Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Павел Александров, Селим Хан-Магомедов
Иван Леонидов
23. Л. Лисицкий. Форум социалистической Москвы. "Архитектура СССР", 1934, № 10, стр. 5.Вернуться в текст
24. "Архитектура СССР", 1934, № 10, стр. 14-15.Вернуться в текст
25. И. И. Леонидов. Палитра архитектора. "Архитектура СССР", 1934, № 4, стр. 32-33.Вернуться в текст


ДОМ НАРКОМТЯЖПРОМА

В 1934 г. Леонидов создает одно из своих лучших произведений - конкурсный проект Дома Наркомтяжпрома на Красной площади.

Конкурс на это здание проходил в период увлечения показной гигантоманией, что не могло не повлиять на подход участников конкурса к проектированию. Почти все они основную свою задачу видели в создании грандиозного монументального здания, а функциональным вопросам придавали второстепенное значение.

Леонидов также предлагал в своем проекте создать грандиозную градостроительную композицию. Однако и в этом своем проекте он остался верен себе и нигде не использовал архаические приемы композиции или детали. Можно без преувеличения сказать, что проект Леонидова был лучшим, хотя в конкурсе принимали участие почти все видные советские архитекторы,

Л. Лисицкий, оценивая результаты этого конкурса, разделил всех авторов проекта на две группы. Одна, по его мнению, не сумела найти правильный подход к решению задачи, "другая небольшая группа бесспорных художников ощущает задачу, вливается в нее и строит образ...". К этой второй группе Л. Лисицкий относит и Леонидова, который "единственный... как это видно из серии его рисунков, стремится найти единство нового комплекса (Кремль - собор Василия Блаженного - новое здание)..."23

Конкурсный проект Дома Наркомтяжпрома в Москве на Красной площади. 1934 г.
Общий вид (перспектива). Рисунок с храмом Василия Блаженною. Общий вид в ансамбле Красной площади (рисунок). Общий вид из-за Москвы-реки в ансамбле Кремля (рисунок).

Это был период творческой перестройки в советской архитектуре, когда на смену одним властителям дум в архитектуре приходили другие. Менялся и сам тип архитектора. Архитекторов, увлеченных поисками новых в социальном отношении типов зданий, разрабатывающих новаторские проекты и ведущих лабораторные формально-эстетические эксперименты, сменяли архитекторы, усердно штудировавшие увражи с памятниками архитектуры античности, ренессанса и классицизма.

Первое впечатление от проекта Наркомтяжпрома почти фантастическое. В проекте главное - легкая пространственная композиция из трех различных по плану, высоте и силуэту стеклянных башен, объединенных в зоне первых этажей стилобатом и трибунами.

Конкурсный проект Дома Наркомтяжпрома в Москве на Красной площади. 1934 г.
Рисунок с храмом Василия Блаженною (перспектива фрагмента). Перспектива с храмом Василия Блаженною.

Главная башня запроектирована в форме вертикального параллелепипеда: в его нижней (основной) части четко выявлена сетка каркаса, в верхней части - стены в виде легких стеклянных экранов, с вынесенными наружу ажурными металлическими конструкциями из нержавеющей стали.

Вторая башня - круглая в плане, с упругим (кривая второго порядка) силуэтом. Она живописна по форме и обработке и задумана как контраст первой. Наружные стены - из стеклоблоков. Леонидов считал, что это дает возможность сохранить цельность формы, используя фактурные эффекты необычного материала. Вечером башня должна была светиться изнутри, подобно сказочному столбу с темными пятнами укрепленных на ее стенах террас-трибун (Райт позднее использовал такой прием в здании лаборатории фирмы "Джонсон", где наружные стены выполнены из стеклянных трубок).

Конкурсный проект Дома Наркомтяжпрома в Москве на Красной площади. 1934 г.
Рисунок с храмом Василия Блаженною (перспектива фрагмента). Перспектива с храмом Василия Блаженною. Общий вид (макет). План башен. Фасад со стороны Красной площади. План цокольной части. Общий вид с Кремлем со стороны Москвы-реки. Фасад (эскиз). Генплан (эскиз).

Третья башня задумана наиболее пространственной в плане (трехлистник), но в то же время с предельно простыми и строгими фасадами.

Очень интересно разработан развитый стилобат, его назначение - объединение башен и архитектурная организация пространства Красной площади и площади Свердлова. На Красную площадь были обращены трибуны, а на площадь Свердлова - объем зала.

Как всегда, и в данном случае вполне оправданно, Леонидов решает архитектуру не только одного здания, а предлагает одновременно реконструкцию всего центрального района Москвы. Весь Китай-город и Зарядье он проектирует как огромный парк, в котором сохраняются памятники архитектуры и проектируется небольшое число новых культурно-просветительных зданий.

Большой принципиальный интерес представляет подход Леонидова к возведению грандиозного современного сооружения, в котором используются новейшие технические решения, в соседстве с великолепными ансамблями прошлого.

Анализ композиции проекта Леонидова показывает, что ее структура имеет глубокую связь с принципами построения храма Василия Блаженного и содружества ивановского столпа со звонницей.

Леонидов как бы повторяет композиционные принципы этих памятников в новых материалах и в новой социальной трактовке, чем достигает обновленного единства ансамбля Красной площади без ложной стилизации, сохраняя ее исторически сложившийся архитектурный образ. В отличие от многих других участников конкурса, в проектах которых огромное административное здание подавляло исторический центр Москвы, проект Леонидова, имеющий легкий сказочный силуэт, удачно сочетался с историческим окружением.

В то же время Леонидов считал, что здание Наркомтяжпрома должно стать главной композиционной доминантой Москвы.

"До сих пор архитектура Кремля и храм Василия Блаженного, - писал он, - служили архитектурным центром Москвы. Естественно, что с возведением нового грандиознейшего сооружения на Красной площади изменяется и роль отдельных памятников в ансамбле этого центрального комплекса. . .

В проекте центром композиции являются высотные башни, выбор которых обусловлен соображениями функциональными и архитектурными (требование стройности композиции, движения, пространственности, величины). Низкие части здания (зал, трибуны, выставки, задний корпус) по своей высоте отвечают окружающей архитектуре и композиционно строятся в ограниченном контрасте нижнего плана" 24.

Конкурсный проект Дома Наркомтяжпрома в Москве на Красной площади. 1934 г.
Фасад со стороны Красной площади. План цокольной части. Общий вид с Кремлем со стороны Москвы-реки. Фасад (эскиз). Генплан (эскиз).

Отвечая на задачу программы конкурса создать в сложной градостроительной ситуации на Красной площади, рядом с храмом Василия Блаженного, напротив Мавзолея Ленина и Кремля огромное административное здание, Леонидов не только стремился не разрушить исторически сложившийся архитектурный ансамбль, но и подошел к ее решению с широкой градостроительной перспективой. Расширяя Красную площадь до 200 м, он предлагал одновременно реконструировать весь Китай-город, а также частично реконструировать площадь Свердлова, т. е. решить архитектурные вопросы московского центра.

И все же проект дома Наркомтяжпрома - это прежде всего архитектурная организация восточной стороны Красной площади. Предлагаемая в проекте сложная, легкая, пространственная композиция из трех различных по плану, высоте и силуэту стеклянных башен объединена горизонталями трибун. Трибуны выдвинуты вперед и сделаны в виде террас с целью обеспечить хорошую видимость Мавзолея. В корпусе предельно лаконично решенных трибун расположены поликлиника, детский сад и ясли, фабрика-кухня, гостиница, библиотека и другие обслуживающие помещения.

В проекте развиваются принципы, положенные в основу объемно-пространственной композиции Института Ленина. И опять нельзя не отметить, что предлагаемая композиция в виде пучка башен, поставленных на развитом стилобате, в дальнейшем использовалась в нашей и зарубежной архитектуре.

Со стороны площади Свердлова Леонидов расположил здание клуба, связанное переходом с основным комплексом. При этом архитектурное богатство площади Свердлова, в структуре которой огромное значение имеет панорама на Китай-город, еще более возрастала.

Важно и то, что в проекте здания Наркомтяжпрома Леонидов не остался в плену характерных для раннего конструктивизма (и функционализма) простых геометрических форм (круг, прямоугольник, квадрат). Еще в проекте клуба нового социального типа Леонидов запроектировал купола параболического очертания. Здесь же он смело использует кривые второго порядка для создания вогнутых форм в виде параболоидов вращения - силуэт круглой башни и завершение клубного здания с залом (подобную форму Ле Корбюзье применил во Дворце ассамблей в Чандигархе, 1962 г.), параболическую арку (в последние годы жизни Леонидов говорил о том, что в архитектуре будущего большое значение будут иметь кривые линии). Кривые второго порядка получили за последние 10-20 лет широкое распространение в современной зарубежной архитектуре и часто противопоставляются простой геометрии функционализма. В творчестве же Леонидова мы видим естественный переход к ним еще в конце 20-х - начале 30-х годов, когда их использовали главным образом в чисто инженерных сооружениях (работы Фрейсине, Майара и др.).

Леонидов внимательно следил за развитием строительной техники и отнюдь не считал, что требование простоты в архитектуре совпадает с призывом к использованию лишь простейших геометрических форм. Простоту он понимал прежде всего как ясность композиции, как выявление заложенных в новой строительной технике богатых эстетических возможностей.

"Архитекторы, - писал он в 1934 г. в статье "Палитра архитектора", -используют такой великолепный по своей гибкости и выразительности материал, как железобетон, чрезвычайно тяжеловесно. Как на пример смелого и верного использования железобетона, дающего максимум архитектурной выразительности, можно указать на эллинг для дирижаблей, построенный французским конструктором Фрейсине.

Мало быть только в теории поклонником новейшей строительной техники, надо еще уметь архитектурно правильно подходить к ее рациональному использованию. Архитектор должен глубоко вдумываться в то, что принято называть "свойствами" и "возможностями" каждого строительного материала. Он должен уметь комбинировать и искать - и только тогда он сумеет раскрыть все возможности каждого материала и конструкции.

Архитектор не должен подходить к строительной технике только с узко конструктивной точки зрения. Он должен, если это здесь позволительно сказать, философски осваивать возможности строительной техники. Он должен творить новые формы и конструкции из данного материала. Это элементарная творческая необходимость, требующая определенной смелости в поисках новых форм. Но это же в свою очередь и подскажет новые возможности решения пространственных и вообще стилевых задач, стоящих перед архитектором" 25.

Понимание Леонидовым простоты в архитектуре, прежде всего как композиционной ясности в решении сложной функционально-конструктивной и художественной задачи, важно отметить еще и потому, что Мис ван дер Роэ канонизировал в своем творчестве простую форму здания в виде прямоугольной призмы. Леонидов же, который фактически впервые применил предельно простые формы, уже во второй половине 20-х годов не ограничивался прямоугольными объемами, он вводил в свои проекты купола, своды и цилиндры, а затем перешел и к более сложным геометрическим формам.

К началу страницы
Оглавление    Начало 30-х годов  Работы середины и второй половины 30-х годов