Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
  Тематические блоги

Железнодорожный вокзал станции «Киев-Пассажирский», 1927-1932 гг.
nin_gen wrote in ru_sovarch
 

Посмотреть на Викимапии

Железнодорожный вокзал станции «Киев-Пассажирский» — это первый большой железнодорожный вокзал, построенный в СССР. Расположен на месте вокзала, построенного в 1868 г. в стиле неоготики (арх. И. Вишневский). В 1908 г. старый вокзал был разобран, на его месте возведён временный барак и началась подготовка к строительству нового вокзала по проекту архитектора Щуко. Однако планы по строительству нового здания были прерваны началом Первой мировой войны, революции и гражданской войны. Только в 1925 г. опять начали разрабатывать новую схему киевского железнодорожного узла. Проект Комхоза построить новый вокзал возле Брест-Литовского шоссе (на пересечении Павловской улицы и Воздухофлотского шоссе) отклонено (и принято оставить станцию на старом месте. После того, как Управление Юго-Западных железных дорог разработало план и схему вокзала, в 1927 г. объявили закрытый конкурс на проект фасада; к конкурсу пригласили девять киевских и харьковских архитекторов, а именно — П. Алёшина, А. Вербицкого, А. Кобелева, Д. Дьяченко, П. Андреева, А. Бекетова, П. Ротерта, С. Кравца и М. Покорного.

Из всех поданных проектов принято два — архитекторов Алёшина и Вербицкого (в эклектично-барокковом стиле) и Ротерта (конструктивистский стиль). В программе конкурса отдельным условием оговаривалось, что «основная конструкция здания… предполагается железобетонной… Проектирование башен, доминирующих над зданием, не допускается».

На первом этапе было одобрено три проекта, авторами которых оказались харьковский конструктивист Ротерт и киевляне Алёшин с Вербицким, предложившие свой совместный вариант с массированным применением элементов украинского барокко. Проект конструктивиста Ротерта проходил под девизом «линия». Алешин и Вербицкий подали один совместный проект под девизом «Родному Киеву», а другой, уже с переставленными фамилиями — Вербицкий-Алёшин с девизом: «Рельс в круге». В обоих случаях к технической разработке проекта привлекались молодые талантливые зодчие, и даже студенты архитектурных и строительных вузов. В их числе оказались знаменитые в будущем архитекторы В. Заболотный и П. Юрченко, а также будущий писатель В. П. Некрасов.


Проект А. Бекетова


Проект А. Щусева


Проект А. Вербицкого


Проект Д. Дьяченко

Не получив ожидаемого результата от киевских и харьковских архитекторов, Наркомат путей сообщения в августе 1927 года, дополнительно пригласил к участию в конкурсе и, соответственно, заказал эскизные проекты московским и ленинградским архитекторам Щуко, Щусеву, Рербергу и братьям Весниным. Однако НПС вернулось к киевлянам Алешину и Вербицкому, которых начали усиленно торопить с окончательной доработкой документации. Алешин и Вербицкий разругались весной 1928 года настолько, что дорабатывал окончательный вариант и воплощал его в жизнь уже только Вербицкий. Во всех справочниках указывается только один автор вокзала.


Первоначальные проекты А. Вербицкого


Проект братьев Весниных


Проект П. Алёшина в соавторстве с А. Вербицким


Проект П. Ротерта


Проект Вербицкого в соавторстве с П. Алёшиным

Торжественная закладка здания состоялась 7 ноября 1927 года в десятую годовщину Октября и десятилетний юбилей восстания киевских железнодорожников против Центральной Рады.

Так, в течение двух лет проводились подготовительные работы: бетонными сваями укреплялся грунт, расширялись привокзальная площадь и путевое хозяйство, делали последние изменения в проекте. В связи с условиями места, подъезд к вокзалу со стороны города сделан на одном уровне с перроном. Осенью в 1929 году построили леса огромного центрального корпуса и весной 1930 г. начали строить каркас стен из железа и бетона. Все строительные работы осуществляет организация Индустрой.


Строительство

Длина фасада здания составила 260 метров, в том числе главного корпуса - 180. Высота вестибюля - 37 метров. Размеры вокзала запроектированы с расчетом на увеличение количества пассажиров далекого движения и транзитных до 40000 ежесуточно (к 1940 г.). Строительство было завершено 23 февраля 1932 года и стоило 13 млн. рублей.


Приготовления перед открытием вокзала


Зал ожидания


Интерьер


Вид в 1935 г.


Проект реконструкции вокзала второй пол. 30-х годов (?)

Вокзал во время немецкой оккупации:


Немецкая аэрофотосъёмка.

После освобождения Киева в 1943 году, правительство УССР приняло решение о незамедлительном начале восстановительных работ на Киевском железнодорожном узле. При этом особое внимание уделялось реконструкции помещений главного здания, с целью создания дополнительных удобств для пассажиров. В начале 1950-х гг. по проекту архитектора Г. Домашенко были неудачно реконструированы интерьеры с введением помпезного декора, не свойственного для архитектуры этого сооружения: арки были заменены спаренными колоннами, параболические окна по мере возможности заделаны и «украшены» по бокам пилястрами, потолок усеян звездочками, в залах ожидания между ригелями бетонных рам установлены производственно-идиллические пейзажи, вместо светящихся плафонов – тяжелые метростроевские люстры.

В 1954—1955 гг. проложены пешеходные подземные тоннели, которые связывают Вокзальную площадь с вокзалом и платформами. В 1967—1969 над первой платформой сделан навес, два первобытных перехода на уровне второго этажа заменены одним большим залом для ожидания с выходами на платформы (архитекторы Л. Чуприн, С. Крушинский).


Вид на вокзал в 1962 г.

К Олимпиаде-80 состоялся очередной косметический ремонт объекта. В 1996-1997 годах осуществлен капитальный ремонт вокзала с частичной перепланировкой и модернизацией помещений, на центральном фасаде установлен лепной герб Украины.


Вид в 1970-е гг.

Вокзал рассчитан на 72 пары поездов и 400 тыс. пассажиров в сутки. Композиция симметрична, ее центром является вестибюль площадью свыше 1200 м^(2) и высотой 31,5 м. Боковые объёмы в основном двухэтажные, конечные части с группами служебных помещений — четырехэтажные в пределах той же общей высоты. На первом этаже северо-западного крыла — большой кассовый зал, на втором — зал для ожидания; на первом этаже юго-восточного крыла — зал для ожидания с буфетами и киосками, на втором — ресторан.


Зал ожидания, 1975 г.

Здание имеет каркасную конструктивную схему. Каркас — из монолитного железобетона, заполнения — из шлакобетонных блоков. 35-метровая прогонка вестибуля перекрыта монолитными железобетонными рамами с арочными ригелями. Над первым этажом — монолитные железобетонные безбалковые перекрытия. Большие световые прорезы вестибуля — полуэллиптической формы (ширина ? 20 м). Тогдашний уровень развития строительной техники исполнения таких конструкций требовал смелости и изобретательности от авторов архитектурного проекта и инженеров-конструкторов К. Ратушинского и О. Раковицана. В монументальном архитектурно художественном виде вокзала органически переплелись искусно модернизируемые традиционные формы украинского барокко с элементами конструктивизма. Благодаря размещению и характеру общей композиции здание воспринимается и запоминается как своеобразная огромная триумфальная арка при въезде в большой современный город.

Разрез и план-схема


Схема

По пропускной способности и архитектурно-художественному уровню — это одно из самых совершенных транспортных сооружений. Как памятник архитектуры является примером сочетания традиций и новаторства в украинской архитектуре того времени.

Современные фото:


Охранная табличка:

Источник - http://community.livejournal.com/ru_sovarch/598617.html

К началу страницы