Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин

Архив
В.Леонтович.
Архитекторы, инженеры-строители и скульпторы,
работавшие в Киеве в период с 1855-1925 гг.

[2 стр.]
1 Писатели: М.Рыльский, Н.Тихонов, К.Федин, К.Чуковский и др. подняли вопрос об увековечивании памяти писателя А.Блока: о наименовании его именем улицы, где он родился, о постановке памятника, организации Музея-квартиры (Литературная газета № 61 от 21 мая 1960 года). Вернуться в текст
2Мемориальные доски во Владимирском соборе и в Государственном банке установлены еще при царском режиме: первая в 1896 году, вторая в 1905 году. Вернуться в текст
3 В.А. много лет был Архитектором Киевского Университета и между прочим построил здания Библиотеки Университета, наиболее любимое детище В.А.; в настоящее варемя в нем помещается Государственная Публичная Библиотека УССР. Все имущество В.А. (библиотека, архив, обюстановка и проч.) погибло. Семья В.А. состояла из 5-ти человек: он, супруга, две дочери и сын; после 1942 года никого не осталось. Многолетней работницей семьи В.А. была Анастасия Бабич ("Настя") удалось сохранить портрет В.А., писанный в 1926 году художником И.Ф.Селезневым. По моему совету А.Б. передала этот портрет в Публичную библиотеку и скоро скончалась от разрыва сердца. Вернуться в текст
4 кстати все gratis Вернуться в текст

ВВЕДЕНИЕ

"Не зная прошлого, нельзя говорить
о настоящем и думать о будущем".

У всех народов принято увековечивать тем или иным способом память своих достойных предшественников.

Так, в Киеве 24 улицы и две площади носят имена писателей, 6 улиц - художников, 6 улиц - ученых, 5 улиц - композиторов, 4 улицы - артистов.

На домах, связанных с жизнью писателей, композиторов и артистов установлено 24 мемориальных доски (по неполным данным): писателей - Остапа Вишни, Копыленко, Коцюбинского, Кочерги, Куприна, Леси Украинка (на четырех домах), Шевченко (на двух домах), Шолома Алейхема, Яновского; композиторов: Косенко, Лысенко (на трех домах); артистов: Заньковецкой, Кропивницкого, Садовского, Саксаганского.

Есть три мемориальных музея: Н.В.Лисенко (ул.К.Маркса, Консерватория), М.К.Заньковецкой (Красноармейская 121), Леси Украинки (ул.Саксаганского 97).

Искусствоведы посвятили свои диссертации творчеству композиторов: Ревуцкого (Дремлюра), Стеценко (Мирошникова), артистов: Кропивницкого (Йосипенко - докторская), Ужвий (Вернацкая), артистов театра Соловцова (Хорол)1.

Если обратиться к вопросу об увековечивании памяти архитекторов и инженеров г. Киева, то окажется, что только одна улица и притом самая крайняя на Сырце (см. план-схему М.М.Шулькевича) названа именем архитектора, академика А.В.Щусева, и одна улица на Куреневке, вернее глухой, непроезжий, немощенный переулок без признаков тротуаров, но с большой, искусственно созданной для водоплавающей птицы, лужей посередине, носит имя инженера, академика Е.0.Патона.

Хочу думать, что ни Киевский Горсовет, ни Правление Союза архитекторов, ни Академия наук УССР, ни Академия строительства и архитектуры СССР и УССР, ни родные академиков Щусева и Патона не знают, как в Киеве чтут память архитекторов и инженеров, строителей Киева, хотя и знают, как надо это делать. Ни на одном сооружении нет не только мемориальной доски2, но даже простой таблички с указанием фамилии строителя, между тем, Первый секретарь ЦК КП Украины Н.В.Подгорный указывал, что на каждом состоящемся здании должна быть табличка с фамилией архитектора.

3 марта 1956 года в Академии строительства и архитектуры УССР было собрание, посвященное 75-летию Почетного академика П.Ф.Алешина, и было высказано пожелание о постановке таблички с его именем на здании музея В.И.Ленина; однако это пожелание до сего времени не исполнено; будем надеяться, что к 28 февраля нынешнего года ко дню 80-тилетия Павла Федотовича табличка с его именем все же будет установлена.

Только в одном здании - в Государственной Публичной библиотеке Академии Наук УССР - помещен портрет строителе здания профессора В.А.Осьмака (работы художника И.Ф.Селезнева)3.
Насколько мне известно, лишь две диссертации посвящены строителям рассматриваемого периода; архитектора И.Я.Бялера "Монументы в архитектурно-планировочной композиции Киева. Памятник Богдану Хмельницкому в ансамбле Софиевской площади". Киев, 1951; и искусствоведа И.И.Вроны: "Предреволюционная архитектура Украины". Киев 1947-1950.

Свыше 20-ти лет тому назад Киевское областное Правление Союза Советских архитекторов УССР утвердило план составления монографических сборников о работах: П.Ф.Алешина, А.М.Вербицкого, А.В Кобелева, В.Г.Кричевекого, В.А.Осьмака, В.Н.Рыкова и Н.А.Шехонина; к сожалению, ни один сборник еще не вышел в свет.

В современных киевских газетах не найдем сведений о лучших киевских архитекторах и инженерах-строителях, а об академиках и даже о Президенте и Виде-президенте Академии строительства и архитектуры УССР узнаем только после их смерти. Нормально ли его?

Я поставил своей задачей собрать сведения об архитекторах, инженерах и скульпторах, работавших в городе Киеве в период 1855-1925 годов (не исключая сведений и об их обыденной, жизни)[1], дополнив полученные материалы своими личными воспоминаниями, поскольку мне в течение последних шестидесяти лет со многими архитекторами и инженерами приходилось встречаться, а с некоторыми, не один год работать, но касаясь сооружений, которые они создали, только отчасти, так как достаточно полные сведения о них имеются в литературе.

Горький говорил: "Человек, проживший полезную жизнь и владеющий пером, обязан написать об этой жизни, чтобы облегчить нашей смене искания путей в науке, в искусстве, общественной деятельности".

Мне, конечно, легче было бы говорить о наших предшественниках, проживших полезную жизнь и могущих поделиться с нами своими знаниями и большим опытом, если бы они написали свои воспоминания. К сожалению, дело это трудно исполнимое, требующее затраты сил и времени, и только один Е. 0.Патон написал свои воспоминания: Е.О.Патон. Воспоминания. Литературная запись Юрия Буряковскогою. Киев. Держлiтвидав України. 1955 г. [2].

Написал также свои воспоминания и архитектор-художник В.В.Городецкий, один из лучших зодчих г. Киева; воспоминания прекрасно составлены и образцово изданы с 114 фотографиями, рисунками автора и картами; читаются они с захватывающим интересом (автор был очень хороший рассказчик), но они касаются работ автор не как архитектора, а только как выдающегося стрелка и охотника (В.В.Городецкий, В джунглях Африки. К.,1914).

Второй моей задачей было ознакомить современников, главным образом, молодых архитекторов и инженеров с деятельностью их предшественников, их достижениями и их ошибками (с моей, конечно, точки зрения), с надеждой, что кто-нибудь из молодых строителей возьмет на себя труд составления монографии о своем, заслуживающем внимания, предшественнике.

С этой целью я делал доклады [3] в Доме Ученых (около 20-ти часов), в Академии строительства и архитектуры УССР (около 6-ти часов, вместо предполагавшихся 8-ми), в Историческом Музее (2 часа), в Киевском и Московском Автодорожных институтах (о профессоре Г.Д.Дубелире), в Институте электросварки имени Е.О.Патона Академии Наук УССР и в Комиссии по истории техники отделения технических наук Академии Наук УССР (об Академике Е.О.Патоне)4. На сделанное дважды, год тому назад, предложение провести доклад в Доме архитектора обещанного ответа пока еще не получил, ни положительного, ни отрицательного.

В заключении должен отметить следующее: будучи одно время Председателем Кассы взаимопомощи пенсионеров - научных работников, я мог убедиться, в каком беспомощном положении оказываются вдовы научных работников, потерявшие своих мужей и лишившиеся моральной поддержки; в последнее время я убедился, что в таком же тяжелом положении находятся и вдовы архитекторов, например вдова В.А.Бессмертного, бывшего в течении свыше 40 лет Киевским губернским инженером, и вдова профессора В.А.Обремского, работавшего в Киеве в качестве архитектора 40 лет. Об этом было сообщено в Союз архитекторов, но безрезультатно; необходимо, чтобы на это ненормальное положение обратило свое внимание Правление Союза архитекторов[4].

К началу страницы
Предыдущая глава  Следующая глава