Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин

  Архив
В.Леонтович.
Архитекторы, инженеры-строители и скульпторы,
работавшие в Киеве в период с 1855-1925 гг.

[5 стр.]
1 Киевлянин ¦ 14, стр,2. Вернуться в текст
2 Присяжный поверенный, задержавшийся в уборной; он был привлечен к судебной ответственности, так как пользовался свечным освещением, но затем по суду был оправдан. Вернуться в текст
3 первое время был десятником с окладом 50 руб. в месяц. Вернуться в текст
4 Сементовский Н, Киев, 7-ое изд. К, 1900 г., стр.119. Вернуться в текст
5 Построен в 1883-1887гг. венскими архитекторами Фельтнером и Гельмером; в 1926 г. театр очень пострадал от пожара, продолжается неравномерная осадка в сторону моря. Вернуться в текст
6 Интерьеры которого выполнены по проекту и под руководством видного арх.-худ. В.В. Городецкого в стиле Людовика ХV; плафон был изготовлен на холсте в Берлине. Вернуться в текст
7 поэтому он предполагает сидеть не в бенуаре, в Директорской ложе, а во 2-ом ярусе. Вернуться в текст

9. ШРЕТЕР ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Профессор, Академик архитектуры.
(1839- 1901)

Портрет В.А.Шретера XIX век был веком больших пожаров театров, нередко с человеческими жертвами, так до 1887 года за последние 135 лет сгорело 682 театра и погибло в них 10530 человек, с 1870 по 1880 года сгорело людей 1217, с 1882 по 1887 г.г. сгорело 174 театра1. В 1896 году 6/18 января, во время детского утренника сгорел театр (деревянное здание цирка) в г. Екатеринославе (ныне Днепропетровске); по официальным данным погибло 17 человек, поэтому в том же январе в Киеве была организована специальная комиссия для осмотра городского театра, которая установила, что театр находится в безопасном пожарном отношении.

Однако, 4 февраля около половины пятого часа дня, спустя полчаса после окончания утреннего спектакля (шел "Евгений Онегин"), когда электрическое освещение было выключено и в здании находились только сторож и один посетитель2, театр от невыясненной причины загорелся; растерявшийся сторож открыл люк, в потолке над сценой, получилась сильная тяга, огонь быстро охватил сперва сцену с большим количеством горючего материала, а затем и все здание и вырвался наружу.

Несмотря на то, что тушением пожара руководил очень опытный брандмейстер Козловский, и был паровой насос (по тому времени новинка), пожар был локализован с большим трудом, так как радом с театром находилась электрическая станция инженера Страуса с большим запасом нефти, 3000 пудов, которой надо было укрыть войлочными матами и всё время поливать водой. Только в половине шестого следующего утра грозные порывы пламени утихли. Здание театра было застраховано в 162.924 руб., из них в Городском страховом обществе - 109 тыс.руб.; так как благодаря этому город понес крупные убытки. В городской Думе были большие дебаты; инициаторы приема на страх здания оправдывались получением Обществом больших страховых взносов. Имущество антрепренерши Сетовой (декорации, костюмы, реквизит, библиотека и пр.) и оркестрантов не было застраховано; часть убытков, понесенных оркестрантами (около 5000 руб) была покрыта пожертвованиями частных лиц (3915 руб.)

В начале город предполагал восстановить здание театра в прежнем виде, но при тщательном осмотре здания выяснилось, что здание настолько пострадало от пожара, что о его восстановлении не может быть и речи; поэтому город, располагая 500 тыс.рублями (страховая премия 100 тыс. руб., пособие от казны 150 тыс.руб., заем 250 тыс.руб.), в том же 1896 году решил строить новое здание и объявил всемирный конкурс на составление проекта театра (кроме партера 4 яруса) на 1600 зрителей, при максимальной стоимости 400 тыс. рублей.

Впоследствии эти условия были изменены: зрителей - 1500, максимальная стоимость - 450 тыс.рублей, причем было указано, что при составлении проекта особое внимание должно быть обращено на пожарную безопасность театра.

Было назначено пять премий; жюри (академики архитектуры Л.Н.Бенуа, Г.А.Гедике и граф Сюзор) первую премию 2500 рублей присудило профессору В.А.Шретеру.

Виктор Александрович Шретер окончил Петербургскую Академию Художеств, а затем с золотой медалью Берлинскую. Был профессором института гражданских инженеров и архитектором императорских театров; составил проекты театров: в Тифлисе (первый в 1879 г., второй в 1883 г.), Рыбинске (1880 г.), в Петербурге, оперный на Марсовом поле (1895 г.), Нижнем Новгороде (1896 г.), в Петербурге (перестройка Мариинского театра (1890 г.), в Киеве (1897 г.), Иркутске (1897 г.), Оренбурге (год неизвестен) и народных домов: Харькове (1890 г.) и Петербурге (1898 г.), а также вокзала в Одессе (1896 г) 9). Закладка здания была произведена в ноябре 1897 года.

Оперный театр. Фото начал ХХ века Так как В.А.Шретер жил в Петербурге и не мог руководить работами на месте, он высылал в Киев рабочие чертежи (всего около 280), все же работы производились под наблюдением Академика архитектуры В.Н.Николаева; с конца 1899 года его помощником был инженер А.М. Вербицкий3, подрядчиком был Гинзбург, один из лучших подрядчиков того времени. "Внутри здание будет по возможности совершенно несгораемое, балки половые и потолочные все железные, полы и потолки бетонные, барьер и разделения лож из бетона и других негорючих материалов. Занавес железный будет отделять сцену от зрительного зала. Работами заведует строительная комиссий из членов Думы под председательством члена Управы Казанского; ближайшее заведование работами возложено на академика архитектуры Николаева"4. Главный фасад при постройке почти не был изменен; по требованию митрополита герб г. Киева (Архангел Михаил) в картуше был заменен монограммой; было устроено два дополнительных выхода.

Размера здания: длина 117 м., ширина 60 м, зрительный зал длина 20 м., ширина 21 м., высота 17; число мест 1630; сцена: ширина 34 м., глубина 12. м., высота 25,60 м. Таким образом, театр по площади, 7020 кв. м, почти в шесть раз больше старого, площадь которого была 1200 кв. метров. В октябре 1901 года театр был открыт.

В 1912 году Контрольная Комиссия Городской Управы, рассмотрев отчет строительной комиссии по постройке театра, представила в Городскую Думу свое заключение о том, что Строительная комиссия перерасходовала, по первоначальному подсчету 343 тыс. руб., а по окончательному 105 тыс. руб.
Городская Дума, принимая во внимание, что со времени постройки театра прошло свыше 10 лет, т.е. миновала "судебная давность", что причиной перерасхода не является "злой умысел", что некоторые члены Строительной Комиссии уже умерли, постановила: перерасхода с членов Строительной Комиссии не взыскивать, Члены Контрольной Комиссии в знак протеста подали заявление об отставке, но затем взяли его обратно.

Насколько Строительная Комиссия очень бережно относилась к расходованию средств, можно судить по тому, что она несколько раз устраивала соревнование между фирмами Венской Кона и Киевской Кимаера на изготовление мебели, в результате чего добилась значительного снижения цен: например, стоимость мягкого кресла снизилась с 85 до 16 рублей.

Оперный театр. Современное состояние Общественность Киева отнеслась к новому зданию очень холодно; указывали на ряд серьезных недостатков; жалели, что Киевский театр хуже Одесского, считавшегося в то врёмя верхом совершенствах5, зрительный зал "выбелен" и не имеет того "уютного" вида, как зал театра Соловцова (ныне Ивана Франка)6, нет фойе, его заменяет лишь уширенный коридор.

В 1925 году театр осматривали преподаватели и студенты инженерного факультета политехнического института, и администратор театра Иванов говорил: "в акустическом отношении театр имеет тот недостаток, что весь звук уходит вверх и потому во втором ярусе лучше слышно, чем в партере и в бенуаре7. Особенно плохо слышно в амфитеатре; артистам легче петь, когда они находятся на левой стороне сцены, чем на правой, (считая со стороны зрителей)".

Интерьер зрительного зала Это подтверждает и заслуженный артист Н. Г. Шостак, добавивший, что после реконструкции помещения для оркестра (увеличение площади, подъем пола) стало труднее петь.

К недостаткам театра надо, по моему мнению, отнести неудачное расположение парадных лестниц, "выигрышных" (придерживаюсь термина, применяемого артистами) частей здания, устройство касс в проходах (назначенные по проекту для касс помещения использованы по другому назначению), крутые пандусы в проходах, малого размера наружные площадки, покрыты притом гладкими метлахскими плиткам, устройство наружных ступенек взамен пологого пандуса, как это сделано в театрах; "Гранд-Опера" в Париже, Цюрихе, Мюнхене, Пильзене, театре Народной Армии в Будапеште, Кракове, Львове, Черновцах, Одессе. Наличие ступенек очень опасно во время паники, когда достаточно только одному человеку оступиться, упасть, и получится "свалка", "ходынка".

Хотя 60 лет все было благополучно, но все же это не может служить гарантией того, что из-за могущей быть паники не произойдет катастрофы. Приведем примеры.

По количеству жертв (более 900 человек) пожар Венского театра "Ринг-Театер", бывший 9 декабря 1881 года является наиболее ужасным чуть ли не эа целое столетие, а между тем театр этот был построен по последнему слову антипожарной техники; множество выходов, совершенно достаточных для того, чтобы выпустить всю публику в течение одной минуты без малейшей толкотни, железный занавес, пожарные краны и т.д. Там не менее вся человеческая предусмотрительность оказалась совершенно бессильной против того непреоборимого врага, который называется паникой. Сотни людей, напирая друг на друга, раздавливали падающих и образовывала такие горы мертвых тел, что не возможно было добраться до выходов. Паника была настолько сильна, что ни одно антипожарное приспособление не было пущено в ход теми, которым это было поручено.

Во время пожара театра "Опера Комик" в Париже в 1887 г. погибло более 150 человек из 1600 зрителей, причем несколько десятков человек бросились с карнизов театра на мостовую, разбиваясь вдребезги и не обращая внимания ни на какие спасательные приспособления.

При пожаре цирка в Бердичеве в 1889 г, погибло до 300 человек. Стены были из тонких досок, которые "просвечивали" и могли быть разнесены толпою с легкостью карточного домика. Многие взбирались на перекладины и там сгорали; в таком виде они были обнаружены, висящими на обгорелых брусьях. Один из участников этой катастрофы без особого труда сорвал две доски и выбрался наружу, но, как сам заявил в печати, бросился снова назад в огонь, совершенно не помня, почему, и уже оттуда был вытащен "за ноги".

Одним словом, картина везде одна и та же: полная потеря рассудка и неудержимая жестокость чувства самосохранения; каждый бьет, ломает, топчет других, потому что хочет выбраться из толпы и остаться живым.

К началу страницы
Предыдущая глава  Следующая глава