Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Андрей Бунин
История градостроительного искусства

Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма

Том первый

Примечания:

55. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 34, с. 364. Вернуться в текст
56. По сравнению с греческими городами классического и эллинистического периодов римские города были более крупными и достигали, как правило, 25-30 тыс. жителей. На их фоне резко выделялись столицы покоренных стран, такие, как Александрия и Афины. В Афинах при императоре Адриане обитало, вероятно, от 160 до 180 тыс. жителей, а в Александрии же - до полумиллиона. Судя по количеству потреблявшейся питьевой воды, а также и по вместимости цирков, амфитеатров и других общественных зданий, цифру населения Рима, определяемую в 1,5 млн. жителей, нельзя считать преувеличенной. Вернуться в текст
57. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - В кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., изд. 2-е, т. 21, с. 147. Вернуться в текст
58. Маркс К. Предисловие ко второму изданию "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта". - В кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2-е, т. 16, с. 375, 376. Вернуться в текст
59. Колонна была построена в честь победоносного похода Траяна в Дакию. История этого похода отображена в рельефах, покрывающих колонну. Внутри нее помещается спиралевидная лестница, а в цоколе в свое время находилась урна с прахом Траяна. Работы по реставрации колонны, упавшей в средние века, были произведены Доменико Фонтана в конце XVI столетия. Однако на вершине взамен утраченной фигуры Траяна была поставлена статуя св. Петра. Вернуться в текст
60 Планомерные раскопки Герасы производились начиная с 1925 г. В 1938 г. результаты раскопок были опубликованы в капитальном труде: Kraelirig Carl Н. Gerasa city of the Decapolis, New Haven, Connecticut. Вернуться в текст
61. Тетрапил (или тетрапилон) - четырехстолпное сооружение, нередко оформлявшее перекрестки главных римских улиц, а также въезды на форумы. Островное положение тетрапила на перекрестке давало возможность организовать движение колесниц по взаимно перпендикулярным направлениям, а кроме того, способствовало архитектурному объединению колоннад, оформлявших "кардо" и "декуманус" (Пальмира и Гераса). Тетрапил Ламбезиса представляет собой исключение из общего правила, так как отдельно стоящие столбы здесь были заменены четырьмя каменными стенами, каждая из которых имела по три арки для колесниц и пешеходного движения. Вернуться в текст

 


Часть первая. Градостроительство рабовладельческого строя
2. Античный мир. Древний Рим

История древнеримской художественной культуры тесно связана с историей города Рима, так как римское рабовладельческое государство было обязано ему своим происхождением и развитием. На протяжении нескольких веков - вплоть до упадка рабовладения и зарождения нового феодального уклада - Рим был крупнейшим городом страны и являлся центром ее политической и культурной жизни.

Римская историческая традиция делит историю Римского государства на три эпохи: эпоху царей (VIII-VI вв. до н. э.), эпоху республики (VI-I вв. до н. э.) и эпоху империи (I-V вв. н. э.). В эпоху царей Рим не имел значения крупного центра. В начале эпохи царей в Риме еще сохранялись черты родового строя. Триста родов, разделенных на тридцать курий, в свою очередь делившихся на три трибы, в совокупности составляли политически полноправный "римский народ" (populus romanus), тогда как население вновь присоединенных общин, по определению Энгельса, представляло собой плебс, лишенный всех общественных прав. Борьба между плебсом и "римским народом" привела в конце эпохи царей к революции, уничтожившей пережитки родового строя и утвердившей деление всех военнообязанных граждан Рима по имущественному положению на пять классов.

Судить об архитектуре и градостроительстве этого раннего периода римской истории чрезвычайно трудно ввиду почти полного отсутствия остатков архитектурных сооружений. Но несомненно то обстоятельство, что римляне многое восприняли у этрусков, в свою очередь испытавших на себе влияние Греции. Так, например, этрусский ритуал основания городов, когда территорию, предназначенную для строительства нового города, опахивали бронзовым плугом, прочно вошел в обычай римлян. Следует отметить, что проведением борозды вокруг города устанавливался так называемый "помериум" - полоса свободной от застройки земли, имевшая сакрально-правовое значение. Самая борозда считалась неприкосновенной; на ней строили городские стены, а территория внутри помериума могла заселяться только полноправными гражданами Рима. Сходство между регулярными городами более поздней республиканской эпохи и древнейшими италийскими поселениями-террамарами типа Кастелаццо, а также этрусскими городами, подобными Марцаботто, дает основание предполагать, что прямоугольная планировочная система была освоена римлянами еще в царский период. На это указывает и самое название древнейшей части Рима на Палатинском холме-"Roma quadrata" (Квадратный Рим).

Карта географического расположения городов Римской империи в IV в. н. э.

На ранних ступенях развития римского зодчества под непосредственным этрусским влиянием сформировались римский жилой дом атрийного типа и римский храм на высоком цоколе с сильно выдвинутой колоннадой, украшавшей главный фасад.

Однако позже, после завоевания Римом средней и южной Италии, где был расположен ряд греческих колоний - Пестум, Неаполь, Помпеи и др., римская культура испытала еще более сильное воздействие эллинистической культуры и стоявшего на высокой ступени развития эллинистического градостроительного искусства.

В начале эпохи республики Рим был типичным городом-государством с родовой аристократией, стоявшей у власти (патриции), и плебсом, составлявшим большинство населения. Экономической основой римского государства продолжало оставаться сельское хозяйство свободных мелких землевладельцев. Однако уже в IV в. до н. э. торговля и ремесла, находившиеся в руках наиболее богатой части плебса, достигли такого развития, что ряд городов приобрел значение торговых и производящих центров. В IV в. Остия была уже значительным городом, а население самого Рима составляло около 200 тыс. жителей, что было редким явлением для городов античного мира. Продвижение римлян к Сицилии не могло не привести к военному столкновению Рима с Карфагеном. В 264 г. дон. э. начались Пунические войны, которые В. И. Ленин в силу их захватнических целей с обеих сторон называет империалистическими войнами на почве рабства [55]. Уже после первых двух войн с Карфагеном Рим овладел западной частью Средиземноморского бассейна, а третья, также победоносная для Рима война превратила его в сильнейшую военную державу Средиземноморья.

"Золотая булла" 1328 г. императора Людовика Баварского.
На печати, привешенной к тексту буллы, изображены выдающиеся памятники античного и раннехристианского Рима в черте Аврелиановых стен:
Пантеон, мост и мавзолей Адриана (после перестройки переименованный в замок св. Ангела) и базилика св. Петра;
рядом с Пантеоном показаны двухъярусная башня Нерона и колонна Антонина;
в центре города собраны в тесную группу Табуларий, арка Тита и еще не поврежденный Колизей;
у южной городской стены виднеется вершина пирамиды Кайя Цестия

Прямым последствием Пунических войн было накопление в Риме громадных богатств, огромного числа рабов, выведенных из разрушенного Карфагена и его утраченных колониальных владений в Европе и северной Африке. Это позволило Риму развернуть интенсивное строительство военных лагерей, городов и стратегических дорог в различных районах Италии. Через весь полуостров на север и юг прошли стратегические дороги (Фламиниева и Аппиева), имевшие своим исходным пунктом Рим. Города, лежавшие на стратегических дорогах (как, например, Капуя и особенно военный порт Брундисий), начали быстро расти. Наряду с ними интенсивно развивались выгодно расположенные торговые и курортные города и среди них - хорошо изученные по раскопкам Геркуланум и Помпеи. Но само собой разумеется, что наиболее интенсивное строительство проводилось в самом Риме, где во II в. до н. э. и особенно в период военной диктатуры Суллы, а затем Помпея и Цезаря было построено множество храмов, портиков и других общественных зданий в районе Капитолия и республиканского форума.

В этом разнообразном и широком строительстве складывается ряд новых прогрессивных строительно-технических приемов (арочные и сводчатые конструкции, новые методы каменной кладки с облицовкой, бетонная техника) и развивается ряд специфических для позднейшей римской архитектуры типов сооружений: форумы и базилики, на которых сосредоточивалась общественная жизнь, театральные здания с высокими каменными стенами, амфитеатры, служившие для гладиаторских боев, термы, административные здания, а также мосты, акведуки и гавани.

Ламбезис. План лагеря, основанного императором Адрианом во II в. н. э.
1 - казармы солдат;
2, 3, 4 - магазины и склады;
5 - конюшни;
6, 8 - декуманус и к северу от нее - квартиры офицеров;
7, 8 - кардо;
7 - так называемый Тетрапил
Так называемый Тетрапил в Ламбезисе. Вид со стороны форума

Однако греки-архитекторы продолжали еще в это время играть в строительстве Рима важную роль, и греческие архитектурные формы и декоративные мотивы сохранялись, хотя и подвергались некоторой переработке. В течение I и II вв. н. э. римское градостроительство переживало период расцвета, что отвечало экономическому и политическому расцвету самой империи. Движение искусства с востока на запад (т. е. из Греции в Рим) сменилось обратным движением, и в тех же Афинах, Пергаме, Милете и других городах Древней Греции стали возникать чисто римские храмы, термы и форумы. Строительство мостов, дорог, акведуков и портовых сооружений, начатое в республиканскую эпоху, теперь получило широкое развитие. Вместе с тем период с I по III в. был отмечен усиленным строительством военных лагерей и городов лагерного типа. Аоста, Новезиум, Ламбезис, Тимгад и ряд других городов, композиция которых восходит к планировочным формам военного лагеря, показывают расцвет архитектуры регулярного римского города. Еще более ярко проявило себя градостроительное искусство этого времени в самом Риме, где вместе с тем контрасты роскоши и нищеты достигли наибольшей силы, а великолепие императорских дворцов, форумов и патрицианских вилл сочеталось с удушающей теснотой рядовых жилых кварталов, застроенных многоэтажными доходными домами (так называемыми инсулами).

В конце III в. под влиянием экономического и политического кризиса империи, вызванного углублявшимся упадком всей рабовладельческой системы, строительство стало медленно, но неуклонно сокращаться, а через столетие наступил уже явный упадок всей градостроительной культуры древнеримского государства.

* * *

Древнеримское зодчество принято относить к искусству античности, объединяя его с художественной культурой древних греков. Действительно, римляне взяли от греков ордерную систему; в архитектуре жилых домов римляне сочетали италийский атрий с греческим перистилем; нашли свое отражение в римском строительстве также греческие стадионы, театры и другие сооружения. И тем не менее римская архитектура не только оставила множество принципиально новых архитектурных сооружений, но и создала свой особый архитектурный язык.

Остия (основана около 330 г. до н. э.; существующую планировку получила в конце I в. до н. э.). План раскрытой раскопками части города:
1 - храм Юпитера, Юноны и Минервы и к северу от него - кардо;
2 - форум;
3 - храм Ромы и Августа;
4 - Большие термы;
5 - двор, примыкающий к главной улице (депуманус максимус);
6 - склады;
7 - комплекс четырех храмов на общем основании из туфа (II в. до н. э.);
8 - портик театра (так называемая площадь Корпораций);
9 - театр;
10 - термы;
11 - Римские ворота;
12 - рынок и склады.
Район, примыкающий к форуму (Капитолий), перестраивался при Адриане (во II в. н. э.)
Остия. Общий вид форума и развалин храма Юпитера, Юноны и Минервы

Что же отличает римскую архитектуру от греческой? Прежде всего различные социальные и политические цели искусства, откуда и вытекало различное отношение к размерам зданий, различное понимание монументальности, масштабности и других художественных средств. Для римского зодчества было характерным влечение к колоссальности, которое вытекало из создания военного могущества всемирной империи и величия обожествлявшейся личности императора. И если греки, в особенности в классическую эпоху, являлись творцами небольших по абсолютным размерам зданий и архитектурных ансамблей, то римляне, покорившие Восток, стремились к столь же грандиозным постройкам, как пирамиды Египта и зиккураты Двуречья. Мавзолеи Адриана и Августа, Большой цирк, форум Траяна и Колизей являются плодами этой римской тенденции к колоссальности.

Помимо абсолютных размеров различие между греческой и римской архитектурой создавалось своеобразным пониманием монументальной формы в каждой из них. У греков монументальность никогда не была подавляющей, и греческие агоры, акрополи и другие ансамбли были той архитектурной средой, в которой человек чувствовал себя легко и свободно. Но римская монументальность ставила иные задачи. Идея полного превосходства "избранного народа" над порабощенными народами мира составляла сущность социального заказа на протяжении ряда веков, и этим объясняется подавляющее воздействие римских архитектурных форм. Вместе с тем греки были мастерами простых, не обремененных деталями архитектурных форм; римляне же, особенно начиная с династии Флавиев, стремились к пышности богато убранных торжественных композиций в триумфальных арках, форумах и храмах I и II вв.

Тимгад (основан при Траяне в начале II в. н. э.)
1 - форум;
2 - театр;
3 - Капитолий;
4 - Базилипа вне города;
5 - Большие северные термы;
6-6 - декуманус максимус;
7-7 - кардо
Тимгад. Перспектива главной улицы (декуманус максимус) с воротами Траяна

Греки применяли планы своих городов к условиям местности, проявляя глубокое понимание природы; римляне в меньшей степени считались с природой и смело видоизменяли ее. Вертикальная планировка, благодаря которой многие города, размещенные в пересеченной местности, получили идеально правильные горизонтальные площадки, нашла широкое развитие именно в римское время.

Уже из этого краткого сопоставления явствует, что римская архитектура, хотя и создавалась в условиях той же самой античной рабовладельческой формации, являлась творческим продолжением и развитием греческого зодчества. А если принять во внимание мероприятия римлян по инженерному оборудованию и благоустройству городов, то станет понятным, какой значительный вклад сделали римляне в мировое градостроительное искусство.

Общая характеристика древнеримского градостроительства

Римская империя, простиравшаяся в эпоху своего расцвета от Персидского залива на востоке до Атлантического океана на западе, включала в себя ряд областей и стран с разнообразными местными богатствами и различным развитием производительных сил. Неудивительно поэтому, что римские города играли разную роль в социально-экономической и культурной жизни страны. Большинство древнегреческих городов, вошедших в Римское государство, сохраняло значение ремесленных и торговых центров. Некоторые из них, как, например, Александрия, Эфес и Афины, стали административными центрами римских колоний; другие, к числу которых относились Пергам и те же Афины, продолжали оставаться центрами еще не угасшей греческой учености. Многие города, лежавшие на торговых и военных путях Средиземного моря, получили значение портовых городов, среди которых особенно выделялись Остия, Брундисий, Александрия и Пирей.

Но помимо вышеприведенных городов римская эпоха выдвинула ей одной присущий тип города, а именно город-военный лагерь (стоянку римского гарнизона). Постоянные и временные лагеря являлись опорными пунктами римского военного владычества и сооружались, как правило, близ государственных границ. Таковы британский Сильчестр, придунайский Карнунт и североафриканский Ламбезис.

Особое значение в жизни Римского государства имел самый Рим, являвшийся не только политическим и культурным центром империи, но и наиболее населенным городом, имевшим весьма значительный гарнизон. [56]

Яркую характеристику социального и профессионального состава населения Рима дает философ-стоик I в. Луций Анней Сенека в письме к своей матери: "Оглянись на эту массу людей, - говорит он, - их не вмещают даже дома безмерного города. Из муниципий и колоний, со всех концов земли пришли они сюда. Одних привело сюда честолюбие, других - обязанности службы, третьих - возложенное на них поручение (посольство), четвертых - развлечения, ищущие блестящего, удобного для порока многолюдного места, иных - научные занятия или зрелища; те пришли по зову друзей, других гнало стремление сделать карьеру, которое находит здесь широкое поприще для проявления личных достоинств; одни предлагают свою красоту, другие - свое красноречие. Нет такого вида людей, которого бы не было в городе, где за добродетели и за пороки дают большие деньги".

В приведенной характеристике Сенека не касается трудящихся слоев городского населения, и это вполне понятно, так как Рим не имел значения производящего центра. По определению Энгельса, "уже начиная с последних времен республики, римское владычество основывалось на беспощадной эксплуатации завоеванных провинций" [57]. Рим потреблял те ценности, которые производили миллионы рабов в провинциях империи, и если, помимо господствующих классов, в Риме имелся "пролетариат", то он также "жил за счет общества" [58], требуя от него "хлеба и зрелищ". Итак, римские города можно разделить: 1) на ремесленные и торговые, 2) города административного и культурного значения и 3) города-военные лагеря. А если вспомнить, что неподалеку от Рима получило развитие целое созвездие городов, из которых Неаполь, Геркуланум и особенно Помпеи имели одновременно значение курортов, то приведенную классификацию можно дополнить курортными городами.

Генеральные планы военных лагерей и городов

Римские города получали ту или иную планировку в зависимости от назначения города, его местоположения и занимаемой территории. В композиции военных лагерей и небольших городов типа Аосты или Тимгада преобладала регулярная прямоугольная планировочная система, но крупные города и особенно те из них, которые размещались в пересеченной местности, не имели правильной планировки.

План римского военного лагеря почти всегда представлял собой квадрат или прямоугольник, по осям которого проходили две главные улицы: одна, идущая с севера на юг, - "кардо" и вторая с востока на запад - "де-куманус". Эти улицы либо пересекали весь лагерь, соединяя противостоящие ворота, либо упирались одна в другую подобно букве Т. Имея наибольшую ширину и прямолинейное направление, главные улицы превращались в костяк генерального плана, архитектурный эффект которого усиливал форум-площадку для сборов солдат, нередко располагавшуюся у перекрестка в самой середине территории лагеря. Происхождение римского военного лагеря не следует объяснять влияниями принципов этрусского или эллинистического градостроительства (хотя вполне допустимо, что эти влияния были). Композиция лагеря, несмотря на ее прямое сходство с регулярными этрусскими городами, произошла от временных лагерей тех же римлян, ибо капитально построенные лагеря типа Аосты, Бор-ковика или Ламбезиса, сооружавшиеся из камня и мрамора, почти в точности повторяли схему временного лагеря, состоявшего из переносных палаток, и соответствовали римским воинским правилам по расквартировке легионов под открытым небом.

Римляне, как и греки, обращали большое внимание на планировку и застройку городов, что можно видеть уже из трактата Витрувия. В своем трактате Витрувий говорит о выборе места для города, рекомендуя тщательно учитывать климат, а также принимать в расчет местные природные богатства, обеспечивающие город продовольствием и производственным сырьем. Придавая значение строительству оборонительных стен, Витрувий связывает проблему обороны с планировкой самого города, говорит о размещении городских центров, о пропорциях форумов, о расположении статуй и многих других вопросах теории городского строительства, многократно ссылаясь на греческие примеры.

Однако сравнение планов греческих и римских городов приводит к тому заключению, что греки были более тонкими мастерами градостроительного искусства. В самом деле, почти все древнегреческие города занимали не только удобное, но и красивое место, превосходно вписываясь в окружающий ландшафт. Римляне же, напротив, безупречно решали только стратегическую проблему, в силу чего очень многие города, нарушая правила Витрувия, размещались в некрасивой и даже нездоровой местности. Сооружая свои города, греки никогда не стремились придавать им геометрически правильные внешние очертания. Наоборот, городской план всегда получал у них живописный неправильный контур, хорошо отвечавший рельефу местности и прихотливому контуру побережья. У римлян же города обладали столь геометрической и жесткой формой, что трудно представить себе такое место в природе, где эта форма получила бы полное архитектурное оправдание.

Римские города, так же как и римские монументы, возникавшие в покоренных странах, были символом их военного владычества - символом порабощения. И неудивительно поэтому, что планы небольших городов и лагерей имели такое близкое сходство.

Однако крупные города нарушали описанные планировочные каноны. Так, например, Остия получила свободно трактованный план с главной улицей (декуманус максимус), проложенной параллельно Тибру и создававшей транзитное движение через форум. Вдоль этой улицы сплошной шеренгой выросли театры, портики, термы и другие общественные здания. Пальмира имела еще более живописную композицию, опять-таки построенную вдоль главной магистрали, названной впоследствии улицей Колонн. Следует отметить, что главные улицы в римских городах играли гораздо большую композиционную роль, чем в городах Древней Греции. В римском городе улица становилась стержнем всей композиции города, и только Рим, имевший множество почти равноценных улиц, являлся исключением из этого правила. Расположенный вдали от моря и связанный сухопутными дорогами с населенными пунктами, лежавшими вокруг него, Рим получил радиальную систему улиц. Однако эта радиальная система сложилась стихийным путем и не нашла применения в творчестве римских зодчих.

Пальмира. План трехпролетной триумфальной арки на улице Колонн (построена во II в. н. э.).
Пальмира. План улицы Колонн и связанных с нею ансамблей (большинство сооружений относится ко II-III вв. и началу IV в. н. э.):
1 - Дамасские ворота;
1 - лагерь Диоклетиана;
1-3 - так называемая Дамасская улица;
3-3-3 - так называемая улица Колонн;
4 - триумфальная арка;
5 - театр и огибающая его криволинейная улица;
6 - святилище Бэла (Ваала) с храмом II-III вв.
Пальмира. Улица Колонн в конце XVIII в.

Городские центры и форумы

Центрами древнеримских городов обычно являлись форумы. В постоянных военных лагерях и небольших городах типа Аосты или Тимгада форум представлял собой миниатюрную прямоугольную площадь, служившую для военных сборов или собраний горожан. Торговля производилась либо за стенами города, либо на самом форуме, для чего использовались колонные портики, обрамлявшие площадь. В городах средней величины, к числу которых можно отнести Геркуланум и Помпеи, форумы были более крупными и достигали 100-120 м в длину. Вокруг форума строились примыкавшие к нему торговые помещения в виде галерей, перистильных дворов и базилик. Здесь же размещались храмы, административные и судебные учреждения, а все в целом составляло уже довольно крупный городской общественный центр.

Естественно, что в городах столичного масштаба один, пусть даже и очень крупный, форум не мог удовлетворить всего разнообразия потребностей торговли и общественной жизни. Поэтому в таких городах наблюдалась специализация форумов. Так, например, в императорском Риме существовали форумы для торговли скотом, вином, овощами и другими товарами, а в отличие от них площади чисто общественного назначения носили название Forum civilis (т. е. гражданский форум). Общественная жизнь в период расцвета империи была настолько развитой, что все форумы Рима были ежедневно заполнены народом, и, кроме того, для всевозможных народных собраний и зрелищ служили многочисленные цирки, театры и амфитеатры. Поскольку римляне всегда стремились к концентрации общественных сооружений, постольку форумы на территории Рима сооружались в непосредственной близости один от другого и по прошествии ряда веков образовали целую группу общественных площадей, занимавших громадную территорию. Если принять во внимание, что на форумы пропускались только пешеходы, то станет понятным, какие трудности создавались в Риме в транзитном движении колесниц и вьючных животных. В центральном районе проезд от виа Фламиниа к виа Аппиа, т. е. по главному диаметру города, мог проходить лишь по узкой и причудливо извивавшейся Священной улице (виа Сакра). В центре Рима, имевшего стихийно сложившийся радиальный план, заторы движения должны были быть постоянным явлением, что отмечают и древние авторы. В вопросе о происхождении и развитии римских форумов еще остается много пробелов, восполнить которые может лишь одна археология раскрытием еще неизвестных и по преимуществу ранних объектов. И тем не менее можно считать несомненным, что римские форумы ведут свою родословную от греческих агор; вплоть до конца республиканского периода они повторяли композицию агор, но, начиная с периода правления императора Августа, стали сооружаться по иным композиционным законам. Эту эволюцию в развитии форумов можно проследить по таблице на с. 95, где приведены планы сохранившихся форумов Рима эпохи республики и империи.

Сравнивая форум Романум с агорой Ассоса, нельзя не отметить очень близкого сходства между ними. Действительно, там и здесь мы имеем трапециевидные площади 120 м длиной; там и здесь боковые стороны площадей оформлены однообразными галереями, а главные входы размещаются в торцах каждой площади; и там, и здесь площади раскрывают внешний ландшафт, на фоне которого высятся храмы. И если агора в Ассосе имеет один относительно небольшой храм, а форум Романум - живописно трактованную группу храмов перед многоарочной стеной Табулария, то в этом нет принципиальных различий, ибо агора Ассоса и форум Романум варьируют один и тот же композиционный прием.

Подобным же образом форум Цезаря, построенный после форума Романум в середине I в. до н. э., почти в точности повторяет композицию более раннего помпеянского форума. Форум Цезаря, так же как и форум в Помпеях, имеет идеально правильный прямоугольный план с подчеркнутой осью симметрии, на которой в обоих случаях размещаются храмы. Однако на рубеже нашей эры в архитектуре римских форумов происходит решительный перелом. Задумав построить в Риме новый гражданский форум, Август сооружает его близ форума Цезаря и, согласно римской традиции, ставит в конце его храм на высоком мраморном цоколе. Если храм Марса Ультора, помимо своих очень крупных размеров, не представлял исключения из канонов, принятых в храмовом зодчестве, то композиция самого форума явилась невиданным новшеством. В отличие от вытянутых по одной оси форумов поздней республики форум Августа получил спокойный прямоугольный план с едва преобладающей глубиной; ось форума сохранилась, а за колоннами глубокого портика появились монументальные полукружия. В этом применении полукружий, получивших сочетание с единой осью симметрии площади, и заключалось нововведение римлян. Отныне строители форумов проявляют тенденцию к развитию сложных, контрастно трактованных планов. Прямолинейные боковые галереи форума Августа, высокий храм, обращенный треугольным фронтоном к входу на форум, круглящиеся экседры и, наконец, поверхность площади, замощенная прямоугольными мраморными плитами, - все это значительно отличалось от греческих агор и было полно разнообразных контрастов. Но нигде контрасты не достигали такой силы, как в композиции Траянского форума.

Собственно форум Траяна, построенный на век позднее форума Августа, а именно в 111-114 гг., развивал композицию этого последнего с теми небольшими добавлениями, которые внес в архитектуру римских городских площадей построенный незадолго перед тем форум Нервы. Строитель Траянского форума Аполлодор из Дамаска взял от форума Августа его композиционную ось с боковыми экседрами, а от форума Нервы - лицевую криволинейную стену. Смелым и необычным приемом в форуме Траяна явилось включение в него грандиозной базилики Ульпия и триумфальной колонны Траяна [59]. Обширный перистильный двор размером 90X120 м ориентировал зрителя в продольном направлении. Этому способствовали боковые портики, триумфальная арка и конная статуя Траяна, стоявшая по середине двора. Но продольная перспектива, столь характерная для всех форумов Рима, неожиданно пересекалась базиликой, которая в контраст самому форуму стояла перпендикулярно его продольной оси. Судить об архитектуре базилики Ульпия весьма затруднительно ввиду почти полной утраты этого здания. Но, вероятно, она представляла собой закрытое помещение, где блеск солнца только что покинутой зрителем площади сменялся полумраком. Зритель, попавший в базилику, ощущал себя в иной, контрастной среде, а если, следуя по той же композиционной оси форума, он выходил на тесный квадратный дворик библиотеки, то здесь исключительно сильное впечатление производила колонна Траяна. Гигантская вертикаль, возвышавшаяся на 43 м, пере-ключала внимание зрителя снизу вверх; расположенные по спирали скульптурные рельефы уводили глаз к небосводу, на яркой синеве которого сверкала золоченая статуя Траяна. Таким образом, сохраняя единую композиционную ось общим протяжением почти в 300 м, Аполлодор избежал рискованно длинной площади и путем контрастного расчленения пространства сделал композицию необыкновенно насыщенной, острой и разнообразной.

Форум Траяна явился сложнейшей и наиболее пышной композицией среди площадей античных римских городов. В дальнейшем к сложно трактованным композициям пришло искусство барокко, однако прямой связи между этим форумом и площадями XVII и XVIII вв. быть не могло уже в силу того обстоятельства, что форум Траяна был полностью изучен только в наше время. И лишь хорошо сохранившаяся колонна Траяна послужила прообразом для многих, позднее возникших мемориальных колонн, к числу которых относятся римская колонна Антонина (или Марка Аврелия) и Вандомская колонна в Париже.

Однако характеристика древнеримских площадей не будет полной, если мы обойдем молчанием овальные и круглые площади, появившиеся в восточных городах Римской империи в эпоху Антонинов и Северов. Среди них следует выделить площади трансиорданского города Герасы, недавно раскрытой раскопками [60]. Согласно римской планировочной традиции, Гераса пересекалась двумя взаимно перпендикулярными прямолинейными улицами. Главные улицы Герасы были обстроены непрерывными колоннадами, а в точке их пересечения стоял тетрапил [61]. Здесь именно и была построена идеально правильная круглая площадь, получившая значение транспортного узла. Пышно обработанные столбы тетрапила, каменный паркет мостовой и криволинейные фасады по периметру пло-щади, несомненно, производили исключительно сильное впечатление. К югу от этой площади располагался главный рынок Герасы, представлявший собой большую овальную площадь со свободной серединой и колоннадами по сторонам. Таким образом, Гераса дает два варианта круглых площадей: с заполненной и свободной серединой. Обе площади прочно связываются с городскими улицами и не имеют той изолированной трактовки, которая характерна для гражданских форумов Рима. В истории римского градостроительства круглая площадь у Дамасских ворот в Пальмире всегда являлась загадкой. Теперь же после раскопок в Герасе она находит себе достаточно прочное место, становясь в разряд площадей, имевших специфическое транспортное назначение. Однако древнеримские круглые площади остались все же местным, восточным явлением и с разрушением Герасы и Пальмиры были совершенно забыты. Вот почему архитекторы XVII в. заново решали проблему круглой площади, вторичное "открытие" которой по праву принадлежит Лоренцо Бернини и крупнейшему мастеру французского садово-паркового искусства Андрэ Ленотру.

Гераса. План площади Южного тетрапила.
По сторонам площади - торговые помещения; в середине - тетрапил
Гераса. План южного отрезка кардо и части ионической колоннады, окружавшей Овальный форум

Гераса. Генеральный план города (по раскопкам).
Архитектурный расцвет Герасы относится ко времени правления Траяна и Адриана (первая половина II в. н. э.):
1 - Овальный форум;
2 - площадь Южного тетрапила;
3 - храм Деметры;
4 - Северный тетрапил;
5 - театр;
6 - стадион
Вид на колоннаду овального форума

Городские улицы

По сравнению с греками римляне сильно развили архитектуру городских Городские улицы улиц. Этому способствовало высокое благоустройство римских городов. Действительно, опираясь на более мощную экономику и строительную технику и к тому же имея в своем распоряжении огромные массы рабов, римляне могли широко развернуть дорожное строительство, употребляя на мощение улиц не только простые сорта камня, но даже и мрамор. Строгое разделение уличного полотна на проезжую часть и тротуары относится к римской эпохе. Хорошо сохранившиеся улицы Помпей, Тимгада, Герасы, Ламбезиса и других городов наглядно показывают, с каким исключительным вкусом мостили римляне улицы, применяя для тротуаров большие прямоугольные плиты, а для проездов либо тот же плитняк, либо крупную мозаику из неправильных по форме, но искусно подобранных камней. Эти камни всегда имели плоский верх, приятный для ноги пешехода и в то же время уменьшавший раздражающий грохот колес. Традиционный римский перекресток, отчетливо выделявшийся на фоне городских планов, ставил в особое положение две главные улицы: "кардо" и "декуманус". По этим улицам, соединявшим форум с главными городскими воротами, проходили многолюдные процессии, особенно красочные и блестящие при встречах императора или триумфатора, въезжавшего в город в пурпурной тоге на бронзовой колеснице, влекомой четверкой белых коней. Желая создать для триумфальных шествий торжественную архитектурную оправу и в то же время стремясь к усилению архитектурной значимости главных улиц, римляне стали обстраивать эти улицы непрерывно идущими колоннадами. В небольших городах и постоянных военных лагерях такие колоннады начинались от самых въездных ворот и упирались в большую арку у форума. Так возник прием оформления улиц в одном ордере.

Колонны, обрамлявшие главную улицу, обычно ставились между тротуарами и проезжей частью, и, следовательно, пешеходы отделялись от движения колесниц. Весьма вероятно, что во многих, особенно южных, городах тротуары покрывали специальными крышами, защищавшими пешеходов от палящего зноя, а для лучшей изоляции движения в триумфальных арках против тротуаров прорезались небольшие арочные проходы, что демонстрируют трехпролетные арки Ламбезиса, Тимгада и Пальмиры. С применением тротуаров ширина улиц значительно выросла, и если улицы греческих городов, как правило, не превышали 7-8 м в ширину, то римские улицы, особенно широкие в Пальмире, достигали 20, 30 и даже 35 м. Интенсивное возрастание ширины улиц повлекло за собой расширение городских площадей, и это было естественным, так как между улицами и площадями имеются прямые пропорциональные связи. Обрамляя улицы колоннадами, римляне применяли строгие прямолинейные перспективы; они же вывели отношение 1:1 по поперечному сечению улицы и, следовательно, за много веков предвосхитили архитектуру регулярных улиц, созданную мастерами Высокого Возрождения и получившую развитие в городах XVII и XVIII вв.

 

К началу страницы
Содержание
Древняя Греция  Выдающиеся древнеримские города. Рим