Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин

Архив
Конкурс на фасад здания железнодорожного вокзала в г. Киеве
Замечания по записке архитектора А.М.Вербицкого

[Ответ на статью в "СА".
Публикуется с сокращениями]
ЦГАМЛИ Украины,
ф. 11, оп. 1,
д. 17, лл. 58, 59 [?]

Программа конкурса представляла авторам полную свободу в выборе стиля постройки, в частности, не заключала в себе никаких указаний на желательность украинского стиля; равным образом никаких указаний по этому поводу со стороны НКПС. Таким образом, представление арх. Вербицким ряда проектов в украинском стиле, - является делом собственной его инициативы.

Проект арх. Вербицкого, составленный им в украинском духе, был одобрен членами Украинского Правительства и рядом видных общественных деятелей при обзоре всех конкурировавших проектов - 27/30 марта 1927 года (из 24 отзывов - 18 было дано в пользу этого проекта, проект же того же Вербицкого в новых формах не собрал ни одного голоса), затем Научно-техническим Комитетом НКПС и, наконец, специально назначенной Наркоматом П.С.[путей сообщений] комиссией.

Вполне понятно поэтому, что, когда через полгода после этого арх. Вербицкий был представлен вновь разработанный им проект в новых формах, - ЦУЖЕЛ [Главное Управление железных дорог -?] на него не согласился, а потребовал разработки проекта по всесторонне рассмотренному и утвержденному проекту.

Указания на необходимость экономии при сооружении здания вокзала, ясное, впрочем, и само по себе, - заключалось уже и в протоколах Комиссии по переустройству Киевского узла, где даны были и некоторые конкретные по этому поводу указания. Несомненно, арх. Вербицкий и сам учитывал эту необходимость: ознакомление с его проектом показывает, что он вовсе не является тем барокко, которое ставит своей целью захватить зрителя блеском своих форм, зачаровать его нарядностью линий, богатством украшений, роскошью красок, что в нем отброшены все внешние украшения (лепку, орнаменты) значит, стилизован и, по пояснениям самого автора, он стремился влить общие контуры барочных форм в принципы новых течений конструктивизма. Лишнего, чисто декоративного, - здесь чрезвычайно мало. Касаясь, в частности, требований НКПС`а об исключении лоджий, - надлежит пояснить, что оно вызвано необходимостью улучшить освещение багажного зала и, по существу, внешности фасада не затрагивало.

Обратимся к отдельным пунктам записки арх. Вербицкого.

1.

Основная конструкция вокзала по условиям конкурса должна быть железобетонной; такой она запроектирована всеми авторами проектов, в том числе и арх. Вербицким для его украинского фасада, что касается заполнения стен, то оно опять таки безразлично, как для украинского, так и для нового стиля, - может быть сделано из любого материала, как кирпича, так и бетона; таким образом, в этом отношении никакой разницы между проектами нет.
[...]

3.

Указание на то, что украинский проект не заключает в себе характерных приемов украинского барокко, - остается, конечно, на ответственности автора проекта арх. Вербицкого. Позволительно, во всяком случае заметить, что выбор этого проекта основывался не исключительно на соображениях чистоты стиля.

4.

Совершенно не ясно и ниоткуда не вытекает, что конструкция и основание для нового проекта в сколько-нибудь заметной степени легче, чем для украинског.о

5

Упрощение конструкций наружных стен при новом проекте настолько ничтожны, что вряд ли о нем следует много говорить.
[...]

8.

Наконец, совершенно не понятно, почему арх. Вербицкий бетонный вариант, целиком заимствованный нами из современной архитектуры Западной Европы, считает идеологически связанным с эпохой социалистической революции на Украине, нам казалось бы, что фасад всемерно упрощенный и стилизованный, принявший в себя все технические достижения новейшего времени и сохранивший в то же время основные контуры, характерные для Украины, - является для данного случая наиболее удачным решением вопроса.

Для того же, чтобы действительно избежать излишних расходов, связанных с бесконечными дискуссиями вокруг Киевского вокзала, надо, наконец, остановиться на уже принятом и тщательно продуманном решении и приступить, наконец, к реальному осуществлению постройки.

23 ноября 1928 г.,
г. Киев

Н.Сребницкий
[член Правления Юго-Западных железных дорог]

К началу страницы
К статье "Конкурс на проект фасада железнодорожного вокзала в Киеве "