Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Андрей Бунин
История градостроительного искусства

Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма

Том первый

Примечания:

157. Маркс К. Капитал, т. I. - В кн. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2-е, т. 23, с. 728. Вернуться в текст
158. Энгельс Ф. Диалектика природы. - В кн. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2-е, т. 20, с. 345, 346. Вернуться в текст

 


Часть вторая. Градостроительство феодального строя
4. Градостроительство в Италии периода разложения феодализма и возникновения раннебуржуазного общества

Общая характеристика градостроительства в Италии XV-XVI веков

Исторические судьбы русских и западноевропейских средневековых городов были совершенно различными. Если время татарского ига явилось для русских городов периодом длительного строительного застоя, то в Западной Европе, защищенной Русыо от восточных кочевников, развитие городов продолжалось нараставшими темпами. Особенно быстро росли города северной и средней Италии, лежавшие на торговых путях, соединявших богатые рынки Европы со странами Переднего Востока. Крупнейшими из них являлись Венеция, Флоренция, Генуя и Милан. В XV в. население Флоренции уже составляло 80 тыс. жителей; в Венеции (по неточным и, вероятно, преуменьшенным подсчетам того времени) обитало 190 тыс. жителей, а население Милана исчислялось в 300 тыс. человек. Таким образом, Милан и Венеция занимали второе и третье места среди европейских столиц и уступали в численности населения только Парижу.

С ростом городов неуклонно возрастало их политическое значение. В результате войн и экономической конкуренции крупнейшие торговые города Италии постепенно превратились в самостоятельные государства. Так, Флоренция подчинила себе всю Тосканскую область с городами Сиеной и Пизой. Генуя овладела многочисленными городами в Лигурии, на островах Средиземного моря и на Черноморском побережье, а крупнейшая торговая республика Венеция включила в свою политическую орбиту не только восточную Ломбардию с Вероной, Виченцей и Падуей, но и отдаленные земли в Далмации и Малой Азии.

Причина столь значительного роста североитальянских городов заключалась в развитии ремесленного производства и еще больше в посреднической торговле, толчком к развитию которой явились грабительские походы крестоносцев.

Именно эти походы ознакомили итальянцев с богатыми странами Востока, установили регулярный обмен и, что особенно существенно, положили основу первоначальному капиталистическому накоплению. Говоря, что "...первые зачатки капиталистического производства спорадически встречаются в отдельных городах по Средиземному морю уже в XIV и XV столетиях" [157], Маркс имел в виду Венецию, Флоренцию, Геную и Милан, так же как и их предшественников в накоплении капиталов - Амальфи и Пизу.

В экономике приморских городов Италии посредническая торговля играла главную роль. Флоренция выдвинулась на мировую арену истории как город менял и суконщиков. В 70-х годах XIV в. здесь было уже несколько тысяч рабочих-шерстяников. В Милане, помимо выделки панцырей с золотой насечкой, которыми этот город славился по всей Европе, процветало производство бархата и шелковых тканей, и в конце XIV в. здесь было занято в шелковой промышленности 15 тыс. рабочих. И даже торговая по преимуществу республика Венеция имела свои производственные специальности - изделия из стекла, выделку кружев, парчи, тиснение кожи и т. д.

Население итальянских городов состояло из разнообразных социальных и профессиональных групп. В города переселилось феодальное дворянство, отчасти принужденное победившим бюргерством, отчасти привлеченное преимуществами городской жизни; рядом с феодалами значительный удельный вес имело в городе духовенство и еще больший - купцы.

К этому необходимо добавить наемные войска, стоявшие в казармах и фортах, студенчество университетов, обслуживающий персонал торговых гаваней и рынков (грузчики и матросы), строительных рабочих, рабочих мануфактур и мелких ремесленников, которые и составляли то неимущее и фактически бесправное население, которое называлось тогда "тощим народом" (popolo minuto) в противоположность обеспеченным слоям - "жирному народу" (popolo grasso).

Среди перечисленных социальных групп ведущее место заняло бюргерство, т. е. верхушка торгово-ремесленного населения, сосредоточившая в своих руках экономические ценности. Поскольку самый характер капитала был в значительной степени паразитическим, постольку в среде бюргерства преобладающее влияние получили торговцы и ростовщики, к числу которых принадлежали такие крупные банкирские дома, как дом Медичи во Флоренции. Эта относительно малочисленная социальная прослойка захватила в свои руки государственную власть и строительство, определяя в то же время самый характер общественной идеологии. Ее идеология, выкованная во флорентийских классовых боях XIII и XIV вв. (сначала между бюргерством и феодальным дворянством, потом между крупной буржуазией и мелкими ремесленниками и рабочими мануфактур) была своим острием направлена против средневекового, церковного мировоззрения, сковывавшего человеческую мысль, и отражала новое представление эпохи о человеке и окружающем его мире. В поисках обоснования требований человеческой личности люди Возрождения обращаются к жизнерадостной и свободомыслящей античной культуре. Создается мощное литературно-философское течение, известное под именем гуманизма. Изобразительные искусства и архитектура тоже обратились к античности как к источнику обновления и обогащения своих творческих средств. Однако это произошло несколько позже - в начале XV в. В это время готика как художественный язык ушедшей эпохи была решительно отвергнута, а так как в Италии повсюду можно было видеть руины памятников римской античности, то было естественным обращение к этой античности, поскольку она составляла резкий контраст с искусством средних веков и несла в себе отблески жизнерадостного реализма классической Греции.

Венецианская крепость Пальма Нуова, заложенная Виченцо Скамоцци в 1593 г. близ г. Удине План идеального города-крепости Скамоцци (начало XVII в.):
1-1 - торговая улица;
2 - главная площадь с дворцом князя и собором;
3, 4 - продовольственные рынки;
5 - биржевая площадь;
6 - рынок для торговли дровами, сеном и скотом

Энгельс в "Диалектике природы" характеризует художественную культуру итальянского Возрождения следующими словами: "В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир - греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть" [158].

Начиная с Брунеллеско и Донателло и кончая Микеланджело, Палладио и Виньолой, все мастера и раннего и позднего Возрождения ревностно изучали античность. Трактат Витрувия стал у них главнейшим источником познания древней строительной техники и архитектурной эстетики. Однако изучение античных памятников не привело к восстановлению в архитектуре древнеримских архитектурных форм.

Широко применяя античные ордера, мастера эпохи Возрождения исходили из нового назначения сооружений и новых конструкций, в силу чего архитектурные формы получали у них иное композиционное и стилистическое выражение.

Так, аристократический древнеримский дом атрийного типа в XV столетии уже не возродился. Его место во Флоренции и Риме заняли палаццо, дышавшие суровостью романского крепостного стиля. В венецианских жилых домах и дворцах детали и пропорции стиля Возрождения сочетались с конструктивной готической основой. И даже палладиевские виллы, наиболее приближавшиеся к античным прообразам, отличались от них иной композиционной трактовкой.

Столь же ощутительные различия наблюдались и в архитектуре общественных зданий, а также и в приемах планировки и застройки городов. Несмотря на отрицательное отношение к средневековому городу и желание приблизиться к планировке античного города, мастера эпохи Возрождения не могли полностью отказаться от первого и целиком воспринять второе. Созданная в средние века радиально-кольцевая планировочная система была не только признана в эпоху Возрождения, но и получила в XVI в. геометрически правильную интерпретацию. В равной мере не могли бесследно исчезнуть архитектурные формы средневековых площадей. Лишь при самом поверхностном рассмотрении площадь Ренессанса кажется идентичной древнему форуму. По сравнению с ним городская площадь XV и XVI вв. получила более тесную связь с сетью городских магистралей; в ансамбле площади этого времени сильнее проявляли себя архитектурные вертикали, и, наконец, вместо колоннад, столь характерных для римского форума, площадь Возрождения окружили аркады. Из сказанного становится ясным, что искусство Возрождения явилось новым, самостоятельным этапом в истории мирового искусства, в силу чего самый термин "Возрождение" (или Ренессанс) нельзя считать достаточно точным.

Вплоть до середины XV в. строительство городов было связано с прогрессировавшим торгово-промышленным развитием Италии. Но во второй половине XV в. начинается экономический кризис. Причинами этого кризиса были расширение Оттоманской империи, подчинившей себе всю восточную половину Средиземноморского бассейна и под конец захватившем! Константинополь, а также перемещение путей мировой торговли, вызванное великими географическими открытиями конца XV в. Разразившийся кризис в корне подорвал посредническую торговлю итальянских торговых городов, однако городское строительство не только не остановилось, но даже приобрело еще больший размах. Это кажущееся противоречие между экономикой и строительством Италии объясняется тем, что капиталы, лишенные применения их в торговле, стали овеществляться в произведениях зодчества. Помещая капиталы в городское строительство, буржуазия тем самым сохраняла их, так как в то время дома и земля являлись наилучшей формой хранения ценностей. Именно поэтому вторая половина XV в. и почти весь XVI в. были в итальянских городах периодом интенсивного строительства.

В Венеции, Флоренции, Генуе и Милане, а также и в подвластных им городах сооружаются громадные палаццо, куда переселяются теперь наиболее богатые слои торговцев и банкиров. Городская общественная жизнь в XVI столетии еще продолжалась по инерции, в силу чего строительство общественных площадей не прекращалось. Введение артиллерии повлекло за собой переустройство городских укреплений, ставшее особенно необходимым в связи с опустошительными походами Франциска I. На этой почве в XVI столетии в трактатах итальянских теоретиков архитектуры проявляется интерес к проблемам обороноспособности города.

Поскольку в экономическом и культурном развитии Италия XV-XVI вв. опережала заальпийские страны (также вступавшие на путь развития буржуазных отношений), постольку проникновение искусства Возрождения в эти страны было исторически неизбежным. Во Франции, Чехии и Германии появляются итальянские мастера в лице Леонардо да Винчи, Скамоцци, Фра-Джокондо, Марино и др. Однако творчество этих мастеров сталкивается за рубежами Италии с национальным художественным миропониманием европейских народов, в силу чего и ие следует преувеличивать итальянских влияний.

 

К началу страницы
Содержание
Выдающиеся города Древней Руси. Владимир на Клязьме  Трактаты теоретиков и идеальные города