Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Павел Александров, Селим Хан-Магомедов
Иван Леонидов
1."Известия", № 122 от 27/V 1928 г. Вернуться в текст
2.В. Маяковский. ГИХЛ, 1957, т. 4, стр. 212. Вернуться в текст


I. ПЕРВЫЕ РАБОТЫ. ВХУТЕМАС. КОНСТРУКТИВИЗМ

  "Ненавижу всяческую мертвечину,
обожаю всяческую жизнь"
В. Маяковский

И. Леонидов родился в 1902 г. на хуторе Власиха Старицкого уезда Тверской губернии (ныне Калининская область). Отец Леонидова работал сторожем-лесником. Детские годы Иван Леонидов провел в непосредственном общении с природой, лесом. Окончив четырехклассную сельскую школу, он неоднократно выезжает на заработки в Петроград, где работает сезонным рабочим. В летнее время обычно возвращался в хутор, помогая семье на полевых работах.

После Великой Октябрьской социалистической революции Леонидов - секретарь Бабинского волисполкома.

Леонидов в детстве много рисовал, увлекаясь в основном портретами. Некоторое время был учеником у деревенского иконописца. В 1920 г. поступил во вновь организованные в Твери "Свободные художественные мастерские", где обучался основам рисунка и живописи. В 1921 г. его направили для продолжения учебы в Москву на живописный факультет ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские, созданные в конце 1920 г.). Позднее он перешел на архитектурный факультет в мастерскую А. Веснина.

ВХУТЕМАС, созданный на базе Строгановского училища и Училища живописи, ваяния и зодчества, был в 20-х годах одним из центров формирования новой советской художественной культуры. Сюда на рабфак и специальные факультеты шли учиться из сел и с заводов, с фронтов гражданской войны. Здесь преподавали многие талантливые мастера, выступал А. В. Луначарский, читал свои новые стихи Владимир Маяковский. В стенах ВХУТЕМАСа велись жаркие споры, устраивались творческие дискуссии, проводились смелые эксперименты.

В 1921 г. общежитие ВХУТЕМАСа посетил В. И. Ленин. Задушенная беседа В. И. Ленина произвела неизгладимое впечатление на студентов и придала особую значительность всей последующей деятельности ВХУТЕМАСа. На всех факультетах студенты были охвачены стремлением к поискам нового. Остро ощущался переломный этап истории.

На факультете дерева и металла шли поиски новой формы предметов быта, вещей (под руководством А. Родченко, Л. Лисицкого и В. Татлина). У живописцев - новые темы, композиции, краски. Монументалисты наносили фрески на стены клубов.

На архитектурном факультете активно велись поиски нового социального содержания архитектуры, новой формы.

Любая архитектурная задача или проблема приобретала особую окраску и остроту. Поиски нового не всегда были связаны с решением конкретного архитектурного задания. Следует помнить, что в то время экономическое положение страны было очень сложным. Реальное строительство лишь начинало разворачиваться. Инженерно-техническая база была крайне слабой. Многое еще оставалось только мечтой. Но партия ориентировала на технический прогресс. Был утвержден разработанный по инициативе В. И. Ленина план ГОЭЛРО. Началась разработка плана реконструкции Москвы. Создавались проекты рабочих поселков.

В этих условиях нередко возникал разрыв между архитектурными идеями и реальными возможностями. И исторически это вполне объяснимо.

Значение архитектурного факультета ВХУТЕМАСа (позднее переименован во ВХУТЕИН) для культуры молодой страны и прогрессивность его творческой направленности отметил А. В. Луначарский, который, посетив отчетную выставку студенческих проектов в мае 1928 г., писал в "Известиях": "На мой взгляд, венцом ВХУТЕИНа является архитектурный факультет. Здесь имеется огромный заряд какой-то практической, объективной, точной, стройной мечты, которая действительно может войти в аккорд нашего социалистического строительства. Молодые люди размахиваются часто слишком широко. Они уже мечтают о городе, каким он будет через 50 лет, но как мечтают! - с неслыханной до сего практической выдумкой, с точнейшим научным расчетом. Архитектурный факультет не проходит мимо хотя бы одной задачи, возникающей у нас в Москве. Ставится ли она для непосредственного осуществления или как план на более или менее близкое будущее, факультет сейчас же откликается смелыми талантливыми работами. С выставки архитектурного факультета ВХУТЕИНа выходишь положительно освеженным, с еще более укрепленной верой в наши способности к грандиозному строительству" 1.

Значение творческой атмосферы ВХУТЕМАСа в общем развитии советской культуры еще должным образом не оценено. Но подчеркнем, что формирование И. Леонидова как передового архитектора происходило в этой атмосфере, его творчество было неразрывно связано с ВХУТЕМАСОМ.

Большое плодотворное влияние на становление И. Леонидова как архитектора оказал А. Веснин. У них было много общего. Как и Леонидов, А. Веснин любил графику, увлекался живописью. Он занимался оформлением праздников и театральных спектаклей. Именно Александр Александрович в содружестве братьев Весниных олицетворял художественное начало их архитектурного творчества. Человек большого личного обаяния, он помог своему одаренному ученику выявить возможности его таланта.

Уже вузовские работы Леонидова были самостоятельны и самобытны. Его товарищи по учебе помнят выполненный на третьем курсе проект бассейна, который на всех произвел сильное впечатление и был высоко оценен

Проект рабочего клуба на 500 человек. 1926 г.
Фасад. План.
А. Весниным. В этом проекте Леонидов ярко и смело ввел в современную архитектуру цвет.

С 1925 г. Леонидов принимает участие в открытых архитектурных конкурсах и неоднократно получает премии (конкурсные проекты 1925 г.: улучшенная крестьянская изба - третья премия; жилые дома для рабочих и служащих Гостекстильтреста в Иванове - третья премия; конкурсные проекты 1926 г.: здание Государственного белорусского университета в Минске - рекомендовано к приобретению; типовые рабочие клубы на 500 и 1000 человек).

Курсовые и конкурсные проекты молодого студента сразу же обратили на себя внимание советских архитекторов. Они не уступали по своим профессиональным качествам работам опытных мастеров, хотя в них еще ярко не определились.черты своеобразного леонидовского дарования. Леонидов в этих проектах стремительно выходил на достигнутый тогда советской архитектурой высокий уровень мастерства, стремясь "прорвать" этот уровень.

В этих своих первых проектах Леонидов решительно включается в русло ведущего в то время течения в советской архитектуре - конструктивизма, в развитие которого он в последующем внес значительный вклад.

Чтобы понять, какую роль в развитии советской архитектуры 20-х го-дон сыграло творчество Ивана Леонидова и то новое, что внес он в теорию и практику конструктивизма, необходимо хотя бы коротко охарактеризовать общую творческую обстановку этого периода советской архитектуры.

Проект рабочего клуба на 1000 человек. 1926 г.
Перспектива. План первого этажа. План второго этажа.
В 20-е годы в советской архитектуре шли поиски новых путей ее развития. Они велись в условиях, когда не только под влиянием социальных преобразований в нашей стране менялось само назначение сооружений и содержание их идейно-художественных образов, но когда одновременно с этим происходил коренной пересмотр многих профессиональных приемом и средств (в том числе и художественно-композиционных). Поэтому наряду с интенсивными поисками новых в социальном отношении типов зданий и поселений советские архитекторы в первые же послереволюционные годы приступили к углубленным формально-эстетическим поискам. Это было сложным и противоречивым процессом. Основная борьба шла между теми, кто считал возможным создавать новые архитектурные образы, используя характерные для конца XIX - начала XX вв. приемы эклектики и стилизации, и теми, кто выступал за коренное обновление всей палитры архитектурно-художественных средств и приемов.

Естественно, что основные творческие поиски в первые послереволюционные годы в условиях незначительного реального строительства оказались сосредоточенными в области разработки нового художественного образа. Значительное влияние на осмысление новых проблем оказали и левые течения в литературе (поэты В. Маяковский, В. Хлебников и др.) и в изобразительном искусстве (художники К. Малевич, В. Татлин, В. Кандинский и др.), возникшие в России еще до первой мировой войны как оппозиция официальному академическому искусству.

Претворяя в жизнь ленинский план монументальной пропаганды, художники, скульпторы и поэты вместе с архитекторами активно участвовали в оформлении революционных праздников, агитационных поездов, митингов и т. д.

В 1923 г. была создана Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА) (Н. Ладовский, К. Мельников, Л. Лисицкий, В. Кринский и др.). Члены этого объединения стремились найти в художественной стороне архитектуры наряду с эмоциональными также и рациональные моменты, в частности объективные закономерности восприятия человеком архитектурных сооружений.

В начале 20-х годов формируется и другое творческое направление - конструктивизм. Сторонники конструктивизма (А. Веснин, М. Гинзбург и др.) подчеркивали функционально-конструктивную целесообразность новой архитектурной формы. Был разработан даже так называемый функциональный метод проектирования. Большое влияние на формирование художественных взглядов архитекторов-конструктивистов оказали концепции так называемого производственного искусства, с которыми выступали художники, боровшиеся за связь искусства с производством (А. Родченко, В. Степанова, Л. Попова, братья В. и Г. Стенберги, А. Ган и др.), связанные с руководимым В. Маяковским Левым фронтом искусств (ЛЕФ). Художников-производственников и архитекторов-конструктивистов объединял новый подход к созданию условий для работы, быта и отдыха трудящихся, подчеркивание конструктивной и функциональной целесообразности формы.

А. Веснин писал в 1922 г., что "вещи, создаваемые современными художниками, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности".

Вокруг этого мастера в первой половине 20-х годов постепенно образовалась архитектурная группа ЛЕФа, главным образом из числа студентов ВХУТЕМАСа (М. Барщ, А. Буров, Н. Красильников, Л. Комарова и др.), которая стала ядром будущей творческой организации конструктивистов Объединения современных архитекторов (ОСА). Архитекторы-конструктивисты находили широкую поддержку в редактировавшемся В. Маяковским журнале "ЛЕФ", где был, например, опубликован конкурсный проект Дворца труда братьев Весниных, являвшийся своеобразным творческим кредо раннего конструктивизма. Конструктивистами считали себя многие художники и литераторы, группировавшиеся вокруг ЛЕФа.

В этой связи интересно привести высказывание В. Маяковского. В очерке "Париж", посвященном состоянию французского искусства начала 20-х годов, он с гордостью писал: "Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства - конструктивизм.., понимающий формальную работу художника только как инженерную, нужную для оформления всей нашей жизни. Здесь художникам приходится учиться у нас.

Здесь не возьмешь головной выдумкой. Для стройки новой культуры необходимо чистое место... Нужна Октябрьская метла" 2.

Конструктивисты-архитекторы отрицали "рисование" архитектуры - метод, присущий дореволюционной архитектурной школе. Термин "конструктивизм" характеризовал новую методику "конструирования" вещей, архитектуры.

Конструктивизм требовал целесообразной функциональной организации сооружения, причем особенно большое внимание уделялось решению планов и единству формы и конструкции.

Конструктивизм как наиболее влиятельное творческое течение сыграл в 20-е годы решающую роль в развитии советской архитектуры. Вместе с тем в своем наиболее ортодоксальном виде это течение не избежало известной ограниченности в художественном отношении. Выступая за всемерное использование в архитектурном творческом процессе научных методов проектирования, его сторонники в ряде случаев несколько упрощали сложную взаимосвязь функционального назначения здания и его объемно-пространственной композиции.

К моменту активного включения Леонидова в архитектурную деятельность черты конструктивизма уже стали реально материализовываться в проектах и постройках - железобетонный каркас, обильное остекление, горизонтальные окна, большей частью асимметричные удобные планы, функциональная расчлененность объема, "всефасадность" и т. д.

В 1926 г. конструктивисты начали издавать журнал СА ("Современная архитектура").

Иван Леонидов уже в вузе связал свою судьбу с творческим объединением конструктивистов - ОСА и журналом СА. В дальнейшем он стал одним из активных членов редколлегии журнала.

И. И. Леонидов. Проект типографии газеты "Известия" в Москве. 1926 г.
Перспектива.
И. И. Леонидов. Проект типографии газеты "Известия" в Москве. 1926 г.
План.
Возвращаясь к первым архитектурным работам Леонидова, следует отметить его преддипломный проект типографии газеты "Известия" в Москве (1926 г.). Выполненный с большим вкусом, проект типографии уже вполне определенно выражает черты творческой индивидуальности Леонидова. В проекте любовно, смело и красиво нарисованы планы, динамичная структура остекленного фасада выразительна и пропорциональна. Леонидов впервые использует здесь прием вынесения наружу несущих ажурных неметаллических конструкций (решетчатые рамы и т. д.). Однако эта работа (в которой автор, возможно, опирался на один из лучших проектов братьев Весниных - проект здания отделения "Ленинградской Правды" в Москве, 1924 г.) несет на себе печать некоторой ограниченности, свойственной раннему конструктивизму.

В это время (1926 г.) конструктивизм в целом переживал известный творческий кризис в вопросах формообразования.

Творчество Весниных и других сторонников конструктивизма, а также большая теоретическая работа М. Гинзбурга (книга "Стиль и эпоха", статьи в журналах "Архитектура" и "Современная архитектура") способствовали быстрому распространению принципов конструктивизма в советской архитектуре. Однако многие архитекторы восприняли его только как модный стиль. В результате некоторые проекты и постройки оказались эстетически обедненными; "новым" в них было только обилие горизонтальных или вертикальных окон и модные архитектурные аксессуары вроде угловых эркеров, закругленных в плане балконов, выносных железобетонных навесов, плоской кровли и пр. Появилась угроза канонизации отдельных профессиональных приемов конструктивизма и превращения их в элементы внешнего оформления зданий, в стилевой штамп. Часто старая концепция дома, отсутствие композиционной идеи маскировались в новую, модную одежду из стекла и бетона. Чтобы идти вперед, преодолеть этот штамп, нужно было раскрыть новые возможности современной архитектуры - в органическом разрешении разнообразных задач и, в частности, в создании выразительного образа сооружения. В этих условиях принципиальное значение имел дипломный проект Леонидова - Институт библиотековедения имени Ленина на Ленинских горах (известный как "Институт Ленина"), показанный в 1927 г. на Первой выставке современной архитектуры в Москве. Проект произвел на всех огромное впечатление.

Этот проект был не только творческим кредо Леонидова, но и своеобразным манифестом советской архитектуры второй половины 20-х годов.

К началу страницы
Оглавление    Введение  Институт Ленина - творческое кредо