Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Павел Александров, Селим Хан-Магомедов
Иван Леонидов
 

III. ПОСЛЕ 20-х ГОДОВ

НАЧАЛО 30-х ГОДОВ

30-е годы-годы постепенного, но решительного отхода от конструктивистской архитектуры в сторону монументализма, декоративности, изобразительности, архаической стилизации.

Все шире распространяются взгляды, согласно которым основой идейно-художественного содержания архитектурного образа является представительность здания. Перенесение центра тяжести в создании архитектурного образа с социальных проблем на чисто внешние стороны вело ко все большему отрыву функционально-конструктивной основы здания от его внешнего облика. В архитектуру широким потоком хлынули архитектурно-декоративные формы и детали прошлого.

Изменение в направленности советской архитектуры Леонидовым воспринималось очень трудно и мучительно. Ему, так ясно видевшему будущее архитектуры, невозможно было переключиться на увражные композиции.

Еще перед уходом из ВХУТЕИНа Леонидов во главе бригады ОСА (И. Ермилов, И. Кузьмин, Н. Павлов) начал разрабатывать заказной конкурсный проект реконструкции площади Серпуховской заставы, который закончил в самом начале 1931 г.

Проект планировки и застройки площади Серпуховской заставы в Москве. 1931 г.
Аксонометрический генплан.

Заказчик рассматривал эту работу как первый опыт проектировании "комплексного архитектурного оформления города".

Однако Леонидов в своем проекте вышел из рамок столь ограниченном постановки градостроительной проблемы. Он предложил в проекте не архитектурное оформление площади, а создание в районе площади достаточно развитого общественного центра района, включающего кино, музей, административное здание, летний театр, стадион, парк и площадь для районных собраний.

Транспортные магистрали Леонидов отвел в обход общественного центра, который он рассматривал как форум района. Проект иллюстрировался отлично сделанным макетом. Несмотря на то что в проекте было много обоснованного и правильного, проект в печати подвергся ожесточенной критике.

В 1931 г. Леонидов поступил на работу в Государственный институт по проектированию городов (Гипрогор) и почти на полгода уехал на север, в Игарку, на строительство. Вернувшись из Игарки, Леонидов в Гипрогоре разрабатывает проект-предложение реконструкции Москвы при участии своих бывших учеников (С. Кибирев, Л. Богданов, А. Максимов, Г. Пьянков, П. Александров и др.).

В этом проекте реконструкции Москвы был выдвинут ряд интересных градостроительных идей: развитие Москвы в юго-западном направлении и создание в этом районе нового правительственного центра, сохранение старого центра Москвы как музея, улучшение планировочной структуры города путем пробивки двух диаметров, принципы реконструкции старого центра и существующих жилых районов, упорядочение размещения промышленности.

В 1932-1933 гг. Леонидов возглавлял одну из мастерских Моспроекта, где им сделаны проекты клуба газеты "Правда", Дома Советов Пролетарского района и ряда других, менее значительных объектов, выполнявшиеся неизменно с той же требовательностью художника, которую он предъявлял и к проектам крупных сооружений. Это можно видеть хотя бы на проекте реконструкции сада "Эрмитаж".

Территория сада несколько расширялась. Предполагалось построить новый ресторан из дерева и стекла, эстраду, павильон для игр, беседки, киоски и т. д. В проекте предлагалось новое оформление входа, перепланировка и электроподсветка растений. Для выполнения этой небольшой работы Леонидов обращается к кристаллографии, ботанике, живописи. Вся многогранность жизни, а не увражи были его творческим источником. И в результате проект получился красочным, глубоким, волнующим, убедительным.

Г. Б. Бархин на техсовете Моспроекта, где после ряда других проектов рассматривался проект сада "Эрмитаж", так начал свое выступление: "Когда в переполненном трамвае, на котором я ехал сейчас на Совет, пассажиры узнали, что кто-то везет голубей, сразу прекратились и давка и пререкания. Все как-то потеснились, заулыбались, как бы стали лучше. Такое первое мое впечатление от проекта Леонидова".

Проект клуба комбината газеты "Правда", выполненный также в Моспроекте, относится к одним из его лучших проектов (к сожалению, все графические материалы по этому проекту утрачены).

Клуб проектировался на угловом участке напротив огромного здания комбината газеты "Правда", построенного по проекту П. Голосова. Ведущим объемом композиции был многогранник (кажется, десятигранник) - зал, наружные стены которого были ярко расписаны. Зал с двух сторон (Г-образная форма) как бы "охватывался" двухэтажным корпусом клубных помещений.

Почти скульптурная композиция клуба подчеркивалась цветом и очень удачно дополняла строгую архитектуру здания самого комбината.

Надо сказать, что Леонидов в 30-х годах в разных проектах многократно возвращался к теме многоугольной призмы (различные проекты клубов, Дом "Известий", Дом Советов Пролетарского района и др.). Он очень тщательно изучал оптические особенности этой формы, так как в перспективных ракурсах она сильно искажается. Он анализировал пяти-, шести-, семи-, восьми- и десятиугольные призмы.

Никогда, как в этом случае, Леонидов не был так близок к осуществлению проекта в натуре. Проектное задание клуба было одобрено, начинали разрабатываться рабочие чертежи. Но проект, лишенный украшательских элементов, не встретил поддержки у руководства Моспроекта.

Работа по проектированию клуба была передана другим архитекторам. Леонидов ушел из Моспроекта.

К началу страницы
Оглавление    Трудности на творческом пути  Дом Наркомтяжпрома