Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
  Публикации
Екатерина Черкасова
Идеи и реализация плана социалистической реконструкции Харькова 1933-1935 годов

Примечания

1. Багалей Д. И., Миллер Д. П. История города Харькова за 250 лет его существования (1655-1905): Историческая монография в двух томах. Харьков: Основа, 1993. Репринт, изд. Т. 1. ХVII-ХVIII вв., 1993. 572 с.; Т. 2. XIX - начало XX вв., 1993. 973 с. Т. 2. С. 181.Вернуться в текст
2. Ясиевич В. Е. Архитектура Украины на рубеже ХIХ-ХХ веков. Киев: Будивельник, 1988. С. 35.Вернуться в текст
3. БондаренкоБ. А. Каменная летопись. Харьков: Прапор, 1972. С. 22.Вернуться в текст
4. Диканский М. Г. Будущее Харькова. По поводу проекта обязательных постановлений по строительной части: доклад на общем собрании Харьковского отделения Императорского русского технического общества. Харьков: Типография "Утро", 1913. С. 3.Вернуться в текст
5. Шкодовский Ю. М., Лаврентьев И. Н., Лейбфрейд А. Ю., Полякова Ю. Ю. Харьков. Вчера, сегодня, завтра. Харьков: Фолио, 2004. С. 46.Вернуться в текст
6. Нариси истории архитектуры Украинськой РСР (Радянський период) / Ред. Головко Г. В. та ин. Киев: Держбудвидав УРСР, 1962. С. 36.Вернуться в текст
7. Нариси истории архитектуры Украинськой РСР. (Радянський период) / Ред. Головко Г. В. та ин. Киев: Держбудвидав УРСР, 1962. С. 38.Вернуться в текст
8. А. Л. Эйнгорн родился в Мариуполе в семье гражданского инженера-строителя. Он учился на механико-технологическом факультете Харьковского университета. За участие в революционном движении 1905 г. был выслан на Урал (г. Чердынь, Пермской области); после болезни уехал за границу в Бельгию, затем Швейцарию и Францию, где продолжил образование. В Россию вернулся в 1914 г. Сначала работал в Нижегородской губернии в качестве рабочего, после революции вернулся в Харьков. В 1929 г. А. Л. Эйнгорн работает в проектном бюро НКВД УССР, с 1930 г. - техническим директором Гипрограда. В 1934 г. появляются его зарубежные научные публикации. В это же время он назначен руководителем первой архитектурно-планировочной мастерской Гипрограда. Начиная с 1929 г. А. Л. Эйнгорн занимается и преподавательской деятельностью в Харьковском институте коммунального строительства, где читает курс "Теория планировки населенных мест". В 1930 г. утвержден Наркомпросом в звании профессора. В 1935 г. стал заведующим кафедрой. А. Л. Эйнгорн за неполные 10 лет работы на посту директора Гипрограда опубликовал 4 монографии и отдельные разделы учебников по архитектуре и градостроительству, изданных Академией Архитектуры СССР, более 20 отдельных публикаций и периодических и специальных изданиях. В 1936 г. на разработку проекта планировки и социалистической реконструкции Харькова, получившего широкую известность в стране и за рубежом, А. Л. Эйнгорну присвоено почетное звание члена Королевского института британских архитекторов (Никаленко Т. Александр Львович Эйнгорн // Архитектура СССР. 1989. №11-12. С. 99).Вернуться в текст
9. Никаленко Т. Александр Львович Эйнгорн // Архитектура СССР. 1989. №11-12. С. 99.Вернуться в текст
10. Там же. С. 101.Вернуться в текст
11. Лейбфрейд А. Ю., Полякова Ю. Ю. Харьков. От крепости до столицы. Харьков: Фолио, 1998. С. 50.Вернуться в текст
12. Перетяткович Б. Обзор строительства г. Харькова за последние годы // Зодчество. 1928. №3-4. С. 45-49.Вернуться в текст
13. Горвиц Г. Становление архитектуры советского Харькова // Архитектура СССР. 1974. № 5. С. 42-48. С. 46.Вернуться в текст
14. Перетяткович Б. Обзор строительства г. Харькова за последние годы // Зодчество. 1928. №3-4. С. 46.Вернуться в текст
15. Эйнгорн А. Л. Проект соціалітичної реконструкції м. Харкова // Будівництво. 1935. № 4. С. 18-23.Вернуться в текст
16. Нариси истории архитектуры Украинськой РСР (Радянський период) / Ред. Головко Г. В. та ин. Киев: Держбудвидав УРСР, 1962. С. 43.Вернуться в текст
17. Харкив будуэ. Харькив: Видавництво харькивськой миськради, 1931. 113 с.; Шкодовский Ю. М., Лаврентьев И. Н., Лейбфрейд А Ю., Полякова Ю. Ю. Харьков. Вчера, сегодня, завтра. Харьков: Фолио, 2004. С. 51.Вернуться в текст
18. Эйнгорн А. Л. Социалистический Харьков. Перепланировка и архитектурная реконструкция Харькова // Архитектура СССР. 1934. № 2. С. 38.Вернуться в текст
19. Эйнгорн А. Л. Социалистический Харьков. Перепланировка и архитектурная реконструкции Харькова //Архитектура СССР. 1934. №2. С. 48; Касьянов А. М. Реконструкция центра Харькова // Архитектура СССР. 1934. № 2. С. 57; Горвиц Г. Становление архитектуры советского Харькова // Архитектура СССР. 1974. №5. С. 43.Вернуться в текст
20. Андрющенко М. П. Боротьба творчіх методов і авторських концепцій при формуванні центральной площі Харкова // Архітектурна спадщіна Україна № 5. К.: Київ: НДІТІАМ, 2002. С. 281.Вернуться в текст
21. Водопянов А. В. Фабрика проэктив "Димпроэктстрой" // Будивныцтво. 1930. № 3-4. С. 98.Вернуться в текст
22. Сосфенов И. Площадь Дзержинского в г. Харькове // Архитектура СССР. 1934. № 2. С. 62.Вернуться в текст
23. Штейнберг Я. Надбудова будинку ЦК КП(б)У // Будівництво. 1931. №9. С. 36.Вернуться в текст
24. Яновицкий Г. До проекту великого готелю на майдані ім. Дзержинського // Будівництво. 1931. № 1-2. С. 19-22.Вернуться в текст
25. Касьянов А. М. Реконструкция центра Харькова // Архитектура СССР. 1934. № 2. С. 54.Вернуться в текст
26. Сосфенов И. Площадь Дзержинского в г. Харькове // Архитектура СССР. 1934. № 2. С. 62.Вернуться в текст
27. Кондратенко Ф. Проэкт административного центру и схема забудовы житлового сектору навколо площи Дзержинского в Харкове // Будивництво. 1930. № 1. С. 31.Вернуться в текст
28. Згурская Н. Прогрессивные черты в застройке поселка ХТЗ (К 30-летию Харьковского тракторного завода) // Строительство и архитектура. 1961. № 10. С. 10-13.Вернуться в текст
29. Фідровський, інж. Житлове будивництво на ХТЗ на першому його етапі // Будівництво. 1932. № 6. С. 200-204.Вернуться в текст
30. Кондратенко Ф. Проэкт административного центру и схема забудовы житлового сектору навколо площи Дзержинского в Харкове // Будивництво. 1930. № 1. С. 28-32. С. 30Вернуться в текст
31. Касьянов А. М. Реконструкция центра Харькова // Архитектура СССР. 1934. № 2. С. 55.Вернуться в текст
32. Там же. С. 55.Вернуться в текст


Наследие архитектуры и градостроительства эпохи советского авангарда рассматривается сегодня как значительный этап в развитии современной архитектуры. В работах по истории архитектуры и градостроительства 1970-1980-х гг. был реабилитирован исторический опыт архитектурного конструктивизма, подтверждающий мировое значение достижений отечественной культуры 1920-1930-х гг.

Сегодня на фоне централизованного в начале 1930-х гг. процесса развития архитектурно-проектного дела еще не прослежен и не оценен по достоинству опыт развития региональных архитектурных и градостроительных школ, которые были реорганизованы в связи с изменением идеологической направленности архитектуры. Своеобразие архитектурного процесса было снивелировано деятельностью централизованных органов власти, проектных и научно-исследовательских институтов по разработке единых норм советского градостроительства. Это привело впоследствии к утратам архитектурной целостности ансамблей городов, сформированных в первые послереволюционные десятилетия, а также потерям теоретического опыта, накопившегося в архитектурной и градостроительной науке, отвергнутого, осужденного и забытого историей послевоенного градостроительства.

Опыт разработки первого генерального плана социалистической реконструкции Харькова является примером значительных достижений градостроительной школы, сформировавшейся на Украине в первые годы советской власти. Уже в начале 1930-х гг. эти достижения стали общепризнанными на международном уровне. Основные идеи генерального плана предвосхитили пути и основные направления развития города на многие последующие десятилетия.

Новаторский характер архитектурных и градостроительных решений опирался на опыт развитая градостроительства дореволюционного периода. Сравнительный анализ генеральных планов и статистических данных по развитию Харькова на протяжении последнего десятилетия XIX и последующего XX в. свидетельствует о преемственности и динамике развития планировочной структуры, территории, изменениях социально-функционального зонирования, характерных для каждого исторического этапа. Показатели, заложенные в генеральный план социалистической реконструкции Харькова начала 1930-х гг. по численности населения и развитию социальной инфраструктуры, приблизились к реальным показателям в конце 1970-х гг.

Процессы урбанизации и тенденции формирования градостроительной школы в Харькове

Темпы роста численности населения, значительное увеличение городской территории, интенсивное развитие промышленности и железнодорожного строительства, увеличение товарооборота привели к тому, что в начале XX в. Харьков становится крупнейшим административно-промышленным и торговым центром, важнейшим железнодорожным узлом юга России. Развитие капиталистического способа производства привело к значительным изменениям во всех областях жизни общества. На территории Левобережной Украины пореформенные процессы происходили чрезвычайно болезненно. Четвертая часть населения Харьковской губернии осталась без земли. В 1880-е гг. Харьков стал центром Горной промышленности Юга России, центром Управления Южных железных дорог, центром Фабричного округа 5 областей (Харьковской, Полтавской, Екатеринославской, Черниговской, Донской)1. Реформа фабричного округа 1899 г. сделала Харьков центром Управления фабричного округа, одного из шести округов, куда входили инспекции 12 областей юга России.

Харьков. Фрагмент застройки центра. Современный вид

Темпы урбанизации территории Харьковского региона к концу XIX в. значительно возросли. За последние 30 лет XIX в. по сравнению с другими российскими городами территория Харькова увеличилась на 250%, тогда как Петербург вырос на 130%, а Москва - на 200 %. Показатели роста населения Харькова в начале XX в. были близки Варшаве, Киеву, Риге.

Сложившаяся на начало XX в. планировка Харькова представляла собой радиально-кольцевую схему с дробной системой регулярну спланированных кварталов. Узкие, плотно запрос иные улицы, ориентирован-ные к ансамблю исторически сложившегося городского центра, были объединены системой радиальных направлений, проложенных вдоль склонов. Планы Харькова 1875 и 1885 гг. утверждены не были. В конце XIX - начале XX в. были начаты работы по подготовке материалов для составления предложений по перспективному развитию города. В 1896 г. на основе геодезической съемки был составлен план с детальным описанием городской застройки в пределах установленной границы города (арх. Б. Г. Михайловский, Г. Я. Стрижевский, М. К Шевцов, инж. Д. И. Шустов, А. А. Кондратовский, К. К. Бранднер).

Проектом предусматривалось увеличение числа городских кварталов, спрямление и прокладка новых улиц, спрямление русел рек, укрепление набережных. Впервые на плане были выделены центральные районы города, для которых определен режим строительного зонирования. План сохранял силу юридического документа до 1917 г.

Проектом предусматривалось также расширение границ города с включением окраин, расширение главных улиц до 20 м, вынос за пределы города территорий 10 заводов, устройство набережных и мостов2. Формируется несколько планировочных районов: исторически сложившийся центр на Университетской Горке с кольцом площадей и улицей Сумской; новый торговый центр в районе Привокзальной площади, улиц Екатеринославской и Благовещенской; новый промышленный район вблизи Балашовской станции железной дороги.

Главные задачи генерального плана состояли в упорядочении городской территории на основе принятых правил регулирования застройки и инженерного благоустройства. Они распространялись в основном на центральный Нагорный район и примыкающий к нему в западном направлении Залопанский район до Холодногоских склонов, до участка размещения вокзала Южной железной дороги. В юго-восточном направлении эта зона ограничивалась территорией формирования новых промышленных предприятий.

Площадь территории Харькова к 1910 г. достигла около 10 тыс. га. Рост жилищного строительства, повышенный спрос на земельные участки приводили к тому, что большие земельные наделы дробились, появлялись новые улицы, районы, поселки. Крупные земельные собственники распродавали через банки и различные кредитные учреждения мелкие участки вокруг Харькова в дачных местах. До 1917 г. состоялось более 60 таких распродаж3. Так возникли поселки Липовая Роща, Ясная поляна, Южный, Высокий, Зеленый Гай, Минутка и др.

В Харькове наиболее аристократичным считался Нагорный район. Плотность застройки центрального района доходила до 70-80 %, этажность застройки центрального района - 6-7 этажей. Преобладающей была застройка жилыми домами. Доходные дома включали квартиры разных типов: от 8-12 до 3-5 комнат с кухнями для господ и прислуги, ванной комнатой и двумя лестницами - парадной и черной. Для малообеспеченного населения были распространены дома коридорного типа с 1-2-х комнатными квартирами. Дома оборудовались водопроводом и канализацией. Большое значение в реализации градостроительной програм мы развития Харькова в предреволюционный период имела деятельность строительного комитета при городской думе, ведавшего вопросами застройки города.

В конце XIX - начале XX в. возникла ситуация, изменившая отношение к застройке города. Городской инженер М. Г. Диканский на общем собрании Харьковского отделения русского технического общества в 1913 Г, выступил с докладом "По поводу проекта обязательных постановлений по строительной части", в котором говорил, что "...взгляд на город как на конгломерат отдельных участков устарел". Он настаивал на введении особых правил регламентации городской застройки, направленных на улучшение эстетического облика города. М. Г. ДиканскиЙ считал, что "город в своем целом представляет собой объект художественного творчества"4. Он впервые высказал предположение и о необходимости создания комиссии по разработке плана города на перспективу 10-20 лет. В комиссию, по его предложению, должны были входить архитекторы, художники, врачи, общественные деятели.

Идеи регулирования городской застройки, разработанные на примере города Харькова в конце XIX - начале XX в. были прогрессивными для своего времени. Сложившийся опыт городского планирования был использован впоследствии при разработке системы микрорайонирования город ской территории. Эти идеи стали ведущими в отечественной градостроительной практике первой трети XX в.

Деятельность Гипрограда и формирование школы советского градостроительства на Украине

В городе Харькове, столице Советской Украины с 1917 по 1934 г., сформировался ряд государственных учреждений и организаций, которые осуществляли программы по восстановлению хозяйства после гражданской войны, созданию и реализации кланов промышленного, жилищного и культурного строительства. Но плану ГОЭЛРО, принятому в 1920 г. сроком на 10-15 лет, одновременно с восстановлением промышленных предприятий, созданием мощной энергетической базы для обеспечения промышленного и гражданского строительства, предусматривалось развитие городского хозяйства в промышленных районах Украины. Осуществление программы индустриализации страны в годы первой пятилетки (1926-1933), огромный объем нового строительства стал возможным на основе создания специализированных проектно-строи-тельных организаций на базе мелких проектных отделов и контор смежных ведомств.

В 1925 г. в Харькове было организовано Товарищество "Индобуд", в больших масштабах развернувшее не только проектно-строительную, но и научно-исследовательскую деятельность. Контроль за соблюдением правил застройки городов осуществляло Управление Окружного инженера при областном и городском исполнительных комитетах на основе действовавших с 1924 г. "Временных строительных правил", утвержденных СНК УССР5.

Разработка научных проблем градостроительства на Украине осуществлялась начиная с 1930 г. в Государственном институте проектирования городов (Гипроград) с филиалами в Киеве, Днепропетровске, Одессе6. Он был создан на базе образованных в 1929 г. организаций, таких как Бюро по проектированию города Большое Запорожье, Государственная Комиссия по строительству новых городов Донбасса и Проектное бюро НКВД УССР. За период работы в Харькове, в течение четырех лет, Гипроград разработал 27 генеральных планов, преимущественно крупнейших промышленных городов Украины. В их числе Харьков, Одесса, Большое Запорожье, Кадиевка (Стаханов), Горловка, Кривой Рог, Коммунарск, Никополь, Днепропетровск и другие.

В работе Гипрограда прослеживаются два ведущих направления. Первое было связано с необходимостью реализации программы создания новых промышленных объектов тяжелой индустрии и обеспечение их развитой системой городского строительства. Второе - направление социалистической реконструкции сложившихся крупных городов и превращение их в развитую централизованную систему с учетом исторического зонирования, а также задачи создания современного уровня урбанизированной городской среды на основе прогрессивных достижений строительной индустрии.

Программа обеспечения городов объектами жилищного, промышленного и культурного назначения наиболее активно осуществляется в период с 1925 по 1930 гг. Ко времени организации Гипрограда был накоплен опыт комплексной реконструкции квартальной застройки путем укрупнения мелких жилых кварталов, создания жилых комплексов для разных категорий населения, выработаны принципы зонирования территорий промышленных городов с соблюдением технических и санитарно-гигиенических норм. В Гипрограде разрабатывались вопросы методики проектирования и нормативная база для составления планов застройки городов и населенных мест всей Украины.

Уже первые проектные работы специалистов Гипрограда характеризовали этот коллектив как главный научный и проектный центр республики, самостоятельную градостроительную школу, значение которой вышло далеко за пределы Украины. Ведущие представители этой школы - А. Эйнгорн, П. Алешин, П. Богорад, М. Давидович, И. Малоземов, А. Марзеев, Я. Рутенберг, П. Хаустов, Г. Шелейховский и другие - одинаково успешно реализовывали себя как в сфере научного, инженерного, технического знания, так и в области архитектурного проектирования.

Труды Гипрограда были положены в основу издававшихся сборников нормативной литературы: "Кодекса правил планировки населенных мест" (1930), трехтомного издания "Технико-экономические основы планировки городов" (1932). Основные направления деятельности Гипрограда освещались в периодических изданиях 1930-х гг. В 1934 г. труды Гипрограда были использованы в серии особых изданий по методике и нормированию реконструкции городов СССР, разработанных Всесоюзным Советом по коммунальному хозяйству при ЦИК СССР7.

Техническим директором Гипрограда со времени его образования был профессор Александр Львович Эйнгорн (1888-1939)8.

В своей градостроительной теории и практике А. Л. Эйнгорн придерживался концепции сохранения естественного хода развития города. Он был сторонником проектирования компактного города, развивающегося в сложившихся исторических границах. На примере генерального плана "Большое Запорожье" А. Л. Эйнгорн продемонстрировал идею формирования нового города на основе развития исторически сложившегося центра. Основные положения градостроительной теории были сформулированы в его работах "Теория естественных факторов" и "Экономика жилища". В последней он отрицал идею организации жилых домов коллективного быта, поскольку считал жилище элементом городской структуры и основным приоритетом социального развития общества на основе естественно развивающихся потребностей. А. Л. Эйнгорн не сомневался, что функции индивидуального жилья будут сокращаться за счет развития общественного сектора, но выбор типов жилья должен определяться развитием комплекса требований. Он высказывал сомнения по поводу отказа от индивидуального жилища, которое считал основным местом удовлетворения личных потребностей, индивидуальных занятий наукой, искусством, семейного общения, свободного от материальных потребностей. Он писал: "...Переустройство общества на социалистических началах является длительным процессом преобразования всей психики людей на почве изменяющейся материальной основы существования всего общества и соответствующего общественного окружения <...> И если мы с самого начала социалистических жилищ и поселений, не имеющих еще претендентов в мире, сразу пойдем по пути жесткого нормирования его, во всех деталях его внутренней структуры, неизбежно узаконим его некоторые предрассудки и ошибки, и, главное, сократим себе сразу накопление и положительного, и отрицательного опыта"9.

Профессор А. Л. Эйнгорн считал утопичными идеи создания города на свободной территории и по этой причине был противником создании городов спутником. Основные положении его градостроительной теории вошли в коллективный труд института "Синтетические нормы", изданный Гипроградом после его смерти в 1940 г.

Главный труд профессора А. Л. Эйнгорна - Проект социалистической реконструкции Харькова, был разработан в два этапа. Основные работы были выполнены на первом этапе, в течение 1931-1933 гг. Было тщательно подготовлено технико-экономическое обоснование, связанное с анализом освоения территории города, развитием производительных сил в целом с учетом планов перспективного развития промышленного, транспортного и сельскохозяйственного развития региона, построения демографической гипотезы, изучения геофизических свойств ландшафта. Проектные материалы плана социалистической реконструкции Харькова разрабатывались параллельно с созданием новых и реконструкцией существующих городских ансамблей.

Важнейшим пунктом программы социалистической реконструкции было "разрешение всех проблем планировки и оборудования города из расчета максимальной экономии сил и энергии жителей, учитывая, что в социалистическом обществе затраты труда и энергии населения на удовлетворение собственно культурно-бытовых потребностей должны входить в единый народнохозяйственный баланс общественно-полезного труда, и поэтому излишние потери в этой области, являются такими же народно-хозяйственными потерями, как и потери в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и др."10

Начало разработки общей схемы генерального плана относится к 1924 г., когда возникла необходимость выбора места для строительства новых промышленных объектов. Отдел коммунального строительства харьковского горисполкома на основании решения СНК УССР 14 февраля 1924 г. приступил к разработке предварительных вариантов схемы планировки и расширения Харькова. Под руководством инженера А. Ф. Войткевича и архитектора А. А. Мейна была разработана схема размещения новых заводов (тракторного, станкостроительного, турбогенераторного) в юго-восточном направлении вдоль Московского проспекта. Здесь же в 1929 г. под руководством архитектора А. А. Мейна было образовано Планировочное бюро для разработки схемы перспективного развития города. Положенная в основу схемы будущего генерального плана дезурбанистическая концепция дальнейшего развития не получила.

Проектные работы по составлению генерального плана были начаты в Гипрограде в 1931 г.11

В 1923 г. был проведен закрытый конкурс на эскизный проект планировки территории бывших университетских земель в северо-западной части города с целью размещения на этом участке нового жилого района и общественно-делового центра столицы Советской Украины. В конкурсе приняли участие академик архитектуры А. Н. Бекетов, профессор А. Г. Молокин, инженер А. Л. Эйнгорн, архитектор В. К. Троценко. Для реализации был принят проект архитектора В. К. Троценко. В проекте получила воплощение идея организации круглой площади, примыкавшей к городскому парку вдоль улицы Ветеринарная (Иванова), и радиальная схема решения жилых кварталов между главными магистралями нового жилого района.

Схема перепланировки района университетских земель.
Арх. В. К. Троценко. 1923 г.
Вариант проекта создания нового общественно-делового центра в г. Харькове. 1925 г.

В 1925 г. по результатам Всесоюзного конкурса были начаты строительные работы по возведению ансамбля Дома Государственной промышленности (1925-1929, арх. С. С. Серафимов, С. М. Кравец, М. Д. Фельгер). Грандиозное по масштабу здание Госпрома на западном участке площади Дзержинского отвечало размерам пространства площади (около 12 га), ставшей с этого времени самой крупной площадью европейских городов.

План размещения Госпрома в ансамбле площади.
Материалы конкурса. 1925 г.
Госпром в ансамбле пл. Дзержинского.
Фото 1930-х гг.

Начало осуществления программы жилищного строительства

До начала разработки генерального плана зоной активной реконструкции и нового строительства стал Нагорный район. Обзор строительства Харькова 1920-х гг., опубликованный на страницах журнала "Зодчество"12, свидетельствует о том, что решение о необходимости разработки нового генерального плана было вызвано темпами роста гражданского строительства и реконструкции существующего фонда зданий как в центре, так и в промышленных окраинах Харькова. Наряду с наиболее интенсивно застраивающимся северным районом на территории бывших университетских земель, очагами нового строительства были поселок Рубановка в восточной части города за рекой Харьков; дальняя Журавлевка, связавшая в одно целое ряд отдельных поселений; поселок "Красный Октябрь", расположенный на северо-западе от города за линией южной железной дороги. Вся строительная деятельность до 1923 г. была направлена на ликвидацию военных разрушений с целью восстановления жилого фонда.

Дезурбанистические идеи градостроительства в застройке Харькова были реализованы на примере создания рабочих поселков, приближенных к территориям промышленных предприятий. В решениях жилых домов отрабатывались наиболее рациональные типы планировки квартир, реализованные впоследствии в жилых комплексах с полной системой обслуживания. В первой половине 1920-х гг. были созданы первые 4 рабочих поселка по Московскому проспекту (поселок "Металлист", 1923-1924, арх. В. К. Троценко, при участии И. Г. Таранова-Белозерова, В. И. Богомолова) и улице Плехановская (поселок имени Артема, 1926-1929, арх. М. А. Зеленин, И. Г. Таранов-Белозеров, В. И. Богомолов), а также в районе Новая Бавария и в районе станции Сортировочная (поселок "Красный Октябрь", арх.А. Я. Лангман).

Поиски новой типологии жилья в архитектуре Харькова отмечены постепенным переходом от поселков коттеджного типа к отдельным домам секционной застройки. На этапе формирования архитектуры массового жилища возводятся многоэтажные секционные жилые дома, а также дома-коммуны с обобществленным сектором, в основном способом кооперативного строительства (жилой дом Наркомзема, 1925, арх. А. Коган; Дом "Слово", 1926, арх. М. И. Дашкевич; дом ЖСК "Металлист", 1928, арх. В. И. Богомолов; дома-коммуны на Толкачевке, 1925; дом ЖСК "ОМБИТ", 1929, арх. В. К. Троценко). Впоследствии, в конце 1920-х гг., начато строительство жилых комплексов с квартальной системой обслуживания: жилмассив Загоспромье (1928-1933, арх. С. М. Кравец, А. 3. Коган, П. И. Фролов, Л. С. Лемеш и др.), жилмассив "Луч" (1929-1932, арх. Г. Г. Вегман), а в начале 1930-х гг. - жилые комбинаты соцгорода "Новый Харьков" (коллектив авторов, руководитель П. Ф. Алешин)13.

Жилой дом "Слово".
Арх. М. И.Дашкевич. 1926 г.
Проект реконструкции и благоустройства набережной в районе старого центра.
Арх. Марьясин.

Реконструкция зоны старого центра Харькова

Реконструкция ведущих ансамблей в исторических кварталах старого центра осуществляется начиная с середины 1920-х гг. В этот период в архитектурной и градостроительной практике работают в основном архитекторы старшего поколения, которые получили инженерно-техническое и архитектурное образование в Харьковском технологическом институте. Подготовка архитекторов в начале 1920-х гг. осуществлялась также в Харьковском художественном институте, где среди студентов уже во второй половине 1920-х гг. формировалось новаторское направление архитектурного конструктивизма. По этой причине реконструкция общественных зданий в исторических кварталах на этом этапе осуществлялась по проектам с использованием архитектурных форм исторических стилей. В середине 1920-х гг. был полностью изменен характер застройки бывшей Николаевской площади. Еще в 1922 г. была начата реконструкция здания ВУЦИКа (арх. А. В. Линецкий, Г. А. Яновицкий), объединившего здания бывшего Дворянского собрания и Астраханской гостиницы, составившей крыло новой постройки14.

Материалы к проектам реконструкции ведущих городских ансамблей

В 1925 г. на восточной стороне площади начато строительство зданий Торговой биржи и Нового пассажа (арх. А В. Линецкий). В архитектурном решении автор использовал классицистические архитектурные формы для сохранения характера и общего стиля застройки площади. Новаторские черты новой архитектуры проявились в решении фасадов и интерьеров зданий. Проект Нового пассажа, выполненный по результатам закрытого конкурса и получивший I премию, отличался выразительным архитектурным обликом, лаконичными формами и цветом фасадной отделки, приближенным к цвету красного гранита. Здание Торговой биржи было выполнено с использованием мотивов раннего флорентийского Возрождения, стилизованных в духе сооружений пролетарской классики.

Материалы к проектам реконструкции ведущих городских ансамблей

Первым крупным объектом общественного назначения в юго-восточной части города был комплекс Третьей образцовой рабочей поликлиники (1925, арх. В. А. Эстрович, А. В. Линецкий) в стиле неоклассицизма. Он занимал значительный участок территории, отделенный широкой полосой зеленых насаждений от главной транспортной магистрали Московского проспекта.

Материалы к проектам реконструкции ведущих городских ансамблей

Основные идеи генерального плана Харькова

На период разработки генерального плана Харьков представлял собой крупнейший на Украине научный центр подготовки кадров для всех отраслей народного хозяйства республики. Харьковский железнодорожный узел по величине товарооборота занимал второе место в Союзе. При составлении генерального плана авторским коллективом были учтены перспективы роста промышленного производства, доведение до оптимальных размеров существовавших на тот период промышленных предприятий. Перевооружение промышленных объектов осуществлялось на основе использования современных достижений строительной индустрии. Предполагалось также создание новых промышленных предприятий, необходимых для концентрации промышленности и превращения их в ряд комбинатов, технологически и экономически связанных между собой15.

Проект социалистической реконструкции Харькова был разработан в течение 1931-1933 гг. Объем валовой продукции промышленного производства с 1933 г. до конца проектного периода предполагалось увеличить в 4 раза. Была определена перспективная численность населения, составившая 1 млн 810 тыс. чел. Высотность застройки в центральных районах города предполагалось увеличить в среднем от 4 до 8 этажей.

Главные задачи генерального плана были направлены на ограничение роста его территории в границах выделенных пяти основных планировочных районов с соблюдением очередности застройки; решение жилищной проблемы путем создания новых жилых комбинатов с полной системой обслуживания и реконструкции существующего жилого фонда; решение транспортной проблемы, в том числе в центральном исторически сложившемся районе; сохранение сложившейся железнодорожной сети, проходящей через город, уличной сети центрального (Нагорного) района; закрепление функциональной роли нового общественно-административного центра на площади Дзержинского.

Проект социалистической реконструкции г. Харькова.
Перспектива.
Архитектурная мастерская "Гипроград".
Фото с оригинала

Основной композиционной задачей генерального плана было обеспечение архитектурной целостности новых архитектурных ансамблей путем создания кольцевых и секущих магистралей, которые должны были обеспечить удобную и доступную связь между отдельными планировочными районами в обход центра. Решение проблемы транспортного обслуживания предполагалось путем создания системы общегородских магистралей, связывающих внутригородские и пригородные скоростные электрические и автомобильные дороги с пересечениями в разных уровнях.

Ансамбль административно-делового центра на пл. Дзержинского

Проектом социалистической реконструкции были установлены границы территории города в направлении с севера на юг около 16 км, c запада на попок около 20 км. Были образованы пять основных селитебных районов: Центральный, Салтовский, Лосево-Основянский, Ново-Баварский и район Холодной Горы с населением от 100 до 500 тыс. жителей16.

Центральный район включал исторически сложившийся Нагорный район с расширением территории в северо-западном направлении, ограниченной склонами Саржина Яра. Салтовский селитебный район намечал перспективы развития Красноза-водского района с перспективной численностью населения до 300 тыс. жителей.

Схема основных магистралей г. Харькова:
А - существовавшая на период разработки плана; Б - проектная радиально-кольцевая схема
Решение транспортного узла в районе Саржина Яра

Лосево-Основянский район, рассчитанный на 350 тыс. жителей, начат освоением новых территорий в юго-восточном направлении уже в 1929 г. Район стал зоной преимущественного размещения реконструируемых и новых объектов тяжелой индустрии. Объем промышленного производства предприятий харьковского региона по состоянию на 1931 г. по сравнению с показателями УССР составил 13%, в том числе в отрасли машиностроения - 30 %17.

Район Новой Баварии включал пригородные территории с перспективной численностью населения 100 тыс. чел., район Холодной Горы был рассчитан на 240 тыс. жителей.

Впервые в градостроительной практике авторами при разработке генерального плана был использован метод микрорайонирования. Микрорайон, как первичная единица организации жизненной среды городского района, создавался исходя из перспективной численности населения, перспективной нормы жилой площади на одного человека, которая составляла для Харькова 13,5 кв. м, с учетом организации оптимальной системы обслуживания. Всего по генеральному плану было создано 65 микрорайонов, из них 11 новых. Намечалось преобразование радиальной схемы развития планировочной структуры в радиально-кольцевую с организацией общественных центров в каждом городском районе.

Особенности исторической топографии города обусловили функциональное зонирование территории, выделение участков индивидуальной застройки, чередующихся с плотной застройкой жилых кварталов Нагорного, Залопанского, Захарьковского районов18. Проектом предусматривалось расширение города и образование новых административно-территориальных районов, минимальная перепланировка улиц и площадей в пределах, диктуемых интересами внутригородского транспорта, реконструкция сохранившегося жилого фонда многоэтажных зданий. Значительные объемы реконструкции городской территории были обусловлены стремлением воплотить в архитектуре укрупненный масштаб городских ансамблей, сопоставимый с масштабами социальных преобразований новой эпохи.

Проектом социалистической реконструкции решались задачи обеспечения транспортной доступности между основными районами города, минуя ансамбль сложившегося центра. Это требовало проведения значительного объема планировочных работ. Проектом предусматривалась разгрузка кольца трех площадей старого центра от транспорта и перенос транспортной магистрали в Залопанскую часть города за счет расширения Рождественской улицы (Энгельса), а также создание второго кольца обходных магистралей от Южного вокзала в северовосточном и юго-восточном направлениях. Первый радиус создавался для связи Южного вокзала с Нагорным районом и площадью Дзержинского путем срезки и подсыпки грунта для создания нужного уклона транспортной магистрали. Второй, юго-восточный, радиус прокладывался через реку Лопань, минуя район Левады, в сторону проектируемого проспекта вдоль улицы Плехановская.

Проект новой транспортной площади.
Арх. П. И. Бронников
Проект реконструкции Привокзальной площади.
Арх. Б. Приймак

Секущие магистрали, предусмотренные проектом: пробивка улицы Бассейная (Петровского) для связи с кольцом, огибающим площадь Дзержинского; продолжение магистрали проспекта Ленина от круглой части площади Дзержинского в южном направлении через Зоологический и Профсоюзный сады к площади Конституции (бывшая Николаевская). Ее предполагалось расширить за счет сноса квартала и расположенного на этом участке, реконструированного для здания ВУЦИКа бывшего Дворянского собрания (арх. А. В. Линецкий, А. Г. Яновицкий). Дополнительный радиус для связи старого центра с Московским проспектом и южным транспортным полукольцом создавался за счет спрямления и расширения на восток площади Розы Люксембург19.

Для города с населением около 1,5 млн чел. и площадью более 300 кв. км проблема транспортных сообщений не разрешалась только лишь сетью внутригородских уличных магистралей. Дополнительно проектировалась система внутригородских скоростных автомобильных дорог и электрического железнодорожного транспорта, пересекающегося с обычными магистралями в разных уровнях. В перспективе предусматривалось соединение трасс электрических пригородных железных дорог глубокого заложения с системой общегородского метрополитена. А. Л. Эйнгорн считал, что заложенная в генеральном плане оригинальная идея транспортных сообщений, продиктованная особыми условиями топографии, планировки и городского расселения Харькова, была новым и своеобразным решением транспортной проблемы. По сравнению с генеральными планами дореволюционной эпохи проект социалистической реконструкции Харькова, благодаря комплексному решению градостроительных задач, не свелся лишь к количественному изменению масштаба сложившейся планировочной структуры, а приобрел качественный характер создания новой жизненной среды социалистического города. Несмотря на утопичность его некоторых положений, основные идеи генерального плана остаются актуальными и для настоящего времени.

В 1934 г. предполагалось приступить к первой очереди реализации предложений по модернизации транспортной схемы. Однако уже к этому времени было принято решение о переносе столицы Советской Украины в Киев. Разработанный к концу 1933 г. план был утвержден лишь в 1938 г., в связи с необходимостью его корректировки по новым директивным требованиям и соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) 1935 г., которые были сформулированы на основе утвержденного в 1935 г. генерального плана Москвы.

Схема генерального плана г. Харьков.
1934 г.

Формирование ансамбля площади Дзержинского (1925-1935)

Новый административно-общественный центр Харькова на площади Дзержинского предназначался для обеспечения бесперебойной работы всех государственных учреждений и организаций всеукраинского значения. Ансамбль нового центра был образован зданиями Госпрома, Дома Проектов, Дома Кооперации, зданием ЦК КП(б)У, гостиницей "Интернационал". Ансамбль застройки площади возводился в течение почти 10 лет. Площадь Дзержинского концентрировала на себе радиальные улицы и магистрали всего района.

Первым в конце 1925 г. было заложено здание Госпрома (1925-1929, арх. С. С. Серафимов, С. М. Кравец, М.Д. Фельгер), расположенное на участке кольцевой формы в западной части площади, разделенном радиальными улицами А. Барбюса и Р. Роллана. С запада участок строительства огибала кольцевая магистраль проспекта Правды, с юго-запада он был ограничен спуском Пассионарии, с северо-востока - дорогой на поселок Шатиловка, впоследствии превращенной в проспект Ленина. Фасады отвечали планам и логике конструктивного решения. Основной замысел выражен в рациональном и логичном распределении масс в современных формах конструктивизма. По мысли самих авторов проекта здание должно представлять собой огромную фабрику, превращенную путем соответствующего перераспределения масс в дворец промышленности. Сооружение отвечало духу и направленности эпохи - его революционной романтике. Сам С. С. Серафимов так отзывался о своем проекте: "...сооружение монументально, но не застыло в неподвижности. С каждым шагом зрителя оно меняет свое лицо благодаря контрастам масс, игры света и тени, разнообразному нюансному освещению. Композиция сооружения - глубин но пространственная при зигзагообразном ритмичном нарастании массы и контрастном понижении в центре. Пространство раскрывает сооружение, пронизывая его, как будто растворяет его в себе"20.

Варианты проекта реконструкции пл. Дзержинского.
1934 г.

В процессе строительства здания Госпрома, в конце 1927 г. был объявлен всесоюзный конкурс на проект Дома Правительства. Для него был отведен участок в южном секторе площади. Программой конкурса было задумано проектирование 6-этажного здания железобетонной конструкции для размещения в нем учреждений ВУЦИКа, СНК, Народных Комиссариатов и Центральных правительственных учреждений УССР.

Материалы конкурсных проектов на здание Дома Правительства Украины развивали идею застройки площади Дзержинского в двух направлениях. Большинство проектов, сообразуясь с программой размещения объекта на участке, предлагали симметричное решение с более или менее динамично развивающимся центральным ядром. В нескольких проектах была предложена ассиметричная трактовка плана здания Дома Правительства и пространственного решения площади. Все предложенные варианты проектов были выполнены с использованием монументальных и выразительных форм конструктивизма.

Жилой комплекс по ул. Данилевского.
Арх. М. Ф. Покорный. 1927-1928 гг.

Поскольку единодушного мнения по выбору проекта на здание Дома Правительства Украины не сформировалось, было решено в 1929 г. на северном участке площади Дзержинского начать строительство здания Дома Кооперации, использовав при этом конкурсный проект "Монументальный центр" архитекторов А. И. Дмитриева, О. Р. Мунца. Такое решение было принято экспертной комиссией после всестороннего обсуждения проекта с участием местных архитекторов, а также профессора А. В. Веснина, академика В. А. Щусева, руководителя строительства Госпрома инженера П. П. Роттерта.

Строительство Дома Кооперации было начато и 1929 г. под руководством инженера Б. Г. Перетятковича. Дом Кооперации был вторым объектом после Госпрома, продолжившим композицию ансамбля площади Дзержинского21.

Ансамбль площади Дзержинского, начиная от первых конкурсных работ по проектированию круглой площади и здания Госпрома, был полигоном для разработки проектов по завершению этого грандиозного ансамбля. Новаторские идеи организации пространства, предназначенного для проведения деловых и производственных массовых действий в дни пролетарских торжеств, митингов и демонстраций получили завершение в композиционном решении здания Дома Проектов (1930-1932). Был выбран участок в южном секторе площади Дзержинского, где ранее предполагалось построить Дом Правительства. К реализации был принят проект, победивший во всесоюзном конкурсе, под девизом "Догнать и перегнать" архитекторов С. С. Серафимова и М. А. Зандберг-Серафимовой (Ленинград).

Дом Проектов, состоявший из трех основных корпусов, был решен как продолжение композиции здания Госпрома. Массивы объемов, нарастающих к центру, высотой от 7 до 10 этажей, завершались 14-этажной центральной башней - пластиной, повернутой в сторону центра круглой площади. По уровню цокольного этажа были запроектированы широкие проходы в сторону Университетского сада. Автор блестяще разработал и южный фасад, огибаемый широкой аллеей. Композиция плана здания построена таким образом, что концентрически расположенные секторы, смыкающихся друг с другом боковых корпусов, энергично подчеркивают круговое движение площади. В публикациях по поводу строительства Дома Проектов неоднократно отмечалось выразительное композиционное решение и удачно найденные пропорции здания22.

Строительство Дома Проектов было завершено в 1932 г. После разрушений в период Великой Отечественной войны, здание было реконструировано с сохранением силуэта и композиции объемов (1949-1954, арх. В. П. Костенко, В. К. Комирный, В. И. Лившиц, И.Д.Ермилов, В. Н. Липкин). Открытые пространства боковых крыльев, образованные многоэтажными корпусами, создававшими пространственный характер композиции здания, были превращены в замкнутые дворы. Фасады зданий облицованы керамической плиткой.

Третьим, законченным к 1932 г. объектом в ансамбле площади Дзержинского было здание ВКП(б)У (арх. Я. А. Штейнберг). Монументальный горизонтальный объем здания закрепил со стороны улицы К. Либкнехта (Сумская) пространство прямоугольной части площада. Автор проекта достиг нетрадиционного архитектурного решения, в котором мотивы ордерной классики сочетались с конструктивистским завершением надстроенных этажей и парадного входа23. Для завершения ансамбля площади конструктивистской постройкой был видоизменен внешний облик двух зданий бывшего губернского земства, расположенных вдоль улицы. Первое здание - 3-этажное в стиле ампир, второе - 2-этажное в стиле ренессанс были объединены в единый монументальный объем. Здание, значительно разрушенное в период Великой Отечественной войны, воссоздано в формах советской классики 1950-х гг. (арх. В. М. Орехов, В. П. Костенко, Б. Н. Мирошниченко, Л. Г. Савенко).

Завершение облика нового делового центра в Нагорном районе Харькова довоенного периода осуществлено в 1932-1935 гг. постройкой гостиницы "Интернационал" по проекту харьковского архитектора Г. А. Яновицкого24. Динамичная объемная композиция здания была обусловлена местом его размещения на треугольном участке вдоль северной границы площади при переходе от прямоугольной к круглой части. Идея проекта в трактовке автора удачно объединила два типа разнородных пространств в единое целое. Не нарушая высотности композиции прямоугольной части площади, автор тактично включает здание гостиницы в ансамбль застройки, развивая объемы в глубину квартала. Идея шарнира, композиционно связавшего фронт застройки площади на сломе двух типов пространств, неоднократно прорабатывалась и в дальнейшем, о конкурсных проектах по реконструкции площади Дзержинского 1934 г. Центральный корпус запроектирован 8-этажным, корпус вдоль улицы Гринклера - 6-этажным, корпус со стороны двора - 5-этажным. В основу архитектурного решения гостиницы была положена подробно проработанная схема функционального зонирования с разделением потоков движения приезжающих и отъезжающих из отеля, рационально организованная система обслуживания, четкая ориентация помещений по сторонам света. Проект здания гостиницы "Интернационал" был отмечен I премией на выставке в Париже в 1937 г.

Жилой комплекс по ул. Данилевского.
Арх. М. Ф. Покорный. 1927-1928 гг.
Жилой комплекс "Военвед". Арх. В. П. Костенко.
1928-1930 гг.

Ансамбль площади Дзержинского, начало формирования которого связано с периодом строительства Госпрома и дальнейшей реализацией проектов правительственных учреждений первой столицы Украины, расположенных по ее периметру, был решен без предварительной проработки технического проекта самой площади. Это привело в последующем к заметным просчетам композиционного характера, отрицательно сказавшимся на восприятии застройки со стороны внутреннего пространства площади Дзержинского. Разница отметок цоколей зданий, расположенных по периметру прямоугольной части площади, относительно здания Госпрома составила 11 м. Здание Дома Кооперации имело превышение около 4 м относительно Госпрома, а Дом Проектов был ниже по отношснию к нему на 1,2 м25. И центре круглой части площади Дзержинского был запроектирован сквер с радиальной системой пешеходных дорог, композиционно усиливающих значение зданий, расположенных по периметру.

В дискуссиях по материалам разработанного к 1933 г. генерального плана Харькова неоднократно упоминалось о различной трактовке высоты зданий и членений объемов, несоответствии масштаба сооружений пространству самой площади, что привело к потере грандиозности восприятия форм сооружений, нарушающих впечатление целостности общего решения. К этому можно добавить незавершенность фронта застройки с южной стороны прямоугольной части площади, где планировалось разместить дом Правительства Украины.

В проектных предложениях по реконструкции ансамбля площади Дзержинского 1934 г. прослеживается стремление к созданию парадного ансамбля круглой части в духе конкурсных проектов правительственных центров столичных городов 1930-х гг. Характерное для раннего конструктивизма решение общественного пространства площади - форума, органически перетекающего в жилые кварталы, выразилось в единстве приемов пространственного формообразования. Ансамбль площади Дзержинского, несмотря на некоторые просчеты объективного характера, во многих публикациях довоенного периода был признан новаторским по своему замыслу26.

Застройка спланированных по проекту В. К. Троценко жилых кварталов "Загоспромья" начата в период строительства Госпрома ("Табачник", 1931, арх.А. 3. Коган, П. И. Фролов; "Красный промышленник", 1928-1931, арх. С. Н. Кравец). Укрупненные кварталы жилых комбинатов с обобществленным сектором застраивались по периметру секционными жилыми домами высотой от 3-х до 7-ми этажей. Кварталы, ограниченные кольцевыми и радиальными улицами шириной 30 м, от общественного центра отделены бульваром шириной 86 м. За кварталами по террасированным юго-западным склонам запроектированы детские игровые площадки. Площадь застройки жилых кварталов принята 30% с организацией благоустроенных внутриквартальных дворов с зелеными пассажами и бассейнами27. Жилищные комбинаты с обобществленным сектором включали все виды обслуживания: столовые, бани и прачечные, клубы, детские сады. Дома были оборудованы лифтами, централизованными теплофикацией и электроснабжением.

Лосево-Основянский район

Этот район, рассчитанный на проживание 350 тыс. жителей, стал одним из наиболее реализованных частей генерального плана Харькова довоенного периода. Освоение новых территорий было начато в период строительства Харьковского тракторного завода в 1929 г.

На примере соцгорода "Новый Харьков" в градостроительной практике получила реализацию концепция линейного города, созданного на свободных от застройки землях на продолжении оси Московского проспекта. Производственный сектор с корпусами строящегося тракторного завода был отделен от жилого поселка полосой зеленых насаждений шириной около 500 м. Строительство жилых и производственных корпусов началось одновременно. Первая очередь строительства соцгорода "Новый Харьков" включала в себя возведение 5 укрупненных прямоугольных кварталов площадью 8-10 га. Кварталы именовались жилыми комплексами. Они состояли из жилых домов и учреждений культурно-бытового назначения. Было запроектировано два типа планировки кварталов: первый тип включал жилые корпуса и корпуса общественного сектора, второй тип - жилые дома с квартирами для семейных и комнатами для одиноких. Высота домов 4 и 6 этажей. Здания детских садок-яслей и столовых - 2-этажные, отдельно стоящие. В генплане применена симметричная схема: 1 и 5 кварталы - жилые, 2 и 4, а также 3 - жилые с учреждениями обслуживания.

Проекты кварталов первой очереди были запроектированы так, что все здания в уровне второго этажа соединялись теплыми переходами. Каждый квартал должен был , представлять собой единый замкнутый комплекс. Столовые проектировались как фабрики-кухни для обслуживания всего населения поселка28. Проектирование было осуществлено в течение 1929 г, в проектной группе НКВД УСССР под руководством архитектора П. Ф. Алешина. Строительство жилого поселка было начато в 1930 г. К началу 1932 г. было возведено 18 из 46 жилых домов первой очереди строительства.

Жилые кварталы первой очереди строительства соцгорода "Новый Харьков". Перспектива.
Руководитель проектного коллектива П. Ф. Алешин. 1930-1932 гг.
Общий вид застройки со стороны пр. Фрунзе

Вследствие недостаточного финансирования плоские крыши корпусов и теплые переходы сооружены не были. Усложнение процесса строительства, которое сказалось в отступлении от проектов, было связано с разнообразием использованных в проекте типов жилых единиц. К различиям в трактовке жилищных комбинатов добавились отличия проектов семейных корпусов первого и второго типов и корпусов для одиноких. Семейные корпуса отличались от общежитий длиной и конструкцией боковых частей по месту примыкания переходов. К этому следует добавить сложность общей композиции генплана, конструктивную сложность жилой секции, в комплексе создававших непростые условия для выполнения большого объема строительных работ за довольно короткие сроки. Сложность проектов в процессе ускоренного массового строительства стала серьезным фактором удорожания и перерасхода строительных материалов, срыва сроков строительства.

Корпуса для одиноких были запроектированы по типу гостиничных. Многоэтажные корпуса имели лифты, балконы, что повлекло за собой необходимость усиления стен первого этажа и увеличение стоимости жилой площади. Для более рационального и экономичного решения была увеличена жилая площадь за счет площадей вспомогательных помещений культурного и хозяйственно-бытового назначения. В процессе строительства отказались от тамбуров и рукомойников в номерах, их поместили в помещения общих уборных, тем самым ухудшив условия их эксплуатации. Наиболее рентабельными в эксплуатации оказались корпуса с квартирами для одиноких, но они не дали тех преимуществ социально-бытового характера, которые были предоставлены в семейных квартирах. Несмотря на технические сложности, как проект жилой секции, так и корпуса общежитий были осуществлены без кардинальной доработки первоначального проекта.

Секционные жилые дома План кварталов соцгорода "Новый Харьков"

Жилые комбинаты были выстроены из кирпича. На каждом этаже секционного дома запроектировано по 4 изолированных квартиры. Первый тип секционного жилого дома имел однокомнатные, двухкомнатные, трехкомнатные квартиры. В каждой квартире была отдельная ванная комната. Кухни запроектированы не были, поскольку по общему замыслу все население поселка обслуживали две общественные фабрики-столовые. Однако в одной из жилых комнат была устроена кухня-ниша с рукомойником. Ванные комнаты и прихожие освещались вторым светов. И каждой квартире были запроектированы балкон и лоджия. Жилая площадь двухкомнатных квартир первого типа составляла 27 и 36 кв. м, второго типа - 26,5 и 34 кв.м29.

Несмотря на отдельные недостатки в планировке жилых квартир, первые пять кварталов первой очереди строительства жилого поселка и производственные корпуса тракторного завода были возведены за рекордно короткие сроки. Строительство производственных цехов продолжалось с мая 1930 по июнь 1931 г. До войны 1941-1945 гг. в Северном и Восточном поселках ХТЗ проживало около 14 тыс. чел.

Корректировка и реализация плана социалистической реконструкции Харькова

Генеральным планом были определены направления перспективного развития основных планировочных районов. Центральный район, включавший в себя территорию Нагорного района, получил развитие в северо-западном направлении вдоль оси проспекта Ленина. Застройка этого района развивала радиально-кольцевую систему планировки жилого комплекса "Загоспромье", придавая ансамблю нового центра на площади Дзержинского композиционную завершенность.

Генеральным планом была предложена и частично осуществлена реконструкция ансамблей старого центра. На площади Декабристов (Пролетарская) произведено благоустройство склонов Университетской Горки, построен новый физико-химический корпус университета (1928, арх. С. М. Кравец), реконструировано здание бывших присутственных мест для Дома Красной армии (1932, арх. А. А. Таций, А. М. Касьянов, М. Ф. Покорный, Кабаков), все это завершило панораму старого центра с запада. В застройке площади Розы Люксембург конструктивистский облик получило здание универмага "Хаторг" (1932, арх. А. В. Липецкий).

Жилой дом с обслуживанием.
Арх. И. Г. Таранов-Белозеров, М. Л. Мовшович, В. П. Костенко. 1931-1933 гг.
Жилой дом "Коммунар".
Арх. А. В. Линецкий, В. Н. Богомолов. 1932 г.

В соответствии с генеральным планом проведена реконструкция кольца центральных площадей и благоустройство набережных: укреплены склоны рек Лопань и Харьков, построены спуски к воде, организовано движение речного трамвая. В районе площади Конституции разобраны Николаевская церковь и здание старой Биржи для организации трамвайного движения по площади.

В северной части города начата застройка вдоль проспекта Ленина возведением предусмотренного генеральным планом учебного комплекса инженерно-строительного института, построенного в начале 1930-х гг. (1930-1932, арх. А. Я. Штейнберг, Фридман). Для этого была продолжена магистраль проспекта Ленина устройством дамбы, спланирована территория в зоне оврага, превращенного в сквер.

В северных кварталах улицы Пушкинская возведен грандиозный комплекс студенческих общежитий с главным, вытянутым на 200 м вдоль улицы корпусом "Гигант" (1928-1930, арх.А. Г. Молокин, Г. Д. Иконников), а также лечебные, научно-исследовательские, учебные комплексы.

Реконструирована площадь Южного вокзала. Здесь выстроено одно из первых в Харькове зданий в стиле конструктивизма - Главпочтамт (1927-1929, арх. А. Г. Мордвинов), замкнувшее пространство площади по северному фронту. Композиция линейного пространства площади была продолжена застройкой северного участка вдоль улицы Красноармейская многосекциопным жилым домом для специалистов Южной железной дороги (1925-1936, арх. А. Н. Бекетов при участии М. А. Зеленина).

Жилой комплекс с обслуживанием
1931-1932. Арх. Г. А. Яновицкий, Е. А. Лымарь
Жилой дом ЮЖД.
Арх. А. Н. Бекетов. 1925-1936 гг.

В 1932 г. начаты работы по реконструкции квартала для строительства здания Большой Оперы, крупнейшего в Европе театрального здания. Театральная площадь была запроектирована для размещения театра музыкального массового действия на 4000 мест в квартале между улицами К Либкнехта (Сумская) и Чернышевская. Связь Театральной площади с площадью Дзержинского через Профсоюзный сад была намечена в проекте перепланировки территории вокруг площади Дзержинского30, разработанном в 1929 г. В соответствии с проектом было предусмотрено дальнейшее развитие транспортной оси - магистрали проспекта Ленина через центр круглой части площади Дзержинского и далее, на участок перед зданием театра. Проект здания Большой Оперы принят к осуществлению по результатам международного конкурса, проведенного в 1930 г. В ансамбль Театральной площади, кроме театра, предполагалось включить здания Панорамы Перекопа и Всеукраинской картинной галереи31. Была подготовлена площадка для строительства: произведен снос зданий по периметру квартала, разобрана Мироносицкая церковь. В 1934 г. начавшиеся строительные работы были приостановлены, а на возведенных фундаментах сценической коробки театра построен многоэтажный жилой дом. Пространство квартала благоустроено в период послевоенной реконструкции.

В 1932 г. Гипроград через Оргбюро союза архитекторов организовал и провел конкурс на проект реконструкции улицы Плехановской как главной магистрали Червоноза-водского района, улицы Свердлова (Полтавского шляха), площади Дзержинского. Ансамбль площади, кроме построенных к этому времени Дома Промышленности (1925-1929, арх. С. С. Серафимов, С. М. Кравец, М. Д. Фельгер), Дома Проектов (1930-1932, арх. С С Серафимов, М. А. Зандберг-Серафимова), Дома ЦК КП(б)У (1931 1932, арх. Я. А. Штейнберг), строящихся Дома Кооперации и гостиницы "Интернационал", должен был включать Дом Правительства, здание Музея медицинского института и большой кинотеатр. Дом Правительства предполагалось возвести на узком участке с южной стороны площади, в том месте, где круглая ее часть сообщается с прямоугольной. По результатам конкурса было получено несколько вариантов завершения ансамбля площади Дзержинского, которые не были реализованы32.

Смена идеологической направленности архитектуры сказалась на изменении облика многих крупных ансамблей, созданных или начатых строительством в период первой столицы Украины. Был кардинально переработан на стадии завершения строительства Краснозаводский театр (1937-1938, арх. В. К. Троценко), реконструировано в стиле классицизма здание оперного театра на улице Рымарская (арх. В. К Троценко, В. Н. Пети). Продолжена реконструкция зданий по улице К. Либкнехта (Сумская). В северной части улицы организован Парк культуры и отдыха имени А. М. Горького. Благоустроены скверы, территория Профсозного сада, Зоологического парка. В проектировании жилых домов архитекторы опирались на классическое наследие. Многие жилые здания строились по индивидуальным проектам.

План социалистической реконструкции Харькова 1930-х гг. стал значительным этапом в градостроительной практике Украины первой половины XX в. Принципиальные идеи по развитию города, разработанные специалистами Гипрограда, закрепились в современном плане города, сохранились в облике ансамблей площадей и улиц, определяя живой нерв созидательной деятельности в преемственном развитии города.

Источник: Советское градостроительство 1920-1930-х годов: Новые исследования и материалы / Сост. и отв. ред. Ю. Л. Косенкова. - М.: Либроком, 2010.

К началу страницы