Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
  Тематические блоги

Кинофабрика ВУФКУ, 1926-1928 гг.
nin_gen wrote in ru_sovarch
 

  …Это исключительное сооружение. Обходя его, ежеминутно удивляешься сочетанию простоты и мастерства, целесообразности и мощи. Почти все это достигнуто новыми средствами, найдено, так сказать, специально для данного сооружения…
А. В. Луначарский. Речь о пролетарской архитектуре. 1934

Кинофабрика Всеукраинского фотокиноуправления была построена в 1926-1928 гг. Расположена на проспекте Победы, 44. Занимает территорию между ул. А. Довженко и Пушкинским парком. Изначально — Киевская кинофабрика ВУФКУ (Всеукраинское фотокиноуправление), с 1930 — «Украинфильм», с 1939 — Киевская киностудия (с 1957 — им. А. Довженко), с 1993 — Национальная киностудия художественных фильмов им. А. Довженко.

Посмотреть на Викимапии


Кинофабрика ВУФКУ в 20-е года.

Это первая большая киностудия, построенная в СССР. Руководитель архитектурного проекта — архитектор Валерьян Рыков. На участке свыше 30 гектаров, размещенной на значительном расстоянии от центра города и вместе с тем хорошо связанной с ним транспортной магистралью, был возведен большой комплекс сооружений разного технологического назначения общим объёмом 135 тыс. м3. Центральное место занимает здание с главным съемочным павильоном площадью 36х105 м и вспомогательными помещениями.


Строительство кинофабрики

Общая композиция комплекса симметрична, за исключением его тыльной стороны, где симметрия нарушена в соответствии с функциональными требованиями. Тыльный и боковые корпуса соединены с главным павильоном теплыми переходами на уровне первого этажа. В состав фабрики вошли электростанция, водонапорная станция, мастерские и другие производственные объекты, многоквартирный дом, для работников студии. Все сооружения в стиле конструктивизма. Главный съемочный павильон имеет стальной каркас и кирпичную кладку, большинство вспомогательных корпусов и жилой дом — кирпичные. Центральный ансамбль производственных сооружений является одним из наилучших архитектурных творений Киева 1920-х гг. В 1959-1975 проводились значительные работы по реконструкции студии. В 1969 построен корпус с тремя дополнительными павильонами, позже — монтажный цех и другие помещения.


Проект. Общий вид.

В 1925 году В. Н. Рыков принимает участие в конкурсе на создание проекта кинофабрики в городе Киеве. На конкурс было подано 20 проектов. Как известно, жюри конкурса приняло к строительству проект В. Н. Рыкова. В разработке проекта кинофабрики принимали участие студенты старших курсов архитектурного факультета Киевского художественного института, в частности П. Ф. Савич. Рабочие чертежи выполняли архитекторы И. И. Малоземов, М. И. Малоземов, С. А. Барзилович и др.

Строительство Киевской кинофабрики имело большое культурное и хозяйственное значение не только в масштабе Киева, но и всего Советского Союза. Тогдашняя продукция Ялтинской и Одесской кинофабрик не могла удовлетворить потребность той важной отрасли культурного строительства и художественного воспитания масс, которой стала кинематография. Нужна была новая, более широкая и более совершенная база, оборудуемая по последнему слову техники. Киевская кинофабрика должна была распространить и усовершенствовать работу не только в деле выпуска художественных, постановочных фильмов, но и дать возможность начать работу в отрасли научной, научно-популярной и детской кинематографии. К работе на фабрике предусматривалось привлечь литераторов-сценаристов, ученых-консультантов, художников, педагогические силы и тому подобное.


Проект. Фасад главного и административного корпусов.

По проекту кинофабрика рассчитана на ежегодный выпуск от 60 до 100 картин стоимостью от 6 до 10 миллионов рублей, то есть столько, сколько выпускали все кинофабрики Советского Союза. В будущем фабрику предусматривалось расширить, чтобы потом превратить в большой киногородок.

В одном из своих интервью корреспонденту газеты «Кинонеделя» автор проекта кинофабрики (он же и постоянный консультант ВУФКУ) В. Н. Рыков отметил: «Чтобы составить проект такого большого кинопроизводственного предприятия, как Киевская кинофабрика ВУФКУ, мне пришлось некоторое время потратить на то, чтобы вообще ознакомиться с кинопроцессом и с отдельными его деталями. Проект начали составлять в начале 1926 года. К сентябрю он был уже готов и в сентябре его утверждал киевский окружной инженер. Теперь выполняется усиленная работа относительно составления рабочих чертежей и проектов. По проекту помещения фабрики будут отвечать последним требованиям кинотехники и ничем не будут отличаться от лучших заграничных кинофабрик. В ней одновременно смогут работать несколько режиссерских групп. Около фабрики за последними требованиями техники будет построен целый ряд вспомогательных предприятий».

Выбор места для кинофабрики имел также незаурядное значение. Специальная комиссия ездила по Киеву с целью найти наилучшее место, осмотрела три земельных участка: там, где раньше был Красный стадион, участки на Лукьяновке и Раковке. Осмотрев все эти места, комиссия признала, что лучше всего будет отвести земельный участок в 30-35 га на Раковке, около Пушкинского и Зоологического сада, на территории прежних пороховых погребов предместья Шулявки. Это место оказалось самым удобным, потому что здесь есть водопровод, канализация, а, главное, потому, что здесь можно наладить наилучшее снабжение кинофабрики электроэнергией, без которой кинофабрика не может обойтись.

В это же время специальная комиссия Киевского Окркомхоза, в состав которой входил и В. Н. Рыков, ездила в Одессу с тем, чтобы ознакомиться с условиями кинопроизводства.

Задание, что стояло перед архитектором, было исключительно сложным и ответственным. От исполнителя требовались большие инженерно-строительные знания и способности. Трудности по созданию этого проекта заключались еще и в том, что его приходилось разрабатывать в условиях формалистического засилия, которое тогда господствовало в искусстве в СССР, в частности в архитектуре. Такие обстоятельства принуждали направлять свое мнение в русло голой функциональности и конструктивизма. В то время и речи не могло быть о каком-то архитектурном, пластичном обогащении строительных конструкций. Как известно, В. Н. Рыков неизменно стоял за модернизацию классики. Этого направления он придерживался и в проектировании кинофабрики, несмотря на то, что пришлось испытать нападки и сетования со стороны сторонников архитектурного аскетизма. Их требование сводилось к тому, чтобы еще больше упростить архитектуру кинофабрики.

Конструктивизм В. Н. Рыков не понимал и категорически его отбрасывал.

В представленном на конкурс проекте автор предлагает симметричную композицию. В одном комплексе он объединяет производственные и вспомогательные корпуса. Сооружения размещены с некоторым отступлением от городской магистрали — Брест-Литовского шоссе, — в результате чего перед фабрикой создана полоса зеленых насаждений.

По проекту на строительство кинофабрики предусматривалось потратить около 3,775 миллионов рублей. Общая площадь застройки составляла 12 тыс. кв. м, а объем 135 тыс. м^(3). Кинофабрике предоставлялось также право пользоваться частью Пушкинского парка для киносъемок.

Строительство фабрики рассчитано на 120 тыс. рабочих дней. По проекту предусматривалось, что здесь будет работать около 700 постоянных рабочих, а вместе с временными их количество увеличится до 3 тыс. человек. Объём строительных работ намечался достаточно большой, потому необходимо было поручить это дело ответственному исполнителю. ВУФКУ решил передать работу в подряд Индустрою. К работе на кинофабрике был приглашен инженер Владиславер.

По проекту кинофабрика состоит из шести корпусов: съёмочного павильона, лабораторий, дома цехов, «художественного корпуса», административного и электроподстанции.


План-схема

Главным сооружением фабрики является съёмочный павильон, который отмечается грандиозностью, но грандиозность его не избыточная, а разумно обоснованная. Даже крыша, из которой открывается замечательная панорама города Киева, приспособлена для съемок. Видно, что автор проекта старательно продумал и учел все до мельчайших деталей.

Размеры съёмочного павильона необычайно большие. Достаточно сказать, что длина его равняется 105 м, ширина — 34 м и высота до ферм — 15 м, а в объеме это составляет 85 тыс. м^(3). Причём, если необходимо получить большие перспективы, длина павильона может быть увеличена до 150 м. Следовательно, площадью этот павильон в 5 раз больше Одесского, намного большего он и по кубатуре. Павильон рассчитан на одновременную работу 5 съемочных групп, одновременно можно снимать пять картин с целыми анфиладами домов и комнат. Группы отделяются подъемными и передвижными железными перегородками. Число перегородок может быть увеличено, а размеры ограждений площади могут быть сужены или расширены по необходимости. Через широкие железные двери, которые автоматически раздвигаются, в ателье может въехать даже паровоз, самолет или танк. Весь павильон окружен кольцом балконов, которые позволяют снимать с разных точек и сверху. Через потолок проходит семь подвесных тротуаров. Здесь же устроенные краповые колеи.

Галереи соединяются между собой специально устроенными лестницами с четырьмя подъемами. В павильоне построены два бассейна глубиной 2 м, размерами 20?20 и 20?12 м. Бассейны имеют специальные шлюзы, которые могут впускать и выпускать при потребности воду. Помост в случае необходимости может автоматически сняться вверх, превратив пол павильона в водяную поверхность. Здесь можно устроить пропасть, построить не только переулок или улицу, но и целый город. Сцены приспособлены для вращения.

Доступ дневного света в павильон очень ограничен. Съемки происходят при искусственном освещении, от которого большой сноп лучей силой в 4 тыс. свеч направленный на каждый квадратный метр павильона. Источник света можно поместить в любом пункте павильона.

Главный павильон имеет восемь башен. Четыре из них — это лифты, которыми можно подниматься на нужную высоту, в других четырех — устроена винтовая лестница. Эти средства соединения значительно повышают производительность кинофабрики.

Архитектурные особенности главного павильона выражены в четком ритме пилястр и больших оконных прорезов из главного и тылового фасадов и пилонов из торцов павильона. Отмечены приемы, дополняя друг друга, правдиво выражают как назначение, так и масштаб павильона, решение которого в целом характеризуется простотой и четкостью архитектурной композиции. На торцах павильона выступают объемы лестничных клеток с четкой лентой оконных прорезов. Эти массивные выступления служат также боковыми опорами для широких ворот здания. Конструктивной основой съёмочного павильона является металлический каркас, к которому прикреплены легкие кирпичные стены. Стены в середине пусты. Между двумя рядами кирпичей положен сфагнум, который защищает здание от холода. В кладке стен использованы приемы соединения разноцветных кирпичей — красного и светло-жёлтого цвета, который значительно обогащает отделку стен. Этот приём нашел применение уже на ранних этапах промышленного строительства в СССР и, в частности, в Украинской ССР.

В больших впадинах лежат железобетонные «подушки», на которые опираются фундаменты огромных двухшарнирных металлических арок, которые создают основной каркас павильона. Для этого каркаса было изготовлено 14 арок. Причем только одна нога фермы весит около 11,5 тонны, а в целом вся ферма — 29,5 тонны. Железные конструкции главного павильона изготовлялись на киевском заводе «Ленинская кузница». Щебень для бетона и других работ добывался из корсунских гранитных карьеров. Земляные работы выполнялись красиловскими землекопами.

С обеих сторон главного корпуса размещаются производственные здания, к которым входят: деревообрабатывающая мастерская, столярная, малярная, бутафорская, обойно-драпировочная, электромеханическая, аппаратная, амбар для декораций, мебели, реквизита, драпа и амбар для строительных материалов, фотолабораторий и фотокинолаборатории. Двухэтажный лабораторный корпус включает все максимальные выгоды, вплоть до огне- и кислотостойких полов и мощной вентиляционной системы. Он имеет ряд специальных комнат: темные комнаты для проявки негативов, комнаты, с азболитными полами (на них не влияет никакая кислота) но др. Рядом с лабораторным корпусом размещены электромеханический цех и электроподстанция. Из котельного отдела идет тоннель к огромной трубе высотой около 40 м. Все корпуса и отдельные дома соединяются одноэтажными теплыми переходами и раздельными коридорами, так что всю фабрику можно обойти, даже не исходя из нее. Переходы образуют небольшие внутренние дворы.

По проекту Валериана Никитовича по оси главного фасада был размещен трехэтажный административный корпус с центральным входом. Этот корпус связывался с остальными домами монументальным ограждением, в котором был запроектирован проезд на территорию внутреннего двора кинофабрики. Проектом предусматривалось объединить все здания в один пространственно ритмичный ансамбль, замкнув усадьбу фабрики на флангах высокими башнями, чтобы предоставить соответствующей выразительности ее архитектурному образу. Но, к сожалению, не удалось осуществить эту часть проекта в натуре. В проекте кинофабрики хорошо учтены требования технологического процесса. Для производства найден наиболее целесообразный и экономный способ использования площади павильона и удобная связь его с подсобными помещениями, лабораториями, мастерскими, соответствующей системой отопления, вентиляции, и тому подобное. В целом архитектура комплекса полностью отвечает его назначению. Нашли свое место и конструктивные схемы и выбор строительных материалов. Чтобы решить все эти вопросы на высоком уровне, автору пришлось преодолеть достаточно большие планировочные и технические трудности. О большом значении этого строительства писал А. В. Луначарский: «Такого материала, с которого можно было бы скопировать американский павильон, в распоряжении профессора Рыкова не было. В этом один из главных интересов здания. Целиком новое, неслыханное не только в СССР, а и в Европе, техническое задание стояло перед архитектором, и вон прекрасно решил его. …Это исключительное сооружение. Обходя его, ежеминутно удивляешься сочетанию простоты и мастерства, целесообразности и мощи. Почти все это достигнуто новыми средствами, найдено, так сказать, специально для данного сооружения… Созданное Рыковым внешнее архитектурное оформление целиком отвечает внутренней конструкции. Контрфорсы, которые придают устойчивость щипцовым стен, выражены на фасаде в виде стройных башен. Изнутри эти башни использованы для подъемных машин и лестниц, ведущих на галерею и чердачные переходные мостки. …Во внешнем виде этого прекрасного сооружения нет ни одной мелочи, которая не была бы использована в целях производства». Фактически кинофабрика начала уже давать продукцию с 10 ноября в 1928 году.


Охранная табличка:

Технические корпуса:

Жилой дом полностью заброшен

Источник - http://community.livejournal.com/ru_sovarch/593796.html

К началу страницы