрытие центров превратилось в общепризнанный градостроительный прием.

Создавая центр города, архитекторы Возрождения не могли игнорировать его силуэта. И если высотный уровень рядовой гражданской застройки из века в век неуклонно возрастал, то тем более необходимым было повышение колоколен и башен, стоявших среди центральных кварталов. В начале XVI столетия Бартоломео Буоно надстроил колокольню св. Марка, после чего силуэт венецианского центра приобрел особую остроту. XV и XVI вв. ознаменовались еще одним крупным событием в градостроительном искусстве, а именно возрождением купольных форм. Могучие римские и византийские купола не находили себе отзвуков в готическом городе. Правда, искусство сооружения куполов в средние века не было совершенно утрачено, но готический купол терялся в городском силуэте и никогда не имел той чеканности форм, которой обладали античные купола.

И только в эпоху Возрождения, начиная с грандиозного купола Брунеллеско, в силуэте городов появляются купола, контрастные башням и выгодно оттеняющие их остроконечные очертания. С тех пор силуэт западноевропейского города сочетает в себе две принципиально различные формы: башню и купол.

Большие средства, которые вкладывала буржуазия в строительство городов, распределялись, однако, неравномерно, несмотря на учреждение городских планировочных управлений. Более половины городского бюджета поглощало строительство городских центров, служивших, помимо своего прямого назначения, средством прославления господствующей социальной верхушки. Значительная доля расходов уходила на оборонительные укрепления городов, строительство рыночных площадей, дворцов и церквей, и лишь ничтожная часть городского бюджета шла на благоустройство рядовых жилых районов. В этом и заключается причина разительных контрастов между городскими центрами и жилыми районами. Рядом с обширной венецианской площадью св. Марка начинались лабиринты настолько узких улиц, что нижние этажи жилых домов никогда не получали солнечного света. Рядовые венецианские каналы при отсутствии вывоза нечистот превращались в зловонные, дышащие миазмами клоаки, по которым не всегда удавалось проехать даже легкой гондоле. В еще меньшей степени были обеспечены города банями, больницами и другими коммунальными учреждениями. Во всем этом обнаруживали себя пережитки средневековья, преодолеть которые в эпоху Возрождения не удалось. Контрасты же между центрами и окраинами городов обостряли классовую борьбу, отражение которой мы находим в трактатах теоретиков градостроительного искусства.

 

К началу страницы
Содержание
Общая характеристика градостроительства в Италии XV-XVI веков  Архитектура городских площадей