Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Павел Александров, Селим Хан-Магомедов
Иван Леонидов
26. Сб. "Проблемы архитектуры", т. 1, книга II, М., 1936, стр. 298. 96.Вернуться в текст
27. Этот Дворец пионеров во время войны был сожжен немцами.Вернуться в текст


РАБОТЫ СЕРЕДИНЫ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 30-х ГОДОВ

В 1934 г. Леонидов переходит на работу в мастерскую Гинзбурга (Наркомтяжпром), где возглавляет творческую бригаду (Л. Богданов, М. Чалый, Виктор и Василий Калинины и др.).

Здесь он выполняет проекты планировки и застройки: жилого комплекса "Ключики" возле Нижнего Тагила, поселка Усолье (на Урале), поселка Лазоревское (под Москвой), проект планировки пионерского лагеря "Артек".

В этом же году он разрабатывает экспериментальный проект колхозного Дворца культуры.

пояснительной записке к проекту:

"Природа в колхозе - один из основных элементов архитектурно-художественной организации пространства, фон композиции.

При построении генерального плана условно берется возвышенный участок (холм), омываемый с одной стороны рекой, расположенный в поле в 100-200 м от колхоза. С участка открываются во все стороны вдаль красивые виды: лес, поле ржи, луг и т. д.

На участке располагаются все культурные учреждения колхозного рай-ома и сосредоточивается культурно-политическая жизнь. Это - колхозный форум.

Построение самостоятельного парка культуры и отдыха, с одной стороны, неэкономно и нецелесообразно, с другой - умаляет архитектурно-художественную выразительность, возможную при соединении крупных архитектурных объемов (стадион, зеленый театр, павильоны и т. д.).

Автор проекта стремился достичь величественного красивого образа простотой и логикой.

Центр - зрительный зал. Он окружен одноэтажными клубными помещениями, летним театром, стадионом, открытыми буфетами, беседками, фонтанами, киосками"26.

Леонидов поместил Дворец культуры и окружающую его площадь па почти квадратном в плане стилобате, на который ведет парадная лестница со своеобразными пропилеями. К стилобату примыкает стадион, причем стенка стилобата в этом месте превращена в трибуны для зрителей.

В этом проекте Леонидов опять обращается к своей мысли о том, что клубный комплекс является одним из главных составляющих элементов общественного центра, который он рассматривает как средоточие культурно-политической жизни.

В формальном отношении проект решен на высоком архитектурном уровне и представляет талантливую интерпретацию античного ансамбля (своеобразный акрополь).

Нужно отметить, что в планировочных работах Леонидова, выполненных в мастерской Гинзбурга, также была отдана дань царившему в то время академизму, но везде сохраняется широкий градостроительный масштаб, присущий Леонидову.

Особенно это относится к планировке Южного берега Крыма (1936-1937 гг.), которая была одной из его основных работ (в соавторстве с другими архитекторами) в этой мастерской.

Леонидов выполнил грандиозную работу - он нарисовал "фасад" всего Южного берега Крыма (как это нужно сейчас, когда Крымское побережье застраивается штучно, по кусочкам и утрачивает единство "черноморского фасада" - этого замечательного района нашей страны).

Сохранились эскизы этого проекта. Это доски, на которых прямо по ореховой фанере суриком, золотом, белилами и гравировкой изображена сказочная панорама развертки берега Крыма с моря - одно из самых интересных произведений нашей ландшафтной архитектуры.

В этот период Леонидов все больше и больше отходит от крупных архитектурных проблем и переключается на оформительскую работу и проектирование интерьеров: интерьеры санатория "Чайгрузия" в Гагре, интерьеры Первого Московского дома пионеров, интерьеры Дворца пионеров в Калинине и др.

К работе во Дворце пионеров в Калинине он привлек художников А. Е. Фаворского, И. Бруни и др. Интерьеры выполнялись в натуре с большой любовью к материалу и умением с ним обращаться (натуральное дерево, живопись по левкасу и др.)27.

Лестница в санатории им. Орджоникидзе в Кисловодске. 1937-1938 гг.
В 1937-1938 гг. Леонидов участвовал в проектировании и строительстве санатория Наркомтяжпрома в Кисловодске (руководитель авторского коллектива М. Я. Гинзбург). В этом санатории им выполнен ряд интерьеров (вестибюль, водолечебница и др.), а также знаменитая лестница, связывающая корпуса санатория с нижним парком.

Это сооружение во многом характеризует творческую направленность Леонидова. Он всегда в своих проектах стремился создавать условия для возможности проявления жизни во всем ее многообразии (вспомним универсальные клубные залы, совмещение фойе со спортивными устройствами и т. д.).

Его сооружение в Кисловодске - это одновременно и лестница, ведущая в нижний парк, и место для отдыха, и своеобразный открытый театр.

Лестница, по замыслу Леонидова, представляла собой развитый комплекс, раскрытый в природу. Не все ее элементы были осуществлены. Среди них фонтан-кристалл, который предполагалось установить на одном из уступов лестницы. Это сложная пространственная композиция, "ядро" которой в виде зеркального додекаэдра - правильного двенадцатигранника (с пятиугольными гранями) окружено двумя более сложными (но построенными в одном ключе с ядром) ажурными многогранниками, образованными стержнями-трубами и тросами-струнами. Распыляемая (из оригинальных по конструкции узлов) вода образует вокруг центрального многогранника две водяные оболочки. В фонтан предполагалось вмонтировать эолову арфу. Таким образом, он представлял собой сложный светозвуковой инструмент, на котором должна была "играть" природа. Состояние природы влияло на степень натяжения струн фонтана, как бы меняя его настройку. Эолова арфа и струны воспринимали все звуки окружающего мира, избирательно резонируя на чистые музыкальные тона, а свет отра жался от зеркального многогранника и, проходя через водяные "оболочки", преломлялся, создавая на их поверхности постоянно меняющиеся радужные спектры. Фонтан-кристалл, вбирая в себя все звуки и свет, создавал их гармонизированное отражение, чутко отзываясь на любое изменение окружающей природы.

Поэтичность леонидовского архитектурного творчества во многом обязана большой содержательности и проникновенной человечности всех его работ.

В конце 30-х годов Леонидов выполнил конкурсный проект Дома газеты "Известия" (рядом с Киевским вокзалом). Композиция основного многоэтажного здания имеет в плане форму полого многогранника (с внутренним двором), фасады декорированы архитектурными деталями. Этот проект мог бы быть признан удачным для архитектора меньшего масштаба, но до уровня Леонидова он не поднимается.

С 1940 г. Леонидов занят в Академии архитектуры планировкой парка при доме отдыха Наркомцветмета.

Таким образом, во второй половине 30-х годов он очень много и напряженно работал. Но мы не останавливаемся подробно на его проектах этого времени, так как, уходя от решения в архитектуре глубоких социальных проблем и невольно отдавая дань украшательству, царившему в то время, Леонидов по существу отходил сам от себя, терял самые ценные свои качества как зодчего. Однако, выполняя во второй половине 30-х годов ряд проектов с характерным для тех лет широким использованием классических форм, Леонидов, в отличие от многих других архитекторов (прежде всего от последователей И. Жолтовского), решал не фасад, а объем здания. Такие его проекты, как здание "Известий" или "Артек", безусловно способствовали преодолению "фасадности" в творчестве многих архитекторов периода "украшательства".

В 1941 г. Леонидова призвали в армию. Из Костромы, где формировалась его часть, он был направлен на фронт и в составе саперного батальона участвовал в тяжелых оборонительных боях под Воронежом.

В 1943 г. после тяжелой контузии по настоянию Союза архитекторов СССР он был демобилизован из армии.

К началу страницы
Оглавление    Дом Наркомтяжпрома  Послевоенные годы. Творческие поиски 50-х годов