Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Павел Александров, Селим Хан-Магомедов
Иван Леонидов
10. "Современная архитектура", 1929, № 3, стр. 110-111.Вернуться в текст


КЛУБ НОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ТИПА

В 1928 г. И. Леонидов разрабатывает два варианта проекта (А и Б) клубного комплекса, которыми иллюстрирует свой доклад о новом типе клуба на Первом съезде Объединения современных архитекторов (ОСА) в 1929 г.

В то время вопросы архитектуры клубов были одной из самых актуальных тем. В творчестве Леонидова - это одна из любимых тем, к которой он неоднократно возвращался.

Его не удовлетворяли ограниченная постановка вопросов архитектуры клубного строительства и конкурсные программы, в которых содержание клубной работы трактовалось, по его мнению, слишком узко, и он счел необходимым высказаться по этому вопросу широко и принципиально.

Проект клуба нового социального типа. 1928 г. (вариант А)
Фасад. Общий вид (макет). План второю этажа и общие виды (макет). План первого этажа.

Леонидов считал, что клуб в условиях социалистического строительства должен предоставить максимальные возможности для всестороннего развития человека, его отдыха и физического воспитания. Он должен обеспечивать проведение всех многообразных форм массовой работы (общественно-политические кампании, лекции, спорт, военные игры, выставки, туризм и т. д.) и служить для углубленной культурной работы (библиотека, лаборатории, кружки, музейные и краеведческие секции и т. д.).

Леонидов полагал также, что отдых в клубе должен быть активным, а не пассивным. Поэтому из состава клубных помещений он, например, исключил традиционный театральный зал, а ввел зал универсального назначения, в котором можно было бы проводить любые массовые мероприятия (лекции, кино, собрания и т. д.) или использовать в качестве планетария.

Схема сети культурных центров. Проект клуба нового социального типа. 1928 г. (вариант Б)
Фасад.
В состав клубных помещений у Леонидова входили большой зимний сад научного типа, спортивный зал и детские клубные комнаты. Обязательной принадлежностью клубного комплекса Леонидов считал устройство большого парка, многочисленных спортивных площадок и большого демонстрационного поля универсального назначения.

В архитектурном отношении два варианта проекта клуба представляли собой в обоих случаях свободные парковые композиции, в которых главенствующее значение имел объем зала, перекрытый параболическим сводом-оболочкой.

В проекте А зал покоился на квадратном в плане одноэтажном распластанном объеме, в проекте Б - на объеме, имеющем в плане форму вытянутого прямоугольника.

В композицию обоих вариантов органически входят круглое в плане большое демонстрационное поле, стадион, физкультурный зал, имеющий также параболическое перекрытие, и кубические павильоны для кружковой и лабораторной работы.

Нужно сказать, что в это время в нашей архитектуре большой интерес проявлялся к сводам-оболочкам. Пионерами такой конструкции являлись архитекторы М. Барщ и М. Синявский, построившие в Москве планетарий, перекрытый параболическим куполом. Безусловно, на замысел Леонидова повлиял проект планетария. Но в планетарии чистота формы параболического объема нарушена функционально необходимыми пристройками, врезанными в основной объем. В проектах же клуба Леонидов раскрывает эту форму в абсолютно чистом виде. Большое значение в композиции клубных комплексов имело то, что форму параболического купола он употребляет дважды - большой и малый купол, достигая этим ритмического единства ансамбля.

Схема сети культурных центров. Проект клуба нового социального типа. 1928 г. (вариант Б)
План второго этажа. План первого этажа.

Большой интерес для уяснения взглядов Леонидова представляют его ответы на вопросы, заданные ему после доклада на съезде ОСА. Приведем некоторые из них:

"Вопрос. Будет ли отдыхать рабочий в вашем клубе?
Ответ. Отдыхать рабочий будет и в клубе и в санатории, доме отдыха и в своем жилье. Абсолютного отдыха нет. Чем бы человек ни занимался, он утомляется. Но возможно относительно отдыхать от одной работы, занимаясь другой (отдыхать от "физической", занимаясь "умственной"). Только исходя из трудовых процессов, можно организовать рабочий день человека, его культурное развитие и его отдых.
Вопрос. Как скоро экономические и технические возможности позволят строить такие клубы?
Ответ. Сегодня. Только скептики и консерваторы и любители традиций могут игнорировать те научно-технические факты, какие мы имеем на сегодня, и не понимать, что с их помощью можно организовать любую культурную работу... Только таким людям сегодняшние средства кажутся несбыточной фантазией.
Вопрос. Учитываете ли вы влияние света на организм и как быть с вашими стеклянными стенами в Баку, где люди прячутся от солнца?
Ответ. Климатические условия, конечно, должны отразиться на организации стены, и механически переносить в Баку то, что сделано для Москвы - нельзя.
Вопрос. Чем, как не эстетически формальными соображениями, можно объяснить введенные вами одинаковые формы для разных функций?
Ответ. Вопрос говорит о том, что спрашивающий прежде всего интересуется внешней формой. . ., а для нас же форма - результат организации и функциональных зависимостей рабочих и конструктивных моментов...
Вопрос. Какую площадь нужно отвести для вашего клуба?
Ответ. Гигиенические и рабочие моменты организации клуба прежде всего требуют большой, хорошо изолированной от грязи и пыли площади. . . Отсюда ясно, чем больше площадь, тем лучше. Минимальная площадь - 2 гектара.
Вопрос. Учитывается ли вами влияние цвета на психику человека?
Ответ. Цвет несомненно влияет на психику человека, и вопрос весь заключается в том, чтобы переключить бессознательную игру с цветом в научно осмысленную работу с цветом.
Вопрос. Какова организация вами эмоций человека?
Ответ. Эмоции, чувства отнюдь не абстракция, не поддающаяся научному анализу, и организация эмоций и чувств - это прежде всего - организация вашего сознания...
Вопрос. Считаете ли вы нужным организовывать вообще зрительные ощущения?
Ответ. Дело не в организации зрительных ощущений, а в общей организации вашего сознания. Глаз - точный механизм, передающий сознанию виденное. Отрицательная или положительная окраска зрительных ощущений зависит от индивидуального и социального классового опыта вашего сознания"10.

К проекту "Клуба нового социального типа" прилагалась "схема пространственной культорганизации", в которой была изображена идея создания системы культурного обслуживания населения, включая культработу по месту работы и жительства.

К началу страницы
Оглавление    Кинофабрика в Москве  Памятник Христофору Колумбу