Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Андрей Бунин
История градостроительного искусства

Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма

Том первый

Примечания:

94. О существовании в X в. рынка в Кведлинбурге известно из грамоты императора Оттона III, даровавшего монастырю 24 ноября 994 г. рыночные привилегии. См.: Speer Elisabeth. Quedlinburg. Dresden, 1954. S. 37 utid 38. Вернуться в текст

 


Часть вторая. Градостроительство феодального строя
1. Средневековые города Германии, Франции, Англии, Италии и западнославянских стран

Городские площади

История развития средневековых городских площадей уходит своими корнями в далекое прошлое. В некоторых городах средневековой Италии, основанных римлянами, но не подвергшихся впоследствии полному разорению, функции городских площадей продолжали выполнять античные форумы. Конечно, с течением времени архитектурное убранство форумов сильно изменилось: на месте мраморных колоннад, некогда окружавших форумы со всех сторон, выросли высокие романские и готические дворцы муниципальных советов, громадные арочные лоджии и жилые дома с мастерскими ремесленников и торговыми помещениями в нижних этажах. Вместе с возникновением средневековой застройки стали изменяться и планы форумов. Но поскольку в таких городах жизнь не прерывалась со времени падения Римской империи, постольку эти видоизменившиеся форумы продолжали служить местами торговли и гражданских народных собраний и в средние века. Площади подобного рода мы находим в Вероне (пьяцца Эрбе), в Болонье (пьяцца дель Неттуно и Витторио Эмануеле), во Флоренции (меркато Веккио) и в ряде других городов.

Альбрехтсбург в Мейссене. Внутренний дворик, примыкающий к кафедральному собору

В римских городах, подвергшихся полному разрушению и вторично построенных на старых пепелищах в средние века (также, как и в городах, основанных в IX, X и XI вв. на необжитых еще местах), площади появились в свою очередь относительно рано. Если говорить о рынке - этом прямом предшественнике средневековой рыночной площади, то его возникновение следует поставить на одну хронологическую параллель с возникновением самого города. Так, например, мояшо считать несомненным наличие рынка в Кельне еще в эпоху господства франков. Этот рынок (быть может топографически совпадавший с местом Альтмаркта) располагался за пределами городской стены близ пристани на Рейне, где производилась перегрузка товаров. В Бонне X в. существовал свой рынок: в Кведлинбурге в X в. вместе с зарождением торгового поселения у церкви св. Блазии также появляется рынок [94]. Это обстоятельство было закономерным, так как рынок, служивший местом покупки и сбыта товаров, был жизненно необходим торгово-ремесленному населению, т. е. бюргерству, строительная деятельность которого вызывала к жизни города. Вот почему следует с большой осторожностью относиться к утверждениям тех историков градостроительства, которые полагают, что улицы в средневековых городах появились ранее площадей. На самом деле и улицы, и площади, как неотъемлемые составляющие части любого города, возникали более или менее одновременно.

Столица курфюрстов саксонских Мейссен как пример гармонически объединившихся города и замка.
Вид на Алъбрехтсбург с правого берега р. Эльбы
Вид северных кварталов Мейссена с вершины колокольни Либфрауенкирхе

В раннем средневековье, когда город представлял собой группу обособленных феодальных поселений, городская площадь сопутствовала бюргерскому поселению, располагаясь либо в центре его, либо за его пределами. Иногда, помимо рыночной площади, возникала вторая площадь у въезда в замок или у подножия холма, на котором возвышался замок. К числу интереснейших площадей такого рода относится Соборная площадь в Эрфурте. В небольших городах, еще не изживших типичную для сел линейную планировку, роль площади выполняли так называемые "длинные рынки", представлявшие собой широкую улицу, являвшуюся продолжением большой междугородной торговой дороги.

В XII и XIII вв., когда рост городов привел к слиянию обособленных поселений и образованию территориально целостного, а иногда и компактного города, установилась традиция сооружать в каждом городе две площади-торговую и соборную. Доказательством существования этой традиции может послужить северогерманский город Росток, сложившийся в результате трех, хронологически последовательных строительных очередей. В 1218 г. городские права получил незадолго отстроенный перед этим Альтштадт; к 1232 г. был построен Миттелынтадт, а к 1252 г. - Ней- штадт. Так, в течение полувека образовались три смежных города, причем в каждом городе одновременно было построено по две площади-для рынка и местной соборной церкви.

План северной части Мейссена с замком

Одновременное возникновение соборных и рыночных площадей происходило не только в Германии, но и во Франции, в Италии, Чехии, Словакии и в ряде других стран средневековой Европы. Насколько нормальным считалось в XIII в. наличие в городе двух площадей (соборной и рыночной), показывает Монпазье, построенный в 1284 г. королевской властью по предварительно составленному плану.

В отличие от раннефеодальных городов, в которых рынки возникали не столько в центрах поселений, сколько на окраинах и даже за пределами городских стен, в XII и XIII вв. устанавливается правило располагать их по возможности в самой середине городской территории. Центральным расположением рынка достигалось удобство обслуживания городского населения, так как рынок становился одинаково доступным для жителей всех городских кварталов. Города с центрально расположенными четырехугольными рыночными площадями настолько многочисленны, что нет необходимости обращаться к примерам. Следует отметить, что соборные площади по преимуществу также размещали в центре города исходя из тех же практических соображений.

Но если и та и другая площади располагались в центральном районе города, то их местоположение и планировочные связи были различными. Изучая взаимное местоположение соборной и рыночной площадей, мы установили три характерных приема: во-первых, когда соборная и рыночная площади располагались отдельно на значительном расстоянии одна от другой; во-вторых, когда та и другая площади возникали на общей территории, формируясь вокруг ратуши и собора, и лишь впоследствии отделялись одна от другой сравнительно небольшим барьером из жилых домов или торговых помещений; в-третьих, когда соборная и рыночная площади смыкались между собой в одной общей угловой точке.

Раздельное расположение соборной и рыночной площадей, встречающееся довольно часто, почти всегда приводило к образованию двух обособленных центров города-гражданского и церковного. В результате архитектурные сокровища города не концентрировались, а разобщались, образуя нередко два центра композиции, оспаривавших один у другого художественное превосходство.

Кремербрюке в Эрфурте - один из трех европейских торговых мостов, сохранивших средневековую застройку.
Пролет арки, прорезающей церковь св. Эгидия, определен длиной рыцарского копья
Ротенбург на р. Таубер. Так называемые Госпитальные ворота, построенные в конце XVI в.

По сравнению с этим приемом неоспоримо больший архитектурный эффект приносило сближение соборной и рыночной площадей, так как в таком случае "архитектурные силы" города объединялись, образуя разнообразное и контрастное сочетание свободного пространства рынка с высоким массивом кирпичного или каменного собора. А если вспомнить, что рыночные площади XII-XIV вв. почти никогда не бывали без ратуш, то станет понятным, какой разнообразный ансамбль создавался спокойными аркадами рынка, высокой готической ратушей и возносившимися к небу колокольнями церкви.

Таблица, помещенная на с. 171 демонстрирует планы рыночных и соборных площадей Германии, образовавшихся в непосредственном соседстве. В Кведлинбурге рыночная церковь св. Бенедикта и ратуша были построены среди большой треугольной площади, образовавшейся в развилке двух дорог - Маркштрассе и Брейтештрассе, выходящих из одной общей точки. На этой традиционной для немецких городов треугольной территории ратуша и церковь расположились параллельно друг другу, тогда как в промежутке между ними возник барьер из жилых домов. Следует отметить, что ратуша лицевым фасадом выходит не к церкви, а к рынку, вследствие чего художественная разобщенность площадей как будто бы должна была еще более возрасти.

Взаимное расположение рыночных и соборных площадей в городах средневековой Германии. Залиты черным ратуши и церковные здания (дополнительно отмеченные крестами):
1 - Кведлинбург;
2 - Виттеиберг;
3 - Любек;
4 - Мейссен;
5 - Дрезден;
6 - Росток

Однако такое заключение можно вывести лишь при рассмотрении генерального плана этих площадей. В натуре площади производят иное впечатление, так как архитектурные формы ратуши и церкви взаимодействуют, удачно дополняя одна другую.

Это взаимодействие выражается в сочетании колоколен церкви с объемом ратуши, покрытой высокой двускатной крышей. Стремясь объединить архитектурные формы рыночной церкви и ратуши, строители сохранили двухэтажную готическую башенку при перестройке ратуши в начале XVII в. Она стоит теперь на углу ратуши, как бы представительствуя здесь от рыночной церкви, находящейся позади.

Своеобразный вариант кведлинбургских центральных площадей мы находим в Виттенберге. Церковная площадь здесь также отделена барьером от рыночной. Но ратуша стоит не на границе площади, а в середине ее, что придает этому зданию большую значимость. Вместе с тем громадная высота двухбашенной церкви, возвышающейся над жилыми домами, дает возможность ратуше и церкви взаимодействовать чрезвычайно активно. Здесь налицо контрастное сочетание горизонтали ратуши с противопоставленными ей вертикалями церковного здания.

Соборная и рыночная площади Любека планировочно обособлены одна от другой в еще большей степени, чем площади Кведлинбурга и Виттенберга. Собственно говоря, рынок в Любеке представляет собой четырехугольную замкнутую площадь, почти достигшую той геометрической правильности, какую мы находим в средневековых городах, построенных по плану. Однако полный геометризм нарушается здесь застройкой площади. Будучи большими художниками той эпохи, когда несимметричные композиции господствовали в городских ансамблях, средневековые немецкие зодчие расположили ратушу и биржу несимметрично по отношению к осям четырехугольника рыночной площади. Оба упомянутых здания охватили северо-восточный угол рынка, чем был достигнут большой архитектурный эффект, ибо ратуша и биржа уравновесили собой массив собора с его двумя громадными остроконечными башнями.

Центральные кварталы Парижа по плану Тюрго, награвированному в 1739 г.
Внизу - остатки средневекового королевского дворца с цилиндрическими башнями Консьержери и готической церковью Сент-Шапель.
По соседству с дворцом отчетливо виден мост Менял, застроенный с обеих сторон четырехэтажными домами.
Вверху слева высится собор Парижской богоматери и перед ним - трапециевидный большой квартал, занятый больницей
Аоста. Заложена при императоре Августе в качестве укрепленного пункта в Цизальпинской Галии.
План показывает дальнейшее развитие города в средние века при отсутствии планировочного руководства

Переходя к соборным и рыночным площадям, расположенным по диагонали, с одной общей точкой соприкосновения, следует отметить, что таких площадей чрезвычайно много во всех странах Европы и особенно в Германии, Франции, Чехословакии и Польше. Рыночная площадь, входящая в систему центральных площадей, очень часто имеет большие размеры и четырехугольный правильный план, что указывает на предварительное проектирование (или установление размеров площади в цифрах до начала строительства).

В отличие от рыночной площади церковная площадь, возникавшая с ней по соседству, уступала ей в размерах, а нередко и не получала правильного плана. Поскольку здание церкви занимало середину церковной площади, постольку площадь в целом не воспринималась зрителем, и, следовательно, отпадала надобность в достижении правильной, регулярной планировки.

Интерьер собора св. Вита в Праге.
Гигантские готические соборы подобного рода (как и крытые залы народных собраний, распространенные в северной Италии) до некоторой степени компенсировали отсутствие простора в плотно застроенных феодальных городах

На рыночной площади в Мейссене Либфрауенкирхе располагается на самом углу площади и занимает выигрышное для нее высокое место. В то же время создается впечатление, что церковная площадь в Мейссене еще не сформировалась и не обособилась от площади рынка. Но в Дрездене и Ростоке церковная и рыночная площади уже разделились, сохраняя физическую связь только в одной общей точке.

Соприкосновение церковной и рыночной площадей в одной общей угловой точке делает эту точку особенно важной для их обозрения. Собственно кратчайшая связь между Альтмарктом и Крейцкирхе в Дрездене происходила через угловой проезд. Также были связаны между собой и площади Нейштадта и Миттелыптадта в Ростоке. Анализируя расположение церквей и ратуш на площадях подобного рода, нельзя не прийти к заключению, что и те и другие здания были чрезвычайно удачно ориентированы на упомянутую нами угловую видовую точку. Как общее правило, точка соприкосновения двух площадей давала возможность видеть церковь с угла, когда в поле зрения наблюдателя одновременно попадали два ее смежных фасада: боковой и торцовый. Обычно здание церкви воспринималось с юго-запада, северо-запада, юго-востока или северо-востока. В двух первых случаях производили сильное впечатление порталы и колокольни церкви, видимые в сильном перспективном ракурсе, тогда как при рассмотрении церкви с юго-востока или северо-востока решающее значение получала алтарная сторона с круглящимися абсидами и кружевом аркбутанов. Но стоило зрителю повернуться спиной к церкви, как перед его взором в просвете углового проезда раскрывалось обширное пространство рыночной площади, обрамленной разноцветными фахверковыми или каменными домами и заполненной пестрой шумящей толпой. Контраст получался большой и в художественном отношении гармонический.

К сожалению, этот весьма специфический для средних веков прием сочетания городских площадей впоследствии был совершенно забыт.

Болонья (вверху) и Монпазье (левый нижний угол чертежа).
Планы городов, приведенные к общему масштабу. На плане Болоньи заштрихованы центральные кварталы, сохраняющие следы прямоугольной древнеримской планировки.
Регулярный город Монпазье (южная Франция) построен в конце XIII в. 1-2 - точки схода радиальных улиц, возникших в средние века

Обращаясь к монографическому рассмотрению соборных и рыночных площадей, следует отметить, что архитектурное превосходство в городе церковных зданий, и в первую очередь сооружавшегося усилиями всех городских общин кафедрального собора, выдвинуло на первое место соборную площадь. Однако архитектурное значение собора и площади было неравноценным: если собор являлся решающим фактором городского ансамбля, то площадь лишь сопровождала его, являясь скорее функциональной необходимостью, чем самодовлеющей творческой темой.

Приемы планировки соборных площадей весьма разнообразны, но самыми яркими из них являются два: с собором, расположенным в середине площади в виде островного объема, и с церковным зданием, вдающимся одним из своих углов в глаголеобразное пространство площади. Пизанская Соборная площадь, полностью сохранившая свои очертания с XI в., дает превосходную иллюстрацию к первому из этих приемов. Внутри Соборной площади, которую покрывает, как и в средние века, зеленый ковер травосева, высятся три здания, сложенных из "поржавевшего" от времени белого мрамора: собор, баптистерий и знаменитая наклонная колокольня. Собор и баптистерий нанизаны по традиции на общую ось симметрии, тогда как колокольня сдвинута с этой оси и привязана к началу одной из главных пизанских улиц - виа Сайта Мария. Собственно выходом этой улицы (как и местоположением новых городских ворот) были установлены главные, диагональные точки зрения на ансамбль, весьма характерные для средневековых площадей. Отсюда все отдельно стоящие здания воспринимаются в наиболее живописных ракурсах, тогда как расположенная позади многоарочная стена Кампо-Санто служит для них объединяющим фоном.

Главные стили средневекового европейского города - романский и готический - безупречно сочетались между собой в силу исторической последовательности их возникновения и развития.
Шартрский собор с его разностильными колокольнями
Лапидарная белая романская церковь св. Георгия в Праге и кружевной готический собор св. Вита

Соборные площади, располагавшиеся среди плотно застроенных центральных кварталов (как, например, во Флоренции), значительно уступали по размерам пизанской площади. От самой площади сохранялся только узкий кольцевой обход, необходимый для церковных шествий вокруг собора. Однако и такое положение не было предельным, ибо с непрерывно продолжавшимся уплотнением застройки кольцевые обходы стали прерывать и даже полностью застраивать, проводя процессии дворами и под сводами жилых домов и палаццо. Эта последняя стадия в развитии соборных площадей, некогда имевших свободно стоящие церковные здания, породила так называемую "площадь паперти". Обычно небольшие (и косо расположенные по отношению к продольной оси собора) эти площади находились у самого подножия гигантских готических колоколен, чем обострялся их вертикальный перспективный эффект. Такой была в свое время миниатюрная площадь паперти у собора Парижской богоматери.

Глаголеобразные соборные площади сочетают в себе все преимущества и недостатки разобранных предыдущих приемов. Пространство, лежащее перед входным порталом собора, уподобляется площади паперти, тогда как второе пространство, сопровождающее продольный фасад собора, является как бы уцелевшей половиной большой соборной площади с островным объемом собора. При таком положении точка зрения, находившаяся по Диагонали против входящего угла церкви, становилась абсолютно господствующей. В этом заключалась разгадка того обстоятельства, почему средневековые градостроители прорезали здесь выходы улиц. Так, против входящего угла базилики ди Сант Антонио в Падуе на площадь вливаются две улицы: виа дель Санто и виа дель Капелле. При аналогичной ситуации Сиенский собор имеет специальную улицу, ориентированную на его главный юго-западный угол.

По сравнению с соборными площадями площади рынков занимали значительно большую территорию - в один-полтора, а в отдельных случаях и в два гектара. Большие размеры рыночных площадей вызывались необходимостью вместить значительное число людей, собиравшихся в город со своими товарами, которые доставляли на вьючных животных и громоздких повозках. Рыночные площади раннего средневековья имели, как правило, свободную середину, где производилась торговля с повозок и наскоро сколоченных деревянных прилавков. Но по мере роста богатства городов в середине площади появляются городские весы, колодцы или бассейны, а позднее - специально построенные крытые торговые помещения, предшественники будущих торговых пассажей.

Главные стили средневекового европейского города - романский и готический - безупречно сочетались между собой в силу исторической последовательности их возникновения и развития.
Романский бапсистерий в Пизе, получивший впоследствии готическое наружное убранство
Собор св. Стефана в Вене, гармонически сочетающий оба стиля

Помимо этих построек, в североевропейских городах рыночные площади относительно рано приобретают вместительные крытые галереи по сторонам, которые в условиях северного климата с характерными для него частыми дождями и снегопадами служили хорошим укрытием от непогоды. В них непосредственно открывали двери и окна-прилавки купцы, менялы и ремесленники, торговавшие из нижних этажей своих домов. В некоторых случаях галереи служили крытыми проездами, соединявшими между собой противоположные улицы. Такие галереи существуют и теперь в Монпазье и Вильфранше, близ Тулузы, где рыночной площадью служил незастроенный стандартный квартал, образованный взаимным пересечением четырех улиц.

Общий вид клерикального комплекса ("Штифта") в Кведлинбурге.
В настоящее время город, сохранивший почти всю свою средневековую фахверковую застройку, отнесен к историческим городам-заповедникам ГДР
Генеральный план Кведлинбурга.
На чертеже показаны заливкой и штриховкой первичные, еще не сросшиеся феодальные поселения
1 - так называемый "Штифт"' - школа и общежитие для богословского воспитания девушек, принадлежавших к высшим аристократическим фамилиям;
2 - Мюнценберг - усадьба основателя города Квитило;
3 - торговый и ремесленный район у церкви св. Блазии;
4 - площадь главного рынка с ратушей и собором

Появление на рыночных площадях непрерывной аркады, оформившей площадь со всех четырех сторон, сыграло большую композиционную роль. Если раньше жилые дома, возводившиеся на рыночной площади в разное время и сообразно разным имущественным возможностям застройщиков, представляли собой шеренги неравновеликих, хотя и живописных строений, то теперь все эти дома были связаны понизу общим поясом. Подобно цоколю, имеющему строгую высоту, аркада объединила застройку площади, придав ей строгость и выгодное для нее художественное единообразие. Не меньшее значение имело и появление ратуш на рыночных площадях.

Ратуша появляется в средневековом городе вместе с освобождением бюргерства от власти духовных и светских феодалов; она свидетельствует об укреплении политических и торговых вольностей города. Возникновение ратуш следует датировать XII, XIII и XIV вв., так как падение гегемонии сеньоров происходило в различных странах Европы неодновременно. В городах Германии ратуши по преимуществу строились на рыночных площадях. Но с ростом городов и развитием в них общественной жизни начинают появляться специально создававшиеся площади ратуш, на которых происходили гражданские народные собрания, а также турниры, карнавалы и театральные представления. Особенно ярко проявила себя эта тенденция в Италии в XIII и XIV вв. В 1298 г. флорентийское бюргерство вскоре после завоевания им государственной власти предпринимает строительство ратуши (дворца Синьории) и связанной с нею площади для народных собраний. При наличии уже имевшихся во Флоренции рыночных площадей площадь Синьории не предназначалась для торговли. В Сиене в XIV столетии путем разделения очень большой рыночной площади на две была образована площадь ратуши (площадь дель Кампо), на которой стали проводить широкие народные собрания. Таким образом, возникновение специальных площадей перед ратушами происходило двояким путем: либо посредством разделения рынка на две площади - торговую и для гражданских народных собраний, либо путем строительства специальной площади ратуши на новом месте в одном из центральных районов города.

Приемы расположения средневековых ратуш чрезвычайно разнообразны. Следует отметить, что встройка ратуши в шеренгу жилых домов, обрамляющих площадь, встречалась редко. За исключением Гиссена, где фахверковое здание ратуши было удачно встроено в жилую застройку, вряд ли можно назвать хотя бы два-три аналогичных примера. Средневековые архитекторы понимали, что ратуша является решающей силой ансамбля площади. Поэтому они старались либо расположить ее на углу площади и улицы, входящей на площадь, либо несколько выдвигали ее вперед из фронта застройки, устраивая в то же время проезды вдоль двух боковых сторон ратуши. Они отдавали ратуше весь фронт площади с ее главной фасадной стороны либо ставили ратушу во входящем углу площади с таким расчетом, чтобы она врезалась в площадь своим углом. Наконец, средневековые архитекторы возводили ратуши и в середине площади, применяя в этом случае ряд разнообразных вариантов расположения.

Общий вид Флоренции со стороны заречных южных холмов.
Над крышами города ярко выделяются граненый купол собора Санта Мария дель Фиоре (имеющий пурпурно-красное покрытие) и стоящая рядом с ним колокольня; по обе стороны от нее виднеются вершины дворца Барджелло и аббатства ("Бадия"); левее, на значительном расстоянии от собора, горделиво возносит свою зубчатую башню дворец Синьории, служивший символом освобождения бюргерства от автократической власти
План Флоренции из "Географического атласа Италии" Ж. Майна.
Залиты черным средневековые центральные кварталы, образовавшиеся на месте античной Флоренции.
В северо-восточном и юго-восточном углах центрального района отчетливо видны соборная площадь и площадь Синьории. Диагональная магистраль, пересекающая Флоренцию с юго-запада на северо-восток, является продолжением знаменитой Фламиниевой дороги, выходящей из древнего Рима

Угловое расположение ратуши, когда здание выходит своим главным фасадом на площадь, а торцовым - на улицу, мы находим в Мейссене, Герлице, Оломуце, в Праге и других городах.

При угловом местоположении ратуши наличие высокой башни на самом углу (как показывает Староместская пражская площадь) способно дать большой архитектурный эффект.

Классическим примером размещения ратуши во входящем углу площади обладает Флоренция, ратуша которой приобретает вследствие своего местоположения исключительную художественнуго силу. Но этот пример далеко не единичен: в Италии пример подобного рода мы находим в Прато, в Германии - в Ротенбурге на р. Таубер. Ротенбургская ратуша, отдавая доляшое площади своим развернутым фасадом, вместе с тем обращена и к "длинному рынку" своей высоко поднятой башней.

Нордлинген - один из миниатюрных среднегерманских городов, самопроизвольно получивший в процессе территориального роста радиально-кольцевую планировочную систему. Аналогичным образом сформировавшиеся планы Милана, Вены, Парижа, Берлина и многих других исторически развивавшихся городов заставили отнести радиально-кольцевую систему к числу наиболее выдающихся достижений всемирного градостроительного искусства

Пример такого размещения ратуши, когда по сторонам ее находятся проезды, дает рыночная площадь в Кведлинбурге, где ратуша (как и на площади дель Кампо в Сиене) оформляет собой весь главный фасад площади. Размещая кведлинбургскую ратушу, строители приняли во внимание оптический эффект, приносимый трапециевидной площадью, если главное здание занимает большое основание трапеции. Благодаря расширению площади в сторону ратуши последняя выигрывает в высоте и силе художественной выразительности, тогда как ориентация фасада ратуши на юг, красота портала, исполненного в формах немецкого ренессанса, и темная зелень плюща, покрывающего весь фасад, дополняют художественное содержание этого скромного, полного романтики здания.

Общий вид Наумбургского кафедрального собора План Наумбурга и его западных предместий по В. Рауда.
Отсутствие оборонительных стен вокруг собора и монастыря, служившего резиденцией местного епископа, свидетельствует о миролюбивых формах борьбы между городской общиной и церковным феодалом

Но особенно многочисленны композиции рыночных площадей с отдельно стоящими ратушами. Собственно этот прием зародился не в Италии, а на севере Европы - в Германии и смежных с нею странах, где самоуправление городов, находившееся в руках бюргерства, получило наибольшее развитие. К числу площадей со свободно стоящими ратушами следует отнести рыночные площади в Пирне, Виттенберге, Витценхаузене, Лейпциге, Ульме, Ростоке и др. В Польше (как в Литве и Эстонии) правило строить ратуши внутри рыночных площадей утвердилось в XIV и XV вв., когда в этих странах еще господствовала готика. Дошедшая до нас башня краковской ратуши свидетельствует о центральном расположении ее на территории рыночной площади, по соседству со зданием суконного рынка. Хорошо сохранилась иозднеготическая ратуша Вроцлава, заполняющая середину огромной квадратной площади. Заслуживают упоминания аналогично поставленные ратуши в Хелмно, Тарнове, Перемышле и Таллине. Получил распространение этот прием и в западных странах - в Бельгии, Франции, Нидерландах. Наиболее своеобразным размещением ратуши обладает нидерландский город Гауда, где ратушу поставили по биссектрисе треугольной площади рынка.

Характеризуя площади рынков, имеющих ратуши, необходимо отметить, что ратуша почти всегда превосходила окружающую застройку своей высотой, имела крупные членения, свойственные архитектуре общественных зданий, и выразительный силуэт, который создавался высокими крышами, каменной резьбой, украшавшей фронтоны, и традиционной башней с часами. Высота башен ратуши приближалась, а нередко и превосходила высоту колоколен соборов. Этим достигалась не только выразительность ратуши как отдельного здания, но и выявлялся граяаданский общественный центр города. Вот почему, приблшкаясь к старому европейскому городу, мы мояхем издали определить расположение его главных центров - гражданского и церковного.

Нова Весь. Польский городок, образовавшийся из средневековой деревни в пограничном со Словакией Спишском районе.
На плане выделяется своей веретенообразной формой деревенский длинный рынок (по П. Шаферу)
1 - приходской костел;
2 - ратуша;
3 - евангелический костел

Характеристика соборных и рыночных площадей будет неполной, если оставить в стороне бассейны, колодцы и статуи, почти всегда сооружавшиеся на этих площадях. С развитием благоустройства в средневековых городах стали обкладывать камнем естественные источники, восстанавливая также и некоторые римские бассейны и фонтаны. В Сиене, например, с 1081 г. существовал большой грот с водоемом, находившийся на ул. Фонтебранда, спускавшейся в глубокий овраг. Однако поднять воду на высокие места, где обычно располагались города, было нелегко, поэтому на городских площадях преобладали глубокие колодцы. Для украшения колодцев в Италии нередко использовали капители гигантских поверженных колонн: капитель пробивали насквозь и ставили на венчающий ярус колодца поверх уровня земли. Вместе с традиционными столбами, воротом или колесом колодец представлял собой заметную и живописную архитектурную форму. Колодец отдавали под покровительство мадонны и святых, так как он являлся жизненно необходимым источником водоснабжения. Это давало повод украшать колодцы изобразительной и орнаментальной резьбой, а также ставить над ними статуи евангельского или ветхозаветного содержания. В Германии, Чехии, Словакии и Швейцарии колодцы и фонтаны любили ограждать коваными решетками, а иногда над ними устраивались шатры, напоминавшие алтарную сень, балдахин или готическую колокольню. К лучшим сооружениям подобного рода относится так называемый "Прекрасный фонтан", построенный Генрихом Бехеймом в 1385-1396 гг. в Нюрнберге.

Готические колодцы и фонтаны, как правило, располагали в общедоступных местах, но в то же время и в стороне от потоков движения, чаще у границ, а не в середине площади. Такое размещение колодцев перешло в результате освоения художественного наследия средних веков к мастерам Ренессанса, которые на место готических скромных колодцев поставили статуи кондотьеров и символические изваяния героев нарождавшейся раннебуржуазной эпохи.

 

К началу страницы
Содержание
Генеральные планы городов  Городские улицы