Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Андрей Бунин
История градостроительного искусства

Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма

Том первый

Примечания:

62. Помимо хорошо сохранившихся архитектурных памятников и фундаментов, вскрытых раскопками, к числу источников по изучению древнего Рима относятся: 1) так называемый городской план Капитолия - мраморная доска с планом Рима, высеченным по повелению императора Септимия Севера на рубеже II и III вв. (сохранилась лишь в обломках); 2) "Описание области времен Константина" - рукопись в копиях 354 и 357 гг.; 3) описания современников: Страбона, Тацита, Сенеки и и других авторов; 4) средневековые графические документы и описания памятников, разрушенных до издания закона об охране античного наследия. Вернуться в текст
63. Допуская возможность закладки стен при Сервии Туллии (т. е. в середине VI в. до н. э.), современная археология датирует их IV в., так как большая часть стен была построена между 400 и 300 г. до н. э. Общая длина стен Сервия Туллия составляла более 8 км. Вернуться в текст
64. Согласно Плинию старшему (Historia Naturalis, кн. 35, гл. XIV, разд. 49), первые жилые дома, облицованные мрамором, появились в 70-х годах I в. до н. э., причем общественное мнение встретило мрамор насмешками. Мраморные храмы стали строить в Риме несколько раньше частных домов. Однако только на рубеже нашей эры мрамор прочно и широко вошел в строительный обиход. Вернуться в текст
65. География Страбона в семнадцати книгах. Пер. с греческого Ф. Г. Мищенка. М., 1879, кн. 5, гл. 3, § 8. Вернуться в текст
66. Строительство улицы Виа дель Имперо, соединившей площадь Венеции с Колизеем, является примером варварского отношения итальянского фашистского правительства к памятникам архитектуры античного Рима. Раскрытые раскопками в 1930-х годах форумы Цезаря Августа и Траяна были, по приказу Муссолини, вновь засыпаны и залиты асфальтом для сооружения над ними полотна этой широкой автомобильной дороги. Вернуться в текст

 


Часть первая. Градостроительство рабовладельческого строя
2. Античный мир. Древний Рим

Выдающиеся древнеримские города. Рим

Римская историческая традиция датирует основание города Рима 753 г. до н. э. С этой датой связан ряд легенд, возникших, однако, позднее - в эпоху расцвета Римского рабовладельческого государства. Согласно одной из них, троянец Эней после гибели Трои долго странствует и, наконец, достигает берегов Лация. Здесь его потомки Ромул и Рем (а по другим легендарным источникам - сыновья бога войны Марса и весталки Реи Сильвии) закладывают город. В споре о названии города Ромул убивает Рема и становится первым римским царем. Такова суть легенд о происхождении Рима. Однако археологические находки последнего времени опровергают приведенную дату и дают основание полагать, что Рим возник не в VIII, а в X в. до н. э., когда, по всей вероятности, и произошло срастание родовых общин, населявших район Капитолийского, Палатинского и Квиринальского холмов.

Рим. План города в IV в. н. э.:
1 - Колизей;
2 - храм Венеры и Ромы;
3 - базилика Максенция;
4-4 - императорские форумы: Мира, или Веспасиана (ближайший к базилике Максенция), Нервы, Цезаря, Августа и Траяна;
5 - театр Марцелла; к северу от него - портик Октавии и цирк Фламиния;
6 - театр и портик Помпея;
7 - стадион (цирк Агонале); правее его - остатки терм Нерона;
8 - Пантеон;
9 - мавзолей и мост Адриана;
10 - цирк Нерона (к северу от пего - сады Калигулы);
11 - мавзолей Августа;
12 - термы Диоклециана;
13 - термы Траяна (под ними остатки Золотого дома Нерона);
14 - храм Клавдия;
15 - термы Каракаллы;
16 - Большой цирк;
17 - дворец Флавиев на Палатине и к югу от него Стадий;
18 - место продовольственных форумов Рима (Боариум и Велабрум);
19 - о-в Эскулапа с мостами Фабриция (слева) и Цестия (справа);
20 - цирк Адриана Двойной линией показаны остатки стен Сервия Туллия, внешней жирной линией - стены Аврелиана

Рим возник на левом берегу тогда еще судоходной реки Тибр, в 27 км от впадения ее в Тирренское море. Это создавало земледельческой общине Лация очень выгодное положение, удобное для ведения морской торговли и достаточно безопасное от внезапных набегов пиратов. Природным окружением древнего Рима была лесостепь, характерная в то время для Лация и Кампаньи. Но по прошествии ряда веков, так же как и в Аттике, леса здесь совершенно исчезли, и в настоящее время Рим окружают оголенные пастбища, среди которых тянутся многоарочные акведуки, отчетливо видные на фоне отдаленных Альбанских гор.

Занятая Древним Римом территория была достаточно благоприятна, так как, помимо обширной прибрежной равнины, так называемого "Марсова поля", город включал в себя группу холмов, удобных для устройства акрополя и оборонительных стен.

Пейзаж в окрестностях Рима. На горизонте слева - Альбанские горы Пейзаж в окрестностях Рима. Вилла Квинтили. Вдали, на равнине развалины акведука

На левом берегу реки высятся Капитолийский и Палатинский холмы, к которым с севера и востока примыкают склоны Квиринальского, Виминальского, Эсквилинского и Целлийского холмов. К югу от Палатина возвышается мягко очерченный Авентинский холм, а за Тибром на горизонте видны Яникульский и Ватиканский холмы, оставшиеся за пределами плотно застроенного античного города.

Нет возможности составить ясное представление о планировочной топографии Рима эпохи царей и даже ранней республики, так как достоверные источники для изучения Рима относятся к позднему времени [62]. Несомненно одно, что древнейший Рим занимал территорию Палатинского холма, который имел относительно плоскую вершину и своим очертанием в плане напоминал несколько скошенный квадрат. Город, заключенный в пределах Палатинского холма, получил название Квадратного Рима (Roma quadrata).

В истории территориального развития Рима "Рома квадрата" составляет первый этап. В дальнейшем был освоен Капитолийский холм и окраины других левобережных холмов. Уже во времена последних царей Капитолийский холм превратился в акрополь, а лежавшая к востоку от него болотистая низина была постепенно осушена, и там образовалась главная площадь Рима - форум Романум.

Обломки так называемого "Городского плана Рима из Капитолия".
Вверху отчетливо виден фрагмент планов рынка Траяна и форума Траяна
(автор гравюры - Пиранези - ошибочно присоединил к базилике Ульяпия обломок плана базилики Эмилия)

От раннего форума не сохранилось почти никаких вещественных следов, за исключением гигантского каменного водостока, известного под названием "Клоака максима", который существует и действует даже теперь, являясь главным коллектором для стока ливневых вод из района Капитолия и Палатина.

Второй этап территориального развития Рима связан с сооружением так называемых стен Сервия Туллия [63]. Новые стены охватили значительную территорию, включавшую в себя семь главных холмов. Частично сохранившиеся фундаменты стен дают возможность достаточно точно установить границы Рима времен республики. Стены начинались у самого Тибра, огибали с северо-запада Капитолийский и Квиринальский холмы, затем пересекали плоскогорие Виминальского, Эсквилинского и Целлийского холмов и, включив в свою орбиту Авентинский холм, снова возвращались к реке.

Вслед за возведением стен Сервия Туллия началось строительство загородных стратегических и торговых дорог, так как Римское государство, выросшее из города Рима, постепенно расширяясь, овладевало Италией. В 312 г. до н. э. в юго-восточном направлении была проложена знаменитая Аппиева дорога, соединившая Рим с Капуей, а затем с Брундисием, где находилась стоянка римского военного флота. В северном направлении для связи Рима с его предальпийскими провинциями была построена дорога Фламиния. Позднее в направлении Тирренского моря (т. е. на запад от Рима) прошла дорога, послужившая основанием для позднейшей дороги Аврелия. В юго-западном направлении, в сторону торгового порта Остии, пролегла Остийская дорога, а к востоку и северо-востоку от Рима шли Номентанская, Тибуртинская, Пренестинская и Тусколанская дороги. Последние служили главными путями, по которым ввозились в столицу камень, мрамор и апеннинский строительный лес.

Подчеркнем еще раз то весьма существенное обстоятельство, что перечисленные дороги в силу центрального положения Рима на территории страны естественным образом обусловили радиальную планировочную структуру города, ибо все они так или иначе приводили к республиканскому форуму.

Многочисленные перестройки, которым подвергался Рим в течение ряда столетий, а также и естественные разрушения не дают возможности восстановить планировочную топографию города республиканского периода. Однако можно считать несомненным, что Рим в эпоху республики, так же как и в эпоху империи, не имел геометрически правильной уличной сети. Холмы и глубокие долины заставляли искривлять городские улицы, направляя их в обход крутым подъемам и спускам, и лишь одна виа Фламиниа, пересекавшая плоское Марсово поле, получила прямолинейное направление. Она сохранилась вплоть до нашего времени и по ее траектории прошла страда дель Корсо - средняя из трех лучевых магистралей, ныне соединяющих Капитолий с порта дель Пополо.

Победоносное окончание Пунических войн ощутительно отразилось на планировочном развитии Рима. В I в. до н. э. Рим не только заполнил территорию, ограниченную стенами Сервия Туллия, но и вышел далеко за пределы этих стен, распространяясь главным образом в сторону Марсова поля. Сулла, Помпей и особенно Цезарь производили большие строительные работы как в центре города, так и на окраинах Рима. При них осуществилась коренная реконструкция республиканского форума (форум Романум), который расширился и украсился новыми зданиями. Дошедшие до нас в развалинах Табуларий (римский государственный архив), храм Сатурна, базилика Юлия и храм культа Цезаря прочно определили границы этого форума.

Рим. План форумов:
1 - храм Весты;
2 - храм Кастора и Поллупса;
3 - храм Цезаря;
4 - храм Антонина и Фаустины;
5 - базилика Эмилия;
6 - базилика Юлия;
7 - Ростра;
8 - арка Септимия Севера;
9 - храм Сатурна;
10 - храм Веспасиана;
11 - храм Нонкордии (Согласия);
12 - Табуларий;
13 - храм Венеры Родительницы;
14 - храм Минервы;
15 - храм Марса Ультора;
16 - базилика Ульпия;
17 - колонна Траяна;
18, 19 - библиотеки;
20 - храм Траяна;
21 - вход на рынок Траяна
Рим. Общий вид форума Романум в современном нам состоянии. Слева - отчетливо видны базы колонн базилики Юлия; далее (на фоне стены Табулария) - колонны лицевого фасада храма Сатурн; правее - арка Септимия Севера

Рост населения Рима и развитие общественной жизни повлекли за собой сооружение нового форума, получившего название форума Цезаря. Построенный рядом с республиканским форумом, он положил начало целой системе императорских форумов, по мере сооружения которых центр Рима значительно вырос. Однако еще более интенсивное строительство развернулось на самом рубеже нашей эры - в правление первого римского императора Августа (правил с 27 г. до н. э. по 14 г. н. э.). Если в период "Рома квадрата" Рим был городом одноэтажных деревянных и глинобитных хижин, крытых тростником и соломой, если в эпоху республики здесь преобладала одноэтажная застройка из кирпича-сырца, то к I в. н. э. резко возросла этажность жилых домов; появились доходные дома в 4, 5 и даже 6 этажей; значительно повысилось благоустройство города, а в облицовке и даже в конструкциях зданий для колонн и других ответственных частей стал широко применяться мрамор [64].

При Августе строительство велось почти на всей территории Рима, но особенно много было построено в центральных районах столицы. Так, на Палатине, до этого времени занятом рядовыми жилыми домами, возникает дворец Августа, а между Палатинским и Авентинским холмами - так называемый Большой цирк, вмещавший, по-видимому, до четверти миллиона зрителей. На форуме Романум строится триумфальная арка Августа; там же перед Табуларием на высоком стилобате заново отстраивается храм Согласия, украсивший своими коринфскими колоннадами главный фасад площади; рядом с базиликой Юлия возводится храм Кастора и Поллукса, а к северу от республиканского форума в короткие сроки возводится украшенный экседрами форум Августа, послуживший прообразом для форума Траяна. К западу и северо-западу от Капитолия на Марсовом поле, служившем для общественных игр и военных парадов, сооружаются: театр Марцелла, термы Агриппы, грандиозный мавзолей Августа и множество храмов, портиков и садов.

Рим. Реконструкция центрального района города (модель Биго).
Вид от храма Клавдия на Колизей и долину форумов:
слева - русло Тибра с островом Эскулапа;
правее - капитолийский ансамбль;
за ним - постройки на Марсовом поле

Территория города за этот период значительно выросла, однако Рим не получил новых оборонительных стен, даже больше того - старые обветшавшие стены Сервия Туллия были постепенно уничтожены. На протяжении трех веков Рим вовсе не имел городских стен и рос совершенно свободно. Отсутствие стен объяснялось возросшим могуществом Римского государства, которое имело возможность отражать нападения внешних врагов на своих отдаленных границах.

Яркое описание Рима времен Августа дает Страбон в своей "Географии": "... Позднейшие поколения и особенно современники наши, - говорит он, - не отставали и в этом отношении, украсивши город множеством прекрасных зданий ... большая часть их находится на Марсовом поле, где с природою соединены искусственные украшения. Величина поля изумительна, она допускает вместе с бегом на колесницах и другими конными ристалищами игры в мяч, в кольцо, гимнастические упражнения для огромного числа лиц; потом окружающие площадь здания, круглый год зеленеющая трава, наконец, венок холмов над рекою до русла представляют живописный вид, а все вместе - зрелище, от которого трудно оторваться. Недалеко от Марсова поля лежит другое, а кругом многочисленные портики, рощи, три театра, амфитеатр и роскошные, следующие непрерывно один за другим храмы, так что описание остального города может показаться лишним... Из монументов наиболее замечателен так называемый Мавзолей (т. е. мавзолей Августа - А. Б.), высокая насыпь земли подле реки на высоком основании из белого мрамора, осененная до самой верхушки вечнозелеными деревьями. На вершине стоит статуя кесаря Августа, а под холмом хранятся гробницы его, его родственников и друзей; за ним расстилается огромная роща с прелестными аллеями для гулянья; по середине поля костер Кесаря, тоже из белого мрамора, окруженный железною решеткою, внутри которой посажены тополя. Направляясь дальше к старому рынку и видя одну площадь за другою, потом царские портики и храмы, еще далее - Капитолий, произведения искусства на нем, на Палатине и в садах Ливии, легко забываешь обо всем, что вне этого. Таков Рим" [65].

Как видно из приведенного описания, Древний Рим, развивавшийся за счет эксплуатации миллионов рабов и систематического ограбления покоренных народов, украшался с невиданным размахом и мог производить впечатление даже на таких просвещенных ценителей искусства, каким являлся Страбон.

Рим. Реконструкция центрального района города (модель Биго).
Вид от храма Клавдия на Колизей и долину форумов:
слева - русло Тибра с островом Эскулапа;
правее - капитолийский ансамбль;
за ним - постройки на Марсовом поле

Однако эпоха Августа еще не была зенитом в развитии Рима. Кратковременные тиранические царствования Тиберия, Клавдия и Нерона сменились эпохой устойчивой власти императоров, принадлежавших к династиям Флавиев, Антонинов и Северов, и, собственно, при них и расцвело искусство городских ансамблей, оставившее столь монументальные и вместе с тем живописные сооружения, как триумфальные арки Тита, Септимия Севера, форум Траяна и Колизей.

Катастрофический пожар, происшедший при Нероне в 64 г., опустошил громадные территории и послужил причиной для новых весьма интенсивных строительных работ, развернувшихся в правление Флавиев (69-96 гг.). Современник этого восстановительного строительства Тацит утверждает, что оно велось по заранее точно составленному плану, согласно которому расширялись римские улицы и регулировалась этажность в застройке рядовых городских кварталов. Но не следует переоценивать вышеупомянутых мероприятий по благоустройству города, так как главной строительной целью всех императоров Древнего Рима было прославление их собственной личности. Цезари понимали, что форумы, храмы и другие значительные сооружения могут служить монументами и превратили центр Рима в гигантский комплексный монумент, где архитектура, скульптура и надписи на мраморных аттиках арок сливались в торжественный гимн империи. Таким образом, восстановительный период, совпавший с правлением Флавиев, украсил Рим новыми архитектурными сооружениями, но в планировочном отношении не принес существенных улучшений.

Уличная сеть Рима продолжала оставаться запутанной, а на окраинах города и даже в непосредственном соседстве с форумами сохранялись крайне переуплотненные доходные дома, населенные беднотой, существовавшей на средства государства.

При императоре Веспасиане, в 70-х годах I в., был частично разрушен Золотой дом Нерона, и на расчищенном месте между Эсквилинским, Палатинским и Целлийским холмами началось строительство амфитеатра Флавиев (более известного под именем Колоссея, или Колизея). Колизей представлял собой большой овал 188 м длиной и 156 м шириной. Первоначально он имел только три яруса, состоявших из массивных внешних аркад. Но позже в целях повышения емкости амфитеатра и для усиления эффекта колоссальности был надстроен четвертый ярус, представляющий собой снаружи глухую стену с небольшими оконными проемами. В таком виде (при общей высоте здания 48,5 м) Колизей дошел до нашего времени, поражая зрителей своими грандиозными размерами, монументальностью и необыкновенной силой лаконичной объемной формы.

Амфитеатр Флавиев был предназначен для боев гладиаторов, травли зверей и других массовых зрелищ. Помимо этого, при помощи акведука, построенного еще при Нероне, арена амфитеатра могла наполняться водой, и тогда на поверхности колоссального искусственного водоема происходили настоящие морские сражения. Заполненный многотысячной толпой Колизей, вероятно, производил исключительно сильное впечатление. Внизу расстилалась посыпанная песком арена, вверху открывалась сияющая синева небосвода, а если на небе сгущались тучи (что было редким явлением в Риме), то над Колизеем растягивался золотистый шелк, создававший иллюзию солнечного освещения.

Адриан (76-138 гг.) - римский император, архитектор, покровитель эллинистической культуры.
Расширил и украсил Афины, основал Антинополь, Ламбезис и ряд военных лагерей; содействовал строительству в Риме; автор проекта храма Венеры и Ромы (рельеф с динария, выбитого между 117 и 138 гг.; увеличен в два раза)
Рим. Амфитеатр Флавиев (Колизей). Построен в последней четверти I в. н. э.
Вид с западной стороны.
На первом плане - апсида храма Венеры и Ромы

В 80 г. амфитеатр Флавиев, за исключением позднее построенного четвертого яруса, был закончен. Тогда же возникла идея украсить Священную улицу новой триумфальной аркой, которая оформляла бы подходы к республиканскому форуму и вместе с тем служила богатой рамой для отдаленно стоявшего Колизея. В 80-х годах арка была уже открыта и посвящена императору Титу. Можно удивляться тому высочайшему искусству, с каким была сооружена эта лучшая в мире триумфальная арка, ибо при ее очень скромных размерах (высота арки 15 м) она производит впечатление грандиозного и мощного сооружения, вполне достойного Колизея. Параллельно с постройкой Колизея и триумфальной арки Тита велись работы по сооружению форума Мира (или форума Веспасиана); на Палатине рядом с дворцом Августа строили более пышный дворец Флавиев, а на Эсквилинском холме - грандиозные термы Тита.

В самом конце I в. на смену династии Флавиев пришли Антонины (96-193 гг.). При Траяне и Адриане Рим достиг своего наивысшего расцвета. Для города с населением 1,5-2 млн. жителей ежедневно доставлялось до 1,5 млн. м3 воды, что при учете подушного потребления можно считать образцовым даже для современных нам городов. В строительстве форумов, храмов и других общественных зданий Антонины сделали не меньше, чем Цезарь, Август или династия Флавиев, с той только разницей, что архитектурные композиции этого времени стали более пышными, знаменуя тем самым расцвет декоративного стиля.

В кратковременное правление Нервы (96-98 гг.) в Риме был построен так называемый проходной форум (или форум Нервы), разместившийся рядом со всей группой императорских форумов на месте проезда от Виминальского холма к республиканскому форуму. После этого император Траян решил затмить своим новым форумом все форумы Рима. В 111 г. он поручает строительство форума Аполлодору Дамасскому, и через три года весь комплекс построек с базиликой Ульпия, библиотекой, колонной и храмом получает свое завершение. К сожалению, форум Траяна был впоследствии настолько разрушен, что даже теперь после раскопок (связанных с прокладкой виа дель Имперо) его трудно представить себе весь в целом [66].

В 117 г. Траяна сменил император Адриан, выдающийся архитектор, любивший грандиозность Востока и глубоко понимавший чисто римские монументальные формы архитектуры. Весьма вероятно, что своим завершением форум Траяна обязан Адриану; при нем же был построен Пантеон (115-126 гг.) и начат гигантский ступенчатый мавзолей Адриана, ставший усыпальницей римских императоров вплоть до III в. Произведением самого Адриана является "двойной" храм Венеры и Ромы, который вырос у самого Колизея и длинной своей стороной оформил Священную улицу. Основоположник династии Северов император Септимий Север (193-211 гг.) сделал последний вклад в архитектуру форума Романума великолепной трехпролетной триумфальной аркой. Полагая, что Рим как архитектурное целое уже сложился и что новые сооружения вряд ли могут его улучшить, Септимий Север решил навсегда узаконить существующий план столицы. Для этого в Табуларии была установлена мраморная доска, изобразившая план Рима с поистине удивительной топографической точностью. Так возник один из древнейших планировочных документов, известный под именем "Городского плана Рима из Капитолия".

Рим. Храм богов - Пантеон (построен во II в. н. э. возможно Аполлодором из Дамаска).
Вид со стороны одноименной площади
Рим. Рынок Траяна (построен в начале II в. н. э. возможно Аполлодором из Дамаска).
Справа - нижний ярус рынка с циркульным проездом, обнимавшим полукружие форума Траяна;
слева - верхний ярус с табернами, выходившими на вторую циркульную улицу, высеченную в скале Квиринальского холма

Однако этот план не мог остановить дальнейшего строительства, и по мере естественного разрушения зданий Рим продолжал перестраиваться, изменяя свою планировку. В начале III в. на южной окраине Рима возникают грандиозные термы Каракаллы, а в 273 г. император Аврелиан приступает к сооружению новых городских стен. С постройкой стен Аврелиана закончился третий, последний этап в истории территориального развития Рима, так как самая причина постройки стен заключалась в нараставшем упадке империи. В конце III в. римляне уже не "искали врагов", а боялись их. Беспрерывные волнения порабощенных народов, все более обострявшаяся классовая борьба, проявившая себя в революции рабов, и, наконец, шаткость центральной власти не могли не отразиться на столице империи. Вот почему в течение III и особенно IV в. темп роста Рима значительно снизился, и город уже не вышел из черты Аврелиановых стен. Новые крупные сооружения появлялись лишь в редких случаях, когда тому или иному императору на короткий срок удавалось объединить в своих руках всю грандиозную империю. Последние вспышки строительной деятельности имели место при Диоклетиане и Константине I, когда возникли колоссальные термы Диоклетиана, базилика Максенция и трехпролетная арка Константина, построенная у самого Колизея.

В 330 г. в связи с перенесением столицы в Византию Рим превратился в провинциальный город, а разделение империи на Западную и Восточную (395 г.) хотя и вернуло Риму положение столицы, но не украсило города ни одним полноценным зданием, так как история вынесла свой окончательный приговор социально-экономической системе Римского рабовладельческого государства, и в условиях зарождавшегося феодализма Риму должен был прийти неизбежный конец. Так и произошло в 476 г., когда начальник наемного германского войска Одоакр низложил последнего римского императора Ромула Августула.

Восстановить в своем воображении достаточно полную и точную картину античного Рима чрезвычайно трудно уже по одному тому, что целые большие районы древней столицы до нас не дошли. Попытки восстанавливать архитектуру отдельных сооружений и целых ансамблей Рима делали Пиранези, Луиджи Канина, Ланчиани и ряд других архитекторов, археологов и историков архитектуры. Быть может, более других приблизился к истине Биго, но и в его реконструктивной модели имеется ряд неизбежных ошибок, ибо Древний Рим как архитектурное целое нельзя воссоздать без помощи фантазии. Однако центр Рима, расположенный в районе Колизея и форумов, все же сохранился настолько, что можно рассматривать его планировку без риска впасть в большие ошибки.

Рим. Общий вид колонны Траяна

При беглом рассмотрении план римского центра кажется хаотическим. Но внимательно изучая размещение храмов, форумов и других сооружений, входящих в него, мы неизбежно придем к обратному выводу, а именно, что этот план, формировавшийся в течение многих веков, имеет определенную архитектурную логику и обладает несомненными живописными качествами. В самом деле, центр Рима, расположенный в долине, растянутой с юго-востока на северо-запад, отвечает строению ее рельефа. Можно удивляться тому большому искусству, с каким скомпонованы императорские форумы - эти замкнутые и в сущности обособленные площади. Строители форумов привели их к единой системе, рассчитанной на последовательное восприятие картин. Восприятие архитектуры императорских форумов происходило примерно так же, как происходит восприятие внутренних помещений очень крупного здания. Если зритель, переходя из одного помещения в другое, ощущает большие различия в их форме, размерах и внутреннем убранстве, только тогда он и получает хорошую ориентацию и самый интерес к движению вперед. Подобным же образом, т. е. на принципе контрастного сочетания пространств, был построен весь комплекс форумов Рима.

Созданный под влиянием эллинистических образцов форум Романум резко отличался от более поздних императорских форумов, однако и он не разрушал композиции городского центра. Трапециевидный план этого форума, расширяясь в сторону живописного комплекса Капитолия, широко раскрывал холмистый римский ландшафт. Но, попадая на форум Нервы, зритель ощущал себя в иной архитектурной среде. Стороны удлиненного форума Нервы ограждали глухие стены, у которых стояли коринфские колонны, не оставлявшие за собой даже минимального прохода. С форума Нервы можно было пройти либо на перпендикулярно расположенный форум Цезаря, либо в глубокий портик форума Августа, украшенный экседрами, либо (в противоположном направлении) на форум Веспасиана, среди которого стоял храм Мира. Форум Августа удивлял наблюдателя громадным храмом Марса Ультора, от которого к площади ниспадал поток ступеней; но еще большее впечатление производил крупнейший и самый сложный из форумов Рима - форум Траяна.

Рим. Мавзолей Адриана (теперь замок св. Ангела).
Построен в первой половине II в. н. э.
Античное завершение мавзолея утрачено.
Внешняя крепостная стена, угловые башни и вершина мавзолея - средневекового происхождения.
На первом плане - мост Адриана, декорированный в XVI-XVII вв.

Однако Риму, как и всякому городу, помимо площадей, было необходимо крупнейшее здание, производящее наиболее сильное впечатление извне своими объемными формами. Таким сооружением, игравшим роль архитектурного "ядра" всего Рима, стал Колизей. Необходимо отметить, что Колизей с его спокойной эллиптической формой не только превосходно вписывался в окружающие его холмы, но и являлся центром тяготения для рядом расположенных зданий. Храм Клавдия, термы Траяна и храм Венеры и Ромы направлены на него своими осями. Колизей как бы "притягивает" их к себе и, взяв под свое покровительство, прекрасно отвечает сложному ансамблю Капитолия, уравновешивая его на большом расстоянии. Само собой разумеется, что без Колизея Рим никогда не имел бы той монументальности, спокойствия и силы, которые ощущаются даже теперь, когда основная масса построек античного города наполовину исчезла.

 

К началу страницы
Содержание
Древний Рим   Выдающиеся древнеримские города. Помпеи