Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Павел Александров, Селим Хан-Магомедов
Иван Леонидов
13. "Современная архитектура", 1930, № 4, стр. 1-2.Вернуться в текст


ДОМ ЦЕНТРОСОЮЗА И ДОМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В 1928 г. Леонидов разрабатывал конкурсный проект Дома Центросоюза в Москве (который в дальнейшем был осуществлен по проекту Ле Корбюзье, также участвовавшего в конкурсе).

Дом Центросоюза проектировался для затесненного района Мясницкой улицы (ныне ул. Кирова).

В проекте Леонидова была четко продумана функциональная организация 12-этажного сооружения: устройство сквозного вестибюля (связывающего старую и проектируемую новую Мясницкие улицы), рациональная планировка рабочих этажей, устройство выставочного корпуса, располагаемого вдоль Мясницкой улицы, размещение всех культурно-просветительных помещений наверху с расчетом максимальной изоляции их от шума и пыли, сосредоточение в вестибюле всех вспомогательных коммуникаций, устранение коридоров из рабочих частей здания и пр.

В протяженном параллелепипеде здания располагались основные рабочие помещения. Они выходили на два полностью остекленных продольных фасада. Торцовые фасады были решены как глухие плоскости. На уровне второго этажа перпендикулярно главному объему, "подсекая" его, располагался горизонтальный выставочный корпус. Этой композицией Леонидов предвосхитил архитектуру современных административных зданий.

Пространственное богатство зданию Центросоюза также сообщает отдельно вынесенный, круглый в плане вестибюль с лифтовыми шахтами, обслуживающий верхние этажи. Изящный по форме навес венчает плоскую кровлю.

Как и в проекте Института Ленина, проект Дома Центросоюза построен по трем координатным осям, организующим пространство. Леонидов стремился здесь к предельному обобщению формы. В этой связи укажем, что Ле Корбюзье хорошо был знаком с проектом Леонидова, высоко оценил его большую целостность. Заметим, что, будучи в Москве, Ле Корбюзье несколько раз давал высокую оценку работам Леонидова. Окончательный проект Ле Корбюзье несет на себе отпечаток влияния леонидовского проекта.

В следующем своем проекте - Дом промышленности (1929- 1930 гг.) - Леонидов еще глубже раскрывает тему лаконичного многоэтажного прямоугольного объема ("коробки" - как некоторые тогда необоснованно называли их), красоту определенности геометрической формы.

Конкурсный проект Дома Центросоюза в Москве. 1928 г. Общий вид (макет). Общий вид (макет). План первого этажа. Боковой фасад. План второго этажа. Генплан (восстановлен М. Г. Кузьминым).

Но первое, с чего начинал Леонидов проектирование, - это социальное переосмысливание сооружения. В данном случае - это новая организация труда. Предоставим слово самому автору:

"Всякое новое сооружение в наших условиях, - пишет И. Леонидов, - есть шаг к социализму, оно должно отвечать новым условиям труда и быта. Архитектор, пренебрегающий этими условиями, - консерватор.

Труд - не досадная необходимость, а целеустремленность в жизни. Труд - как физическое и психическое состояние должен быть цельно организован.

Признаки новой организации сооружений.

Организованный труд, труд и физкультурная зарядка, свет, воздух, организованный отдых и питание, повышенный жизненный тонус.

Признаки старой организации сооружений.

Замкнутые дворы, отсутствие зрительных перспектив, каморки-комнаты, отсутствие достаточного количества воздуха, света, казарменные коридоры. Отсутствие плановой организации. Нервность, геморрой, пониженный жизненный тонус, пониженная производительность труда.

Организация Дома промышленности.

Отделы распределены в группы по признаку труда. Каждая группа занимает этаж. Связь организована телефоном и конвейерами. Этаж разбит на соответствующие количеству людей площадки по 5 кв. м каждая, не считая проходов. Перегородки отсутствуют. Между площадками насажена зелень, пол мягкий, звукопоглощающий, потолок тоже. С одной стороны площадок устроена зона отдыха и физкультурной зарядки с кушетками для лежания, библиотекой, местами принятия пищи, которая подается снизу, душами, бассейном, дорожками для прогулок и бега, площадками для приема посетителей. Полная возможность регулярного получасового и десятиминутного отдыха, зарядки, душа, принятия пищи и т. д.

Свет с двух сторон, летом стены открываются. Открываемые перспективы повышают жизненный тонус.

Здоровый отдых, здоровый труд.

На первом наземном этаже расположены помещения общие. Зал собраний и демонстраций, физкультурный зал;- кружковая работа и гардероб, справочная и т. д.

На крыше переносный бассейн (металлический каркас и прорезиненная материя), гимнастическое поле, беговая дорожка для массовой физзарядки до и после работы.

На верхнем этаже расположены комнаты для приезжающих (сообщение главным образом лифтом).

...Промежуточный напольный этаж используется для ресторана и прогулок на воздухе. Крыша использована для физигр и отдыха. Подсобные помещения, гараж, склады и т. д. расположены в подвале.

В результате организации имеем:

  1. поднятие производительности труда;
  2. физическое оздоровление;
  3. повышение жизненного тонуса;
  4. экономический эффект сооружения: объем на 40 тыс. куб. м меньше заданной кубатуры (уничтожение коридоров, полное использование рабочей площади)"13.

Дом промышленности Леонидова (как и Дом Центросоюза) - это одна из первых архитектурных попыток новой рациональной организации труда служащих, которая до сих пор представляет практический интерес.

Конкурсный проект Дома промышленности в Москве. 1929-1930 гг.
Главный фасад. Боковой фасад. Аксонометрия. План типового этажа. Генплан.

В проектах Дома Центросоюза и Дома промышленности, разрабатывая пространственную организацию типового этажа, Леонидов практически создает универсальный план. Его нередко обвиняли в схематизме решения функции, в недостаточной функциональной дифференциации в организации интерьера. Однако такой "схематизм" был не результатом недоработки леонидовских проектов, а отражал один из важных творческих принципов мастера. Он стремился к универсализации типа здания - одна объемно-пространственная композиция для ряда функций. Леонидов не видел необходимости, особенно в конторских зданиях, в детальной разработке деления типового этажа перегородками и в расстановке оборудования, считая возможным предоставить это инициативе тех, кто будет пользоваться этим зданием. В конторских зданиях он намеренно не расчленяет пространство типового этажа, считая, что универсальный план наиболее целесообразен в сооружениях с большим количеством вариантов функционального процесса.

В отличие от Дома Центросоюза объем Дома промышленности имеет высотную структуру. Строгий параллелепипед основного объема дополнен вынесенными лифтовыми шахтами и отдельно стоящим вестибюлем, которые подчеркивают значительность основного объема.

еонидов смело разрезает основной прямоугольный объем здания в верхней части и открывает один этаж, превращая его в террасу-сад для отдыха служащих - архитектурный прием, ставший в настоящее время общепринятым.

В проектах Дома Центросоюза и Дома промышленности переосмысливалась по-новому функциональная и социальная сущность обычных административных зданий. В этом одна из самых сильных сторон творчества Леонидова - основа его новаторских поисков. Главное для Леонидова - новый человек, рациональная организация его труда, быта и отдыха.

Сейчас архитектурные идеи, заложенные в эти проекты, настолько вошли в плоть и кровь нашего архитектурного сознания и мы так к ним привыкли, что революционная, новаторская сущность их кажется чем-то само собой разумеющимся. Но вспомним, что многие архитекторы у нас и за рубежом новое в архитектуре видели тогда в дробности объемного решения. Лаконичные объемы Мис ван дер Роэ появились значительно позднее.

Можно без преувеличения сказать, что в этих (и других) своих проектах Леонидов на десятки лет вперед предвосхитил развитие архитектурной формы. Осмысливая новый градостроительный масштаб и тектоническую природу индустриальной архитектуры, он утверждал эстетику "простой" геометрической формы.

К началу страницы
Оглавление    Памятник Христофору Колумбу  Социалистическое расселение (Магнитогорск) и дома-коммуны