Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Андрей Бунин
История градостроительного искусства

Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма

Том первый

Примечания:

67. Раскопки показали, что Помпеи были залиты не раскаленной лавой, а смесью вулканического пепла с ливневыми водами. Эта вулканическая грязь образовала толстый слой, совершенно покрывший собой весь город. Невысокая температура вулканической грязи исключила сгорание даже легковоспламенявшихся материалов, а непроницаемость образовавшейся почвы предотвращала проникание атмосферных осадков в течение ряда веков. Таким образом, извержение Везувия явилось лучшей формой консервации города. И если многие здания все же оказались разрушенными, то это следует отнести не столько к извержению 79 г., сколько к землетрясению, происшедшему еще при Нероне в 63 г. Вернуться в текст
68. Помпеянский амфитеатр принадлежит к числу древнейших римских амфитеатров. По справедливому замечанию Н. И. Брунова (Очерки по истории архитектуры, т. II. М., 1935, с. 230, 231. Вернуться в текст

 


Часть первая. Градостроительство рабовладельческого строя
2. Античный мир. Древний Рим

Выдающиеся древнеримские города. Помпеи

Для изучения древнеримского градостроительства эпохи республики и первых династий империи весьма благодарный материал дают Помпеи. Это объясняется тем, что катастрофическое извержение Везувия, происшедшее в 79 г., навсегда прекратило жизнь древнего города, сохранив не только многие здания, но и внутреннее убранство их, включая живопись, ткани и предметы домашнего обихода [67].

Несмотря на близость судоходной реки Сарно и преимущества хорошо защищенного от ветров Неаполитанского залива, Помпеи никогда не были крупным торговым портом; не имели они также административного и стратегического значения. Своим необыкновенным расцветом Помпеи были обязаны отчасти ремесленному производству (выделка сукон и красильное дело), но главным образом превосходному климату и красоте окружающего ландшафта, ибо со времени окончательного присоединения Помпей к Римскому государству (80 г. до н. э.) город являлся климатическим курортом столицы и местом постоянного пребывания богатых и знатных римлян, удалившихся от политической и общественной жизни. Именно поэтому Помпеи, этот город римской аристократии, получил столь высокое благоустройство и изысканное архитектурное убранство, проявившее себя не только в общественных зданиях, но и в архитектуре жилых домов.

Крупнейшие сооружения на территории древних Помпей:
1 - Гражданский форум;
2 - театральный ансамбль;
3 - спортивный комплекс с амфитеатром и палестрой Помпеи
Помпеянская палестра, открытая раскопками 1960-х годов

Дата основания Помпей остается неизвестной, но несомненно, что в VI в. до н. э. город уже существовал. Строители Помпей - оски, населявшие в древнейшие времена римскую Кампанью, находились под сильным влиянием своих соседей - италийских греков, а если вспомнить, что сами римляне вплоть до эпохи Августа находились в орбите влияния греческой художественной культуры, то станет понятным преобладание в Помпеях греческого, а не римского художественного начала. Действительно, Помпеи были уничтожены катастрофой в то время, когда создавался Колизей, и, следовательно, живописный стиль эпохи расцвета империи не мог отразиться в Помпеях. Будучи городом средней величины, Помпеи не имели многоэтажных доходных домов, столь характерных для Рима и Остии; в Помпеях не было ни тяжеловесных триумфальных арок, ни грандиозных храмов, ни торжественных форумов, украшенных полукружиями. Наоборот, высокая художественная простота, присущая греческому архитектурному мышлению, воздушность форм и полнозвучие архитектурных пропорций, небольшие размеры всех зданий и, наконец, интимность, столь характерная для помпеянских домов, - все это отвечает скорее греческим принципам, чем римским, даже несмотря на то, что главные помпеянские храмы были построены по римскому канону, а жилые дома сочетали в себе италийский атрий с греческим перистилем. Помпеянские ансамбли сложились в период угасания эллинизма и утверждения римского стиля, еще обладавшего всей свежестью молодого искусства. Вот почему Помпеи не подавляют человека, а органически принимают его, прославляя в жизнерадостных формах и красках радости земного бытия.

Помпеи расположены у южного склона Везувия, усеченный конус которого господствует в окружающем ландшафте. Некогда море вплотную подходило к городским стенам, но по прошествии ряда веков оно отступило, и в настоящее время Помпеи находятся в 1,5 км от берега. Само собой разумеется, что это расстояние не может помешать обозримости морского горизонта. Из Помпей и теперь раскрывается синяя гладь обширного Неаполитанского залива, по сторонам которого высятся скалистые острова.

План города на территории, раскрытой раскопками:
1 - Главный форум;
2 - так называемый Треугольный форум с древним дорическим храмом;
3-3 - Большой театр с портиком;
4-4 - Стабианская улица;
5-5 - улица Меркурия;
6 - Геркулаиские ворота

Страбон, Тацит, Витрувий и другие ранние римские авторы считали Везувий давно потухшим вулканом. Снизу и доверху гору покрывали леса, а плодородная почва у подножия горы создавала благоприятные условия для земледелия. Последнее и послужило причиной для раннего освоения побережья Неаполитанского залива. Помпеи, Геркуланум и Неаполь составляли цепь населенных пунктов, связанных между собой многочисленными виллами, стоявшими среди приморских садов.

Помпеи возникли на древнем лавовом наплыве, полого спускавшемся к югу. Отметка у северной городской стены составляет 42 м от уровня моря, тогда как крайняя южная отметка имеет всего 8 м. Однако центр города был расположен на абсолютно ровной площадке. Первоначальное поселение осков возникло в районе Главного форума, но с течением времени город расширился и образовал тот неправильный овал, который ограждается дошедшими до нас городскими стенами. Помпеи имеют около 1200 м в длину и 700 м в ширину. Раскопки, начатые еще в 1748 г., в настоящее время подходят к концу. В последние годы в интервале между амфитеатром и театральным комплексом была обнаружена гигантская палестра - целое, некогда зеленое прямоугольное поле, обнесенное по контурам многоколонными галереями. Это открытие возвышает Помпеи, превращая их в крупнейший зрелищный и спортивный центр, который обслуживал весь климатический курорт императорского Рима на побережье Неаполитанского залива.

Помпеи. Поперечный разрез по Главному форуму.
В центре - храм Юпитера. Реконструкция
Помпеи. План главного форума:
1 - храм Юпитера (построен около 80 г. до н. э.);
2 - храм Аполлона (120 г. до н. э.);
3 - Базилика (II в. до н. э.);
4 - присутственные места;
5 - здание жрицы Евмахии ( покровительницы суконщиков );
6 - храм культа императоров, закончен при Веспасиане (правил в 69-79 гг. н. э.);
7 - храм Ларов города;
8 - Мацеллум - рынок, построенный при Августе (правил с 27 г. до н. э. по 14 г. н. э.);
9 - овощной рынок и правее его (с выходами на улицу) - две общественные уборные

Помпеи не имеют геометрически идеальной планировочной структуры. Композицию города определила не геометрическая схема, а живописность окружающего ландшафта. Над городом и всем Неаполитанским заливом царит огромная, живописная вершина Везувия. На нее и направили строители Помпей важнейшие транзитные улицы - Стабианскую и улицу Меркурия, которые составили основу всей сетки улиц города; на Везувий ориентирована и удлиненная площадь форума, перистильный двор большого театра, продольная ось амфитеатра, храм Аполлона и даже крупные жилые дома. Благодаря этому усеченный конус горы как бы "присутствует" во всех перспективах. Он улучшает ориентацию зрителей, обогащает колорит города, дает необходимые вертикальные контрасты и, наконец, оправдывает плоскостной характер городского силуэта. В этом тонком учете внешнего ландшафта сказалось греческое понимание природы, но заслугой римлян явилось то, что они сохраняли и развивали композицию, основу которой заложили греки.

Помпеи. Перистиль храма Аполлона.
Справа - сохранившиеся дорические колонны портика,
в глубине - подиум храма,
а горизонте - вершина Везувия
Арка Константина в Риме - последнее триумфальное сооружение, спешно возведенное (смонтированное из обломков античных зданий) накануне перенесения столицы империи в Константинополь.
Вид со стороны Аппиевой дороги

Большой интерес представляет в Помпеях амфитеатр, почти целиком утопленный в землю [68], земляная конструкция помпеянского амфитеатра указывает на связь этого сооружения с восточными эллинистическими театрами и стадионами); не менее интересна группа театров, примыкавшая к Треугольному форуму, однако сильнейшее и неизгладимое впечатление производит на зрителей центр города, состоящий из Главного форума и окружающих его базилик, рынков и храмов.

Помпеи. План Геркуланской дороги:
1 - Геркуланские ворота и городская стена;
2 - вилла Диомеда

Чем же объясняется обаяние помпеянского форума? Конечно, абсолютные размеры, так же как и геометрически правильный план этого форума, играют совсем незначительную роль. Художественная выразительность помпеянского форума заключается в его пропорциях, в выдающейся роли главного здания, в гармонической связи самой площади с системой примыкающих улиц и, наконец, в исключительной разработке архитектурных деталей. И архитектор, и каменотес вкладывали столько любви и искусства в каждую глыбу мрамора, из которой выходила колонна, плита мостовой или же подиум статуи, что камень не мог не "ожить", превратившись в настоящее художественное произведение.

Помпеи. Перспектива улицы Изобилия.
Слева - сохранившиеся античные жилые дома
Помпеи. Дом Фавна (II в. до н. э.).
На первом плане - главный атрий с мраморным бассейном (имплювием).
В глубине атрия - таблинум, за которым возвышаются колонны перистиля

Так же, как и форумы Рима, помпеянский Главный форум строится на контрастах к окружающей среде. Действительно, улицы, подводящие к Главному форуму, по большей части были узкими и кривыми. Слепые фасады домов прорезались лишь редкими входами в магазины и жилые дома; силуэт уличной застройки делал уступы и зигзаги на фоне неба, и лишь края нависающей черепицы и сочная зелень деревьев оживляли скромные уличные перспективы. Но, выйдя на форум, зритель уже ощущал простор. Дорические колоннады, окружавшие форум с трех сторон, сообщали ему парадность и строгость, а высоко стоявший храм Юпитера с его большими колоннами коринфского ордера резко выделялся на окружающем фоне. Но притягательная сила храма Юпитера заключалась не только в нем самом. За храмом высился синеющий абрис Везувия, и склоны горы, обрамлявшие треугольник фронтона, придавали храму Юпитера огромную силу. Этим и объясняется то неизъяснимое влечение в сторону храма, которое испытывает всякий, вступивший на эту замечательную площадь.

Комплекс помпеянского форума формировался в течение ряда веков. Так, например, храм Аполлона и большая базилика, примыкающая к форуму с запада, были построены еще во II в. до н. э. Храм Юпитера относится к 80 г. до н. э., а крытый рынок для торговли продуктами (Мацеллум), расположенный с восточной стороны, возник в эпоху Августа. Сооружения, окружающие Главный форум, хотя и сохраняют либо параллельное, либо перпендикулярное положение в отношении самого форума, но не вполне отвечают его осям. Вот почему такое большое значение приобрели колоннады, обрамлявшие площадь. Эти колоннады служили не только для размещения публики во время массовых зрелищ, но и превосходно маскировали разнохарактерную застройку.

В 63 г. помпеянский форум, как и весь город, сильно пострадал от землетрясения. Тотчас же после этого начались восстановительные работы, о чем свидетельствуют незаконченные постройки и наполовину обработанные колонны, найденные на каменном паркете Главного форума. Однако восстановление города было прервано второй катастрофой, разразившейся 24 августа 79 г.

Античная статуя на фоне развалин

Рассказ очевидца этой трагедии оставил нам Плиний младший, а романтически преподнесенное зрительное представление о гибели Помпей дал выдающийся русский художник К. П. Брюллов, поместивший персонажей своей колоссальной картины в обстановку раскрытой раскопками Геркуланской дороги.

 

К началу страницы
Содержание
Выдающиеся древнеримские города. Рим  Средневековые города Германии, Франции, Англии, Италии и западнославянских стран