Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Вадим Алешин, Наталья Кухар-Онышко, Владимир Яровой
Николаев. Архитектурно-исторический очерк
9. Филадельф Васильевич Каразин - сын В. Н. Каразина, изветного украинского ученого, основателя Харьковского университета.Вернуться в текст


НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

По окончании Крымской войны экономика Николаева переживает период застоя. По Парижскому мирному договору 1856 года России запрещалось строить суда и держать флот на Черном море. В это время на 150 частных заведениях фабрично-заводского типа работало всего 667 человек. Единственным крупным промышленным предприятием города была казенная Адмиралтейская верфь, но и она практически оставалась без заказов.

Приток населения в города, начавшийся в первой половине XIX века, усилился после реформы 1861 года. Если в 1853 году в Николаеве проживало 40 тысяч человек, то к 1890 году население города увеличилось в два раза.

Стремительное развитие капиталистических отношений не могло не отразиться на территориальном росте города, его архитектурном облике.

Государственные органы, еще недавно занимавшиеся регламентацией и регулированием строительства и архитектуры во всей стране, постепенно ослабили контроль за застройкой, предоставляя большую самостоятельность городским думам, управам и частным предпринимателям. Планы городов чаще всего лишь фиксировали стихийно возникшую застройку. Городскими архитекторами в Николаеве в это время работали В. Е. Андреевский (1865-1885 годы), Е. А. Штукенберг (1890-1919 годы) и другие.

Город получает развитие на юг и восток от сложившегося центрального ядра. Застройка ведется группами правильных по форме кварталов разной величины. Наиболее крупно членилась территория рабочей слободки, здесь размеры кварталов колебались от 45X45 до 120X120 саженей. Несмотря на то, что не удалось обнаружить проектные документы, которые регулировали бы градостроительную деятельность в Николаеве, ясно, что схема планировки в этот период подчиняется тщательно продуманному замыслу. Сеть жилых кварталов как бы обнимает береговую линию Ингула, не теряя при этом классицистической строгости.

Во второй половине XIX века частично застраивается район Лесков, здесь возникают Инвалидные хутора для участников Крымской войны, состоящие из хаотично расположенных участков с домиками.

К началу XX века Николаев располагается между реками Южный Буг и Ингул на территории, размеры которой 2,5-4 км с севера на юг и более 3 км с запада на восток.

Новые промышленные предприятия размещаются в Николаеве стихийно, исходя исключительно из производственных интересов и транспортных удобств. Так, на прибрежной части Южного Буга в районе Поповой балки в 1862 году строился коммерческий порт. Земли в непосредственной близости с портом в 1886 году городские власти отдают для постройки металлургического и судостроительного заводов бельгийской фирме "Кокериль и К°". Был разработан проект увеличения площади завода за счет засыпки шлаком мелководной полосы вдоль берега. Но все эти проекты, по выражению секретаря Николаевской городской думы, первого историка города Г. Н. Ге, "оказались запоздалыми и не могли состояться". Не была реализована и идея создания судостроительного завода Володина на территории нынешнего речного порта. Не помогло даже размещение на этом заводе крупного заказа правительства. Только в 1895-1897 годах на участке, отведенном для фирмы "Кокериль и К°", бельгийские капиталисты Франсуа и Делуа строят судостроительный завод "Наваль" (ныне Черноморский судостроительный завод). Одновременно поблизости были возведены корпуса Черноморского механического и котельного заводов "Общества механического производства в Южной России", финансировавшегося группой французских капиталистов. Заводы занимали территорию между Южным Бугом и железнодорожной линией Николаев-Знаменка, построенной в 1873 году и сыгравшей значительную роль в экономическом развитии города. Таким образом, с южной стороны вся прибрежная часть города была полностью занята промышленными предприятиями. В северной части Николаева расположилось еще одно промышленное предприятие города - завод, возведенный в 1871 году. Ему была отведена территория на берегу Ингула севернее военной слободки. На площади около четверти квадратного километра располагались мастерские, склады, административные здания.

Как видим, промышленные предприятия часто занимали лучшие территории, не считаясь с интересами города. Заводы, причалы и порт, располагаясь вдоль реки, загрязняли водный и воздушный бассейны.

В конце XIX века в Николаеве были построены железнодорожные мастерские, завод сельскохозяйственных орудий братьев Донских, паровые мельницы и другие предприятия, которые разместились в центральной части города среди кварталов жилой застройки.

Интенсивное развитие промышленности вызвало необходимость строительства производственных зданий нового типа - одноэтажных, многопролетных, освещаемых верхним светом фонарей, и многоэтажных, значительной глубины с крупными световыми проемами.

Архитектура фасадов промышленных предприятий лаконизмом и функциональностью.

Выкладка из кирпича и архивольты над оконными проемами были единственными украшениями мощные протяженных стен. Примерами могут служить кирпичные, прямоугольные в плане сооружения центральной станции и мастерских Черноморского механического завода. В здании центральной станции две двускатные крыши, опирающиеся на стыке на чугунные колонны, перекрывают пролет в 35 метров. В зданиях кузницы, чугунолитейной и механической мастерских для перекрытия средних пролетов в 20 метров использованы металлические фермы, поддерживаемые решетчатыми колоннами, а для боковых пролетов - односкатные стропила.

Решетчатые и сетчатые системы перекрытий и опор позволяли перекрывать большие пролеты.

В 1900 году завершается строительство большого крытого двойного эллинга, состоящего из трех рядов пирамидальных решетчатых колонн, перекрытых вверху металлическими фермами. В нижних частях колонн были сделаны арочные галереи для подвоза материалов. Это был единственный для своего времени крытый металлический эллинг в России. В нем можно было одновременно строить два больших корабля.

К новым типам сооружений того времени относятся элеваторы для хранения зерна. Николаевский элеватор, построенный в 1891-1893 годах по проекту инженеров Ф. И. Кнорринга и А. В. Боффемеля, состоит из двух деревянных корпусов-зернохранилищ, каждый из которых имел по 200 силосов (ячеек, разделенных ребрами по фасаду). К корпусам пристроены семиэтажные кирпичные башни, в которых размещены механизмы. С их помощью зерно засыпалось в элеватор и подавалось на наружные балконы для погрузки в пароходы. В 1910 году этот элеватор по величине занимал третье место в России - в нем помещалось 1,75 миллиона пудов зерна.

Элеватор в морском порту. Инженеры Ф. И. Кнорринг и A.В. Боффемель. 1891-1893 гг.

Вторая половина XIX века - время интенсивного развития капиталистических отношений. Появление большого числа промышленных предприятий ведет к росту численности населения городов, возникновению заводских поселков и рабочих окраин в старых городах. Все это требовало новых методов строительства, новых материалов. "Рост торговли, фабрик, городов, железных дорог,- писал об этом периоде B. И. Ленин,- предъявляет спрос на совершенно иные постройки, не похожие ни по своей архитектуре, ни по своей величине на старинные здания патриархальной эпохи".

Начиная с 30-х годов XIX века классицистические принципы подвергались решительному пересмотру в связи с появлением новых заказчиков - представителей промышленной и торговой буржуазии. Новые материальные потребности общества, успехи строительной техники диктовали увеличение масштаба архитектурных сооружений, изменение композиционных приемов. Проектировались новаторские конструктивные решения больших пролетов для рынков, вокзалов, музеев, выставочных павильонов. Широкое применение в этот период получили металлические конструкции, возникли такие новые строительные материалы - бетон и железобетон, цементная штукатурка. На смену классицизму приходит стилизаторство (или, как его иначе называют, историзм, эклектизм, эклектика), для которого характерно смешение различных стилей, при этом чаще всего преобладает один из них (готика, ренессанс и т. д.).

Начало XX века охарактеризовалось появлением на улицах Николаева построек в стиле модерн, для которого было свойственно использование новаторских форм в оформлении фасадов и интерьеров, применение новых строительных материалов. Для построек, созданных в эти годы, характерна максимально рациональная планировка, основанная на всемерном учете назначения здания.

Незадолго до первой мировой войны на архитектурную арену выходит так называемый ретроспективизм. Это течение было сугубо русским явлением, не имеющим аналогов в западной архитектуре. Его апологеты ставили своей целью возродить традиции великих архитектурных стилей прошлого. Появляются "неоклассика", "неоготика", "неорюс", "неоренессанс".

Николаев находился на значительном расстоянии от признанных архитектурных центров, таких как Петербург и Москва. Это привело к тому, что основные процессы отечественного зодчества получили свое отражение в архитектуре города с запозданием и имели местные особенности.

Здание городской управы. Архитектор Е. А. Штукенберг. 1909-1911 гг.

Экономическое развитие Николаева требовало интенсивного строительства общественных и жилых зданий. Постепенно меняется масштаб застройки, сооружения приобретают новые стилистические черты. Двух-, трехэтажные дома постепенно сменяют одноэтажную застройку.

В 1909 году принято решение перестроить возведенное еще в начале XX века здание городское управы. В течение трех лет по проекту городского архитектора Е. А. Штукенберга в неоклассических формах построено трехэтажное здание длиной почти сто метров. Размещалось оно на месте современного Главпочтамта. Здание имело четкое деление на центральный объем, увенчаный двумя куполами и два боковых ризалита с массивными колоннами и пилястрами. От подлинного классицизма оно отличалось чрезмерной деталировкой фасадов, отсутствием строго выдержанных пропорциональных членений основных масс. Внутренние помещения были обильно декорированы лепными фризами, гирляндами, картушами, розетками, витыми колонками. Санитарно-техническое оборудование здания отвечало требованиям времени - оно имело паровое отопление, вентиляцию и канализацию.

Здание областной конторы Госбанка (бывший Санкт-Петебургский коммерческий банк). 1909 г.

Во второй половине XIX века, в связи с усилением роли банковского капитала, постепенно складывается новый тип банковского здания. Специфика назначения требовала создания каменных сооружений с несгораемыми конструкциями. Этой же цели отвечала и внутренняя планировка. Центральное место в композиции банка занимал большой по объему операционный зал с помещениями кассовых кладовых и сейфов. Остальные помещения группировались вокруг него.

Характерным в этом отношении является здание бывшиего Русского банка для внешней торговли, расположенного на углу Большой Морской и Фалеевской улиц. Оно сооружено в 1911-1912 годах по проекту архитектора В. М. Кабиольского, известного своими постройками в Одессе. Одно из самых крупных сооружений дореволюционного Николаева создано в формах неоренессанса. Простой призматический объем расчленен на три этажа. Первый решен в виде мощного цоколя; второй выглядит наиболее парадно - окна украшены сандриками, расположенными в нишах арочной формы; последний этаж венчается мощным карнизом с парапетом. Сейчас здесь разместился Дворец пионеров.

На противоположном углу располагается здание Санкт-Петербургского коммерческого банка, построенного в 1909 году. В этом сооружении выделен круглый в плане объем в центре, к которому под прямым углом присоединены два корпуса. Эта композиция отразила внутреннюю структуру здания, операционный зал которого разделен на две части. Во внешнем оформлении прослеживается проявившаяся в русской архитектурной практике в конце 1900-х годов тенденция к совмещению черт модерна с классическими приемами.

Неподалеку располагаются еще два здания, построенных на рубеже XIX-XX веков и вместе с упомянутыми составляющих своеобразный ансамбль. В одном разместился Николаевский художественный музей имени В. В. Верещагина, во втором - Дворец культуры Управления внутренних дел. Фасады обеих построек решены в формах ренессанса, богатый декор выполнен с большим мастерством и отличается чистотой обработки деталей. Запоминается решение интерьеров в здании музея. Простые, ясные формы парадной лестницы буквально пронизаны светом, падающим из фонарного перекрытия.

Здания художественного музий им. В. В. Верещагина.

Николаевский художественный музей имени В. В. Верещагина. Парадная лестница. Начало XX в.

Быстрый рост Николаева требовал создания многочисленных учебных заведений. Первоначально они размещались в приспособленных для учебного процесса зданиях. Только в конце прошлого века начинаю.т возводить для этой цели специальные сооружения.

Здание средней школы № 5 (бывшая Мариинская женская гимназия). Архитектор Е. А. Штукенберг. 1892 г.

В 1892 году по проекту архитектора Е. А. Штукенберга на углу улиц Адмиральской, Бульварное (ныне Пушкинской) и Никольской (ныне Р. Люксембург) заканчивается строительство Мариинской женской гимназии (ныне средняя школа № 5). Это было одно из самых крупных сооружений, созданных в тот период,- по фронту оно занимает почти всю ширину квартала. Решенное в формах итальянского ренессанса, здание имеет по главному фасаду три энергично выступающих ризалита, центральный из которых расчленен пилястрами. Продуманная компоновка масс, удачно найденные пропорции, четкая планировочная схема говорят о безусловном мастерстве зодчего. Не случайно фотография гимназии стала одним из экспонатов проходившей в том же году Чикагской всемирной выставки.

На небольшом пространстве перед этим сооружением было проведено искусное озеленение - высажены акации и хвойные деревья. В его центре установлен обелиск, посвященный героям Отечественной войны 1812 года. В 1922 году на этом месте был открыт памятник в честь воинов Красной Армии, погибших во время форсирования Сиваша, а сквер назван Сивашским.

Аналогичную объемно-пространственную композицию имеют здания Второй женской гимназии (сейчас тут разместилась средняя школа № 2) и Александровского реального училища (ныне ПО "Никонд").

В 1913 году по проекту известного русского зодчего А. И. Дмитриева Морским министерством на Первой Экипажной улице (ныне Урицкого) было построено здание фельдшерского училища. Возведенное в неоклассическом духе сооружение с удачно найденными пропорциями и простыми, ясными линиями можно считать творческим успехом мастера.

Существенные изменения в XIX веке были внесены в театральные здания. В связи с усложнением механизма сцены происходит развитие сценической коробки, преображается система расположения зрительских мест. Это сказывается и на объемно-пространственной композиции: снаружи выделяется большой объем сценической коробки, складывается новый облик интерьеров.

Первый театр в городе появился еще в 1840 году. Однако специализированное здание, театра Монде (по имени владельца) было возведено лишь в 1881 году по проекту инженера Т. К. Брусницкого на углу Соборной площади и улицы Адмиральской. Ныне здесь размещается Николаевский драматический театр имени Чкалова. Оно представляет собой прямоугольное в плане сооружение с доминирующим объемом сценической коробки. Фасад оформлен в псевдоренессансном стиле. Вход выделен монументальным шестиколонным портиком, возведенным в послевоенное время, который мало согласуется с достаточно дробной пластикой стен. Однако нужно отметить, что здание является активным элементом сформированного ансамбля площади, фиксируя ее с северо-востока.

Здание драматического театра им. В. П. Чкалова.

1894 году на углу улиц Рождественской (ныне Лягина) и Спасской (ныне Свердлова) построено здание первой общественной библиотеки, открытой за тринадцать лет до этого. Автор проекта этой псевдоренессансной постройки, выложенной из местного желтоватого известняка, городской архитектор Е. А. Штукенберг. Спустя некоторое время объявлен конкурс на проект перестойки здания, в котором берут участие Е. П. Бутми де Кацман из Харькова, херсонские архитекторы К. Д. Чеботарев и А. И. Сварик и местный зодчий Михаил Чесноков. К осуществлению был принят проект первого. Ныне здесь находится Дворец бракосочетаний.

Важную градоформирующую роль играли культовые сооружения. Выделяясь и объемно-пространственным решением, и масштабом, они служили своеобразными ориентирами в городской среде.

Одной из первых, созданных в Николаеве в рассматриваемый период, была Госпитальная церковь на Первой Экипажной улице. Русско-византийские формы сооружения, возведенного в 1864- 1883 годах, четко отражают славянофильские идеи, господствовавшие в общественном сознании в середине прошлого столетия.

Госпитальная церковь на улице Урицкого. 1864-1883 гг.-

Расположенное на возвышенном берегу Ингула, массивное, с четко выраженной центральной осью здание церкви и по сей день является важным компонентом в силуэте восточной части города. Ясная крестово-купольная система со ступенчато нарастающими массами, характерная для средневекового зодчества, сочетается с ренессансными и классицистическими приемами обработки фасадов, что лишний раз указывает на стилистическую неусточивость в русской архитектуре этого периода.

О сложностях, которые приходилось преодолевать при возведении чуть ли не любого более или менее крупного сооружения в городе, рассказывает история создания церкви Александра Невского. В 1881 году Николаевская городская управа подняла вопрос о постройке на углу улиц Пограничной (ныне Чигрина) и Третьей Слободской (ныне Дзержинского) церкви в честь "мученической кончины" императора Александра II, убитого народовольцами. Для этой цели создали строительный комитет. Было решено возводить церковь исключительно на добровольные пожертвования. Однако сбор средств по подписке шел крайне вяло. Зато весьма благосклонно отнесся к постройке храма Александр III; он даже подарил для отливки колоколов две медные пушки. Вскоре состоялась закладка церкви, но принятый проект вызвал серьезные нарекания. В середине 90-х годов объявляется конкурс, победителем которого стал одесский архитектор А. Д. Тодоров. Строительство велось в течение трех лет и лишь в 1899 году было завершено. Это - базиликовидное (т. е. бесстолпное вытянутой прямоугольной формы) здание из штучного камня. В оформлении его фасадов использованы элементы русской архитектуры XVII века - высокая шатровая колокольня, окна, украшенные кокошниками, луковичные завершения.

Здание Дома культуры Николаевского судостроительного завода имени 61 коммунара (бывшая церковь Касперовской Божьей матери). Начало XX в.

Примерами культовых сооружений, решенных в псевдорусском стиле, могут служить церковь 58-го Прагского полка и церковь Касперовской Божьей матери на углу Садовой и Херсонской улиц (ныне здесь размещается Дом культуры Николаевского судостроительного завода имени 61 коммунара) Одним из наиболее крупных сооружений дореволюционного Николаева стал костел на углу Католической и Глазенаповской улиц (ныне улицы Адмирала Макарова и Декабристов), созданный в конце XIX века по проекту архитектора Домбровского, Костел построен в псевдоготическом стиле. Его башни, завершенные изящными коническими шпилями, и сегодня являются одним из важнейших силуэтообразующих элементов города.

Католическая церковь. Архитектор Домбровский. Конец XIX в.

Развитие капиталистических отношений оказало большое влияние на жилищное строительство. Но социальное неравенство особенно сказалось на важнейшем облике жилых построек. Рабочие с семьями расселялись неподалеку от предприятий, там стихийно складывались рабочие окраины. Постепенно усиливалась характерная и неизбежная для капиталистических городов противоположность между относительно благоустроенным центром и рабочими районами, слившимися с фабрично-заводскими территориями и застроенными домами барачного или казарменного типа.

Среди жилищ рабочих преобладал усадебный тип. Примеры этих сооружений - дома построенные на Слободке. Это одноэтажные домики в три окна по главному фасаду. Разнообразят фасады лишь под окнами и обрамление наличниками.

Вид Херсонской улицы (ныне проспект Ленина). Фото начала XX в.

Для центральной части города наиболее характерным типом жилого дома был многоквартирный доходный дом. С ним успешно конкурировал дом-особняк. Но и сюда проникают тенденции капиталистического строительства - все чаще применяется брандмауэрная застройка, при которой здания располагаются вплотную друг к другу. Внутриквартальные пространства интенсивно застраиваются не только подсобными сооружениями, но и жилыми ломами. Провинциальный характер Николаева отразился и на масштабе застройки, и на оформлении фасадов. Недостаток архитектурных кадров привел к возникновению так называемого "стиля подрядчиков", что вызвало появление богато украшенных фасадов, свидетельствующих о вкусах владельцев домов.

Административное здание на улице Свердлова, 20 (бывший особняк). Конец XIX в.

Одним из наиболее интересных зданий, построенных в конце прошлого века, является особня, на Спасской улице, 22 (ныне Свердлова). Возведенное в формах псевдобарокко, здание поражает богатством пластики. Усложненный многоплановый рисунок фасада создается за счет использования спаренных колонн, поддерживающих изысканный антаблемент, увенчанный изящным парапетом, обильно декорированных обрамлений окон, решения межоконных проемов в виде ниш цилиндрической формы, парадно оформленного входа в особняк. Сложность композиции усиливается призматическим башенным объемом, завершением оригинальной формы, размещенным по главной оси здания. Не менее живописно решены и ворота, ведущие на территорию усадьбы.

Особняк на ул. Шевченко, 22.

Тут же рядом, на улице Свердлова, 20 находится сооружение, представляющее вместе с соседним зданием своеобразный микроансамбль. Построенное в тот же период и также в псевдобарочном стиле, оно решено пластично и выразительно. Особую силуэтность особняку придает ажурная металлическая башенка с фигуркой Меркурия. Если особняки, о которых шла речь, в целом были "полномочными представителями" своего времени, то дом № 58 на улице Шевченко (ранее Таврической), принадлежавший купцу Бартеневу, выделяестья, в первую очередь, своей уникальностью. Его внешний вид воссоздает в памяти облик народного жилища. Создается впечатление, что он выложен из срубов, на углах связанных в обло. Богатая резьба затейливо обрамляет оконные проемы, подчеркивая объем мезонина, украшает пилоны ворот. И лишь приблизившись к дому, обнаруживаешь, что это все искусная имитация, что он выполнен не из дерева, а из характерного для Николаева ракушечника. Современники в таких строениях усматривали, по-видимому, выражение демократических и патриотических устремлений в архитектуре.

Дом Бартенева на ул. Шевченко, 58.

В отличие от стилизаторства и ретроспективизма, столь активно повлиявших на архитектурные облик Николаева, здесь редко встречается широке распространенный в России в начале нашего века модерн. Можно лишь вспомнить особняки на улицах Рюмина (здесь ныне располагается детский сад) Шевченко, 15 и Адмиральской, 1-а. Асимметричное решение объемов и выразительность фасадов, применение совершенно новых линий в пластике сооружений, безусловное подчинение экстерьера его планировочному решению - все это объединяет эти столь непохожие дома.

В формировании запоминающегося облика Николаева большую роль сыграло повсеместное применение художественного металла. Для города характерны изумительные по красоте кованые крылечки, лестницы, филенки дверей, створки ворот. Выполненные с большим мастерством и выдумкой, эти детали не только украшают фасады, но и являются самостоятельными произведениями искусства.

Во второй половине XIX века городские власти начинают уделять внимание благоустройству города. На заседаниях городской думы и управы неоднократно обсуждаются связанные с ним проблемы. Но предпринимаемые в те годы мероприятия касаются в основном центральной части города, где обитают зажиточные слои населения, периферийные же районы в это время остаются без освещения, водопровода, озеленения, электричества.

Еще в первой половине XIX века при Главном командире Черноморского флота А. С. Грейге были установлены керосиновые фонари, замощены некоторые улицы. Но общее замощение центральной части Николаева решено провести лишь в 1880-е годы. Созданный для этой цели мостовой комитет предполагал осуществить работы в течение 1887-1893 годов. Гранит для этой цели поставлялся с Вознесенско-Александровского и Висунского карьеров.

Детский сад на улице Рюмина (бывший особняк). Начало ХХ в.

Главной проблемой при благоустройстве города являлось водоснабжение. До конца XIX века воду из Спасского источника, где был сооружен бассейн, развозили для продажи по городу в бочках. Но подъездные пути к бассейну были очень нёблагоустроены, что затрудняло работу водовозов. В 1849 году чиновник особых поручений Главного командира Ф. В. Каразин9 предложил построить дорогу к Спасскому за счет денег, собранных от продажи воды. Но со сменой Главного командира в 1851 году Ф. В. Каразину велено прекратить сбор денег и передать дело управе. Недостроенную дорогу заносило песком и она постепенно разрушалась.

Пример рядовой застройки и применения художественного металла. Конец XIX - начало XX вв.

Строительство водопровода начато в Николаеве лишь в 1903 году по проекту инженера Вебера.

Со снабжением города водой связано создание в 1907 году в Николаеве инженерного сооружения, которое до наших дней служит важным организующим элементом в силуэте города. Это водонапорная башня, построенная по проекту видного русского инженера В. Г. Шухова. Как и в ряде других его построек, здесь применена сетчатая башенная конструкция.

Водонапорная башня на ул. Рюмина.

Рост города потребовал развития новых видов сообщения. В 1897 году бельгийская компания проводит конку, соединившую Слободку с судостроительным заводом "Наваль", портом и яхт-клубом. Впоследствии в 1914 году ее переводят на электрическую тягу. Этому событию Николаев обязан появлением оригинального здания в стиле модерн, расположенного по оси современных проспектов Ленина и улицы Советской. Здесь располагалась трансформаторная подстанция. Само местоположение на пересечении двух важнейших улиц обусловило решение автора (к сожалению, пока неизвестного) максимально выделить сооружение из окружающей застройки.

Транспортная подстанция.

Объемно-пространственное решение построено на контрастном сопоставлении вертикального призматического объема, увенчанного шлемовидньім куполом с флюгером, и компактной двухэтажной постройки с полусферическими окнами, украшенными наличниками оригинальной формы. Вход выделен полукруглым в плане портиком, перекрытым завершением также шлемовидной формы, но более пологим. Нестандартное архитектурное решение, удачное использование различных по фактуре и цвету материалов делают эту постройку одной из наиболее запоминающихся в Николаеве.

Подводя итог, можно отметить, что хотя Николаев был провинциальным городом, в его архитектурном облике на рубеже двух столетий отчетливо прослеживаются важнейшие вехи развития отечественного зодчества. Неоднозначность, противоречивость тенденций в русской архитектуре была не столько следствием положения дел в архитектуре, сколько отражала неразрешимые противоречия общества капитала. Только Великая Октябрьская социалистическая революция вывела архитектуру из кризисной ситуации и положила начало принципиально новому этапу развития архитектуры - архитектуре социалистического общества.

К началу страницы
Оглавление    У слияния Южного Буга с Ингула  Николаев довоенный